Скорбь

«Скорбь и горесть постигли меня; заповеди Твои — утешение мое» (Пс 118:143).

«Горе мне в моем сокрушении; мучительна рана моя, но я говорю сам в себе: «подлинно, это — моя скорбь, и я буду нести ее»» (Иер. 10:19).

«Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф. 24:21).

«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

«Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых Иудея, потом и Еллина!» (Рим. 2:9).

«И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5:3-5).

Скорбь — глубокая печаль, горесть; болезнь.

Скорбь — состояние скорбящего; печаль, грусть, тоска, горе, сокрушение, боль сердечная; боль и болезнь телесная, немощь, недуг (В. Даль).

Скорби не есть зло, но добро: они хороших делают еще лучшими. Это горнило для очищения золота, это мельница для стирания твердых зерен пшеницы; это огонь, истребляющий волчцы и тернии, чтобы сделать землю способною к принятию добрых семян.

Скорби — это Божий ветры. Они возводят нас ближе к Богу и к небесам.

Ветер беззвучно несется через открытое пространство над морем, но, когда он встречает на своем пути распростертые ветви деревьев или нежные струны эоловой арфы, мы слышим его мощные песни, песни красоты и силы. Так и наше сердце в дни печалей и скорбей обретает свой певчий голос.

Скорби являются школой, в которой мы познаем себя, познаем наше христианство.

Скорби — наша школа, где мы учимся (Иоанн Златоуст).

Скорби являются благословенным очистительным огнем (Мал. 3:2-3).

Огненная скорбь — это та святая почва, на которой сходятся человек и Бог.

Дни скорби, причиненной нам смертью дорогого и близкого человека, — это дни нашей Гефсимании.

При шлифовке Бог иногда употребляет острые инструменты, то есть скорби.

«Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, — и польются ароматы его!» (Песн. 4:16). Иисус Христос направил в сердце хананеянки «северный ветер», — и оттуда полились дивные ароматы веры, кротости и смирения: «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Какой замечательный ответ! Какая красота души видится в нем! Через страдания выкристаллизовался этот бриллиант.

Скорбное положение во время земной жизни есть установление Самого Господа для истинных рабов и слуг Господа (Димитрий Ростовский).

Скорби, посылаемые человеку промыслом Божиим, — верный признак избрания человека Богом (епископ Игнатий).

Большая часть божественных дарований зарождается в душе после затруднения и скорби (Нил Синайский).

Тяжелые условия жизни рождают самые лучшие песни во славу Господа.

Благополучие может быть опаснее бедствия, и бедствие — спасительнее благополучия.

Время напастей есть время преимущественного памятования о нас Бога; время напастей есть то время, в которое Бог зиждет души наши.

Терпение скорбей с благодарением Бога, с признанием себя достойным скорби, с признанием попущенной скорби именно тем спасительным врачевством, в котором нуждаемся для исцеления, есть знамение истинного покаяния (епископ Игнатий).

Для воспламенения огня божественной любви нет лучшего древа, как древо креста (скорби).

Гравировка на кресте нашей жизни — символ небесного венца.

Несчастие есть целительное, хотя и горькое, лекарство для нашего душевного здравия (Марк Аврелий).

Воспоминание о прошедших несчастиях и скорбях всегда дает вернее видеть настоящее благополучие.

Бедствие есть случай к явлению добродетели (Сенека)

Благочестие без креста, большею частию, есть только воображаемое благочестие (Пс 118’67,71)

Без искушения нет борьбы, без борьбы нет победы; без победы нет воздаяния (2 Тим. 2.5) (Блаженный Феофилакт)

Добродетель, не испытанная в скорбях, не есть совершенная добродетель Ее даже добродетелью пока еще нельзя назвать.

Какая в том добродетель охотно принимать приятное? Но скорбное принять благодушно, по благоволению к воле Божией, — вот подвиг, вот добродетель, вот залог награды

Беды являют духовных героев подобно тому, как война рождает героев

Мед, извлекаемый из тмина, мелкого и горького растения, почитается лучшим; и добро, творимое среди превратностей и страданий жизни, будет добром превосходнейшим

Похвально мужество добродетели и во время мира; но еще похвальнее доблесть ее при настоящей брани (Нил Синайский).

Тернии, окружающие розу, не отнимают у нее ни румянца, ни благовония; искушения, страдания и скорби придают блеск доблестям истинного христианина

Скорбь всегда была долей величия.

Бедствие подобно кузнечному молоту, сокрушающему куст (К. Боуви).

Скорби для хорошо приготовленных есть как бы укрепляющая пища и упражнение в борьбе, приближающие христианина к Отеческой Славе (Василий Великий)

Скорби — истинное училище молитвы (Тихон Задонский).

Великие скорби в жизни обыкновенных людей сделали их великими мужами Божиими.

Кровь христианских мучеников смешана в ступе для скрепления камней цивилизации.

Железо не ржавеет от труда, а глина обожженная тверда. Здоровая идея та, которая переболела.

Человек все равно что кирпич обжигаясь, становится твердым (Б. Шоу).

Во время беды люди скрываются в безопасное жилище свое; так в годину искушений и скорбей люди видят себя лицом к лицу

Огнем испытывается железо — несчастием мужество (Сенека). Нередко и праведники предаются в руки нечестивых, но для испытания праведных (Григорий Богослов) Золото испытывается в горниле, а добродетельный — в скорбях.

Если у тебя есть грехи, они легко попаляются и истребляются скорбию. Если же есть у тебя добродетель, от скорби она сделается светлее и блистательнее (Иоанн Златоуст).

Золото очищается огнем, а душа — искушениями и скорбями

Любомудрие делается от страданий мужественнее и твердеет в бедствиях, как раскаленная сталь в воде (Григорий Богослов)

Только тот является величайшим победителем, кто в одиночестве топтал точило человеческой скорби.

Спокойное море никогда не делает моряков опытными

Не тогда познается искусство корабельщика, когда тихая погода, но когда бывает буря и волнение на море.

Человек, не знающий скорбей, не может сострадать людям и, следовательно, не может им помогать в их скорбях.

В час скорби очень многие люди, как никогда прежде, открывали для себя своих собратьев и своего Бога.

Часто в ночь скорби у верующих загораются самые яркие лампады.

Известно, что пчелы во время ношения меда живут и питаются горькою пищею. И мы тогда только можем творить дела, угодные Богу, или составлять мед добродетелей, когда будем вкушать хлеб горести и жить в терпении сердечном (Франциск де Саль). Горести и скорби, подобно горнилу, освобождают нас от всего легкомысленного, праздного и подготовляют к серьезному служению Богу и ближним.

Скорбь может причинить нам двоякое действие. Она, как ничто другое, может показать нам подлинную доброту людей; она, как ничто другое, может показать нам сострадание Бога и Его поддержку

Версту шел я с наслажденьем — Оно не переставало говорить всю дорогу, Но все, что оно говорило, Не сделало меня мудрей

Версту я шел со скорбью,

И она не произнесла ни слова,

Но что я только не узнал,

Когда скорбь шла со мной1

Скорби и искушения полезны человеку делают душу благоискусной и твердой, если она мужественно, охотно, с упованием на Бога переносит все случающееся, с несомненной верой ожидая избавления от Господа и милости Его (Ефрем Сирии)

Скорби служат нам пособием к сохранению заповедей Божиих

Покой и веселье обыкновенно ведут к беспечности, тогда как скорбь приводит к заботливости и заставляет душу, рассеянную вовне и развлеченную многими предметами, обращаться к самой себе (Иоанн Златоуст)

Скорбью, как бы в каком священном месте, душа научается ничтожеству человеческой природы, кратковременности настоящей жизни, тленности и непостоянству житейского (Иоанн Златоуст)

От скорби мы получаем немало пользы еще прежде воскресения тем, что душа наша становится испытаннее, мудрее, разумнее и избавляется от всякой робости (Иоанн Златоуст)

Скорбь приносит двоякую пользу во-первых, делает нас более ревностными и внимательными, во-вторых, дает нам немалое право на то, чтобы быть услышанными в молитве (Иоанн Златоуст)

Скорби нам необходимы для того, чтобы мы имели случай прощать ближних и тем получить отпущение собственных своих согрешений (епископ Игнатий)

Скорби особенно располагают нас к мудрости и делают крепкими (Иоанн Златоуст)

Ибо ничто так не располагает душу к мудрости, как бедствия, искушения и угрожающая скорбь (Иоанн Златоуст)

Различные искушения бывают причиной различного добра (Димитрий Ростовский)

Тучи нашей жизни большей частью посылаются нам для того, чтобы излить на нас дождь благословений

Самые драгоценные жемчужины часто находятся в самых некрасивых раковинах Так же точно драгоценнейшие благословения находятся в тех обстоятельствах, от которых мы, может быть, желали бы избавиться

Дождь благословений падает из облаков скорбей Ранний и поздний дождь — это средства, с помощью которых Господь посылает зрелую жатву

Скорби, переживаемые верующими, испытывают их верность Господу, а получаемые от Него утешения приготовляют верующих на великий день жатвы

Скорби делают человека верующего еще более чистым и святым, а неверующего — еще более ожесточенным, отвратительным, злым

Скорби — по преимуществу удел современного христианина, удел, назначенный нам Самим Богом (епископ Игнатий)

Дети Божий через страдания совершенствуются, благодаря страданиям получают навык к послушанию и через многие скорби достигают славы

Страдания, трудности, переживания обогащают духовный опыт верующего

Благодать Господа часто приближается к двери нашего сердца на черном коне скорби и печали Это делает Он с целью, чтобы отлучить нас от земли и приобрести для неба. Переживания, постигающие нас, вырывают нас из духовного сна

Радость и горе, успехи и неудачи посвящаются одной и той же цели подобно тому, как дерево крепче укореняется благодаря легкому веянию и суровому ветру

Для верующего во Христа неизбежно терпеть скорби, потому что все, «желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим 3 12) (Иоанн Златоуст) .

Для того и болезни тела, для того и скудость плодов, для того и всякие скорби, чтобы мы из-за этих бедствий всегда прилеплялись к Богу и таким образом, через временные скорби, сделались наследниками вечной жизни (Иоанн Златоуст)

Тесен и прискорбен путь, ведущий в жизнь вечную, мало ходящих по нему, но он — неотъемлимое достояние всех спасающихся (епископ Игнатий)

Все святые прошли тесным путем искушений и скорбей, терпением их принесли себя в благоприятную жертву Богу (епископ Игнатий).

Скорби, претерпеваемые здесь за Божий закон, будут семенем грядущих благ (Василий Великий).

Скорби — путь жизни, но временен, а воздаяние вечное.

Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью, и потому нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим 8-18) в будущем веке.

Скорби несут нам блаженство, потому что они темный фон, на котором отчетливо видны сияния христианской жизни Все шедевры искусства содержат свет и тень.

Счастливая жизнь полна не только света, но и тени; только она может воспроизвести красоту.

Кровавые следы пролагают путь к престолам Ценою шрамов приобретаются скипетры Скорбь всегда была долей величия

Длинный и тяжелый путь истинных реформаторов всегда отмечается скорбью Такова история Павла, Лютера, Савонаролы, Нокса, Веслея и остальных богатырей веры.

Самые великие композиторы создавали песни в печали.

Всякое великое произведение писалось кровию автора (Отк. 7:14).

Кто был величайший поэт греков Гомер? Этот знаменитый певец был слепым

Кто был автором непревзойденной книги «Путешествие Пилигрима»? Князь ли в порфире, отдыхающий на ложе неги? Нет. Стелющаяся прелесть этого видения озолотила мрачные стены древней Бедфордской тюрьмы, пока Джон Буньян, королевский арестант, славный гений, делал точный снимок этого явления.

Слепая псалмопевица Фанни Кросби была наполнена любовью ко Христу: она видела слепыми глазами больше, чем видим мы, зрячие.

Любящие Бога принимают все, что дает жизнь, без отчаяния.

Познавший истину не противится скорбным бедствиям, ибо знает, что они приводят человека к страху Божию (Марк Подвижник).

Одр беспросветной скорби может стать венцом победной жизни Христовой в нас, если только мы с верой встанем и одр свой понесем.

Как редко и как холодно люди молились бы, если бы не было скорбей и страданий

Если нет человека, который бы без искушений благоугождал Богу, то должно благодарить Бога за всякий скорбный случай (Марк Подвижник).

Если скорби наши не прекращаются, то, очевидно, Бог находит, что они нам нужны.

Если бы Бог не допускал переживаний, мы не знали бы побед.

Ничто случившееся с нами не в состоянии будет опечалить нас, если будем возносить молитву напряженную и усердную; посредством ее мы избавимся от всего, что бы нас ни постигло (Иоанн Златоуст).

Безнадежно положение того, кто в своих невзгодах упрекает не себя, а судьбу, утверждая этим свое самодовольство.

Мы были бы добры и кротки, если бы нас не раздражали; мы были, бы набожны, если бы не были так заняты Я был бы терпелив, если бы был здоров; я бы удивил мир, если бы я, имел известность». Если мы не можем сделать добрым, святым то положение, в котором мы находимся, то мы никакое положение не сделаем добрым и святым.

Затруднения нашего положения даны нам для того, чтобы мы сгладили их своей добротой и твердостью; мрачность нашего положения дана нам для того, чтобы мы осветили ее божественным светом внутренней духовной работы; горести — для того, чтобы мы терпеливо и доверчиво переносили их; опасности — для того, чтобы мы проявили наше мужество; искушения — для того, чтобы мы Победили их нашей верой (Мартино).

Мы стоим лишь того, чего стоят наши тревоги и печали (М. Метеринк).

Только в школе скорбей и страданий выявляется наше христианство.

Лучшие качества христианского характера обнаруживаются под ударами страданий и скорбей.

Самые чудесные ароматы добываются сильным давлением; самые прекрасные цветы растут в одиночестве АЛЬПИЙСКИХ гор; прекраснейшие изваяния подвергались большому числу ударов долота; все предусмотрено Богом для нашего блага в Его нежной любви и заботе о нас.

Bсe, что считается бедственным в «том мире, как-то; гонения, озлобления, досады, унижения и многое другое, — все это любящим Бога обыкновенно приносит не гибель, но спасение (Димитрий Ростовский)

Путь к Царствию Божию усеян многими скорбями, но на этом скорбном пути Церкви Христа дан Дух Святой как Утешитель.

Божие присутствие в нашей жизни превращает нашу скорбь в песню, и песня эта — песня утешения

Бог не попускает нам ни постоянно бедствовать, чтобы мы не отчаялись, ни постоянно благоденствовать, чтобы мы не пали нравственно (Иоанн Златоуст).

Бог не оставляет людей навсегда ни в несчастии, чтобы они не изнемогли, ни в счастии, чтобы они не сделались беспечными, но различными способами устрояет их спасение (Иоанн Златоуст).

Бог, Который налагает крест, Он помогает нам и нести его (Тихон Задонский).

Иисус Христос употребляет горькое и сладкое, страдание и радости, чтобы произвести в нас лучшие отношения к Богу.

Господь не всегда избавляет нас от житейских бурь, но зато и в бурях Он дает покой. Далеко не всегда бывает легок наш путь, но и в трудностях Бог его уравнивает.

Одним Бог облегчает бремя жизни, другим же Он дает силу нести его.

Бог всегда посылает Свой посох одновременно с жезлом.

Даже в самое время наказания Бог более благ, нежели зол, более милосерд, нежели гневен, более сострадателен, нежели мстителен (Димитрий Ростовский).

Если и возливает Он на наши раны вино жестокой скорби, то не без елея; если и опечаливает, то не без помилования; если и огорчает, то не без утешения (Димитрий Ростовский).

Посмотри на врача: что делает он больному? Иногда он дает ему горчайшие пития, иногда же и режет, и жжет, и большие страдания причиняет своим врачеванием, потому что невозможно без боли излечить рану Но делая все это, он не болезни, но здоровья, не смерти, но жизни желает тому, кого лечит. Так и Бог, Врач душ наших, видя гниющие наши духовные раны, прилагает подобающее им врачевание. Он жжет напастями, режет нечаянно находящими печалями и поит горестями плачевными Делает же все это не для того, чтобы погубить нас, но исцелить, не убить, но оживить, не умертвить, но восстановить нас (Димитрий Ростовский).

Бог попускает любимым рабам Своим скорби по силам их — Бог подает и терпение в скорбях уповающим на Него (Димитрий Ростовский).

Господь, отвлекая и очищая ум наш от всякого неразумного земного пристрастия, как истинный врач, врачуя душу нашу, часто пресекает наши желания и хотения; много раз претворяет их в скорби и горесть, чтобы мы в Господе Боге искали утешения, которое не отнимется у нас вовеки (Димитрий Ростовский). Серебряная нить Божией любви вплетается во всякую ткань наших переживаний.

Нет на земле такой скорби, которую небо не могло бы исцелить. По божественному порядку скорбь всегда предшествует восторгу.

Наши скорби приходят к нам по воле Божией, но большинство наших скорбей — нашего собственного изготовления, «ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10j.

Всякая скорбь не случайна, но посылается нам от Бога и есть Его отеческое наказание, которым наказывает нас не от гнева, но от любви (Тихон Задонский).

Отец наш употребляет розги только до той поры, пока не достигнет своей цели.

Всякая скорбь и беда бывает от греха; и если бы греха не было, не было бы и скорби (Тихон Задонский).

Грех — причина всех скорбей человека и во времени, и в вечности (епископ Игнатий).

Господь скорбями избавляет от больших скорбей. Как хлеб без дождя, так и мы не можем расти без скорбей. Как необходимы гири для часов и балласт для судна, чтобы сохранить правильность их хода, так в духовной жизни необходима скорбь.

Как семена имеют нужду в дожде, так и мы в слезах. Как землю нужно пахать и копать, так и для души вместо заступа нужны искушения и скорби, чтобы она не произращала худых трав, чтобы смягчалась ее жестокость, чтобы она не возгордилась. И земля, без тщательного возделывания, не приносит ничего здорового (Иоанн Златоуст).

Как невозможно человеку не испытать смерти, так и прожить без скорбей (Иоанн Златоуст).

Хотя многие, по нашему мнению, в благополучии живут, однако ж нет такого благополучия, которое бы не было растворено горестью неблагополучия (Тихон Задонский).

В великолепных палатах плачут так, как и в хижинах, а часто и чрез золото текут слезы

Как в море за волною идет волна, так и в жизни — беда за бедою, огорчение за огорчением, испытание за испытанием (Димитрий Ростовский).

Как счастье возносит, так и беда смиряет и в познание себя приводит человека (Тихон Задонский)

В скорбях и невзгодах мы лучше познаем себя.

Как молот разбивает камень, так скорбь сокрушает грубость, бесчувствие и гордость.

Горести так же необходимы и благотворны для души, как бури и гром для видимой природы.

Страшны грозы, но что сталось бы с атмосферой без них? Горьки скорби, но как низко упала бы природа человека без этой очистительной силы.

Христианин, не искушенный бедствиями, подобен воину, еще не побывавшему на войне. Все в нем может показывать способность и мужество, но он еще не встречался с неприятелем. Можно ли ручаться за его храбрость и неустрашимость?

Как за других нельзя поручиться, если верность их к нам еще не испытана в несчастии, точно так же нельзя поручиться и за твердость, постоянство, искренность добродетели, пока она еще не испытана пробным камнем скорбей.

Как удар железа по твердому камню высекает искры, которых до того не было признака, так при ударе скорбей блистают из твердой души искры добродетели, которые без того не возбудились бы.

Как искусный садовник срезает с дерева бесплодные отрасли, чтобы сок его обращался и сосредотачивался, так и Премудрый Виноградарь Небесный обоюдоострым ножом скорбей очищает душу добродетельную, чтобы она более приносила плода.

Возделанная железными орудиями и удобренная сгнившими веществами, земля особенно способна к плодоношению; так и сердце, возделанное скорбями, напоенное унижением, особенно способно к возвышенной добродетели.

Как крепких деревьев не вырывают с корнем порывы ветра, сколько бы ни устремлялись на них, ни нападали со всех сторон, напротив, делают их чрез эти напоры еще более крепкими и твердыми; так и душу, живущую благочестиво, напоры искушений и скорбей не низвергают, но возбуждают еще к большему терпению, как и Иова сделали они более славным и досточтимым (Иоанн Златоуст).

Как скорби наши, так и радости — все от любящей руки Божией. Все они дары свыше и проявление благодати Божией в Христе.

В скорбях, как нигде лучше, можно повстречаться с Господом: Он всегда там.

Как врач, хотя причиняет телу страдания, однако же, благодетелен, потому что борется с болезнью, а не с больным, так благ и Бог, Который частными наказаниями содействует спасению целого (Василий Великий).

Ничто так не отгоняет беспечность и рассеянность, как скорбь и печаль; они сосредотачивают душу и обращают ее к самой себе (Иоанн Златоуст).

Как молот разбивает камень, так скорби сокрушают гордость и грубость человеческую, смягчают сердце.

Наказаниям быть необходимо, ибо иначе нельзя исцелить наши духовные раны. Как больному требуется лечение, так и нам, грешным, — наказание (Димитрий Ростовский).

Никакой произвольный подвиг, никакое произвольное лишение и злострадание не могут принести той пользы душе, какую приносят посылаемые ей Богом невольные скорби (епископ Игнатий).

Ничто так не облегчает скорби, как надежда избавления от скорби и получения вечного утешения (Тихон Задонский).

Лучше всю жизнь проплакать с отрадною надеждою небесных утех, нежели провести ее в беспрерывных удовольствиях, чтобы после плакать с вечным отчаянием.

Приятно вспоминать невзгоды, если они миновали.

Благополучие без примеси горя опасно; тут-то и стережет человека бедствие.

Страшно долго оставаться без скорби: стоячая вода обращается в болото, а бури и ветры освежают ее и возбуждают ее производительность.

Если будут окружать тебя скорби, то знай, что они отверзут тебе райскую дверь (Ефрем Сирии).

Бог, зная твою немощь, по смотрению Своему посылает тебе скорби, чтобы стал ты смиреннее и ревностнее взыскал Бога (Макарий Египетский).

Чем более разнообразные скорби и наказания посылает на тебя Господь, тем больше искренней любви Он простирает к тебе (Нил Синайский).

Горе тебе, душа, если не выносишь никакие скорби, причиняемые тебе братом, ни даже жестокого слова, но тотчас вступаешь в противоречие и сопротивление; за это и будешь навеки осуждена со злопамятными (Ефрем Сирии).

Кто избегает скорбь, тот забывает путь к вечной жизни.

Кто, согрешая, не наказывается здесь, тот самый несчастный человек (Иоанн Златоуст).

Тот не заслужил сладкого, кто не вкушал и не испытал горького.

Кто не встречал в жизни трудностей, никогда не станет настоящим человеком (африканская народная мудрость).

Когда человек отрицательно реагирует на так называемые плохие события, случающиеся в его жизни, то есть начинает жалить себя, укорять других людей и вставать против Бога, — его характер ухудшается и он попусту расточает посланные ему скорби.

Кто противится постигающим его скорбям, тот, сам того не зная, противится повелению Божию (Марк Подвижник).

Удаляться скорби — значит удаляться Царствия Небесного.

Если кто не падает под скорбью, но в надежде на Бога несет бремя печали, то за терпение готова ему великая награда от Бога (Василий Великий).

Великое благо скорбь, но мы не должны сами навлекать ее на себя (Иоанн Златоуст).

У нас бесчисленное множество поводов к скорбям. Один только есть путь, избавляющий от этой несообразности, — путь добродетели. И он, конечно, не чужд горестей, но горестей не напрасных, а приносящих благую пользу (Иоанн Златоуст).

Желающий отклонить от себя будущие бедствия должен с радостью переносить настоящие (Марк Подвижник).

Без скорби человек не способен к тому таинственному, вместе существенному утешению, которое дается ему соразмерно его скорби (епископ Игнатий).

Надобно благодарить Бога, когда Он подает благо, и не выходить из терпения, когда Он не ущедряет ими (Василий Великий).

С усердием мы должны прибегать к Богу без всяких жалоб или ропота, но во всякой скорби ограждаясь благою надеждой (Нил Синайский).

Мы не тогда должны скорбеть, когда слышим злословие о себе, но тогда, когда оно справедливо (Иоанн Златоуст).

Хотя бы кто отнял у нас имущество, хотя бы изрезали наше тело, — все это для нас ничто, если душа у нас остается здоровой (Иоанн Златоуст).

Приемля удары от Бога, Который с благодатью и премудростью устраивает жизнь нашу, будем просить у Него сперва познания тех причин, по которым Он поражает нас, а потом избавления от скорби (Василий Великий).

Будем смотреть не на скорби и печаль настоящую, а на пользу, которая из нее происходит, на плод, который она рождает (Иоанн Златоуст).

Если Бог допускает тебе скорбь, то знай, что и в скорби есть благо.

Если Христос, безвинный, за наши вины соизволил переносить скорбь и тьму смертную, ты ли не покоришься перенести без сравнения меньшую скорбь, без сомнения за некие вины твои пред Богом, хотя, может быть, и безвинно пред человеками?

Терпи скорби, потому что в них, как розы в тернах, растут и воспитываются добродетели (Нил Синайский).

В печали не теряй надежды на благоденствие и при успешном течении дел жди печали (Григорий Богослов).

Не смущайся среди искушений: Кто посылает случай к сражению, Тот даст и силы к победе.

Утешение в скорбях должно искать в Иисусе Христе, иначе напрасно будешь искать утешения.

Во всех случающихся с тобою в жизни скорбях предавай всего себя в волю Божию, и ты получишь в них отраду и утешение.

В тяжелые времена болезней, потерь, всяких горестей нужнее, чем во всякое другое время, молитву, не просьба об избавлении, а признание своей зависимости от высшей воли: «Не моя воля да будет, но Твоя, и не то, что я хочу, а как Ты хочешь. Мое же дело в тех условиях, в которых Ты поставил меня, исполнять Твою волю». В тяжелые времена нужнее всего помнить, что когда трудно, то это самое трудное и есть то, что дано мне, что это и есть тот случаи, который не повторится, в котором я могу показать, что действительно хочу делать не свою, а Его волю.

Когда чувствуешь себя несчастным, вспомни о несчастных других и о том, что могло быть еще хуже. Вспомни еще, чем ты виноват был прежде и теперь виноват, а самое главное — помни: то, что ты называешь несчастьем, есть то, что послано тебе для твоего испытания; для того, чтобы ты научился покорно и любовно переносить несчастие; для того, чтобы ты, благодаря этому несчастию, стал лучше. А в том, чтобы становиться лучше, — все дело твоей жизни.

Человек никогда не бывает ближе к Богу, как когда он бывает в беде. Пользуйся этим, чтобы не потерять этого случая сближения с Тем, Кто дает неизменное благо.

Прошло благополучие — благодари Бога, и благополучие твердо будет. Пришли несчастия — благодари Бога, и несчастия прекратятся (Иоанн Златоуст).

В скорбях не унывай, в счастье не превозносись.

Если случится тебе скорбь на том месте, где ты живешь, то не оставляй места во время скорби. Если же поступишь иначе, то куда ни пойдешь, везде найдешь то, от чего бежишь (Димитрий Ростовский).

Сам себя смиряй, и тогда не будет нужно, чтобы какое-либо особое бедствие смирило тебя.

Никогда не бойся наказания, но бойся греха, порождающего наказание (Иоанн Златоуст).

Одного паче всего бойся и избегай — греха; а скорби, а печали — это врачевство душевное.

Перенеси благодушно твою скорбь; тогда сам увидишь, для чего она была послана тебе (Пс. 72:12-17).

Пусть всякая невольная скорбь научает тебя помнить о Боге, и ты не будешь иметь недостатка в побуждениях к покаянию (Марк Подвижник).

Всегда ожидай великих и страшных скорбей, бедствий и смерти, чтобы они не постигли тебя неготовым.

Скажи хоть после бедствия то, что не умел сказать во время бедствия: «Да будет имя Господне благословенно! Да будет слава Господу вовеки!»

Слава Богу за все! Не перестану говорить это всегда и во всех приключениях моей жизни (Иоанн Златоуст).

Горами ли, дебрями ли ведет меня невидимая рука Провидения, только бы привела меня в мое горнее отечество.