Счастье в кротости

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:29-30).

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5).

Большинство людей ищут коротких путей к счастью. Мы ищем золотые самородки на поверхности, вместо того чтобы искать их там, где они находятся — на глубине.

В заповедях блаженства мы имеем источник духовного золота.

Приход Христа в мир доказал, что Бог заботится о несчастном человеке. Он послал Своего Сына не только для того, чтобы верою обрести жизнь вечную, но также и для того, чтобы иметь эту жизнь в избытке на земле.

Учение Иисуса Христа несравнимо ни с каким другим учением. Христос вывел религию из теоретического русла в практическое.

Он никогда не говорил: «смею думать» или «может быть», или «наверно». Он говорил авторитетно и определенно.

У Христа истина выражалась словами математика, который дает свои ответы решительно, потому что проверка решения находится в самой задаче.

Слово «кроткий» словарь объясняет так: «мягкий, смиренный, уступчивый».

Иисус не учит нас, что Бог — Какой-то самодержец, эгоизм Которого может быть удовлетворен только насильственной покорностью Его подданных.

Нет счастья в обязанности действовать против воли.

Бог проявляет Себя в согласии со Своею справедливостью. Он никогда не переступит свободы нашего выбора между вечной жизнью и духовной смертью, между добром и злом, между правдой и неправдой.

Его конечная цель — не только прославиться, но также установить счастливые отношения со Своим высшим существом — с человеком. Он никогда не будет требовать того, что нарушает свободу выбора человека.

Вы должны пережить перемену своего нрава. Если вы хотите себе счастья, тогда вам нужно родиться свыше.

Если нет возрождения, тогда о посылаемой свыше кротости не может быть даже речи. А если нет кротости, значит, нет и истинного счастья.

Надменный человек раздражает других, но он вредит самому себе больше. Я однажды был ужален пчелой. Жало причинило мне боль, но оно причинило гораздо худшее пчеле: она умерла, потеряв жало, а не я.

Иисус Христос говорил, что если мы желаем найти путь к счастью, если мы желаем наслаждаться жизнью, тогда кротость является одним из ключей к этому состоянию.

Кротость — самоцвет со многими гранями. Она духовное качество со многих точек зрения.

Во-первых, «кротость» означает «милосердие». Слово «милосердие» было редким до христианской веры.

В последние годы мир возвращается в эпоху варварства. Пока любовь к ближнему становилась менее и менее популярной, жестокость и дикость умножались.

Хулиганство и безжалостность выразились в ряде жестоких и кровавых войн, оставили свой след на всех поколениях.

Соседи бранятся. Отцы и матери спорят и ссорятся, семьи разрушаются. Высокие чиновники ругают друг друга и вступают в острые споры, забывая о своем достоинстве.

Как и зачем вся эта дикость вторглась в нашу общественную жизнь? Это потому, что мы не приняли в сердце слова Христа: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Мы подчеркиваем обаяние порока, а не добродетели. Милосердие, хорошие манеры и нравственность унижены. Люди рекламируют грубость, дикость и пороки.

Мы возвратились к варварской эре «зубов и когтей», пережитка самого сильного, к пошлой философии «сила — это право».

Мы богаты знанием, но бедны мудростью.

Мы богаты искусством ведения войн, а у нас не хватает благости, кротости и веры.

Мы стали людьми злопамятными, раздражающимися и разочарованными, а Библия говорит: «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17).

Доктор Б. Грэм пишет- «Я сам видел и вижу, как грубые, бесчувственные мужчины обновляли и обновляют сердца верою, принимая Христа как личного Спасителя, как они становятся милосердными, терпеливыми и милостивыми людьми.

Помню, в Лондоне автомобильный завод дал нам взаймы два новых автомобиля с их шоферами, чтобы наша группа проповедников могла разъезжать куда нужно. Один из шоферов был типичным огрубелым светским человеком. Он приходил на наши собрания и беспечно смотрел на все окружающее с профессиональной озлобленностью. Но в один вечер, будучи на собрании, он принял Христа в свое сердце. Как невероятно изменился этот человек! Его грубость исчезла. Он был теперь «новой тварью». Он выбросил свои непристойные журналы и стал достойным христианином. «Плод же духа — благость, милосердие, кротость… На таковых нет закона» (Гал. 5-22-23)».

Во-вторых, «кротость» означает «отдача самого себя». Слово «отдача» имеет два значения. Первое — отрицательное, второе — положительное.

С одной стороны, оно означает «отказаться», «оставить», «покинуть», а с другой — означает «дать». Это соответствует словам Христа: «Потерявший душу [жизнь] свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:39).

Действительно кроткие души не сражаются против жизни. Они познают тайну отдачи самих себя Богу, потом Он Сам сражается за них (Рим. 6:19).

Наука учит нас ясными терминами о христианском подчинении Создателю. Томас Герксли однажды написал Чарльзу Киникзелю: «Наука говорит: «Встань перед фактами, как дитя, будь готов забыть каждое предвзятое мнение и будь готов идти туда, куда природа хочет вести. Если этого ты не сделаешь, ты ничего не узнаешь»».

Счастливы кроткие. Счастливы подчинившиеся. Счастливы доверчиво вручающие жизнь, счастье и будущее в руки Создателя. Счастливы те, кто упускает все и принимает Бога.

В-третьих, «кротость» означает «послушание». Свободная энергия опасна, но энергия контролируемая — великое благо. Бог нас дисциплинирует не для того, чтобы унизить, а чтобы нас привести к полезной и блаженной жизни.

Он знает в Своей премудрости, что жизнь без Его контроля несчастная. Он сдерживает наши своевольные души, чтобы они были направлены на стези правды.

Бог приручает нас и ставит под нужное влияние. Он делает в духовной области то, что мы делаем посредством науки в области физической.

Бог избрал апостола Петра и направил его энергию и бесконечный энтузиазм на высокие цели, на преобразование мира. Христос избрал Матфея и, осенив его благодатью, сделал его благословением для многих. Бог должен был приручить каждого из учеников. Приручение означает не отнятие силы и энергии, а направление способностей человека по правильному руслу.

У нас есть страсть. В этом нет ничего особенного. Бог не требует, чтобы мы оставили страсть, но Он говорит, что для того, чтобы вы стали счастливыми, эта страсть должна управляться и направляться по правильному руслу, по пути правильного употребления.

У вас есть свое сознание, свое «я» — естественное сознание, что вы — личность. Но это не значит, что вы должны думать только о себе и жить исключительно только для блага самого себя. Здравый смысл вам говорит, что жизнь была бы невыносимой, если бы вы следовали по такому пути. Бог неизмеримо больше озабочен вашим счастьем, чем вы сами можете о нем заботиться. Он говорит: «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

У нас есть язык и голос. Эти инструменты речи могут быть употреблены или для разрушения, или для созидания. Вы можете пользоваться языком, чтобы клеветать, ворчать, браниться, придираться и спорить, или вы можете отдать свой язык под контроль Духа Святого и сделать его инструментом прославления Бога. Апостол Иаков говорит: «Мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их» (Иак. 3:3).

Вот так, когда мы покоряемся Христу, наша дикая природа становится под Его контроль. Мы делаемся кроткими, прирученными и годными для служения Господу и людям.

В-четвертых, «кротость» означает «снисходительность». Это то слово, которое почти исчезло из нашей современной речи.

Оно означает, удерживаться от осуждения других. Библия говорит: «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4:2).

Критика других и несправедливый суд окружающих людей могут их задевать, но они задевают вас гораздо больше.

Несправедливый суд других действует, как бумеранг. Вы бросаете свои злые обвинения в надежде ранить других, но, увы, убеждаетесь, что вы ранены сильнее их.

Многие люди сегодня одиноки потому, что отогнали своей злобой тех друзей, в которых они нуждались.

Кротость и снисходительность необходимы, если вы желаете построить счастливую семейную жизнь.

Вы не можете быть счастливыми, если вы преувеличиваете недостатки других и преуменьшаете их хорошие качества. Так можно оттолкнуть своих друзей, пожертвовать семейным счастьем и погубить будущее. Евангелие дает нам совет, как избежать споров, семейных сумятиц и ссор (Кол. 3:13).

Есть рассказ о набожном пожилом человеке, который был объектом атак упорного противника. В ответ этот человек обещал своего противника свести на нет. Этот противник слышал о его обещании и ожидал, что сделает невинный, святой старик. Но вместо того, чтобы воздавать злом за зло, старик и использовал каждую возможность, чтобы принести добро своему противнику. Сперва для другого это было предметом развлечения и немного его раздражало, но когда в конце концов этот святой старик спас утопающую жену противника, рискуя своею жизнью, тогда безвыходное положение исчезло. «Ну, да, — сказал мучитель, — вот вы исполнили свое обещание. Вы меня свели на нет или, по крайней мере, того человека, которым я был. Теперь как я могу вам помочь?»

Наш мир еще не глух к действительному христианству.

То, в чем мир нуждается сегодня, — не больше христианства, а больше таких христиан, которые умеют снисходить и прощать.

В-пятых, кротость говорит о терпении. Мы живем в нервном, невротическом и нетерпеливом веке.

Торопимся там, где не нужно торопиться. Этот стремительный век выдвинул больше проблем, чем все предыдущие столетия. Он дал нам расстроенные нервы.

Нетерпение разрушило много семей, породило много язв желудка. В семье больше всего нужно терпение. Библия говорит: «Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:4).

Одна религиозная женщина была добра во многих отношениях, но не имела терпения. Однажды пастор говорил с ее мужем о его душе и муж ответил: «Моя жена — хорошая экономка, но если бы меня религия сделала таким нетерпеливым, как моя жена, то я не хотел бы такой религии».

Пастор поговорил с женой, и она призналась в смирении, что ее грех — нетерпеливость.

Несколько дней спустя муж приехал с рыбной ловли, и, когда он шел по столовой с удочкой в руке, случайно задел ценную вазу и разбил ее. Его жена вбежала в комнату, и он думал услышать «второй грохот» — поток бранных слов нервной жены. Но вместо этого она спокойно сказала, с улыбкой: «Ничего, дорогой, поломки бывают и в порядочных семьях».

Через несколько недель муж обратился ко Христу и стал стойким христианином.

Мир иногда готов верить, что христианство — «хорошая вещь», но сами христиане очень часто вредят великому делу Христа тем, что в своей личной жизни мало проявляют кротости и терпения.

Только те, кто в кротости и смирении чувствуют и признают свою зависимость от Бога, могут наследовать счастье, радость, довольство на земле и, конечно, в вечности.

Бог желает, чтобы мы кончили свои напрасные споры, усмирили негодование и положились на волю Бога и стали бы милосердными и терпеливыми. Тогда мы будем счастливы и окружающие нас будут видеть в нас Христа и будут любить нас и Его.

Кротость не изучается в университетах. Ее нельзя получить лабораторным путем. Кротость — дар Божий.

Если доверите Христу контролировать свою жизнь, Он даст вам кротость, и в этом вы найдете счастье.

Кротость есть величайшая из добродетелей и потому причислена к блаженствам, ибо кроткие «наследуют землю» (Мф. 5:5). Эта земля — небесный Иерусалим; она не бывает добычей состязающихся, но представлена в наследие долготерпеливым и кротким.

Укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти, в чьих душах нет никакого мятежа, называются «кроткими».

Приобретите кротость, потому что кроткий украшен всяким добрым делом. Кроткий, если и обижен — радуется, если и скорбит — благодарит, и гневных укрощает любовью.

Кроткий, принимая на себя удары, остается твердым; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, в унижении радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в мире (Ефрем Сирии).

Тогда особенно и нужно показывать кротость, когда имеем дело со злобными и враждующими; тогда и открывается ее сила, тогда и сияет ее действенность, достоинство и польза.

Кроток тот, кто может переносить нанесенные ему самому оскорбления, но защищает несправедливо обиженных и сильно встает против обижающих.

Кротость есть признак великой силы; для того чтобы быть кротким, нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу.

Кротостью называется не только то, когда кто-нибудь переносит обиды от сильных людей, но когда уступает, будучи оскорбляем людьми, которые считаются низшими.

Каким образом мы можем стяжать кротость? Если будем постоянно размышлять о своих грехах, скорбеть и плакать о них.

Кротость есть недвижимое устроение души, пребывающее одинаковым в бесчестии и в чести.

Душа кротких исполнится разума, а гневливый ум — сожитель тьмы.

Кротость есть подательница радости, подражание Христу, свойство ангельское, узы на бесов и щит против огорчения.

Кротость — ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святого (Иоанн Лествичник).

Истинно кроткий не может перенести ни в каком человеке только преступления заповедей Божиих, но и при этом он плачет о преступающих эти заповеди и грешащих, и так же искренне, как если бы он сам грешил (Симеон Новый Богослов).