Таланты

«Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно также и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И подошед получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью; итак возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 25:13-30).

Талант был денежной единицей, но не монетой, а весом, и, соответственно, его стоимость зависела от того, было ли это золото, серебро или медь. Чаще всего это было серебро.

В этой притче Иисус Христос говорит нам, что не может быть вера дерзновения нового, неведомого и что Бог не может получить никакой пользы от того, кто отгородился от всего. Но в этой притче заключено и другое.

1. В ней говорится о том, что Бог дает людям различные дары и дарования. Бог не требует от человека того, чего у него нет, но Он требует, чтобы человек в полной мере использовал имеющиеся у него способности. Притча говорит нам, что какой бы талант у нас ни был — маленький или великий — мы должны использовать его в служении Богу.

2. В ней говорится о том, что наградой за прилежную работу является еще большая работа.

3. В притче говорится, что осужден тот человек, который, имея один талант, не потрудился употребить его ради общего блага.

4. В ней изложено правило жизни, справедливое всегда и везде: кто имеет, тому дано будет еще, а кто не имеет, тот потеряет и то, что у него есть. Смысл этого правила таков: если у человека есть талант и он использует его, он все время будет способен делать все больше’ и больше. Но, если у него есть талант и он не сможет применить, его, он неизбежно потеряет его. Жизнь учит, что есть только один, способ сохранить дарование — использовать его на служение Богу; и людям (У. Баркли).

Дарования, которыми Господь наделил людей, так же разнообразны, как деревья, которыми Он украсил землю, и каждое обладает особенным свойством и приносит лишь ему присущие плоды (Ф. Ларошфуко).

Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле (Сенека).

Человек проявляется в своих действиях, а не в мыслях, какими, благородными эти мысли ни были бы (Т. Карлейль).

Тот не поднимается к большему, кто не силен в меньшем (Я.А. Коменский). Препятствия — это пробный камень призвания (А. Декурсель).