Свободная воля

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:16-17),

«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6).

«Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:34).

«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).

«Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:17).

Воля — это свойство человеческой души (или психики), выражающееся в способности ставить перед собою цель, желания и стремления и добиваться их осуществления. Человек так создан, что он способен избирать то, что хочет делать, чем заниматься и кем стать.

Воля есть способность желать, решать и действовать. Чтобы иметь крепкую волю, надо знать цель жизни.

Мыслительная способность человека помогает ему различить добро от зла, а волевая способность — избирать то или другое (Ориген).

Человеческой природе присуща еще одна слабость — отсутствие твердости силы воли.

Нам знакомы три вида воли:

Первый вид — естественная воля человека. Человек имеет свободу мышления, суждений, взглядов, поведения, решений, выбора.

Второй вид воли — это воля вынужденная, решение навязанное, выбор по необходимости, обусловленный теми или другими обстоятельствами.

Третий вид свободной воли — это христианская свобода воли. «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17).

Самая главная и решающая битва за душу человеческую происходит именно в области нашей воли.

Почему же Бог дал созданиям Своим свободу воли? Потому что без свободной воли, хотя она и обуславливает появление зла, невозможны были бы истинная любовь, доброта, радость и все то, что представляет ценность в мире.

Только в мире, основанном на свободном выборе между добром и злом, может происходить нечто действительно важное, значительное.

Подлинное послушание добру или злу без свободной воли — немыслимо.

Бог поместил добро и зло в сфере нашего достижения. Он же и предоставил нам право свободного выбора (Иоанн Златоуст). к

Человек обладает свободной волей относительно внешних, гражданских дел, но в религиозном плане, когда вопрос касается его отношений к Богу, он не имеет свободной воли.

Ибо Библия говорит, что естественный человек мертв во грехах (Еф. 2:1,5). Мертвый не имеет свободной воли. Для того чтобы он мог приобрести свободную волю, сперва должно совершиться чудо его пробуждения из мертвых.

Рабство греху не лишает человека свободы воли.

«Если хочешь!» — эти два слова подтверждают нам тот неоспоримый факт, что ни всемогущество Божие, ни искупление Христово, ни обличения Духа Святого, ни привлечение Отца, ни благодать, ведущая к покаянию, не нарушают Богом данного суверенитета человеческой личности и не насилуют его свободной воли.

Бог может произвести в человеке и хотение, и действие по Своему благоволению, и благодать Божия может вести грешника к покаянию, но Бог не может заставить насильно каяться. Больше того, Бог не нуждается в таком вынужденном покаянии грешника.

Дух Святой может только тогда вселиться в сердце человека, когда крепость себялюбия и скрытого упрямства сломлена и сложена к ногам Господа, а это может совершиться только при согласии самого человека.

Молитва — это проявление свободной воли человека.

Уверовавший в Бога принадлежит Богу по своему рождению, по искуплению и по своей личной, добровольной отдаче себя Ему.

Человек имеет равное право принять спасение или отвергнуть.

Сатана не имеет ни силы, ни права лишить человека свободного выбора, лишить его человеческой воли.

Августин говорит, что «воля — свободна, но не освобождена». Человек может выбирать, но выбирает неверный путь.

Исав потерял свое первородство не потому, что Бог предопределил его к этому, а по собственному выбору. Не Бог, а сам Исав лишил себя этого права.

Злоупотребление свободой воли и выбора приводит не к свободе, а к самоуничтожению.

Ужас бесцельности и ужас бессилия — вот два ужаса, которые смертельно поражают волю человека.

Надобно бояться не столько злых людей, сколько собственной злой воли, ибо первые заставляют нас прибегать к Богу и, сами, не ведая того, приближают к нам Бога, а вторая удаляет нас от Него.

Ваша воля — стена между вами и Богом. Подчините ее Богу — и стена разрушится.