Счастье в нищете

«Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты — помощь моя и избавитель мой; Боже мой! не замедли» (Пс. 39-18).

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3).

Мы, люди, обыкновенно считаем всех бедных людей несчастными, но Иисус Христос учит, что путь к счастью лежит через нищету, и притом — духовную нищету. Что это значит?

Во-первых, нищий духом сознает свою духовную нищету. Человек может быть состоятельным, но в то же время духовно нищим.

Нет более жалкого человека, чем тот, который находится в крайней нужде и не чувствует этого. Помните ли вы Самсона? Он стоял в окружении филистимлян, но «не знал, что Господь отступил от него».

Некто верно заметил: «Нет большего невежды, как тот, который ничего не знает и даже не знает, что он невежда. Нет худшего больного, как тот, который умирает и думает, что он здоров. Нет беднее того, кто ничего не имеет и думает, что он богат».

Всегда есть что-то жалкое в человеке, который считает себя богатым, когда на самом деле беден, или когда считает себя образованным, а на самом деле неграмотный.

Душа сотворена по образу Божию. Как тело имеет свои особенности, так и душа имеет свои. Особенности души — личный характер, ум, совесть, память. Ей нужны мир и счастье.

Люди больше всего обращают внимание на питание тела и почти не обращают внимание на питание души. Вследствие этого мы неполноценны.

Мы обременяем себя физически и материально, и остаемся скудными, слабыми, малокровными в наших душах.

Политический деятель Франции утверждал, что если бы весь мир имел достаточно питания и денег, а также безопасность от рождения до смерти, то никто не требовал бы большего. Я часто спрашиваю себя: сделало ли бы это людей действительно счастливыми? И каждый раз я отвечаю на этот вопрос без колебания решительным словом: нет!

Христос сказал ясно, что счастье не приобретается таким путем. Он утверждает, что безопасность и богатство не могут сделать человека счастливым и вполне удовлетворенным.

Душа, сотворенная по образу Божию, не может быть счастливой до тех пор, пока она не знает живого Бога.

Душе нужно, по крайней мере, уделять столько же внимания, сколько и телу.

Душе нужно общение с Богом, нужны уединение, тишина, размышление.

Если душа не имеет духовной пищи или питается редко, она слабеет, чахнет, становится смущенной и беспокойной.

Только Бог может удовлетворить насущные потребности, желания и влечения души.

Никто, кроме Бога, не может удовлетворить душу, ибо она создана для Него, и она будет беспокойной, в тайном мучении до тех пор, пока не найдет Бога.

Путь к Богу начинается с осознания духовной нищеты.

Нищие духом не измеряют достоинство жизни материальными ценностями: они блекнут. Нищие духом смотрят на жизнь в вечном плане.

Христос сказал, что счастье человека сокрыто в признании духовной нищеты, когда душа открывает двери для Бога.

Для толпы, окружающей Христа, Нагорная проповедь была величайшим открытием, что означает: следовать за Христом. До сих пор Иисус был для них только интересной и своеобразной личностью. Характер у Христа был привлекательный, манеры у Него были приятные, голос нежный. Он был великий Учитель, сочувствующий Вождь. Подобных Ему на земле не было.

Христос должен был возвратить людям истинное понимание слова «блаженный» или «счастливый». Больше того, Христос должен вдохнуть жизнь в эти слова.

Библия нам открывает, что наши души болеют так же, как и тела. Болезнь души хуже рака, хуже паралича. Эта болезнь — та чума, от которой страдает весь мир. Эта болезнь несет разочарование и замешательство в личную жизнь. Имя этой болезни некрасивое, и мы не любим пользоваться этим именем. Мы почти забыли имя этой болезни, но о ней все чаще теперь говорят добросовестные психиатры. Имя этой болезни — грех.

Грех разъединил Бога и человека.

Мы должны также признать, что без Бога наша жизнь не только пуста, но и обречена на гибель. Сделать такое признание нелегко.

Мы все горды, хотя наша гордость проявляется по-разному.

Нам не нравится признаваться, что мы не правы, что мы виноваты. Но Бог говорит так: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3-23).

Нам надо признать свою греховность как начало пути к счастью, миру и блаженству.

Возрождение религии в наши дни свидетельствует о том, что гуманизм не может разрешить наши проблемы.

Религия должна отражаться в повседневной жизни человека.

Как Лаодикийская церковь в Откровении Иоанна, мы говорим: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды» (Отк. 3:17). Но мы сами увидели, что наше богатство и наша красота поверхностны и недостаточны, чтобы удовлетворить запросы души.

Мы ничего не принесли в этот мир и ничего не можем вынести из него.

Разве дети не безденежны при рождении? Разве, умирая, мы не возвращаемся к безденежью? И кроме бесконечной милости и любви Божией, воистину, как нам не быть бедными?

Мы начали жить ни с чем, и если сегодня кто-нибудь из нас является кем-нибудь, то это только потому, что Бог по Своей любви открыл нам эту возможность.

Мы созданы по образу Создателя нашего и по Его подобию, и созданы для вечных благ, но сатана лукавством своим лишил нас всего этого и сделал нас нищими; и хотя многие изобилуют видимым богатством мира сего, однако же, все перед Богом — нищие, ибо грешники. Грех ведет к истинному духовному обнищанию. В эту нищету лукавый ввергнул нашего праотца Адама и нас, его потомство. Богач, который много золота, серебра и прочего темного богатства имеет, но живет в грехах, — нищ, ибо не имеет надежды на небесные блага. Видишь нищету, в которой все мы, бедные, находимся? (Иоанн Златоуст)

Нищие духом признают свою зависимость от Творца, признают свою греховность. Но этого мало. Они должны быть наполнены готовностью и решимостью оставить грехи, отойти от них.

Во-вторых, нищие духом готовы принять то богатство, которое Бог приготовил для них смертью и воскресением Иисуса Христа.

Как было бы замечательно, если бы человечество нашло способ лечения своих бед и греховной природы! Что можно было бы впрыснуть в кровь человека, чтобы он вместо ненависти начал любить и вместо ненасытности был бы благодарен за то, что имеет?

Ответ на все эти проблемы дан Христом Все грехи человека могут быть прощены. Паутины, которые стянули наши души, могут быть разорваны. Вместо греха, суеты и разочарований могут прийти справедливость, радость и счастье Душа может найти тот мир, который не зависит от внешних обстоятельств. Решение этой проблемы совершил Христос на Голгофе две тысячи лет тому назад.

Смерть Христа на Голгофе не была случайной. Это было в Божьем плане, чтобы примирить с Собой человечество. Наши беззакония отделили нас от Бога. По этой причине Бог послал Своего Единородного Сына в мир, чтобы взять на Себя наши грехи. Так Бог возлюбил нас и проявил Свою милость.

Однако Бог ожидает нечто и от человека. С нашей стороны Бог ожидает признания нашего банкротства, нашей духовной нищеты.

Бог ожидает от нас решения обратиться с верой к Иисусу Христу. Он, и только Он может дать нам новую природу!

Наша жизнь может преобразиться. Мир, любовь и радость, а следовательно, счастье будут нашим достоянием.

Во время моих путешествий я искал по всему миру довольных и счастливых людей; но я находил их только там, где люди добровольно и решительно приняли верою в сердце Иисуса Христа.

Есть только один путь быть довольным и счастливым — это путь покаяния, путь примирения с Богом, путь искренней веры в Спасителя Иисуса Христа.

Знаком ли вам такой опыт? Это не только чувственное переживание. Это полное упование на Христа. И если вы действительно хотите быть счастливым, вам надо согласиться с требованием Бога — смириться у Голгофского креста и принять в сердце Христа как личного Спасителя. Другого пути нет!

В-третьих, если вы признаете себя нищими духом, вам надо осознать свою зависимость от Бога.

Иисус Христос предупредил нас, что надо умалиться, как дитя, чтобы войти в Царство Небесное. Дети — иждивенцы, они находятся на иждивении и под защитой родителей. В таком положении дети не могут быть бедными, но без доверчивого отношения к родителям они были бы нищими.

Являясь детьми Божиими, мы находимся на Его иждивении. Библия говорит: «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13).

Дети, будучи на иждивении родителей, не заботятся о еде, одежде или жилище. Они ожидают, что все это им дадут родители. И это, конечно, правильно. Иисус Христос сказал: «Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?»

Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:31-33).

Бог также берет ответственность за наше благополучие. Он приглашает нас возложить все наши заботы на Него, ибо Он печется о нас.

Дети не боятся просить то, что им нужно от родителей. Нормально развивающиеся дети смело открывают свои желания родителям (Ин. 15:7).

Счастлив тот, кто научился приносить Богу все свои нужды в ежедневной молитве. 15 минут общения с Богом каждое утро перед началом дня могут изменить всю нашу жизнь и «переставить горы».

Но это счастье и бесконечное благо зависят от нашего отношения к Богу. Только Его дети, рожденные свыше по духу, имеют право приходить к Богу как к своему Небесному Отцу.

А чтобы быть Его детьми, надо прийти к Господу с покаянием и принять Его усыновление, довериться Ему полностью.

Человек не может примириться с Богом через свои дела. Только через веру, только по благодати, через принятие Иисуса Христа

Спасителем, мы можем познать любовь Божию, и в ней — наше спасение.

Никто не может оплатить путь к личному счастью. Наше счастье и наше спасение — это дар Божий через Иисуса Христа.

В-четвертых, нищие духом должны добровольно отречься от самих себя. Они передали руководство своей жизнью в руки Иисуса Христа.

Наша современная философия в своей самоуверенности и самонадеянности убедила многих в том, что человек способен взять крутые подъемы без помощи Бога. Многие философы считают, что «религия нужна только эмоциональным людям, но нет лучше человека, который может положиться на свои усилия». Но, увы, наше самоуверенное поколение произвело больше алкоголиков, наркоманов, преступников, войн, разбитых семей, падений, убийств, самоубийств, чем другое любое поколение до сих пор. Пора бы нам .приглядеться ко всем нашим неудачам и дорогостоящим ошибкам. Пора довериться Богу больше, нежели себе.

Вокруг мы видим ежедневно надменность, гордость и себялюбие. Это проявления греха. А с небес слышится голос, обращенный к замученному и обанкротившемуся миру. «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Отк. 3:18,20).

Место в Царстве Небесном не приобретается деньгами. Только нищие духом и те, кто богат в очах Божиих, будут достойны войти туда, потому что они идут не по своим заслугам, а как нищие духом. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3).

Из Писания познаем мы два рода богатства: одно вожделенное и другое осужденное. Желанным является богатство добродетелей, осуждается же вещественное и земное, потому что первое делается достоянием души, а последнее может только послужить к обольщению чувств (Григорий Нисский).

Кто обнищал целомудрием или другим достоянием — справедливостью, или мудростью, или благоразумием, или оказывается и нищим, и нестяжателем, и убогим по другой какой многостоящей драгоценности, тот бедствует от нищеты и жалок, ибо не стяжал того, что для человека дорого.

Но кто добровольно обнищал от всего, представляемого порочным, и не отлагает в свои тайники ни одной диавольской драгоценности, но горит духом и этим собирает себе в сокровище нищету худых дел, тот, по указанию Слова, — в ублажаемой нищете, плодом которой является Небесное Царство (Григорий Нисский).

Не те нищие духом, которые отреклись от мира и терпят только внешнюю нищету, но те, которые оставили всякое зло и непрестанно алчут и жаждут памятования о Боге.

Когда человек посмотрит внутрь своего сердца и рассудит о внутреннем состоянии своем, то увидит духовную нищету, более горькую, чем телесная. Ибо ничего он в себе, кроме бедности, греха и тьмы, не имеет. Не имеет истинной и живой веры, истинной и сердечной молитвы, истинного и сердечного благодарения, своей правды, любви, чистоты, благости, милосердия, кротости, терпения, покоя, тишины, мира и прочих душевных благ. Так нищ и убог человек! Но кто имеет сокровище — от Бога его получает, а не от себя имеет; и благодати Божией, а не своей силе должен приписывать его (Тихон Задонский).

Через нищету Христову человек обогащается. Христос Господь пришел к нам и, будучи богат, обнищал, чтобы нас обогатить. На земле странствовал, чтобы нам возвратить Небесное Отечество

Воспринял образ раба, будучи господином, чтобы в нас возобновить образ Божий. Не имел где головы преклонить, чтобы нам открыть дом Своего Небесного Отца Нищ был на земле, чтобы открыть нам небесные сокровища. Грехи наши взял на Себя, чтобы подать нам Свою правду. Так Он избавляет нас от нищеты нашей и подает богатство Свое. Постараемся, возлюбленные, это богатство от Него принять, перестанем искать земное и поищем богатства небесного. Земное на земле останется, и мы скоро потеряем его, но небесное — вовеки неотлучно пребывает с нами (Тихон Задонский).

Причина слез — видение и сознание своей греховности, причина слез — нищета духа; будучи сама собой блаженством, она рождает другое блаженство — плач; питает, поддерживает, усиливает его (епископ Игнатий).

Нищета духа — блаженство, первое в евангельском порядке, первое в порядке духовного преуспевания, первое состояние духовное (епископ Игнатий).

Нищета духа — соль для всех духовных жертв и всесожжении.

Если они не осолены этой солью — Бог отвергает их (епископ Игнатий).

На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения (епископ Игнатий).

Для христианина евангельская нищета вожделеннее всех сокровищ мира (епископ Игнатий).

От непрестанной молитвы христианин приходит в нищету духовную: приучаясь непрестанно просить Божией помощи, он постепенно теряет упование на себя (епископ Игнатий).

Постоянное стремление к исполнению воли Божией мало-помалу истребит в нас удовлетворение собою и облечет нас в блаженную нищету духа (епископ Игнатий).

Бог внемлет молитвам одних вдовиц, то есть одних нищих духом, преисполненных сознания своей греховности, своей немощи, своего падения, чуждых самомнения, которое состоит в признании за собой достоинств, добродетелей, праведности (епископ Игнатий).

Видение себя являются в нищете духа, а не в самодовольстве и самонадеянности (епископ Игнатий).

Нищета духа является от видения и сознания своих грехов и греховности своей (епископ Игнатий).

Возлюби нищету Христову в этом мире, чтобы в том обогатиться тебе Христовым Божеством (Ефрем Сирии).