Соблазны

«А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф. 18:6-7).

«Сказал также Иисус ученикам Своим: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, чрез кого они приходят» (Лк 17:1).

«Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 114:13).

«И блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:6).

Соблазн — то, что прельщает, влечет к себе; греховное искушение.

Соблазнить — вызвать сильное желание обладать чем-либо, делать что-либо; прельстить; вызвать греховные помыслы, желания, ввести в грех.

Соблазнять — склонять к чему-либо худому приманкой, смущать, вовлекать, заманивать; подать повод к греховному падению, совращать; вводить кого-либо в соблазн, в искушение, искушать (В. Даль).

Что же такое соблазны? Это препятствия на прямом пути (Иоанн 3латоуст).

Все противоположное воле Божией есть соблазн.

Соблазны — это ложное представление человека о своем отношении к миру

В плотских удовольствиях, в пище и питии нет для души мира и покоя, но всегдашняя борьба и мятеж, мрак и тьма (Димитрий Ростовский).

Ибо нет верного утешения и покоя в плотских удовольствиях, но непрестанное томление души и мятеж (Димитрий Ростовский).

Божественная же, духовная, бессмертная пища есть мир души, тишина жизни, свобода духа, спокойствие совести, радость и нескончаемое блаженство. «Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их» (Пс. 35:9) (Димитрий Ростовский).

Соблазны мира стараются угасить вспыхнувшую искру любви Божией (Тихон Задонский).

Горе миру от соблазнов, по слову Христову, — но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Подающие соблазн дважды грешат: ибо грешат сами и других вводят в грех, сами погибают и других ведут к погибели (Тихон Задонский).

Соблазняет тот, кто, преступая закон словом или делом, и другого вводит в беззаконие, как змей Еву, а Ева Адама; или кто препятствует исполнению воли Божией, или кто настраивает мысль немощного к чему-либо запрещенному (Василий Великий).

Соблазны чаще всего двояким образом происходят: во-первых, развращающим и противным Слову Божию учением, как это делают еретики и прочие суеверы.

Во-вторых, подает соблазн и тот, который противно Слову Божию живет и развращенно с братией своей обходится.

Ибо как добрый, так и злой пример одного ударяет в сердце, другого через слух или видение; добрый к добру, а злой к злу побуждает видящего или слушающего. Соблазн подобен язве моровой, которая, начавшись в одном человеке, многих живущих близко заражает и умерщвляет. Так и развращающее учение — в одном ересеначальнике начинается, но бесчисленный народ поражает и губит. Так и одна порочная жизнь часто подает случай многим беззаконновать и то, что видели или слышали, делать. Как дом загорается от горящего соседнего дома, так люди пламенем беззаконного примера нечестивых разжигаются и загораются (Тихон Задонский).

Соблазняемые почти всегда становятся соблазнителями.

Что может быть ужаснее соблазнителя? Приходят в ужас от поджигателей, воров, убийц, отвратителен, но какого ужаса достоин Христианин, который всюду разносит заразу греха, отнимает у своих братьев благодатную жизнь, продает их в рабство диаволу, низвергает в ад.

Кто может быть более жесток, чем человек, который бьет больного? А соблазн тяжелее всякого удара; он нередко причиняет смерть (Иоанн Златоуст).

Соблазнитель есть величайший враг Божий, ближнего и самого себя.

Не думай, что ты не убийца, если ты наставил ближнего твоего на грех… Ты растлеваешь душу соблазняемого и похищаешь у него то, что принадлежит вечности (Блаженный Августин).

Соблазн немощных — такой тяжелый грех, что мы для избежания его должны отказаться даже от позволительного, по законам Божеским и человеческим, коль скоро это позволительное может смущать немощную совесть и служить преткновением для ближних.

Кто вовлекает других во вред, тот оказывает дерзость против Бога, несправедливость против ближнего, жестокость против самого себя.

Соблазны недобрых родителей и злых людей являются причиной греховного состояния детей (Тихон Задонский).

Большое горе пастырю, если он открывает путь ко всякому беззаконию своими соблазнами (Тихон Задонский).

Когда неверующие заметят в ком-либо хотя малую небрежность, то тотчас из-за беспечности одного произносят общий приговор обо всех христианах (Иоанн Златоуст).

Будем же всячески стараться не соблазнить ближнего. Хотя бы жизнь наша была самая праведная, но если она служит соблазном для других, — она теряет всю цену. Но как возможно, чтобы и праведная жизнь соблазняла? Это бывает, когда сообщество с другими людьми навлекает на нее худую молву (Иоанн Златоуст).

Когда мы, надеясь на себя, общаемся с людьми порочными, то если сами не терпим вреда, соблазняем других. Пусть я не подозреваю ничего худого, а равно и никто другой из совершенных, но простодушный брат терпит вред от твоего совершенства. А надо обращать внимание и на его немощь (Иоанн Златоуст).

Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им в ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего.

Кто вовлекает в грех, тот совершает большее преступление, чем тот, кто грешит только за себя (Ориген)

Одобрять грех гораздо хуже, чем самому грешить

Подающий соблазн к осуждению также виновен (Тихон Задонский)

Никогда не будем делать ничего такого, что как-нибудь вредит ближнему Это увеличивает грех и более тяжкое приготовляет нам наказание (Иоанн Златоуст)

Немощь соблазняющихся не только недостаточна для нашего оправдания, но она особенно и служит к нашему осуждению, ибо чем более мы чисты от соблазнительного дела, тем более нам следовало бы щадить немощь их (Иоанн Златоуст)

Бог осуждает на наказание тех, которые соблазняют другого и способствуют его падению, потому что соблазнять другого без всякой пользы — дело крайне нечестивое (Иоанн Златоуст)

Что говоришь ты: соблазняющийся немощен! Потому он и достоин пощады, а не поражения. Он имеет раны? Поэтому мы не станем растравлять их, а лечить (Иоанн Златоуст)

Окаянен падший, но тот окаяннее, кто и сам падает, и других увлекает к падению, потому что он понесет тяжесть двух падений (Иоанн Лествичник)

Видел я одного человека, который передал другому свою греховную привычку, а потом начал каяться и отстал от греха; но так как наученный им не перестал грешить, то покаяния его действительно не было (Иоанн Лествичник).

Соблазнитель даст отчет перед Богом не за себя только, но и за соблазненных

Не соблазняй брата и не сговаривайся с ним на грех, чтобы не прогневался на тебя Господь и не предал тебя в руки злых людей (Ефрем Сирии)

Не так пагубно самому согрешить, как ввести в грех другого Потому, видя, что другие грешат, не только не будем подталкивать их на грех, но и постараемся извлечь их из бездны порока, чтобы за гибель других нам самим не подвергнуться казни (Иоанн Златоуст)

Остерегайтесь, сколько возможно, того, чтобы не соблазнить ближнего своего Сколько у нас собственных грехов1 Зачем же еще обременять себя чужими5

Нет ничего тяжелее, ничего пагубнее, как вредить не только себе, но и ближнему

Всего более остерегайся соблазнить кого-нибудь, чтобы не быть тебе исключенным из Небесного Царства вместе с творящими соблазны (Ефрем Сирии)

Более всего, друг, бойся кого-либо соблазнить; ибо добро в людях не твердо Оно едва стоит, даже когда никто его не колеблет (Исидор Пелусиот)

Горе одному! Когда какой-нибудь соблазн начнет увлекать его, — некому его остановить

Суетны молитвы и подвиги того, кто имеет в сердце одно, а на языке другое по лукавству С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною Друзьями твоими да будут незлобные и сделаешься участником их чистоты и славы.

Если увидишь, что брат впал в грех, не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его, иначе впадешь в руки врагов твоих (Антоний Великий).

Избегай душевредных слов, не желая слышать их. И смотри, чтобы, убегая потом, не сохранить тайное желание знать, что намеревался сказать тебе начавший говорить неполезное. Беги решительно, чтобы тотчас забыть и то, что успел выслушать.

Нужно избегать и такого дела или слова, которое позволено Писанием, когда другие чем-либо подобным располагаются к греху или к тому, что теряют усердие к добру (Василий Великий).

Ничто так не вредит нашей вере, как то, когда мы подаем соблазны неверующим (Иоанн Златоуст).

Хочешь избежать соблазнов и пересудов’ «Положи охрану устам» своим о Господе (Пс. 140.3) и «отврати очи свои, чтобы не видеть суеты» (Пс. 118.37), и избежишь того, и другого: пересудов — молчанием; соблазнов — хранением очей. А если не победим в себе этого, то куда ни пойдем, в себе самих будем носить своих врагов. Победи их — и будешь иметь покой, где бы ты ни жил (Ефрем Сирии).

Внимай себе и отовсюду храни себя; неусыпно стереги себя оком ума, ты ходишь среди сетей, незаметные сети всюду расставлены врагом (Иоанн Златоуст).

Соблазны пробуждают людей от усыпления, делают их осмотрительными и проницательными, и не только того, кто хранит себя от них, но и падшего восстанавливают, они учат его осторожности (Иоанн Златоуст)

Соблазны попускаются для того, чтобы не уменьшилась твердость мужественных (Иоанн Златоуст)

Если бы мы неизменно пребывали в страже над собой, не предавались пресыщению и усыплению, то есть не допускали бы подменять доброе семя, то злой сеятель не возрастил бы в нас достойных огня плевел (Исидор Пелусиот)

Стало быть, жить как угодно, нараспашку, нельзя Надо осторожно осматриваться, как бы не соблазнить кого Разум кричит и ни на кого не смотрит, а между тем возбуждает кругом соблазны делом, а более словом Соблазн растет и увеличивает беду самого соблазнителя, а он того не чувствует и еще больше расширяется в соблазнах Благо, что угроза Божия за соблазны здесь, на земле, почти не исполняется, в надежде на исправление, — это отложено до будущего суда и воздаяния, только тогда почувствуют соблазнители, какое великое зло есть соблазн Здесь же никто почти не думает о том, соблазнит или не соблазнит он своими речами и делами окружающих

Два греха, великие в очах Божиих, ни во что вменяются людьми это — соблазн и осуждение Соблазнителю, по Слову Господа, лучше не жить, осуждающий уже осужден Но ни тот, ни другой не помышляют об этом, и даже сказать не могут, грешны ли они в чем либо подобном Какое, в самом деле, ослепление постигло нас, и как беспечно мы ходим посреди смерти (Феофан Затворник)

Слабеет, уничтожается сила соблазнов, когда подвижник встанет вдали от них

Мы должны отвращать слух и видение от непотребных, ибо через них, как в двери, всякое зло входит в храм сердца и пробуждает в нас злое похотение, и воздвигает брань (Тихон Задонский)

Надо больше пребывать дома и в уединении уединение не подает соблазна и не принимает (Тихон Задонский)

Чтобы ослабить и, с Божией помощью, совершенно искоренить из сердца своего соблазн на ближнего, должно при свете Евангелия углубляться в себя, наблюдать за своими немощами

Надо часто молиться Богу и просить, чтобы Он сохранил от соблазнов «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты» (Пс 118 37), и еще «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей» (Пс 85 11) (Тихон Задонский)