Самоотвержение

«Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя» (Пр. 4:24).

«Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4:25).

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Самоотвержение — готовность жертвовать собой для блага других, для общего блага; забвение себя, своих нужд, интересов во имя чего-либо.

Если виновник зла находит кого-нибудь, кто не отдает всю душу Богу и не полностью раскрывает ее для любви к Нему, он овладевает таким человеком, обольщая его лукавыми помыслами. То представляет он трудными заповеди Писания и тягостным служение братьям, то посредством самого служения… надмевает высокомерием и гордостью, как бы внушая искать славы у людей и требовать чести и таким образом поступать и действовать подобно неверным (Григорий Нисский).

Когда человек отречется от своей воли, тогда добродетели вступают в священный союз между собой, тогда приходит ум в устроение, непоколеблемое возмущениями.

Молитва есть умерщвление мысли о похотях плотского жития. Прилежно молящийся равен умершему для мира. Ибо отречься от себя — значит терпеливо пребывать в молитве. Из этого следует, что любовь Божия обретается в отречении от своей души (Исаак Сирин).

Кто не возненавидит своего имения, тот не сможет возненавидеть свою душу (Изречения безымянных старцев).

«Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» (Лк. 17:33). Нужно понимать так: сберегать душу свою — значит жалеть себя, а губить душу — не жалеть себя; надо только подразумевать: на пути заповедей Господних, или в служении Господу. И выйдет так: кто работает Господу в исполнение Его заповедей, не жалея себя, тот спасается, а кто жалеет себя, тот погибает. Станешь жалеть себя, непременно уж окажешься нарушителем заповедей и, следовательно, рабом неключимым, а неключимому рабу какой приговор? «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25:30). Потрудитесь наблюдать за собою хоть в продолжение одного дня и увидите, что саможаление искривляет все наши дела и отбивает охоту делать их. Без труда и напряжения ничего не сделаешь, а понудить себя жаль, вот и остановка. Есть дела, которые, хочешь не хочешь, надо делать. Такие дела делаются неопустительно, хоть и трудновато. Но тут саможаление побеждается саможалением. Не станешь делать — есть будет нечего. А так как дела заповедей не такого рода, то при саможалении они всегда опускаются. И на плохие дела поблажка тоже делается из саможаления. Жаль отказать себе в том, чего захотелось, желание и исполняется, а оно или прямо грешно, или ведет ко греху. Так жалеющий себя всегда — не делает того, что должно, а что не должно, — в том себе поблажает и выходит никуда негожим. Какое же тут спасение? (Феофан Затворник)

Пригласив следовать за собою с крестом, Господь указывает и способы устранения главных препятствий на этом пути, не внешних, а внутренних, коренящихся в сердце человеческом. Хочешь, как бы говорит Он, идти за Мной, — во-первых, не жалей себя, ибо, кто будет жалеть себя, тот погубит себя; во-вторых, не связывай себя любовью к имению, «ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36). В-третьих, не стесняйся тем, что скажут или как будут смотреть на тебя другие: «Ибо, кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Саможаление, любовь к имению и стыд перед людьми — это главные цепи, которыми держится человек в жизни небогоугодной, на пути страстей и греха. Они — главные препятствия к обращению грешника, они же — главный предмет духовной брани в человеке кающемся и уже начавшем приносить плоды покаяния. Пока эти нити не отрезаны, христианская жизнь в нас ненадежна, полна преткновений и падений, если не всегда внешних, то внутренних. Вот и присмотрись всякий хорошенько к себе, и, если есть в тебе что-нибудь из названного, позаботься освободиться от этого, иначе не надейся взойти к совершенству во Христе, хоть внешне будешь и очень исправен (Феофан Затворник).

Одному из хотевших идти за Господом Он сказал: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20); а другому, хотевшему прежде похоронить отца, сказал: оставь мертвого, его похоронят другие, а ты иди за Мной (Мф. 8:21-22). Это значит, что тот, кто хочет идти за Господом, не должен ожидать от этого следования на земле никакого утешения, а одних лишений, нужд, скорбей и что житейские заботы, даже самые законные, несовместимы с этим следованием. Надо отречься от всего решительно, чтобы уже ничто не привязывало к земле; затем обречь себя на всесторонние страдания, или крест; и, снарядившись таким образом, идти за Господом. Такова прямая воля Господня! Но кому дана эта заповедь — только апостолам или и всем христианам? Рассуди всякий сам. Отвергнуть себя и взять крест — всем ли сказано? Потом — возлюбить Господа больше отца и матери, братьев и сестер, жены и детей — всем ли сказано? Вывод ясен. Как же быть? Однажды и апостолы предлагали такой вопрос Господу, и Он ответил им: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27) (Феофан Затворник).

Нам нужно отречься и следовать за Христом: отречься от нашей воли и следовать воле Христовой; отречься злонравия нашего и следовать благонравию Христову; отречься от гордости, злобы, зависти, ненависти, нетерпения, сребролюбия, самолюбия, славолюбия и прочего злонравия ветхого Адама и следовать Христову смирению, кротости, любви, терпению, нищете и прочим божественным свойствам. Никто не может одновременно быть гордым и смиренным, злобным и кротким, склонным к ропоту и терпеливым, сребролюбцем и нестяжательным, завистливым и любящим, похотливым и целомудренным, скупым и щедрым. Ибо порок и противоположная ему добродетель в одном сердце поместиться не могут, но одно другое изгоняет. Когда какой порок из сердца исходит, тогда входит противоположная ему добродетель: когда исходит гордость, приходит смирение; когда отступает злоба, на место ее наступает кротость; когда изгоняются ненависть, зависть, скупость, невоздержание, нечистота, тогда вселяются любовь, милость, щедролюбие, воздержание, целомудрие и прочее. И чем более порок в человеке уменьшается, тем более противоположная ему добродетель умножается: чем более в ком гордость убавляется, тем более смирение возрастает; чем более оскудевают злоба, ненависть, зависть, скупость, немилосердие, нечистота, тем более возрастают кротость, любовь, щедролюбие, милосердие, чистота. И если кто хочет последовать Христу — смирению, кротости, терпению, любви и прочим Его божественным свойствам, тому нужно оставить свою гордость, злобу, мщение, гнев, нетерпение, ненависть, зависть и прочие душепагубные свойства ветхого человека (Тихон Задонский).

Правда и то, что и отречься от нашего злонравия, и победить его нашими силами мы не можем. Ибо победить свое злонравие — значит себя самого победить и от себя отречься, что собственной нашей силе невозможно. Поэтому мы должны искать помощи у Самого Бога, Которому «все возможно» (Мф. 19:26). Поэтому нам заповедано молиться, просить, искать и стучать (Мф. 7:7-11). Однако требуется усилие и с нашей стороны, потому что Бог помогает труждающимся, а не лежащим и унывающим (Тихон Задонский).

Отвержение естества, оскверненного грехом, необходимо для усвоения естества, обновленного Христом (епископ Игнатий).

Хотящий получить небесную премудрость должен оставить свою собственную, земную, как бы она велика ни была, отречься от нее, признать ее… безумием (епископ Игнатий),

Внимательная молитва требует самоотвержения, а на самоотвержение решаются редкие (епископ Игнатий).

Без самоотвержения человек не способен к вере. Его падший разум противоборствует вере, дерзостно требуя отчета у Бога в Его действиях и доказательств открытых Им человеку истин. Падшее сердце хочет жить жизнью падения, к умерщвлению которой стремится вера. Плоть и кровь… также хотят жить жизнью своею, жизнью тления и греха (епископ Игнатий).

Отрекись от себя и отдайся Богу, да творит с тобою, что хочет (епископ Игнатий).

Для спасения души сделалось совершенной необходимостью погубление души; для спасения себя сделалось совершенной необходимостью отречение от себя, от своего падшего «я», не сознающегося в падении (епископ Игнатий).

Облекаться в образ Небесного Человека, облекаться в Господа Иисуса Христа, всегда носить в теле мертвость Господа Иисуса Христа — значит не что иное, как постоянно умерщвлять в себе плотское состояние постоянным пребыванием в евангельских заповедях (епископ Игнатий).

Грех, при посредстве которого совершилось наше падение, так объял все естество наше, что сделался для нас как бы природным; отречение от греха сделалось отречением от естества; отречение от естества есть отречение от себя (епископ Игнатий).

Кто хочет быть истинным христианином, то есть уверовать во Христа, усвоить себе Христа и быть усвоенным Христом, тот должен отречься от себя (епископ Игнатий).

По умерщвлении безумной, мечтательной, на самом деле не существующей жизни может явиться истинная жизнь, с преизобильным ощущением существования, — жизнь в Боге (епископ Игнатий).

Господь возводит нас к высшему преуспеянию по телесному пути самоотвержения и смирения… (епископ Игнатий).