Святость

«Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни» (Пс. 92:5).

«А Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог святый явит святость Свою в правде» (Ис. 5:16).

«Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная» (Рим. 6:22).

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).

Святой — духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры (В. Даль).

Слово «святой» в своем абсолютном смысле употреблялось в Ветхом Завете только в виде исключения, оно сохранялось для избранников эсхатологических времен. В Новом Завете оно обозначает христиан. Сначала применяемое к членам первохристианской церкви Иерусалима, в особенности к небольшой группе, собравшейся на Пятидесятницу (Еф. 3:5), оно стало применяться к братьям в Иудее (Деян. 9:31-41), а затем ко всем верующим (Рим. 16:2). Действительно через Духа Святого христианин приобщается Самой святости Божией. Образуя истинный «святой народ» и «царственное священство», слагая «святой храм» (1 Пет. 2:9; Еф. 2:21), христиане должны воздавать подлинное служение Богу, предавая себя, вместе с Иисусом Христом, в «жертву святую» (Рим. 12:1).

Святость христиан, происходящая от их призвания (Рим. 1:7), требует от них отказа от греха и языческих обычаев (1 Тим. 4:3): они должны поступать «не по плотской мудрости, но по благодати Божией» (2 Кор. 1:12). Эти требования святости лежат в основе каждой христианской церкви. Она опирается на тот факт, что христианин, достигнутый Христом, должен участвовать в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения Его (Флп. 3:10-14) (Словарь библ. богословия, с. 1012),

Святость — это сумма всех совершенств Бога. Святость есть сердце, исполненное чистой любви к Богу.

Святость — это Христос, освящение наше, воцарившийся в сердце нашем как Жизнь нашей жизни.

Святость — неотъемлемая часть Божией природы, а грех — наследие падшего человека.

Очищение от грехов — путь к святости.

С чистотой и святостью в наше сердце приходят мир и покой, ничем невозмутимые.

Чем больше мы ценим святость, тем больше ценим крест.

Оправдание — только средство к цели, но не сама цель. Цель же сама есть уподобление Сыну и преображение в Его образ, а это не что иное, как полная святость.

Истинное освящение и святость могут быть только там, где присутствует Сам Господь и где живешь и ходишь в Нем, где пребываешь в нем и Он один действует во всем и над всем господствует.

Опресноки являются прообразом святости сердца и жизни, необходимой для личного общения с Богом.

Личная святость не есть основание нашего спасения, но она является элементом, необходимым для нашего общения с Богом.

Религиозные манифестации, которые не действуют на нас ни со стороны улучшения морали, ни со стороны уподобления Христу в характере, никуда не годятся и, на самом деле, могут скорее принести вред, чем благо. Бог свят, и весь план искупления целью своей имеет святость.

Бог требует такого очищения, которое охватило бы все, начиная от сокровеннейших внутренних помыслов и желаний и кончая самыми открытыми и явными нашими делами и поступками; очищения, которое охватило бы все наше существо без остатка, от сердца и до самого внешнего края нашей жизни.

Бог ожидает от нас святости, то есть очищения, как внутреннего, так и внешнего нашего человека. Нет ли в нашей жизни какого-нибудь корня греховного, который находится там уже много-много лет? Корни размножаются и распространяются.

Бог не смотрит, полны ли наши руки, но — чисты ли они.

Внешнее благочестие может проявляться без внутренней святости, но не может быть внутренней святости без ее внешнего проявления.

Святость всегда радостна и прекрасна. Она отражает святой покой в лице нашем, святую тишину Божию в голосе нашем и поведении нашем; святость — благоухание Божие, исходящее из всего нашего существа.

Святость и скорбь идут так же долго вместе, как Руфь и Ноеминь, как Илья и Елисей, пока им не приходится расстаться перед вратами неба.

Умерших святых мир прославляет, живых — гонит, а иногда и умерщвляет.

Мы забыли во многих разделениях христианства, что мы «святые» и поэтому должны быть святыми, как дети Божий, «божественно жить», как говорит М. Лютер в своем Катехизисе.

«Святыми» во всем Новом Завете называются не отдельные, особо важные и достигшие совершенства люди в церкви. Определение «святой» означает: принадлежащий Богу, посвященный Богу; каждый человек вообще, принадлежащий к Церкви Божией, к общине. Святыми они сами по себе не являются. Они являются «освященными во Христе Иисусе», потому что Он спас их от погибели, от полного падения и приобрел Себе ценой Своей крови и жизни.

Определение святого: «Это тот, в ком Христос ожил для новой жизни».

Святой — это тот, кто пребывает в любви к Богу.

Кто превозносится своею святостью, то еще не знает, что такое святость.

Нет такого человека, который мог бы удовлетворить своей добротой святость Божью.

Человек делается сыном Божиим только когда становится святым (Григорий Нисский).

Святые… как граждане небесные служат Богу среди земнородных. В неутомимой борьбе преодолевают они плотские похоти, и свое тело, по воле Господа, делают сосудом святыни. Душевные силы они направляют к духовным созерцаниям и становятся обителью Бога, чтобы Он обитал в них (Ефрем Сирин).

У святых не только слова, но даже лица исполнены духовной благодати (Иоанн Златоуст).

Святые, пламенея любовью к Господу и вознося священные песни, даже не чувствовали скорбен, но всецело предавались молитве (Иоанн Златоуст).

Таков обычай святых: если они (по попущению Божию) сделают что-нибудь плохое, то торжественно это показывают, каждый день стенают и делают открытым для всех, если же — что-нибудь благородное и великое, то скрывают это и предают забвению (Иоанн Златоуст).

Таковы души святых: для исправления других они жертвуют собственной безопасностью (Иоанн Златоуст).

Души святых таковы, что они и страждущим сочувствуют, и счастливым не завидуют, но радуются, веселятся, утешаются, видя получающих благодеяния (Иоанн Златоуст).

Души святых исполнены кротости и человеколюбия как к своим, так и к чужим; они жалеют и бессловесных (Иоанн Златоуст).

Не одно освобождение делает святым, но также присутствие Духа и богатство добрых дел (Иоанн Златоуст).

Верх святости и совершенство состоят не в совершении чудес, но в чистоте любви. И это справедливо: чудеса должны прекратиться и уничтожиться, а любовь всегда останется (1 Кор. 13:8) (Иоанн Кассиан Римлянин).

Бог есть Святость (Тихон Задонский).

Как земледелец выходит на поле обрабатывать землю, купец приходит в лавку торговать, ученик идет в школу учиться, судья приходит судить и изыскивать правду, воин выходит на брань подвизаться против врагов и защищать свое отечество, так христианин входит в христианство, чтобы свято жить, угождать Христу Господу и верой в Него — у Него искать вечного спасения (Тихон Задонский).

Истинная святость никакими грешниками не гнушается. Истинно святой ненавидит грех, но не грешников; грехами гнушается, но не гнушается грешниками. Книжники и фарисеи, надменные мнимой святостью, гнушались грешниками, потому и укоряли апостолов: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» (Мф. 9:11). Но Христос, Святейший святых и Источник святыни, никакими грешниками не гнушался. Этому следуют и святые рабы Его, которые отвращаются от грехов, но не от грешников: грехи ненавидят, но грешникам соболезнуют и состраждут. Да постыдится надменная фарисейская гордость, которая гнушается подобными себе грешниками! (Тихон Задонский)

Когда откроются книги совести святых, тогда воссияет в них Христос Бог наш, обитающий в них теперь сокровенно; и святые сделаются подобными Ему, Богу Вышнему (Симеон Новый Богослов).

Человек тогда бывает свят, когда уклоняется от зла и творит благо не потому, чтобы освящаем был добрыми делами, ибо делами закона не оправдается ни одна душа, а потому, что через добрые дела усвояется и уподобляется он Святому Богу (Симеон Новый Богослов).

Сердечное ожидание пришествия Господа есть ключ к святой жизни.

Взвешивай ежедневно твое покаяние, твою веру, твою любовь, твою надежду, твое терпение и смотри, каков их вес на весах святости.