Хула на Духа Святого

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31-32).

Что такое хула на Духа Святого? И в чем она заключается? Слово «хулить», в обыденном его употреблении, означает ругать, произносить оскорбительные слова, бранить, порочить

Тому, кто хулит Духа Святого, то есть Божество Христово, и говорит- «Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского» (Лк 11:15) — не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Исидор Пелусиот).

«Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк 3.29). Уже в древности полагали, что смысл этого выражения таков: «Если прочие дела и поступки милостиво прощаются, то милосердия не бывает, когда Бог отрицается во Христе» (толковая Библия А П Лопухина)

Выражение «хула на Духа Святого» было для слуха фарисеев равнозначно словам «хула против Бога» Если так, то становится понятным, почему всякий другой грех и хула простятся человекам, а хула против Духа Святого не простится. Потому, что последнее есть выступление против самого Бога и вместе с тем приближение человеческого духа к злому духу, вина которого никогда не будет прощена. Это, так сказать, принципиальная хула, самое величайшее злословие, свойственное только отверженным духам злобы, которые никогда не приглашались к покаянию и никогда не могут раскаяться (толковая Библия А.П. Лопухина).

Тот хулит Духа Святого, кто действия и плоды Святого Духа приписывает противнику Этому подвергаются многие, нередко усердного опрометчиво называя тщеславным, того, кто проявляет добрую ревность, ложно обвиняя в гневе, и многое подобное, приписывая им такие мотивы по лукавым подозрениям (Василий Великий).

Оскорбляющие Духа Святого подлежат за это вечному осуждению, потому что хула на Духа Святого не отпускается (Василий Великий).

Тот, кто бросает вверх камень, не может пронзить неба и даже достичь его — камень падает ему на голову Так и тот, кто хулит блаженное Существо Божие, никогда не может нисколько повредить Ему, ибо Оно столь велико и высоко, что недоступно ни для какого вреда, но сам изощряет меч на свою душу, оказываясь неблагодарным Благодетелю (Иоанн Златоуст).

Если увидим, например, что упал осел, то все спешим поставить его на ноги, а о гибнущих братьях не заботимся… Богохульник — тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший Подойди же и подними его и словом, и делом, и кротостью, и силой — пусть разнообразно будет лекарство (Иоанн Златоуст).

Как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, не уменьшает его сладости, но обнаруживает свою болезнь, так и осуждающие дела Божий (Иоанн Златоуст).

Когда ты увидишь, что кто-нибудь порицает дела Божий… считай это величайшим знаком его безумия (Иоанн Златоуст).

Богохульство не унижает величия Божия и потому не должно побуждать тебя к ярости. Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе (Иоанн Златоуст).

Горе хульнику: у Него связан язык, и он не в состоянии сколько-нибудь оправдаться перед Судией (Нил Синайский).

Хула есть порождение гордости. Часто она рождается и от того, что мы осуждали в ней ближнего (Иоанн Лествичник).

Грех против Духа Святого — это столь долгий и столь упорный отказ от воли Божией, что в конце концов она не может быть узнана даже тогда, когда проявляется во всей своей полноте.

Почему же этот грех должен быть непростительным? Чем он так ужасно отличается от остальных грехов? Ответ прост: когда человек достигает этой стадии, покаяние становится уже невозможным. Если человек не желает распознать добродетель и добро, когда видит их, он не может уже желать их. Если человек не способен распознать порок, он не может сожалеть о нем, в нем не могут проснуться стыд и сожаление о нем и желание расстаться с ним. А кто не может, несмотря на все прегрешения, любить добро и ненавидеть зло, тот не может раскаяться; а кто не может раскаяться, тот не может быть прощен, потому что раскаяние — единственное условие прощения Грех против Святого Духа — это полная потеря чувства греха (У Баркли).