Терпение

«Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю» (Пр 15-18).

«Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10’36).

«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19).

«Зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:3-4)

«И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда» (Рим. 5:3-4).

«Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Рим. 12:12).

«Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал» (Отк. 2:2-3).

«Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тим. 6:11).

Терпение — способность терпеть, стойко и безропотно переносить, сносить что-либо; способность долго, настойчиво, упорно делать что-либо.

Терпеть — выносить, переносить, сносить, страдать; крепиться, мужаться, держаться, стоять, не изнемогая, не унывая; ожидать чего-либо лучшего, надеяться, быть кротким, смиряться; снисходить, допускать, поноравливать; не спешить, не торопить, не гнать.

Терпеливый — сносный, рассудительный, великодушный, снисходительный (В. Даль).

Терпение — вот ключ от всех дверей.

Терпение — это та плодородная почва, на которой произрастает всякая добродетель.

Терпение — это любовь в действии.

Терпение — это мать, которая продолжает любить свое чадо даже тогда, как оно разольет стакан молока на новую скатерть.

Основа всякой мудрости есть терпение (Платон). Терпение дает правильный дух поклонения Богу.

Терпение рождает силу Во время ожидания не опускай рук и знай, что Бог готовит излить обильные благословения и что Он вместе с тем должен и тебя приготовить к получению этих благословений.

Терпение есть способность оставаться спокойным, когда все вокруг объято бурей.

Терпение — хорошая защита от раздражения. Терпение является признаком усыновления Богу. Терпение избавляет нас от всякого беспокойства. Терпение отирает слезы.

Терпение со славословием и великодушие с радостью — это самое главное.

Терпение горько, но его плод сладок (Ж.Ж. Руссо).

Сила заключает в себе терпение. В нетерпении проявляется слабость (Г. Гауптман).

Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой (Э. Берк).

Терпение принесет тебе сокровище, нетерпение — страдание (таджикская народная мудрость).

Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца, — терпение (Г. Ибсен).

Терпение и время достигают большего, чем неистовство и сила (Ж. Лафонтен).

Непоколебимое терпение — то, которое не гневается, не ропщет, но переносит все горькое и скорбное с покорностью.

Из всех получаемых нами благословений Божиих дар терпения самый драгоценный.

Научиться терпеливо сносить недостатки недругов мы можем только у ног Христа.

Господь дает обещание, вера усваивает его — надежда предвкушает, а терпение спокойно дожидается его исполнения.

Любовь не так быстро теряет свое терпение Она не возмущается, не гневается, не протестует. Любовь относится ко всем и ко всему безропотно и снисходительно.

Недостача терпения — вот что приводит к ссорам в семье, расстройствам в обществе, духовным болезням в церкви и нередко к международным конфликтам.

Рассказывают про одну большую патриархальную китайскую семью с несколькими женатыми сыновьями, невестками, детьми и внука ми: в доме тишина, мир, порядок, уважение, послушание… «В чем секрет вашего мудрого руководства семьей?» — спросили гость старика. «В терпении», — ответил старик.

Строго говоря, без терпения так же, как и без любви, мы не имеем права называться учениками Христа. Без терпения мы не имеем права апостольствовать, свидетельствовать другим о жизни с избытком.

Без терпения ни одна добродетель не может быть подлинной добродетелью. Даже любовь, если она без терпения, не есть истинная любовь.

Поднять лежащего, поддержать падающего, помочь неблагодарному и воздать добром за зло открытому врагу — какой нужен подвиг терпения!

Нужно с этим покорно смириться И терпеньем большим запастись, Чтобы каждая жизни страница Открывала лазурную высь.

Терпи до конца со Христом и Христа ради, если хочешь со Христом царствовать (Фома Кемпийский).

Кто хочет быть участником вечного царствия с Иисусом, тот должен быть участником и страданий, и терпения Его (Тихон Задонский).

Кто бегает от терпения, тот бегает от спасения. Не хочешь терпения — не хочешь венца.

Возведи умные очи в небесные селения и осмотри всех жителей — ни одного не найдешь, кто бы не пришел туда путем терпения (Тихон Задонский).

Терпением сохраняется любовь и согласие между родителями и детьми, между братьями, друзьями, соседями. Нетерпение, напротив, разоряет дома, ибо от нетерпения возникают несогласия и ссоры.

Терпение приобретается исключительно при таких условиях, которые нам кажутся невыносимыми.

Некто удачно заметил, что все люди подвергаются страданиям, но вдвойне страдают те, у кого нет терпения.

Только на пути страданий может быть рождено терпение и достигнута зрелость.

Для христианской жизни, жизни во Христе, и терпение требуется Христово.

Мы недолго будем терпеть, ибо настоящая жизнь очень не долга. Если поколеблется терпение, не устоит и другая добродетель.

Выносливость при переживании несчастий кует людей и является силой, отличающей состояние прозябания от силы жизни с избытком. Испытания вырабатывают характер.

Мой опыт подтвердил, при Божией помощи, что снисходительность, кротость и дружелюбие никому из окружающих не приносят такого удовольствия и радости, как самим обладателям этих качеств (Плутарх).

Поучайся с терпением сносить недостатки и все слабости других, ибо и ты имеешь их множество — их сносят другие.

Мудрость жизни в том, чтобы не быть чрезмерно требовательным к людям. Нормой наших взаимоотношений с людьми должно быть: понимание людей, любовь, терпение и прощение их без конца.

Все люди прославляют терпение, но лишь немногие могут проявить его; это лекарство помогает от всех болезней.

Будь готов терпеть больше, нежели хочется обидчику. Преимущество всегда на стороне обиженного.

Терпение в наши дни — одна из утраченных добродетелей, один из забытых и пренебреженных даров благодати Божией.

Истинное христианское терпение состоит в том, чтобы не только не мстить, но и не хотеть мстить обидевшему, хотя бы сердце и поощряло к тому (Тихон Задонский).

Лучше зло терпеть, нежели быть причиною зла; лучше быть жертвою, нежели злодеем.

Лучше печаль того, кто неправдиво терпит, нежели радость того, кто неправдиво действует (Блаженный Августин).

Не тот получает вред, кто терпит зло, а кто делает зло (Иоанн Златоуст).

«Долготерпеливый лучше храброго». У терпеливого человека много разума, а раздражительный высказывает глупость

Гений есть терпение мысли, сосредоточенный в известном направлении.

Молитву о терпении имеют право приносить те, кто терпит за правду и ради правды.

Как терпением облегчается, так нетерпением умножается страдание (Тихон Задонский).

Кто намеревается сделаться подобным Христу, тому преимущественно нужно благодушно и терпеливо переносить скорби: телесные болезни или обиды, укоры людей или козни невидимых врагов (Макарий Египетский).

Если мы хотим легко претерпевать всякую скорбь и искушение, пусть будет для нас желанна, пусть всегда стоит перед нашими очами смерть за Христа (Макарий Египетский).

Если брат скажет тебе грубое слово по малодушию, перенеси это с радостью, ибо, рассмотрев помыслы свои перед Всеведущим Богом, найдешь, что ты сам согрешил.

Кто ради Бога, для сохранения мира переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе.

Христос подвергся за нас позорнейшей смерти, поэтому и мы, ради Его заповеди и за свои грехи, должны терпеливо и спокойно переносить… справедливые и несправедливые оскорбления и бесчестия.

Когда вспомнишь об оскорбляющих и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу как о виновниках величайших благ для тебя.

Стяжавший долготерпение не допустит лукавого помышления о ближнем.

Не ропщи и не позволяй себе кого-нибудь оскорбить (Антоний Великий).

Не страшись бесчестий, наносимых людьми (Антоний Великий).

Бог не радуется так никакой добродетели, как если кто впадет в скорбь и терпеливо до конца переносит ее с благодарением. Равным образом от больного Бог не требует поста или подвига телесного, требует от него только терпения, благодарения и умной молитвы, состоящей в том, чтобы ум всегда был направлен к Богу. Пост и

телесные труды совершаются человеком для обуздания нечистых страстей, а телесная болезнь выше и крепче поста, подвига и телесного труда. Поэтому с немощного не спросится пост и труд телесный, нужно только непрестанно благодарить Бога и молить, чтобы Он даровал терпение (Изречения безымянных старцев).

Если будешь одержим телесной болезнью, не малодушествуй. Если Господу Богу угодно, чтобы ты был немощен по телу, кто ты, чтобы тебе огорчаться этим? Не Бог ли промышляет о тебе во всем? Неужели ты живешь без Него? И потому переноси болезнь терпеливо и проси Бога, чтобы Он даровал тебе полезное, то есть чтобы совершалась над тобою воля Его, а ты безмолвствуй в терпении, питаясь тем, что принесут по любви (Изречения безымянных старцев).

Кто терпеливо переносит презрение, бесчестие и убыток, тот может спастись (Изречения безымянных старцев).

Долготерпеливый не скоро воспламеняется гневом, не оскорбляет, не легко трогается пустыми речами (Ефрем Сирии).

Долготерпеливый всегда в радости, в веселии и в восхищении, потому что надеется на Господа (Ефрем Сирии).

Терпеливого не легко обмануть, он не склонен к раздражению, радуется в скорбях, свыкается со всяким добрым делом, людям, ничем не довольным, во всем угождает (Ефрем Сирии).

Терпеливый, когда приказывают ему, не противоречит, когда делают выговор, не хмурится, во всех случаях находит для себя врачевство в долготерпении (Ефрем Сирии).

Терпеливый безупречен в делах, готов к постам, тверд в молитвах, прям в ответах, в исполнении поручения покорен, старателен в жизни (Ефрем Сирии).

Терпеливый готов к послушанию, украшен долготерпением, исполнен любви. За оскорбления он благословляет, в ссорах хранит мир, в безмолвии мужествен, в псалмопении не ленив (Ефрем Сирии).

Терпеливый достигает всякой добродетели (Ефрем Сирии).

Терпеливый в оказании услуг любезен, в обращении привлекателен, в общежитии и общении с братством приятен, в бдениях не угрюм, в заботах о странниках старателен, в уходе за немощными предупредителен (Ефрем Сирии).

В ком нет терпения, тот подвергается многим потерям и не в состоянии стать добродетельным (Ефрем Сирии).

Кто нашел путь долготерпения и незлобия, тот нашел путь жизни (Ефрем Сирии)

Обладающие терпением избавляются от многих скорбей (Ефрем Сирии).

Оттого что не терпим подчинения и уничижения ради Господа, мы лишаем себя праведных утешений (Ефрем Сирии).

Будь долготерпелив, чтобы стать сильным и благоразумным. Долготерпение — прекрасный дар, потому что изгоняет вспыльчивость, гнев и презрительность, приводит душу в мирное состояние (Ефрем Сирии).

Подлинно, великую награду назначил Господь за перенесение не только гонений, ран, уз, убийства и смерти, но и одного лишь оскорбления и слов поношения (Лк. 6:22) (Ефрем Сирии).

Человек оскорбил тебя? Неужели из-за этого ты станешь оскорблять Бога? Не примириться с оскорбившим — значит не столько мстить ему, сколько оскорблять Бога, заповедавшего примирение (Ефрем Сирии).

Все святые достигли обетовании постоянным и долгим терпением. Поэтому будем каждый день побуждать себя, чтобы и нам с ними наследовать Царство Небесное (Ефрем Сирии).

Не тот, кто оскорбляет, но тот, кто малодушествует и огорчается оскорблением, бывает тому причиной, так как уязвляется им (Ефрем Сирии).

Христос повелел не только благодушно и с кротостью перенести обиду, надо идти дальше в мудрости: быть готовым терпеть больше, чем хочется обидчику, силой терпения победить его дерзкую наглость, чтобы он удивился твоей необычайной кротости и с тем отошел прочь (Иоанн Златоуст).

Удостоиться претерпеть что-либо ради Христа — величайшая благодать, совершенный венец и награда, не меньше будущего воздаяния. Это знают те, которые умеют искренне и пламенно любить Христа (Иоанн Златоуст).

Когда увидишь, что враг огорчает тебя, не говори и одного оскорбительного слова и не желай ему зла за это, но преклони колени и, проливая слезы, моли Бога прекратить скорбь, потушить печаль (Иоанн Златоуст).

Врач заботится о том, как бы вылечить больного, а не о том, чтобы узнать, насколько он виновен в своей болезни. И ты будь врачом для оскорбившего тебя старайся только уничтожить его болезнь (Иоанн Златоуст)

Человек добродетельный, хотя бы подвергся бесчисленным оскорблениям, не потерпит никакого вреда, а злоумышляющие против него, скорее, на себя самих поднимают меч (Иоанн Златоуст).

Если тебя оскорбит друг или огорчит кто-нибудь из ближних — помысли о своих согрешениях против Бога и о том, что своей кротостью в отношении к ним ты умилостивишь для себя будущий суд (Иоанн Златоуст).

Когда терпим что-либо от злых людей, то, взирая на Начальника нашего и Совершителя веры, будем представлять себе, что .. терпим за добродетель и за Него. Если станем помышлять об этом, то все будет легко и переносимо. В самом деле, если каждый даже хвалится тем, что страдает за возлюбленных, то будет ли чувствовать какую-либо скорбь тот, кто претерпит что-нибудь за Бога? (Иоанн Златоуст)

Вас оскорбляют? Оскорбляют и Бога. Вас поносят? Поносят и Бога. Вас подвергают оплеванию? То же терпел и Господь наш. В этом Он имеет общее с нами, а в противном — нет. Он никогда не оскорблял, да и не будет, не поносил, не обижал. Следовательно, мы (оскорбляемые) имеем общее с Ним, а не вы (оскорбляющие). Переносить оскорбления свойственно Богу, а оскорблять, напротив, — диаволу. Вот две противоположные стороны (Иоанн Златоуст).

Когда же мы претерпеваем зло, диавол делается пленником и терпит зло, в то время как хочет сделать его нам (Иоанн Златоуст).

Для меня доблестнее терпеть зло за Христа, чем принимать от Него почести. Это — великая честь, это — слава, выше которой нет ничего (Иоанн Златоуст).

Если Христос, сделавшись для меня рабом и вменив ни во что славу, ничего не считал для Себя столь славным, как быть распятым за меня, то чего не должен я претерпеть? (Иоанн Златоуст)

Если у тебя нет терпения по отношению к твоему ближнему, то как будет терпеть тебя Бог? (Иоанн Златоуст)

Ненависть к нам за Бога лучше любви: когда нас любят для Бога, мы делаемся Его должниками за такую честь, а когда ненавидят нас, то Он Сам делается Должником, за Которым остается наша награда (Иоанн Златоуст).

Нужно переносить все с долготерпением, потому что это и значит веровать (Иоанн Златоуст).

Ничто не может равняться с долготерпением Такой человек никогда не оскорбляется, но как алмазы не разбиваются, так эти души — выше всех стрел (Иоанн Златоуст).

Ничто так не сильно, как долготерпение, такой человек не терпит ни от кого бедствия, так как бесстрастен по душе (Иоанн Златоуст)

Ничто не может служить таким свидетельством совершенной разумности, как долготерпение (Иоанн Златоуст).

В терпении упражняйся прежде необходимости, чтобы, когда она настанет, всеоружие его найти готовым (Нил Синайский).

Терпение — мир во время браней, тишина в бурю, тишина среди наветов и опасностей.. (Нил Синайский)

Мужественно потерпи человека неразумного, ибо приятно сохранять равнодушие при людях немудрых тому, кто мудр о Господе (Исидор Пелусиот).

Мудрый и кроткий, переносящий обиды и оскорбления от врагов, когда оскорбляют — не оскорбляется и когда обижают — не обижается. А если говорить правду, обиженными и оскорбленными бывают сами обидчики и оскорбители, их и люди осуждают, о них и отзываются худо. А кто выше оскорбления и обиды, тот и здесь бывает увенчан от всех похвалами как победивший не только врага, но и раздражительность, и там приемлет от Бога великие награды. Если же скажешь, что много нужно пота и труда, чтобы все перенести, не буду отрицать этого, но скажу, что большими трудами мы заслуживаем венцы (Исидор Пелусиот).

Цель терпения состоит не в том, чтобы гневаться справедливо, а в том, чтобы вовсе не гневаться (Иоанн Кассиан Римлянин).

Терпение, с которым мы принимаем искушения, состоит не столько в нашей крепости, сколько в милосердии и утешении Божием (Иоанн Кассиан Римлянин).

Кто смиренно терпит возводимые на него обвинения, тот достиг совершенства, и ему удивляются святые ангелы (Исаак Сирии).

Кто может с радостью перенести обиду, даже имея в руках средство отразить ее, тот принял утешение от Бога по вере в Него (Исаак Сирии).

Покажи врагу терпение свое и опытность свою в малом, чтобы не искал у тебя великого (Исаак Сирии)

По мере смирения дается терпение (Исаак Сирии).

Терпение — мать утешения и некая сила, обыкновенно порождаемая широтой сердца (Исаак Сирии).

Поистине дело великих — терпеть поругание от всех. Да не приводит вас в ужас сказанное мною: никто никогда не мог одним шагом взойти на верх лестницы (Иоанн Лествичник).

Терпение есть отказ от оправданий и внимание к себе (Иоанн Лествичник).

Терпение есть готовность к скорби и ежедневное ожидание ее.

Где есть страх геенны, там терпение всяких трудов и скорбей (Иоанн Лествичник).

Глубина долготерпения проявляется в человеке, когда он пребывает в равном спокойствии и в присутствии, и в отсутствии злословящих (Иоанн Лествичник).

Верующий без ропота переносит всякое искушение, будучи уверен, что за такое терпение получит нетленный венец (Симеон Новый Богослов).

Терпение есть как бы камень, недвижно стоящий против ветров и волн житейских. Достигший терпения не изнемогает при наводнении и не возвращается назад, но, находя радость и покой, не увлекается самомнением, а всегда пребывает невредимым от сетей врага. Когда встретит бурю, терпит с радостью, ожидая конца; когда бывает тихая погода, ожидает искушения до последнего вздоха. . Такой знает, что в этой жизни нет ничего неизменного, но все проходит, поэтому он нимало не заботится о чем-либо земном, но предоставляет все Богу, ибо Он печется о нас (Петр Дамасский).

От плача и терпения рождаются надежда и бесстрастие, от них — умерщвление себя для мира. И если человек будет пребывать в терпении, не отчаиваясь от того, что отовсюду видит утеснение и смерть, но, понимая, что это источник просвещения, если он будет дерзновенным, как достигший возраста духовного, то через многие слезы и скорби он придет в состояние ясно видеть святые страдания Господни, и утешается ими, и считает себя поистине ниже всех, видя, сколько благ изливается на него от благодати Божией (Петр Дамасский)

Терпение есть добродетель, которая во всякой приключившейся неприятности, печали и скорби предается воле Божией и готово лучше все выстрадать, чем согрешить перед Богом. Или терпение есть добродетель, укрепляющая сердце в крестном подвиге и сохраняющая от негодования и ропота, и научающая во всем предаваться воле Божией, это не что иное, как сама вера, подвизающаяся против самолюбия плоти и покоряющая ее в послушание воле Божией (Тихон Задонский).

Большое и высочайшее терпение есть не чувствовать обиды и болезни в своем сердце. Такой подлинно умер для мира, плоти и греха, а живет во Христе. Такой ни похвалой не возносится, ни поношением не оскорбляется; как в благополучии, так и в злополучии ровен, постоянен, тих и кроток. Преблагополучное это состояние сердца (Тихон Задонский).

Желающим жить благочестиво нечего ожидать, кроме насилия, озлобления, гонения, ибо «по причине умножения беззакония» во многих уже охладела любовь. (Мф. 24:12) (Тихон Задонский).

Бог повелевает нам делать добро, и терпеть обиды, и не воздавать злом за зло; диавол советует противоположное. Когда делаем добро и терпим, повинуемся Богу, а противимся диаволу, который учит злу и отводит нас от терпения. Итак, побежденный терпением, как побитый палкой пес, он убежит от нас. Тогда Бог будет стоять за нас и от нас его будет прогонять. Об этом и Златоуст говорит: «Диавола нужно побеждать терпением». Хочешь ли не уступать и противиться диаволу? Уступай людям, и не противься им, и не воздавай злом за зло. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Это славная победа, более славная, чем победить многие тысячи людей. На этот подвиг и победу Христос с неба смотрит благоприятно; о ней радуются ангелы; ее ублажают люди; ее все Писания хвалят и возвещают в роды родов.

Терпение укрепляется молитвой, которая испрашивает Божию помощь в несении наложенного креста. Как страждущие дети говорят о печали своей родителям и от них получают утешение или как друг своему верному другу сообщает о сердечной скорби и от того чувствует на сердце некую отраду, так и мы чувствуем облегчение нашей печали, когда Богу, Который есть «Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2 Кор. 1:3), сообщаем нашу печаль в молитве (Тихон Задонский).

Что значит терпеть о Господе? К мысли о терпении ближе всего мысль о бедствиях и страданиях. Поэтому терпеть о Господе — значит великодушно переносить бедствия и страдания за веру в Господа. Подлинно, этот род терпения заповедует Господь наш, когда говорит Своим последователям: «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их, и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:21-22). Так терпели о Господе мученики!

С креста своего славословь Господа, отвергая всякий помысел жалобы и ропота как преступление и богохульство.

В постоянном уповании на Бога надо великодушно претерпевать скорби от страстей, возникающих из падшего естества, от братии, от врагов — демонов.

Крест — терпение в Господе всех огорчений и напастей, которые будут попущены промыслом Божиим.

Терпение скорбей с благодарением Богу, с признанием себя достойным скорби, с признанием попущенной скорби именно тем спасительным врачевством, в котором нуждаемся для исцеления, есть знамение истинного покаяния.

Опытный земледелец не предается унынию и малодушию, когда увидит, что поле его покрывается сорняками, — с терпением… и трудом он выдергивает их.