Тело и Господь

1. Тело для Господа.

Коринфяне, которым писал апостол Павел, были склонны думать, что блуд — действие безразличное, не имеющее большого значения. Отвечая им, Павел ссылается не на духовность души, не на некое различие между вегетативной (служащей для питания) жизнью и жизнью духовной, для которой такое поведение представляет опасность. «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 Кор. 6:13) В отличие от чрева, то есть от тленной плоти (Флп. 3:19), которая не может наследовать Царство Божие (1 Кор. 15:50), тело должно воскреснуть, как Господь (1 Кор. 6:14); оно — член Христов (1 Кор. 6:15), храм Духа Святого (1 Кор. 6:19), значит, надо прославлять Господа телом своим (1 Кор. 6.20). И тогда как плоть возвращается в землю, тело посвящено Господу. И в этом его несравненное достоинство.

2 Тело Христово.

Точнее, это достоинство проистекает из того, что тело было искуплено Христом. Христос принял тело плоти (Кол. 1:22), что подчинило Его закону (Гал. 4:4). В силу этого, приняв подобие «плоти греховной» (Рим. 8:3), Он принял проклятие за нас (Гал. 3:13), Он сделался вместо нас грехом (2 Кор. 5:21); и наконец, Он подчинился власти смерти, но смерть Его была непреложной смертью греху (Рим. 6:10). Так что смертью Он победил и плоть, и грех; силы, распявшие Христа, были лишены своей власти (Кол. 2:15). Итак, Он осудил грех (Рим. 8:3), преобразив проклятие закона в благословение (Гал. 3:13). Он нас не только освободил от рабства, но соединил с Собою: вследствие всемирного значения Его жизни и Его искупительных страстей, отныне существует только единое тело, тело Христово.

3. Тело христианина.

Поэтому каждый верующий, соединенный со Христом, отныне может побеждать те силы, которым он был некогда подвластен — закон, грех, смерть — через тело Христово. Он умер для закона (Рим. 7:4), его греховное тело упразднено (Рим. 6:6), с него совлечено тело плоти, конец которого смерть (Кол. 2:11). Пройдя таким образом весь путь Христа при принятии крещения, христианин должен в жизни следовать ему день за днем; он должен представить тело свое в жертву живую (Рим. 12:1).

Достоинство тела не достигнет на земле своей высшей степени: уничиженное грехом при жизни на земле, тело будет преображено в славное тело (Флп. 3:21), в тело духовное (1 Кор. 15:44), нетленное, в образ небесного Адама (1 Кор. 15:49).

Нам хотелось бы, чтобы переход от смертного тела к небесному телу Христа совершился сразу, как в день второго пришествия Иисуса Христа. Но нужно быть готовым к иной судьбе: к мучительному переходу через смерть. Итак, мы должны предпочитать «выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8) в ожидании воскресения, через которое мы образуем наконец и навеки единое тело Христово (Словарь библ. богословия, с. 1164-1165).

До падения человека тело его было бессмертно, чуждо недугов… косности и тяжести… Облеченный в такое тело… человек был способен к чувственному видению духов, к разряду которых он принадлежал душой, был способен к общению с ними, к тому Боговидению, к общению с Богом, которые сродни святым духам (епископ Игнатий).

Человек, облеченный в тело, был способен к жизни в раю, в котором ныне могут пребывать одни святые и одними своими душами, в который взойдут и тела святых по воскресении. Тогда эти тела оставят в гробах свою тяжесть, усвоившуюся им по падении, станут духовными… явят в себе те свойства, которые им даны были при сотворении… Тогда люди снова вступят в разряд святых духов и в открытое общение с ними. Образец тела… тело и дух… видим в Теле Господа нашего Иисуса Христа после Его Воскресения (епископ Игнатий).

От земли было взято человеческое тело, но сотворено не для земли. Но ниспало в тление, а сотворено было не для тления (епископ Игнатий).

Недуги человеческого тела суть естественные последствия повреждения естества грехом и злоупотребления телом (епископ Игнатий).

Отяготели сердца наши, прилепились к земле души наши: такое положение духа делает и тело дебелым, и мы остаемся чуждыми опытного познания, что плоть наша может возрадоваться о живом Боге (епископ Игнатий).

Желание Бога было изначала естественным нашему телу, сотворенному с желанием Бога. Желание Бога духовно и свято, духовным и святым было и тело (епископ Игнатий).

Не будь рабом своих членов, чтобы твои члены властвовали над тобой. Употребляй их на дела благие, а не на лукавые — и ты будешь драгоценным стяжанием для твоего Владыки (Ефрем Сирии).

Тело, которое утруждало себя в молитвах и трудах благочестия, в день воскресения воспарит по воздуху и без посрамления будет взирать на своего Господа, с Ним войдет в чертог света и будет там приятно ангелам и людям, которые на земле утруждали себя бдениями и молитвами (Ефрем Сирии).

Если тело способно к духовным ощущениям, если оно может вместе с душой участвовать в благодатном утешении… то как же ему не воскреснуть для жизни вечной, по учению Писания? (епископ Игнатий)

Когда ум и сердце сделаются обителью Бога… тогда, естественно, делаются Его обителью и душа, и тело (епископ Игнатий).

Позаботься о твоем теле как о храме Божием Позаботься о нем! Оно должно воскреснуть, а ты должен дать отчет Богу, что сделал ты со своим телом. Как ты заботишься об исцелении тела, когда оно заболеет, так позаботься о том, чтобы приготовить его к воскресению очищением от всех страстей.

Тело твое, христианин, есть храм Святого Духа, желающего обитать в тебе. Поэтому имей радение о храме, чтобы не оскорбить Обитающего в нем (Ефрем Сирии).

Те, кто плохо применяют это тело и обращают его на служение греху, — готовят себе смерть (Василий Великий).

Кто верует, что тело его воскреснет в день суда, тот должен очистить его от всякой скверны и порока.

Горе нам, что наше тело, предназначенное для вечного света, мы привели к вечной тьме.

Блажен, кто любит святыню, как свет, и не осквернил пред Господом своего тела темными делами лукавого (Ефрем Сирии).

Господь, как нетленный и бестелесный, радуется о чистоте нашего тела… (Иоанн Лествичник)

Охраняющий тело свое от сластолюбия и от болезней имеет в нем сотрудника в служении высшему (Максим Исповедник).

Душа, не возделанная евангельскими заповедями, и тело, не возделанное трудами благочестия, не способны быть храмом божественной благодати, храмом Святого Духа (епископ Игнатий).

Благоразумный и умеренный телесный подвиг освобождает тело от тяжести и дебелости, изощряет его силу, содержит его постоянно легким и способным к деятельности (епископ Игнатий).

Кто хочет пощадить тело как единственное достояние, необходимое душе и содействующее ей в земной жизни, тот немного займется его нуждами, чтобы только поддерживать его и через умеренное попечение сохранить здоровым на служение душе, а не давать ему воли скакать от пресыщения. . Если же позволим телу быть дерзким и ежедневно пресыщаться, как необузданному коню, то в конце концов увлеченные его порывами, будем повержены на землю (Василий Великий).

Если излишнее попечение о теле бесполезно для самого тела и вредно для души, то покоряться и услуживать телу — явное безумие (Василий Великий).

Должно обуздывать и сдерживать тело, как порывы коня. Смятение, производимое им в душе, надо усмирять, поражая рассудком, как бичом, а не ослаблять вовсе узды сластолюбия и не пренебрегать тем, что ум увлекается им, подобно вознице, которого неудержимо несут необузданные кони (Василий Великий).

Должен сказать вам, братья, что мы обязаны заботиться и о теле — этом родственнике нашем и сослужителе души. Хотя я и винил его, как врага, за то, что терплю от него, но я же и люблю его, как друга, ради Того, Кто соединил меня с ним. По-христиански заботиться должно и о телах наших ближних не меньше, чем о собственном, остаемся ли мы сами здоровыми или подвержены тем же недугам (Григорий Богослов).

Но кто (чрезмерно) заботится о теле, тот не может заботиться о душе.

Не питай чрезмерно своего тела, чтобы оно не воздвигло на тебя брани. Не приучай его к плотским удовольствиям, чтобы не обратилось в тягость душе твоей и не низвергло ее в преисподнюю (Ефрем Сирии).

Но чем больше тело питается и тучнеет, тем более душа истощается и становится немощной (Иоанн Златоуст). .

Кто тело свое предает покою (на земле), тот в стране мира причиняет ему скорбь (Исаак Сирии).

Слава тела есть покорность целомудрию при помощи Божией (Исаак Сирии).

Обратим внимание на наше тело, от которого трезвенность ума находится в полной зависимости (епископ Игнатий).

Будь владыкой тела, а не рабом.

Давай телу то, что нужно, а не то, что плоть хочет получить.

Кто ласкает льва, тот часто укрощает его; а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость (Иоанн Лествичник).