Смерть

«Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Пр. 18:21).

«Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время» (Ек. 7:17).

«Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Мф. 10:21).

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

«Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23).

«»Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?». Жало же смерти — грех; а сила греха — закон» (1 Кор. 15:55-56).

«Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор. 15:26).

«Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин. 11:25-26).

«Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою»» (1 Кор. 15:54).

«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Отк. 20:6).

«И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая» (Отк. 20:14).

Смерть — прекращение жизнедеятельности организма и гибель его.

Смерть — конец земной жизни, кончина, разлучение души с телом; конец плотской жизни и переход к вечной, духовной жизни (В. Даль).

Статистика говорит, что только 6 человек из 100 доживают до 65 лет и только 1 из 500 — до 80 лет.

Каждый год умирает 50 миллионов человек, то есть 136.986 человек умирает каждый день, 5.707 человек — каждый час, 95 человек — каждую минуту.

Наша жизнь висит на тонких ниточках. Могила зияет под нашими ногами на каждом шагу нашего жизненного пути. Смерть — враг всего мира.

Смерть не естественное, а насильственное явление.

Смерть духовная и физическая стала уделом падшего человечества, потому что невозможно жить без Жизни, бытие же жизни происходит от общения с Жизнью, а сама Жизнь есть Бог (Ириней Лионский).

После своего падения первый человек жил еще многие сотни лет. Но не солгал Бог, когда сказал: «В день, в который ты вкусишь от Него, смертию умрешь» (Быт. 2:17), ибо потому что человек отпал от истинной жизни, над ним в тот же день исполнился приговор смерти, а через несколько лет после постигла Адама и смерть телесная (Григорий Нисский).

За грех Господом благодетельно установлена смерть, Адам изгоняется из рая, чтобы не смел более прикасаться к древу, постоянно Поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно. Значит, изгнание из рая есть более дело попечительности Божией о человеке, нежели гнева (Иоанн Златоуст).

Хотя прародители жили еще много лет, но как только услышали, что они: «прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:19), сделались смертными, и с тех пор можно было сказать, что они умерли. В этом смысле и сказано в Писании: «в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:17), то есть вы услышите приговор о том, что с этих пор вы уже смертны (Иоанн Златоуст).

Ты сократил длительность жизни нашей; самый большой срок ее — семьдесят лет. Но мы грешим пред Тобою в семьдесят раз седмерицею. По милосердию Ты сократил дни наши, чтобы не удлинялся ряд грехов наших (Ефрем Сирии).

Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной, временной жизни в вечность (епископ Игнатий).

Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека; отдельно существует душа, и отдельно существует тело его (епископ Игнатий).

Велик страх в час смерти, когда душа с ужасом и скорбью разлучается с телом, потому что в этот час душе предстанут дела ее, добрые и злые, сделанные ею днем и ночью. Ангелы поспешат исторгнуть ее, а душа, видя свои дела, боится выйти из тела, глядя на дела свои, говорит со страхом: «Дайте мне хоть один час сроку…» Дела же ее, собравшись вместе, отвечают душе: «Ты нас сделала, с тобой мы и пойдем к Богу» (Ефрем Сирии).

Мучительность раскаяния грешника при смерти превышает даже страх смерти и разлучения (Ефрем Сирии).

Смерть никого не оставляет, и чем дольше живем, тем ближе она к нам. Этот предел Божий как неизвестен нам, так и весьма страшен. Неизвестен, поскольку смерть похищает без разбора старых и молодых, младенцев и юношей, готовых и неготовых, праведных и грешных. Страшен, поскольку отсюда начинается нескончаемая, непрестающая, всегда пребывающая вечность. Отсюда мы отходим или в вечное блаженство, или в вечную муку; или в место радости, или в место плача. Отсюда мы начинаем или вечно жить, или вечно умирать; или вечно царствовать на небе со Христом и святыми Его, или вечно страдать в аду с сатаной и ангелами его (Тихон Задонский).

Как поведение плотского и духовного человека различно и житие неравно, так и кончина не сходна, и после кончины будущее состояние. Плотскому человеку смерть страшна, но духовному мирна; плотскому человеку смерть печальна, но духовному радостна; плотскому человеку смерть горестна, но духовному сладостна. Плотский человек, умирая временно, умирает и вечно: «Помышления плотские суть смерть», — говорит святой апостол (Рим 8.6), но духовный через эту смерть переходит к вечной жизни, ибо мудрость духовная есть жизнь и мир… Плотскому — ад, геенна, но духовному небо будет жилищем. Плотский вселяется с диаволом и ангелами его в вечный огонь, но духовный со Христом, Которому усердно служит, — в вечную радость. Обоим воздается по делам их, которые в теле сотворили (Тихон Задонский).

Праведные и святые радуются в час смерти и разлучения, имея перед очами своими великий труд подвижничества, бдения, молитвы, посты и слезы (Ефрем Сирии).

Душа праведного при смерти ликует, потому что после разлучения с телом желает войти в покой (Ефрем Сирии).

Если был тружеником, то не скорби о приближении этого доброго переселения, потому что не печалится возвращающийся домой с богатством (Ефрем Сирии).

Смерть, которая страшна всякому и ужасает смертных, богобоязненному представляется пиршеством (Ефрем Сирии).

Смерть боится приближаться к боящемуся Бога и только тогда приходит к нему, когда ей повелено разлучить его душу с телом (Ефрем Сирии).

Смерть праведных — конец борьбы со страстями плоти; после смерти борцы прославляются и приемлют победные венцы (Ефрем Сирии).

Смерть — святым блаженство, праведным — радость, а грешникам — скорбь, нечестивым — отчаяние (Ефрем Сирии).

По Твоему, Господи, повелению душа разлучается с телом, чтобы ей вознестись в ту житницу жизни, где святые ожидают великого Дня Твоего, надеясь в тот день облечься славою и воздать Тебе благодарение (Ефрем Сирии).

Тщательно подвизающиеся в добродетели, переселясь от здешней жизни, поистине, как бы отпускаются на свободу от страданий и уз (Иоанн Златоуст).

Поскольку христиане после креста и воскресения Христова удостоверены в том, что, умирая (во Христе), переходят от смерти в жизнь и радость сопребывания со Христом, они желают смерти. Ибо если Дух Христов есть жизнь души, то какая польза получившим Его жить в этом мире и тем самым быть устраненными от той радости, которая подается сопребыванием со Христом? (Симеон Новый Богослов)

Если умрешь (за Христа), не будешь побежден, но тогда-то и одержишь победу самую совершенную, до конца сохранив в себе непоколебимую истину и неизменное дерзновение за истину. И перейдешь от смерти в вечную жизнь, от бесчестия у людей к славе у Бога, от скорбей и мучений в миру к вечным успокоениям с ангелами. Земля не приняла тебя в своих граждан, но примет небо, мир гнал, но ангелы вознесут тебя ко Христу и наречешься другом Его, и услышишь вожделенную похвалу: «хорошо, добрый и верный раб!» (Мф. 25:21,23) (Димитрий Ростовский).

Не бойся смерти, но готовься к ней, проводя святую жизнь. Если будешь готов к смерти — перестанешь бояться ее. Если возлюбишь всем сердцем Господа — сам пожелаешь смерти (Димитрий Ростовский).

Перестань плакать о смерти и плачь о грехах своих, чтобы загладить их и войти в жизнь вечную (Иоанн Златоуст).

Христианин, ты воин и непрестанно стоишь в строю, а воин, который боится смерти, никогда не сделает ничего доблестного (Иоанн Златоуст).

Станем трепетать не перед смертью, а перед грехом; не смерть родила грех, но грех произвел смерть, смерть же стала исцелением греха (Иоанн Златоуст).

Не смерть причиняет скорбь, а нечистая совесть. Поэтому перестань грешить — и смерть станет для тебя желанной (Иоанн Златоуст).

Всегда ожидай, но не бойся смерти, то и другое — истинные черты мудрости (Иоанн Златоуст).

«Возмездие за грех — смерть». Такова сущность божественной справедливости.

Смерть — это то единственное, с чем человек не способен, не может согласиться, примириться, признать ее вполне естественным и нормальным явлением.

Смерть не признает ни возраста, ни классовой принадлежности. Ее боятся все люди.

Смерть равняет всех людей. Она лишает богача его миллионов и нищего его лохмотьев. Она прекращает жадность и охлаждает страсти.

Смерть всех уравнивает: «Увы! мудрый умирает наравне с глупым» (Ек. 2:16). Смерть уравняла Александра Македонского с погонщиком мулов и мудрого Сократа — с неграмотным рабом.

Смерть забирает от нас обратно все то, что мы приобрели, что дано было нам и чем пользовались мы в земной жизни; так что человек рождается и умирает с пустыми руками.

Смерть похищает все, что мы получили от жизни.

Смерть неподкупна. Сказано: «Время рождаться, и время умирать». И смерть в точности придерживается положенного срока.

Смерть беспощадно и грубо попирает все то, пред чем мы преклоняемся в этом мире: красоту, гений, силу, славу, богатство, власть и т.п.

Достигнув ореола своего величия, Наполеон кощунственно воскликнул: «Тебе, Боже, — небо, а мне — земля!» Бог не возражал. Не прошло много времени — и «великий француз» получил от Бога два маленьких метра земли.

Смерть косит людей, как злак полевой, не разбирая, отцвел ли он или в первой зелени.

Смерть невидимо ходит за человеком. Там настигает она его, где он вовсе не чаял ее; тогда постигает его, когда он не ожидал; так постигает, как он никогда не предполагал.

Жизнь всех людей и каждого человека в отдельности, кто бы он ни был, обычно заканчивается смертью.

Жизнь каждого человека на земле кончается одними и теми же словами: «умер и он» или «умерла и она».

«И скончался» — вот последний шаг на жизненном пути каждого человека.

Один для всех вход в жизнь и одинаковый исход. Смерть не обрывает существование человека.

Смерть — это разрушение того сосуда, в котором был наш дух. Не надо смешивать сосуд с тем, что влито в него.

Умирая телесно, вы только переходите из одного жилища в другое.

Хотя в слове «смерть» только шесть букв, но с нею связана целая вечность.

Смерть для праведников и грешников есть то же, чем было Чермное Море для израильтян и египтян. Для первых оно было переходом в обетованную землю, а для последних — причиною погибели Так и смерть для праведников есть начало жизни и дверь в блаженную обетованную землю; для грешников же — предначатие смерти второй, смерти вечной, мучительной

Для христианина смерть — это только перемена адреса.

Смерть для избранных — начало бессмертия.

Смерть — врата в нескончаемую вечность.

Смерть не что иное есть, как долговременный сон (Иоанн Златоуст).

Сон — подобие смерти, а пробуждение — образ воскресения.

Жизнь — вечность, смерть — лишь миг (М.Ю. Лермонтов).

Смерть христианина не внезапное нападение врага, а возвращение к Небесному Отцу из земного странствия.

Христианина смерть не разлучает со Христом: она лишь шаг ближе к Нему, она не конец, но врата на линии горизонта, ведущие в большее присутствие Иисуса Христа.

Для христианина переход, который мы называем смертью, не последний шаг, а только ступень; не выход, а вход; не конец, а начало вечной жизни в раю.

Человек, которым управляет Дух, в сердце которого Христос, умирает лишь для того, чтобы воскреснуть.

Человек, управляемый Духом и живущий в общении со Христом, находится на пути к жизни; смерть представляет собой лишь неизбежный промежуток, который нужно пройти на этом пути.

Праведник никогда не бывает так близок к своему счастью, как при смерти. Чего желает он в жизни, то исполняется для него в час смерти.

С добродетельными людьми то же случается пред смертию, что с добрыми детьми, возвращающимися с дороги к своему родителю. Добродетельные люди, как чада неба, верно знают, что Отец их Небесный будет им рад и что примет их хорошо, милостиво, с любовию, потому что они в пути жизни всецело старались исполнять Его повеления.

Смерть истинного христианина есть не что иное, как услышанный и принятый им призыв Христа- «Дитя мое, приди ко Мне».

Последними словами проповедника Муди были: «Земля удаляется Небо открывается. Бог призывает».

Те, кто когда-либо удостаивался присутствовать при кончине людей праведных, не мог не заметить, что они как бы засыпают или отходят с миром куда-то от нас.

Смерть истинных христиан

1. Походив вдоволь среди этих христиан и насмотревшись на их действия, я заметил, наконец, что и между ними прогуливалась смерть, однако не такая мерзкая по внешности: не наглая, но приятная, но великолепно окутанная пеленами Христа, которые Он оставил в гробу. Смерть, подходя то к одному, то к другому, говорила, что настало время отойти со света. Ах, какая была радость и ликование для того, кто получал эту новость! Только для того, чтобы поскорей это было, они подвергались разным болям, мечу, огню, клещам. И каждый тихо, спокойно, радостно засыпал.

2. Наблюдая, что с ними будет дальше, я увидел, что ангелы по поручению Божьему облюбовывали для каждого место, где бы тело его могло иметь себе покой и отдых. Когда его клали туда друзья или враги, или сами ангелы, гроб охранялся, чтобы тела святых содержались в покое от сатаны и чтобы даже малейшая пылинка с них не исчезла. Затем другие ангелы, вынув душу, несли ее наверх среди дивного ликования; проникнув туда за ними взором веры, я увидел невыразимую славу.

Многие святые призывали смерть как друга и освободителя.

Почить во Христе — это не смерть, это жизнь, это блаженная действительность.

Мы думаем о смерти как о конце, но для христианина она славное начало; мы думаем о ней как об уходе, а она, в действительности, Славный приход.

Чрез смерть мы вступаем во врата вечности.

Неверующие способны скрыть страх пред вратами смерти только от других, но не от себя.

Если бы смерть и могла поразить христианина, она потеряла для него свое жало. Она приходит как послание мира, чтобы вести странника к вечному покою. Смерть не имеет более господства над христианином, но она является его слугой.

Для того, кто возложил все свое упование на живого Христа, смерть не конец, а начало жизни в новом плане.

Верующий человек не ищет смерти, но и не боится ее.

Смерть есть предел власти сатаны; а где кончается сатана, там начинается Бог.

В Евангелии смерть бежит от Христа. Христос не сказал ни одной погребальной речи. Когда Он встречал похороны, Он просто их прекращал, воскрешая мертвых.

Можно смотреть на жизнь как на сон, а на смерть — как на пробуждение.

Жизнь пресекается смертию, и смертию начинается жизнь.

Жизнь и смерть можно одинаково приветствовать, если мы живем по воле и в присутствии Господа.

Смерть страшна, если мы умерли не со Христом, а с разбойниками нераскаянными.

Мы потому боимся смерти, что живем в нерадении и не имеем чистой совести (Иоанн Златоуст).

Мы боимся смерти, потому что представляем ее себе в виде непроницаемого мрака, из которого мы при рождении вышли и снова должны возвратиться в него после смерти. Но я верю, что после смерти мы окажемся в таком свете, в сравнении с которым солнечный свет будет тенью. Что же нужно для этого? Ходить во свете Христа на земле.

Мы не будем бояться смерти телесной, если боялись при жизни смерти греховной.

Если мы будем готовы к смерти и смерть нас не постигнет, то мы через это ничего не лишаемся. Но если нет приготовления к кончине и смерть поражает, то это само в себе мирное и сладостное рождение для неба превращается в мятежное и страшное расторжение души с телом.

Что бывает с теми беспечными воинами, которые во время войны на поле сражения предаются забавам, пьянству и глубокому сну? Вдруг с ужасным криком устремляются на них враги — и безоружные, смятенные страхом, совершенно теряются, не знают, что предпринять, на что решиться: ищут оружие — и не находят его; призывают на помощь к себе — и никто не слышит; хотят бежать — и не скрыться, но, окруженные отовсюду врагами, впадают в их руки.

Так смутится и душа, когда нечаянно застигнет ее беспечною, сонною конец ее! Поздно тогда прибегать к оружию молитвы: в смятении и ужасе она не может собрать чувств своих; поздно искать помощников: они удалились от нее как от погибшей, нераскаянной.

Нет места, где бы скрылась она, потому что кончилось время, данное для покаяния, и двери милосердия Божия затворились для нее.

Не дай Бог отойти во грехах туда, где уже нельзя сложить с себя грехов.

Худая жизнь и конец имеет худой.

Смерть не есть зло, но худая смерть зло есть (Иоанн Златоуст).

После смерти нет возможности покаяния, исправления или какой бы то ни было духовной перемены.

Окончательная смерть наступает только в том случае, когда человек добровольно отказывается от божественного дара.

Что подумали бы вы о сыне, который, живя вдали от отца, так занят делами и удовольствиями чужой страны, что не думает о возвращении к отцу и не пользуется случаем наведаться о нем и о его доме? Без сомнения, вы сказали бы, что сей сын не любит отца.

Что посему должно думать о человеке, который так занят земными заботами и удовольствиями, что не помышляет о своем возвращении путем смерти к Отцу Небесному и о Его доме, о небе и вечности? Необходимо сказать: видно, сей человек не любит Бога или, по крайней мере, более любит мир, нежели Бога.

Кто благочестиво живет в теле, благочестиво и разлучается с телом. Кто живет с Господом, с Господом и умирает. Кто усердно служит Господу до смерти, тот будет с Господом и по смерти.

Кто живет с тем, чтобы жить вечно, тот никогда не страшится смерти.

Страх смерти печалит мужа, осуждаемого своею совестью. А кто имеет в себе доброе свидетельство, тот столько же желает смерти, как и жизни (Исаак Сирии).

Если смерть страшна, то причина этого не в ней, а в нас. Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти. Для святого нет смерти.

Тот, кто ложно понимает жизнь, всегда будет ложно понимать и смерть.

Тот, кто здоров, во цвете лет, считать готов, что смерти нет (кабардинская народная мудрость).

Кто чаще смерть поминает, тот меньше согрешает (русская народная мудрость).

Кто поглощен благими помыслами, тот поистине избавлен от мук смерти (Ф. Бэкон).

Не верит в бессмертие только тот, кто никогда серьезно не думает о смерти.

Человек не может забыть о своей неизбежной кончине еще и потому, что Бог часто напоминает ему об этом. Он освежает нашу память тяжкими, а иной раз и неизлечимыми болезнями, несчастными случаями, стихийными бедствиями, опасностями, безвыходными жизненными тупиками и множеством других Его способов и возможностей.

Ничто так не верно, как смерть; но и ничто так не сокрыто от человека, как время ее появления.

Л.Н. Толстой писал: «Все в мире призрачно, одна смерть реальна».

Мы знаем, что умрем; но кто опередит кого, юный ли старца или старец юного, — не знаем.

Господь позовет нас к Себе, когда не чаем и где не чаем и как не чаем.

Когда встанем от сна, то вполне сомнительно — достигнем ли вечера? Опять, когда желаем успокоить тело сном, столько же ненадежно — увидим ли свет наступающего дня? (Василий Великий)

Иной спать на одре возлегает вечером, а по утру на одре смертельном полагается (Тихон Задонский).

Иные легли на постель, чтобы успокоить тело малым временным сном, — и уснули сном вечным.

Быть может, некоторые из читающих сегодня эти строки, не увидят уже другого дня.

Смерть не обещала нам помедлить, пока мы приготовимся встретить ее.

Нет ни одного мгновения, которое не могло бы быть последним в нашей жизни.

Это милосердие Божие, что человек не знает, когда умрет. Сокрыт день последний, да будем внимательны ко всякому дню (Блаженный Августин).

Это спасительно для нас, что Бог оставил неизвестным день смерти; да занимается каждый спасительною мыслию о последнем дне своем (Блаженный Августин).

Для того Бог и сделал неизвестною нашу кончину, чтобы мы сделали известною свою заботливость и осмотрительность (Иоанн Златоуст).

Мы все крайне боимся смерти; начнем лучше бояться греха, ибо что в смерти есть страшного — все от греха.

Не зная, в каком месте и в какое время ожидает нас смерть, будем ожидать ее во всякое время и во всяком месте (Блаженный Августин).

Нужно приготовить себя к смерти прежде, чем к жизни (Сенека).

Чтобы научиться у праведника великой науке хорошо умереть, надобно прежде научиться у него науке хорошо жить.

Не надобно смерти бояться — надо злых дел опасаться (русская народная мудрость).

Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас от смерти смерть Спасителя (Иоанн Златоуст).

«Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46), — таковы были последние слова Господа. Каковы-то будут последние наши слова? Мы должны стараться отходить от мира так, чтобы сама наша кончина была свидетельством нашей веры и, если можно, поучением для наших ближних.

Хотите, чтобы о вас сказали теплое слово после смерти? — живите в мире с Богом и людьми.

Самая теплая характеристика — некролог.

Многие добродетели обязаны своим существованием памяти о смерти.

Вообразим, что наше тело сделалось бессмертным и все убедились, что они будут жить вечно на земле. Многие переменились бы к худшему: самолюбию, притеснениям, гордости, сладострастию не было бы конца.

Умремте, пока еще не умираем, чтобы не умереть, когда придется умирать.

Родился ты, чтобы тебе умереть; умираешь, чтобы жить.

Смотри на жизнь с мыслию о смерти и на смерть с мыслию о жизни. Таким образом, ты будешь учиться вместе и жить, и умирать, имея в виду смерть, чтобы, умирая, тебе узреть жизнь.

Живи так, чтобы ты мог взирать на смерть как на призвание божественной любви к счастливой жизни

Живи свято, дабы умереть свято.

Помнишь ли, что чем более живешь, тем ближе к смерти?

Помни непрестанно смерть, как будто она у тебя перед глазами, и встретишь ее менее грозною (Григорий Богослов).

Придет утро — думай, что не доживешь до вечера. Когда настанет вечер, — не смей обещать себе, что утро увидишь (Фома Кемпийский).

В каком благочестии, в какой святости провел бы ты нынешний день, если бы знал, что сегодня умрешь! Проведи же таким образом всю свою жизнь, ибо ты не знаешь, доживешь ли до завтрашнего дня, и можешь умереть каждый день и каждый час.

В начинаниях и делах своих всегда спрашивай у самого себя: как поступил бы я в настоящих обстоятельствах, если бы мне пришлось умереть сегодня?

Приступая к какому-либо делу, говори себе со вниманием: что будет, если сейчас посетит меня смертию Господь? Смотри, что отвечает тебе совесть твоя, и делай так, как она говорит тебе.

Живи так, как бы умереть тебе сейчас.

Живи так, чтобы смерть никогда не застала тебя неготовым (Фома Кемпийский).

Делай то, что хотелось бы делать при кончине.

Работай, как будто жить будешь вечно, а поступай с людьми так, как будто умрешь сейчас.

Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок.

Будь всегда таким, каким желаешь быть при кончине.

Старайся так жить, чтобы в час смертный более тебе радоваться, нежели бояться (Фома Кемпийский).

Всегда ожидай, но не бойся смерти; то и другое истинные черты любомудрия (Нил Синайский).

Не бойся смерти, но готовься к ней, проводя святую жизнь; если будешь готов к смерти, не убоишься смерти, если возлюбишь всем сердцем Господа, то сам вперед пожелаешь ее (Димитрий Ростовский).

Если можешь умереть всякий час, то всякий час и должно быть готовым к смерти.

Любовь уничтожает не только страх смерти, но и мысль о ней Старушка крестьянка за несколько часов до смерти говорила дочери о том, что она рада тому, что умирает летом. Когда дочь спросила: «Почему?», умирающая ответила «Потому, что зимой трудно копать могилу, а летом легко». Старушке было легко умирать, потому что она до последнего часа думала не о себе, а о других

Твори дела любви — и для тебя не будет смерти.

Когда ты явился на свет, ты плакал, а кругом все радовались; сделай же так, чтобы, когда ты будешь покидать свет, все плакали, а ты один улыбался.