Счастье в скорби

«Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс. 33:20).

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

Наш XX век не омрачает себя печалью. Он впишется в историю как столетие прогресса, но прогресса поверхностного.

Многие думают, что если мы имеем удобные автомобили, развлекающее телевидение, уютные дома и бесконечные нововведения на кухне, то судьба наших душ не важна. Некто сказал: «Смейся — и весь мир с тобой; плачь — и ты одинок».

Я не критикую энтузиастов телевидения или автомобильного прогресса, но я решительно прошу понять, что наша жизнь — не поверхностное дело.

Присмотритесь к популярным комикам: под их морщинами спрятана горечь жизни. Их занятие — развлекать нас, но они хорошо знают, что жизнь намного серьезнее.

Пришло время, когда добродушные пожелания наших друзей «не унывай, друг!» нас уже больше не утешают. Так как наши нужды лежат глубже обычного психологического уровня, такое утешение только увеличивает чувство нашей беспомощности.

Если нам хочется жить блаженной жизнью, мы должны принять заповеди блаженства. Вторая из них — «блаженны плачущие, ибо они утешатся».

Разве можно совместить скорбь и радость? Как человеку наслаждаться счастьем, когда он в глубоком трауре? Как может человек выжать благоухание радости из горечи скорби?

Что означает слово «плачущие»? Оно означает: «чувствующие великую печаль, оплакивающие несправедливость». В понятие слова «плачущие» включены пять элементов с разным значением.

Во-первых, сожаление несостоятельности. Иеремия — «горюющий пророк», но не от жалости к себе, а от жалости к своевольному и потерянному народу. Он сказал. «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер. 10:23),

Прежде чем вы сможете стать действительно сильным, вам надо понять, что вы слабы.

Прежде чем стать мудрым, вам надо понять, что вы немудры. Прежде чем обрести силу, вам надо понять, что вы бессильны.

Человек должен познать губительность греха, прежде чем получит радость избавления от Спасителя.

Если вы не чувствуете печали о грехах, как вы познаете сожаление о них?

Вам надо сойти в долину горечи, прежде чем подниметесь на духовную высоту.

Надо испытать утомление и одиночество, прежде чем откроется Христос как Спаситель и Друг.

По Божьему порядку скорбь всегда предшествует восторгу. Блаженны плачущие о своем недостоинстве, беспомощности и несостоятельности!

Исайя знал по личному опыту, что человеку необходимо преклонить колени в скорби, прежде чем поднять голос в ликовании. Когда Исайя осознал свой личный грех как дело, противное Богу, он был озарен светом святости Божией и воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5).

Великий пророк должен был испытать сожаление о своем недостоинстве, прежде чем он мог познать радость прощения.

Нет на земле такого человека, который был бы удовлетворен своей добротой перед святостью Божией.

Опыт показывает, что мы бессильны. История доказывает, что человек бессилен. Библия объявляет, что мы не можем спасти самих себя.

Приход Иисуса Христа на землю как раз и доказывает бессилие всего мира, невозможность выйти из тупика без помощи свыше.

Скорбь о недостоинстве — это горесть, которая привлекает внимание Бога. Библия говорит: «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19).

Блаженны горюющие о своем бессилии, ибо они будут утешены Самим Богом.

Самым счастливым днем в моей жизни был тот, когда я признал бессилие спасти самого себя и когда я признал свою потребность в Иисусе Христе и пришел к Нему.

Второй род печали — скорбь сожаления.

Когда мы поймем, что мы бессильны спасти самих себя, приходит познание причины нашего бессилия. Эта причина — грех. И мы не имеем силы контролировать грех, и в то же время мы ответственны за проявление греха в нашей жизни. Так как по Писанию «все согрешили и лишены славы Божией», то печаль о грехе должна быть всеобщей.

Иногда пациенты, находясь в руках психиатра, чувствуют какое-то облегчение от своего ощущения вины, но это облегчение временно и неполноценно. Психиатрия, как наука, интересуется только разумом, но она ничего не может сделать для души. Только Христос — Врач души.

Бог сказал: «Ко Мне обратитесь и будете спасены» (Ис. 45:22).

Скорбь покаяния — это не жалость к себе, это не сокрушение о том, что ваши грехи обнаружены. Это — перемена направления ума, это — ваше участие в плане спасения.

В то же время покаяние не покупает и не зарабатывает вашего спасения. Оно только приготовляет ваше сердце и волю принять благодать Божию.

Покаяние — это ваше участие в деле спасения. Бог Сам обратит вашу душу, преобразует ее и простит вас.

Нелегко упрямую и искаженную грехом волю подчинить Богу, но когда это совершается, тогда словно вывихнутая кость вправляется на место — так будет и с вашей жизнью. Тогда вы сразу поймете, что имел в виду апостол Павел, когда писал: «Древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

Точно так, как боль предшествует рождению, так и скорбь о грехе предшествует духовному возрождению.

Ваше сожаление о соделанных вами грехах может проявляться без видимых внешних знаков, но ваша искренняя печаль и ваше решение обратиться к Богу за помощью и спасением приведут вас к покаянию, без чего немыслимо примирение с Богом. Писание говорит: «Печаль ради Бога производит .. покаяние» (2 Кор. 7:10). В-третьих, в словах «блаженны плачущие» можно видеть скорбь по любви.

Первые автомобили имели указатель горючего, наполненный красной жидкостью. Высота жидкости в указателе соответствовала уровню бензина в баке. Если вы хотите знать, как вы любите Бога, посмотрите на вашу любовь к ближним. Это верный указатель. Библия говорит: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4:7).

Много страниц истории написано о бесчеловечном отношении человека к человеку. И о нашем веке нельзя сказать, что он улучшил положение.

Авраам Линкольн когда-то сказал: «Мне жаль человека, который ничего не чувствует, когда бич сечет его ближнего».

Многие люди в этом мире бесчувственны и бессердечны к нищете и беде своего ближнего. Это происходит вследствие того, что большинство людей не пережили рождения свыше.

Многие говорят о каком-то «социальном Евангелии», как будто оно отдельно от Евангелия. Мы должны быть искуплены и примирены с Богом, и только тогда по-настоящему можно стать сочувствующим нуждам других. Если наших сердец еще не коснулся Дух Святой, мы не можем любить своих ближних так, как ожидает от нас Бог.

Иисус Христос пролил слезы сочувствия, когда Ему сообщили о смерти Лазаря. Христос скорбел над Иерусалимом, потому что город не знал своего будущего и отверг зов Божий.

Великое сердце Иисуса Христа сочувствовало нуждам людей. Христос соединил две заповеди в одну: «Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим и ближнего твоего, как самого себя».

Итальянский проповедник средних веков Франциск Ассизский нашел путь к счастью и молился так:

«Соделай меня, Господи,

Не ищущим утешения для себя,

Но жаждущим дать его другим;

Не вразумляющим в гордыне моей,

Но вразумляемым в смирении духа;

Не любимым, но любящим.

Об этих милостях молю Тебя, Боже,

Ибо, отдавая, мы получаем;

Забывая себя — себя находим;

Прощая другим — обретаем себе прощение;

Умирая — воскресаем к жизни вечной».

Слезы, пролитые человеком о себе самом, — слезы слабости, а слезы любви, пролитые ради других, — знак силы.

Вы недостаточно сочувствуете другим, если вы не умеете горевать по заблудшему и поднять упавшего.

Пока вы не познаете достоинств сочувствующего и не примете участия в чужом горе, в чужой беде и в несчастье, вы не сможете познать истинного счастья.

В-четвертых, есть еще один вид скорби, которая приносит утешение, — это скорбь о возрождении душ.

Это, может быть, звучит загадочно, но это действительная и очень чувствительная скорбь. Библия говорит: «Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, — родил сынов своих?» (Ис. 66:8).

Бог действовал сверхъестественным образом в начале 1954 года в Лондоне. Там 38.000 мужчин и женщин приняли Христа как личного Спасителя. Это не было делом одного человека или группы людей. Это был ответ Бога на многие молитвы.

Прежде чем 3000 человек были спасены в день Пятидесятницы, ученики Христа провели 10 дней в посте и молитве.

Джон Нокс, беспокоясь о спасении своих соотечественников, молился так: «Боже, дай мне Шотландию, а если не так, то я умираю»: Бог ответил на эту молитву духовным возрождением его родины.

Библия говорит- «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26). Такая молитва может удалять горы наших затруднений, может перелетать через знойные пустыни и леса, неся исцеляющую силу Евангелия тем, о ком мы молимся.

В XVI веке Джон Нокс молил Бога о пробуждении своей родины — и Шотландия пережила великий духовный подъем. В XVIII веке Джон Веслей взывал к Богу — и родилось движение методистов. Мартин Лютер всем сердцем взывал к Богу — и реформация была осуществлена.

Бог желает, чтобы христиане молились о духовно потерянном мире

B-пятых, есть еще скорбь лишения. Бог нигде никому не обещал «розовую дорожку» — полное освобождение от печали, от страдали и боли

Наш мир — долина печали и слез. Переживания неизбежны, как облака в тени.

И печаль сама по себе не приносит утешения, ибо печаль рождает печаль.

Жалость к себе не приносит утешения, а только увеличивает горе.

Если же печаль и скорбь принимать по-христиански, это принесет утешение, как сказал Христос: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

Библия учит, что истинные христиане торжествуют над лишениями (Пс. 29:6).

Страдания, чаще всего, это котел, в котором испытывается наша вера. Те, кто успешно проходят огненные испытания этого мира, выходят из него, как «огнем очищенное золото».

Когда сильна вера, наши печали и страдания становятся мелочью.

Есть утешение в скорби: когда мы знаем, что Христос с нами (Мф 28:20).

Как часто мы в детстве ушибали ногу или руку и бежали к матери, рыдая в своем горе! Ласково, с нежным поцелуем, мать успокаивала нас, и мы уходили от нее, как бы исцеленные и совсем утешенные. Любовь и сочувствие содержат более сильное болеутоляющее средство, чем все бальзамы и мази, сделанные человеком.

Есть еще утешение в скорби и в том, что в скорби Бог дает песню. Его присутствие в нашей скорби превращает скорбь в песню, и эта песня — песня утешения.

Бог побуждает плачущих хвалиться немощами, улыбаться среди слез и петь в печали, потому что они поняли истину (2 Тим. 2:12).

Самые чувствительные души поют слаще всех.

Слезы кающегося, приносящего покаяние от сознания грехов, сопряжены с горечью сердца, с болезненным действием на тело; слезы очищенного и приносящего покаяние от обилия смирения сладостны для души, сообщают питание самому телу.

Сперва плач очищает от грехов, потом начинает по времени восхищать очищенного в духовные видения, изменяя ум, изменяя чувства душевные и телесные благодатным изменением, необъяснимым в среде плотского мудрствования, превысшим всех состояний, свойственных естеству падшему

Если верный человек, всегда внимающий заповедям Божиим, творя все, что они требуют, помыслит об их высоте, то есть о том непорочном житии и чистоте (какое они изображают), он, исследуя свою меру, найдет себя крайне немощным и бессильным достигнуть этой высоты заповедей, найдет, что он совсем нищ и недостоин принять Бога или возблагодарить Его и прославить, так как не стяжал еще в себя никакого блага. Но чувством душевным заплачет тем плачем, который есть воистину наиблаженнейший плач, приемлющий и утешение и делающий душу кроткою (Симеон Новый Богослов).

«Блаженны плачущие». Они блаженны, потому что они знают, что их боль, их беда, их нужда являются муками рождения нового, лучшего мира. Они счастливы, потому что уверены: Небесный Художник пользуется и светом, и тенью, чтобы создать шедевр, достойный божественного искусства.

Плач есть некое скорбное ощущение утраты того, что радует. Если же нами понят плач человеческий, то пусть очевидное послужит некоторым указателем пути к неизвестному и сделается явным, что» такой плач ублажаем, за которым следует утешение. Ибо если здесь плач происходит от лишения благ, какие у кого есть, и никто не станет оплакивать того, кто желает утратить, то что надо узнать, что такое самое благо, а потом составить понятие о человеческом естестве, ибо им достигается и преуспевание в ублажаемом плаче.

Например, если один из двоих, живущих во тьме, родился слепым, а другой привык наслаждаться светом, но насильно заключен в темницу, они не одинаково воспринимают свою беду. Ибо один, зная чего лишился, тяжелой для себя считает утрату света, а другой, совсем не знавший такой благодати и выросший во мраке, может даже считать, что не лишен никаких благ. А потому желание насладиться светом поведет одного ко всякому усилию и стремлению снова увидеть то, чего он лишен насильно, а другой может состариться в темноте, потому что не знает лучшего, признавая для себя благом настоящее. Так и тот, кто смог усмотреть истинное благо и потом познал нищету человеческого естества, конечно, считает душу бедствующей, оплакивая то, что настоящая жизнь далека от истинного блага. Потому, мне кажется, Слово ублажает не печаль, но познание блага, при котором человек страдает от того, что этого блага не имеет (Григорий Нисский).

Не пересказывайте своих бед всем встречным. Это нисколько вам не поможет, а только приведет к унынию других

Один проповедник сказал’ «Страдание и успех неразлучны. Если вы имеете успех без страдания, то другие перед вами страдали. Если вы страдаете и не видите успеха — это чтобы другие имели успех после вас».