Страх Божий

«Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его» (Пс. 110:10).

«Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его» (Пр. 19’23).

«Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение» (Пр. 15:33).

«Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Пр. 14:27).

Страх Господень — дар от Господа, и поставляет на стези любви.

Венец премудрости — страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; но то и другое — дары Бога.

Страх пред Богом есть начало и корень благочестия человеческого; не тот страх, который гонит из сердца любовь к предмету страха, но страх, как опасение оскорбить любвеобильного Бога преступлением Его заповедей.

Страх Господень — кормчий души (Ефрем Сирии).

Страх Господень во всяком занятии подает благодать боящимся Господа (Ефрем Сирии).

Страх Господень — источник жизни (Ефрем Сирии). Страх Господень просвещает душу (Ефрем Сирии). Страх Господень истребляет лукавство (Ефрем Сирии).

Страх Господень умерщвляет всякое другое пожелание (Ефрем Сирии)

Страх Господень ослабляет страсти (Ефрем Сирии)

Боящийся Господа не преткнется, потому что ходит во свете заповедей Его (Ефрем Сирии).

Бойся Господа, и будет Он тебе стеною, и в день кончины обретешь благодать (Ефрем Сирии).

Страх Божий да будет всегда пред очами твоими, и грех не возобладает тобой (Ефрем Сирии).

Великий свет в душе — страх Господень, который изгоняет из нее тьму и делает ее чистой (Ефрем Сирии).

В ком есть страх Божий, тот не бывает беспечен, потому что всегда трезвится (Ефрем Сирии)

В ком есть страх Божий, тот легко спасается от козней врага. Враг ни в чем не уловляет его, потому что он из страха не позволяет себе плотских удовольствий (Ефрем Сирии).

Кто же не имеет страха Божия, тот открыт нападениям диавольским (Ефрем Сирии).

Кто не имеет страха Божия, тот парит умом и равнодушен к добру, спит без меры и нерадит о делах (Ефрем Сирии).

Кто всегда имеет страх Божий и у кого сердце чистое, тот не любит злословить других, не услаждается чужими тайнами, не ищет себе отрады в падении других (Ефрем Сирии).

Страх Божий — вершина познаний; где нет его, там не найдешь ничего (истинно) доброго (Ефрем Сирии).

Если человек будет смиряться, если будет бескорыстен, если воздержится от осуждения, то придет к нему страх Божий.

Если человек говорит, что боится Бога, но не находит в себе страха Божия, когда он нужен, чтобы обуздать гнев, дерзость, покушение учить другого тому, чего сам не узнал опытом, чтобы обуздать человекоугодие или искание славы человеческой, или какую-либо другую страсть, — все подвиги такого человека суетны.

Страх Божий возрастает и усиливается в сердце того человека, который отражает от себя славу человеческую смиренномудрием

Свидетельство веры в Бога заключается в исполнении заповедей Божиих, а свидетельство страха Божия заключается в тщательном повиновении совести.

Страх Божий — хранитель и защитник души; он — страж ума, этого царя, владычествующего над внутренним человеком; он поражает всех врагов царя.

От постоянного помышления о суде Божием рождается страх Божий; попирающий же совесть утрачивает добродетели.

Проси Бога от всей крепости твоей, чтобы Он ниспослал страх Свой в сердце тебе Страх Божий умерщвляет все страсти, борющие несчастную душу, чтобы отлучить ее от Бога и овладеть ею.

Если тебя прославляют и ты с услаждением принимаешь похвалу, — нет в тебе страха Божия.

Если скажут о тебе что-нибудь несправедливое и ты смутишься, то нет в тебе страха Божия.

Если ты посещаешь славных мира намерением свести с ними короткое знакомство и дружбу, то нет в тебе страха Божия.

Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим, насколько больше ты должен страшиться Бога, Который совершенно видит тайны сердца твоего!

Если ты последуешь водительству страха Божия, никакая страсть не сможет насильно владеть тобою.

Горе небоящимся Бога, ибо они впадут во многие грехи и будут наказаны в этой и в будущей жизни.

Кто имеет страх Божий, тот в чистоте приносит плоды добродетели и отсекает ветви зла.

Источник всех добродетелей — страх Божий.

Тот, в ком есть страх Божий, заботится о том, чтобы не нашлось в нем недостатка в какой-либо добродетели.

Человек нуждается в смиренномудрии и страхе Божием всегда, как в дыхании.

Имеющий страх Божий имеет сокровище, исполненное благ: страх Божий хранит человека от греха (Изречения безымянных старцев).

Зная, что крепок наш Владыка, бойтесь Его крепости и не отчаивайтесь в Его человеколюбии. Для того, чтобы не делать неправды, хорош страх; а для того, чтобы, однажды согрешив, не вознерадеть о себе по безнадежности, хороша надежда на милость (Василий Великий).

В ком ясно напечатлено ожидание угрожающего, тому страх не дает времени впадать в необдуманные поступки или помышления (Василий Великий).

Где страх Божий, там соблюдение заповедей, где соблюдение заповедей, там очищение плоти — этого облака, омрачающего душу препятствующего ей ясно видеть божественный луч. Но где очищение, там озарение; озарение же есть исполнение желания для стремящихся к предметам высочайшим или к Высочайшему — Тому, Кто выше всего высокого (Григорий Богослов)

Славнее всех люди, имеющие страх Божий, хотя бы они были доведены до крайней бедности (Иоанн Златоуст).

Страх Божий составляет истинное блаженство (Иоанн Златоуст).

С того времени как кто-либо познает страх Божий, он всецело предает себя Богу и уже не может располагать сам собой, потому что подчиняет себя закону Божию (Иоанн Златоуст).

Тот, кто сохранил страх Божий, преследует ложь, имея судью в собственной совести (Иоанн Златоуст).

Впавший в забвение страха Божия обрекается на непрестанные заботы, беспокойства и скорби (Иоанн Златоуст).

Подлинно, ничто так не губит человека, как потеря страха Божия, и, наоборот, ничто так не спасает, как обращение взоров к Богу (Иоанн Златоуст).

Страх Божий вводит нас на корабль покаяния, который пересекает греховное море жизни и идет к божественной пристани — любви (Исаак Сирии).

Когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи его (Иоанн Лествичник).

Умножение страха Божия есть начало любви (Иоанн Лествичник).

Человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений; если каждый вечер испытывает себя — как он провел день и каждое утро — как прошла ночь; если не будет

И дерзким в обращении и, наконец, если будет находиться в близком общении с человеком, боящимся Бога.

Как раны на теле, если не очистить их и не подготовить как должно, не чувствуют лекарств, а когда очищены, чувствуют действие их и тем самым совершенно исцеляются, так и душа: пока остается нерадивой, покрыта проказой сластолюбия — не может чувствовать страха Божия, даже если бы кто непрестанно толковал ей о страшном суде Божием. А когда начнет очищаться, углубленно внимая себе, тогда начинает чувствовать, как некое живительное врачевство, страх Божий, пережигающий ее, как в огне, неким действием обличений и таким образом, мало-помалу очищаясь, достигает наконец совершенного очищения. При этом насколько в ней возрастает любовь, настолько же умаляется страх, пока не придет она в совершенную любовь, в которой нет страха, но совершенное бесстрастие, производимое действием славы Божией. Да будут же нам в непрестанную похвалу похвал, во-первых, страх Божий, а наконец, любовь — полнота совершенства во Христе.

Окружаемая и хранимая страхом Божиим душа бывает неподвижна ни на какое зло И если какое искушение бесовское и злая мысль приходит ей, сразу ужасается и взывает к Богу: «Господи, помоги мне!» и так против зла стоит и борется. Потому страх Божий — корень всех благ. «Начало мудрости — страх Господень» (Пс. 110:10). Ибо кто премудр? Тот, кто везде и всегда осторожно поступает и невидимого Бога видит перед собой. «Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф. 5:15). Начало этой премудрости есть страх Господень. Страху же Господню человека «научает» Божия благодать (Пс. 33:12) (Тихон Задонский).

Страх Божий рождается от рассуждения о свойствах Божиих. О том, что Бог — вездесущ и знает всякое дело, слово и помышление. Что Бог ненавидит всякое беззаконие и всякое зло. Что Бог — Праведный Судия и всякому воздаст по делам. Что перед Ним и самые ангельские чины трепещут. Что Бог содержит весь свет в Своей руке. Что Бог, в мгновение ока, может в самом действии греха погубить грешника праведным судом. Что Бог за грех уготовал вечный огонь… (Тихон Задонский)

В доме ли я сижу — Господь Бог со мною; выйду ли из дому — Он не оставляет меня. По пути ли иду — Он со мною. В городе ли, в пустыне ли, с людьми или без людей, — не отступает от меня Господь. Не вижу Его, ибо хожу верою, а не видением, но делаю ли, или говорю, или мыслю — перед Ним стою, Он на меня смотрит и видит меня, видит, когда я сижу и встаю, и разумеет помышления мои. Перед Ним я преклоняю колени мои, и припадаю, и поклоняюсь, и вздыхаю, и молюсь Ему, и прошу, и ищу у Него милости, но Его Самого не вижу. К Нему простираю руки мои и очи мои, но Его Самого не вижу. Это размышление мое учит меня всегда и везде бояться Тебя, о Боже, и трепетать, со страхом и опасением жить и обращаться, делать, говорить, мыслить и что-либо начинать, как дети перед отцом своим, подданные перед царем своим (Тихон Задонский).

Если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему угодно, тем более представляющий себя в присутствии Божием не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле, угодном Богу.

Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий — ощущение совершенно новое. Страх Божий — действие Святого Духа (епископ Игнатий).

Кто исполняет волю Божию из-за страха мук, тот…. еще новоначальный. Другой же исполняет волю Божию из-за самой любви к Богу… Эта любовь приводит его в совершенный страх, потому что такой страшится и соблюдает верность воле Божией не для того, чтобы избегнуть муки, но потому, что, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее (епископ Игнатий).

Страх Божий да наставит нас трезвению, осторожности, а изучение Слова Божия и жизнь по Слову Божию да доставят нам духовное рассуждение, которое есть двери в чертог добродетелей (епископ Игнатий).

Первое духовное проявление любви к Богу открывается в ощущении страха Божия, который, по свидетельству Священного Писания, есть начало премудрости (Пс. 110:10) (епископ Игнатий).

Кто боится Господа, тот выше всякого страха, тот устранил и оставил далеко за собой все страхи века сего. Далек он от всякой боязни, и никакой трепет не приблизится к нему (епископ Игнатий).

Где преобладает страх Божий, там господствует смирение, туда и Бог нисходит, вселяется в такую душу, и обитает, и пребывает в ней, и делается как бы стражем ее, и гонит прочь все другие страхи (Ефрем Сирии).

«Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Лк. 12:4-5). Самый большой у нас страх — это страх смерти. Но Господь говорит, что страх Божий должен быть выше страха смертного. Когда так сложатся обстоятельства, что необходимо или потерять жизнь, или поступить против внушения страха Божия, лучше умри, но не иди против страха Божия. Потому что если пойдешь против страха Божия, то, по смерти телесной, которой все-таки не миновать, встретишь другую смерть, которая безмерно страшнее всех страшнейших смертей телесных. Если бы это последнее всегда имелось в мысли, страх Божий не ослабевал бы в нас и не было бы у нас никаких дел, противных страху Божию. Положим, что восстают страсти. В то время, когда они восстают, совесть, оживленная страхом Божиим, требует идти им наперекор; отказ требованию страстей кажется расставанием с жизнью, убиванием тела. Потому-то, когда возродятся последнего рода тревожные чувства и начнут колебать совесть, поспеши восставить страх Божий и страх суда Божия с его последствиями. Тогда опасение страшной смерти прогонит опасение смерти слабейшей и тебе легко будет устоять и требованиях долга и совести. Вот как исполняется то, что сказано у премудрого: «…Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7:39) (Феофан Затворник).

Люди боятся человека, но Бога не боятся. Боятся «убивающих тело, души же не могущих убить», но не боятся «Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Боятся потерять временную жизнь, но не боятся потерять жизнь вечную. Боятся лишиться богатства, славы, чести и утешения, но не боятся лишиться вечных благ, чести, славы и утешения райского. Боятся уз, темницы и временной ссылки, но не боятся бесчестия вечного. К ним относятся эти слова: «Там убоятся они страха, где нет страха» (Пс. 52:6) (Тихон Задонский).

Что делается по страху человеческому — не угодно Богу (Тихон Задонский).

Соразмерно страху Божию вместе с ним возрастает и смирение.

Нет богатства, сравнимого с тем, которое приходит через «страх Господень».

Когда светильник, поставленный в темной горнице, освещает ее; так и страх Божий, когда вселяется в сердце человека, просвещает его и научает всем добродетелям и заповедям Божиим.

Страх Господень усладит сердце и даст веселие, и радость, и благоденствие.

Страсти не смогут одолеть тех, кто имеет в себе страх Божий. Как воск тает от огня, так нечистый помысл от страха Божия.

Где страх Божий, там восхождение к добродетели, а где нерадение и бесстрашие, там нисхождение к беззаконию.

Без страха Божия, при одном страхе человеческом, можно только казаться добрым, а не быть.

Страх Господень смиряет человека, но в то же время и возносит его.

Всех больше из птиц небесных — орел, из зверей земных — лев, из сынов человеческих — боящийся Господа (Ефрем Сирии).

Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу — и был постыжен? или кто пребывал в страхе Его — и был оставлен? или кто взывал к Нему — и Он презрел его?

Он столь боялся Господа, что никогда не боялся ни одного человека.

Некто говорил о себе: «Я боюсь Бога, да боюсь еще такого человека, который не боится Бога».

Опасно говорить о Боге, что сам вздумаешь. Бога боящийся все делает по Богу. Боящийся Бога сильнее, нежели все демоны.

Кто более всего боится Бога, тот не боится уже ничего в мире (Пс. 117: 6).

Кто истинно боится Бога, тот ничего не боится, хотя бы шел посреди семи смертей.

Кто не боится Бога, тот всего должен бояться.

Если мы всегда имеем пред собою Господа, это избавит нас от пагубного влияния лицеприятия, предрассудков и страха человеческого.

Если убоишься человека, то от Бога будешь уничижен; а если убоишься Бога, то и от людей будешь почитаем (Иоанн Златоуст).

Да будет присущ нам страх Божий, и тогда ничто не опечалит нас: будет ли то бедность или болезнь, или другое прискорбное.

Не старайся никому нравиться, кроме Христа, и не ужасайся ничьего гнева, кроме Божия.

Береги страх Божий и не бойся падений.

Бойся Бога не как мучителя, но бойся Его по любви (Афанасий Великий).