Слово

Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева» (Пр. 18:8).

«Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и избавитель мой!» (Пс. 18:15).

«Мерзость пред Господом помышления злых, слова же непорочных УГОДНЫ Ему» (Пр. 15:26).

«Разумный воздержен в словах своих, и благоразумный хладнокровен» (Пр. 17:27).

«Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток» (Пр. 18:4).

«Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати моему знанию» (Пр. 22:17).

«Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 22:37).

Слово — единица речи, представляющая собой звуковое выражение Понятия о предмете или явлении объективного мира; высказывание, словесное выражение мысли, чувства.

Слово — исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь.

Библия не почитает слово человеческое пустым звуком или простым средством общения между людьми: слово выражает личность, участвует в ее динамизме. Оно, в некотором смысле, обладает действенной силой. Отсюда его важность для поведения. Соответственно твоему качеству, слово для произносящего его приносит честь или бесчестие. «Смерть и жизнь — во власти языка» (Пр. 18:21).

Следовательно, для суждения о ценности человека, слово является пробным камнем, позволяющим испытать его (Словарь библ. богословия, с. 1053).

О дурном употреблении слов

Человек, склонный к многословию, проявляет глупость (Пр. 13:3) и несдержанность (Пр. 20:19) и становится ненавистным; глупец, которого узнают по его пустой и несвязной речи, ложный друг, который в виде утешения на ветер пускает слова (Иов 6:26). Но есть худшее — это слова нечестивых, «засада для пролития крови» (Пр. 12:6). Мудрый должен остерегаться злословия, ибо «пустослов уязвляет как мечем» и делает больше жертв, чем оружие (Пр. 12:18).

Следует остерегаться и другой опасности, а именно: богохульства, греховных слов и ложных клятв (Словарь библ. богословия, с. 1053).

О хорошем употреблении слов

В противоположность грешникам и глупцам, мудрые должны точно взвешивать свои слова. Вовремя сказанное слово и надлежащий ответ — радость и сокровище (Пр. 15:23), ибо есть «время молчать, и время говорить» (Ек. 3:7). Следовательно, надо сдерживать свои слова, сделать для слов своих вес и меру и для уст своих — дверь и запор, быть медленным на слова (Иак. 1:19). К этой мере надо прибавить еще мудрость и доброту. И тогда «слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток» (Пр. 18:4), «ибо от избытка сердца говорят уста» и «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» (Лк. 6:45). Говоря под действием Духа Святого, человек может наставлять, увещать и утешать братьев своих, ибо тогда слово человека выражает Слово Божие (Словарь библ. богословия, с. 1054).

Слово — выражение мысли, оно должно соответствовать тому, что выражает.

Слово есть образ мысли и выражение наших чувств, следовательно, из слов легко может познаваться внутреннее, душевное состояние говорящего человека.

По звону слышно, каков колокол, а по речи можно узнать, каков человек.

Если желаете узнать, каков человек в сердце своем, вникните в его слова, ибо «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12’34).

«Каков человек, такова его и речь», — сказал Сократ. И когда ему представили юношу, чтобы он дал свое суждение о нем, то он сперва вступил с ним в разговор.

Нет ничего столь ясно отражающего внутреннюю жизнь человека, как его слова.

Святые люди и говорят обыкновенно о святых предметах. Слова — экран души человека и сердца человека.

Слово — выражение мысли и может служить соединению и разделению людей, поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним.

Нужно всегда помнить, что сказанные слова не остаются бесплодными.

Слово — выражение мысли, мысль — проявление божественной силы, и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Оно может быть безразлично, но не может и не должно быть выражением зла.

Мы легко выражаемся неточно из-за дружелюбия или из-за недоумения, даже в том случае, когда речь идет о священном.

Мы возмущаемся на телесных преступлениях: подрался, прелюбодействовал, убил, — а легче смотрим на преступления слова: осудил, оскорбил, передал, напечатал, написал вредные, развращающие слова, а между тем последствия преступлений слова гораздо более тяжелы и значительны, чем преступления тела. Разница только в том, что зло телесных преступлений тотчас заметно, потому что оно сказывается далеко от нас и по месту, и по времени.

Всякое слово, исшедшее из наших уст, никогда не возвращается к нам; оно пойдет по умам и устам, по годам и векам.

Время проходит, но сказанное слово остается. Сказанное слово никогда нельзя вернуть обратно. Слово, раз вылетевшее, назад возвратить нельзя. Людское слово, как заряд, не возвращается назад.

Три вещи не приходят назад: сказанное слово, выпущенная стрела и упущенная возможность.

Слово не стрела, а часто больнее стрелы пронзает сердце. Когда слово исходит из сердца, оно попадает прямо в сердце. Стрелы пронзают плоть, а злые слова душу (Б. Грасин).

Слово подобно пчеле: оно имеет жало и мед Иное слово в иной час даже хуже меча Случайное слово опаснее случайною камня

Несдержанные люди жертвуют дружбой скорее, чем своей остротой, не отдавая отчета в последствиях от сказанных ими слов Острое слово сгубило не одну дружбу и даже не одно государство

Благо жизни людей — их любовь между собой, а недобрым словом можно нарушить любовь

Горы разрушаются землетрясением — любовь и дружба разрушаются словом (русская народная мудрость)

Свидетельства, вызывающие разделения и разногласия между людьми, — это ложные свидетельства

Гнилые слова — это злословие, брань, клевета, лжесвидетельство, сквернословие, пустословие и другие

Ругань, рассказывание грязных историй, поношение чужой репутации и неблагоговейное упоминание о Боге и о Писании мы можем считать гнилыми словами

Одно хорошее слово и в жестокий мороз согреет Худая речь и в жару в озноб бросит

Жестокое, гневливое слово и хороших делает дурными, а кроткое слово приносит пользу всем

Одно уступчивое слово может утолить гнев, а грубое — привести в ярость

Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми (Макарий Великий)

Ласковое слово человека привлекает, грубое — злобу вызывает (русская народная мудрость)

Добрые слова исходят из доброго сердца, а худые, гнилые показывают, что внутри тебя, в сердце твоем, неблагополучно, что там происходит болезненный процесс, приводящий душевные свойства человека в состояние крайнего упадка, сильнейшего истощения, — процесс, отделяющий тебя от Бога

Слово, сказанное человеку с любовью, делает великое дело — больше, чем мы можем себе представить

Ласковое слово и буйную голову смирит (русская народная мудрость)

Ласковое слово гнев укрощает (французская народная мудрость).

Горькое слово лечит — сладкое калечит

Краткое слово — сладкое слово

Доброе слово смазки не требует

Доброе слово — тоже дело

Правдивая речь острее, чем меч

Хорошее лекарство горько на вкус, но излечивает болезни. Правдивые слова режут ухо, но наставляют на правильный путь.

Хотя, по учению мудрых, молчание полезно, свободная речь тоже нужна, но нужна только в свое время. Мы грешим словом и когда молчим, а надо бы говорить, и когда говорим, а надо бы молчать.

Хороши слова, сказанные одним из французских писателей1 «После дара слова дар или умение молчать есть величайшая сила в мире». Нужно помнить, что сказанные слова не остаются бесплодными: они не только составляют наследство тех, кто их слышал, но передаются новому поколению, слагаясь в твердые формы вещи и действия. Слова, как и идеи, переживают людей в последующих поколениях.

Слова без дел похожи на цветы без плодов. Из слов моста не построишь — нужны бревна. От слова до даянья большое расстоянье.

Слова неразумного человека — шумный песок моря, которое бьет в берега, но не напаяет береговых растений (Григорий Богослов).

Привычка к худым беседам есть путь к худым делам. Где много слов, там обыкновенно много грехов. Чем больше понимания, тем меньше слов. Во множестве слов затемняется главная мысль. Слова истины всегда без украшений и просты.

Когда человек не имеет другого намерения, как сказать правду, ему достаточно нескольких слов.

Человек, который всегда думает, прежде чем сказать, никогда не скажет лишнего.

Лучше учиться, нежели, не зная, учить (Григорий Богослов). Лучше говорят обыкновенно те, кто говорит мало.

Только тот обладает даром слова, кто не проронит ни одного слова даром.

Когда умный человек хочет что-либо сказать, то сперва подумает и размыслит сам в себе и потом уже говорит; глупый, напротив, сперва говорит, а потом уже думает, что сказал.

Тот, кто говорит, не подумав, подобен тому, кто стреляет, не прицелясь.

Если слово опоздало, от него и проку мало.

Сад без ограды будет потоптан и опустошен; и кто не хранит уст своих, тот погубит плоды добродетели (Ефрем Сирии).

Кто много говорит, тот мало делает.

Говорить о хорошем надлежит и тому, кто не делает хорошего, чтобы, устыдясь слов, начать делать и дела (Нил Синайский).

Дурно говорить о людях вредит сразу трем: тому, о ком дурно говорят, тому, кому говорят дурно, но более всего тому, кто говорит дурно о людях (Василий Великий).

Отвечать неопределенно — значит возбуждать недоверие.

Говорить откровенно, искренне, от всей души могут и смеют только благородные сердца.

Человек учится говорить два-три года, но всю жизнь не может научиться молчать там, где он должен молчать.

Будущность человека зависит не только от дел, но и от слов. Лучше делать и молчать, чем не делать и кричать. Чем язык скупее на слова, тем твоя целее голова.

Сказанное слово назад не воротишь; пока не произнес его, ты ему господин, а когда произнес — оно твой господин.

Над камнем, брошенным рукой, мы не имеем уже власти; так и над каждым неразумным словом, слетевшим с наших уст.

Разлитую воду не соберешь.

Чем больше хочешь говорить, тем больше опасность, что скажешь дурное.

Слушай, будь внимателен, но говори мало.

Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь. Несказанное слово — золото.

Употребляй слова так, как будто они стоят денег.

Наблюдай за собою строго в произносимых тобою словах, чтобы после не раскаиваться.

Более слушай, нежели говори: в многословии не миновать греха.

Бойся празднословия, как боишься хищных птиц и зверей: оно подобно им уничтожает труды святой жизни.

Прежде, нежели начнешь говорить, подумай и тогда говори или отвечай должное.

Если прилично говорить и пришло время слову, говори, что служит к назиданию (Фома Кемпийский).

Равно худы и негодная жизнь, и негодное слово. Если имеешь одно, будешь иметь и другое (Григорий Богослов).

Будь внимателен к себе до того, чтобы ни одного праздного слова из уст твоих никогда не выходило.

Говори всегда правду, с точностию и без уклончивости, и твоему простому слову будут верить, как клятве.

Будь верен во всех словах твоих, и ты доставишь им твердость клятвы.

Поступай так, чтобы дело служило вместо слова, и говори так, чтобы и слово было вместо дела (Исидор Пелусиот).

Если имеешь время подумать, прежде чем начинать говорить, то подумай, стоит ли, нужно ли говорить, не может ли повредить кому-либо то, что ты хочешь сказать. И большей частью бывает так, что если подумаешь, то не начнешь говорить.

Прежде подумай, потом говори. Но остановись прежде, чем тебе скажут: «Довольно». Человек выше животного способностью речи, но он ниже его, если болтает что попало (Сзади).

После долгого разговора постарайся вспомнить все то, о чем было говорено, и ты удивишься, как пусто и ненужно и часто дурно было все говорено.

Редко раскаешься в том, что промолчал, а сколько раз раскаешься в том, что сказал; и еще бы раскаивался, если бы знал все последствия твоего слова.

Говори не потому, что ты должен что-то говорить, а только тогда, когда у тебя есть что сказать.

Говорите с осторожностью, потому что сказанное нами будет звучать вечно.

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служат любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей (Л.Н. Толстой).

Тех слов, где есть хоть капля яда,

И в шутку говорить не надо.

А. Шукур

Следите за своими словами, памятуя, что и пожелания ваши тоже молитва.

Будьте осторожны в словах: и слабая солома делает большой пожар. Даже если говоришь ты в шутку, все равно подумай хоть минутку.

Если ты знаешь, как надо жить людям и желаешь им добра, то будешь высказывать им это. Высказывать же это будешь стараться так, чтобы они поверили в твои слова. Для того же, чтобы они поверили тебе и поняли тебя, тебе надо постараться передать твои мысли не с раздражением и гневом, а спокойно и с добром.

Когда ты хочешь передать собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом не раздражаться и не сказать ни одного недоброго и обидного слова.

Если ты не можешь тотчас же утишить свой гнев, удержи язык. Помолчи — и ты скорее успокоишься (Бакетер).

Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

Не тот мудр, кто много говорит, но тот, кто знает время, когда должно говорить. С разумом молчи, с разумом и говори.

Ты словами не сори. Больше знай, чем говори.

Не говори много, хотя бы ты мог говорить все хорошо.

Не говори всего, что знаешь, но непременно знай все, что говоришь.

Много не говори: мудрые много не говорят. Говоря много, нельзя не согрешить. Надобно стараться, чтобы говорить немного и вовремя, именно тогда, когда видим, что молчание бесполезно. Впрочем, молчи тогда, когда не знаешь.

Девочка попросила сорвать ей цветок. Она понюхала его и вернула тому, кто его сорвал, и сказала: «Положите его обратно» Но это сделать невозможно.

Если цветок нельзя возвратить стеблю, то тем более нельзя вернуть сказанное слово. «Слово — не птица, вылетит — не поймаешь», — так говорит народная мудрость.

Если слово вышло из наших уст — оно ушло навеки. Можно извиниться за неудачное слово, но вернуть его невозможно. Вот почему мы должны следить за нашими устами и помнить слова Писания: «Кто хранит уста свои и язык, тот хранит от бед душу свою».

Никогда не говори, если тебя не спрашивают, но если тебя спрашивают, отвечай тотчас же и коротко, и не стыдись, если ты должен признаться, что не знаешь того, о чем тебя спрашивают.

Не хвали, не осуждай других и не спорь.

Не отверзай уст твоих для смеха: это признак рассеянной и нерадивой души, чуждой страха Божия.

Не удерживай слово, когда оно может помочь: ибо в слове познается мудрость и в речи языка — знание.

Необдуманные, невзвешенные слова, произносимые нами, могут причинить много неприятностей. Потому будем осторожны, произнося слова.

Для личного счастья не менее необходимо наблюдать за словами, чем за поступками (Н.А. Шелгунов).

Слово нужно употреблять: во-первых, с крайней бережливостью; во-вторых, во славу Божию; в-третьих, требуя у себя отчета в каждом слове (лучше перед отходом ко сну); в-четвертых, мы должны обращаться с молитвой к Господу, чтобы Он Сам положил хранение нашим устам; в-пятых, должно приносить покаяние в праздных и худых словах.

Пусть наши слова будут правдивы, просты, чистосердечны, доброжелательны, любвеобильны!

Говори то, что ты чувствуешь, и чувствуй то, что ты говоришь. Пусть твоя речь не расходится с твоей жизнью!