Тщеславие

«Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак. 4:15-16).

«Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5:25-26).

«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп. 2:3).

Тщеславие — стремление к славе, почестям, почитанию.

Тщеславный — тот, кто жадно ищет славы мирской или суетной, стремится к почету, к похвалам, требует признания мнимых достоинств своих, делает добро не ради добра, а ради похвалы (В. Даль).

Тщеславие — порок самый отвратительный, самый неприятный для всех.

Смотри, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться славы Божией.

Тщеславный человек — идолопоклонник, хотя и называется верующим Он думает, что почитает Бога, но на самом деле угождает не Богу — людям (Иоанн Лествичник)

Великое дело — отвергнуть душой похвалу человеческую, но больше — отвратить от себя похвалу бесовскую, влагаемую помыслами (Иоанн Лествичник)

Иногда хорошие по видимости начинания приводятся в исполнение ради славы и людской похвалы, а это перед Богом равно неправде, воровству и другим грехам

Не подражай фарисею, который все делал напоказ.

Не надевай одежды, которая приводит тебя в тщеславие.

Любящему человеческую славу невозможно достичь бесстрастия — зависть и рвение живут в нем

Ржавчина съедает железо, а честолюбие — сердце человека, потворствующего этой страсти

Далек от плача тот, кто вдается в мирские заботы из-за тщеславия.

Одержимый страстью тщеславия чужд мира, ожесточается сердцем против искупленных и к довершению своих зол впадает в высокоумие, гордость и навык ко лжи.

Избегай тщеславия — и сподобишься быть причастником славы Божией в будущем веке.

Искание славы от людей — доказательство неверия и отчуждения от Бога (Василий Великий).

Не старайся показать себя (пред людьми) искусным во всяком деле, чтобы не впасть в тщеславие, которое приводит к сластолюбию, гневу и печали (Ефрем Сирии).

Для чего ты рассматриваешь свои добродетели и выставляешь их напоказ? Или не знаешь, что, хваля самого себя, уже не будешь похвален Богом?

Человек, увлекаемый славой, не способен мыслить что-либо великое и благородное; он неизбежно становится постыдным, низким, бесчестным, ничтожным (Иоанн Златоуст).

Как же одолеть тщеславие? Будем противопоставлять славе — славу Как мы презираем богатство земное, когда взираем на богатство небесное, и не дорожим настоящей жизнью, когда помышляем о жизни лучшей, точно так мы сможем презреть и славу настоящего мира, когда будем помышлять о славе гораздо высшей, о славе истинной (Иоанн Златоуст)

Будем всячески избегать тщеславия — этого зверя. Он бывает различного рода и вида и изливает свой яд на все: и на сокровища, и на удовольствия, и на телесную красоту. Из-за него мы везде преступаем границы необходимого, пренебрегаем умеренностью — и в домах, и в одежде, и в столе, а роскошь господствует. Ты хочешь наслаждаться славой’ Подай милостыню, тогда тебя похвалят ангелы, тогда тебя прославит Бог (Иоанн Златоуст).

Почему же ты не можешь преодолеть тщеславия, когда другие преодолевают, имея такую же душу, такое же тело, такой же внешний вид, живя такой же жизнью? Помысли о Боге, помысли о высшей славе, противопоставь ей настоящее — и ты скоро отстанешь от тщеславия. Если ты непременно желаешь славы, то ищи истинной славы. Разве слава та, которая заставляет искать чести от низших и имеет в ней нужду? Честь состоит в том, чтобы пользоваться славой от высших. Если ты непременно желаешь славы, то ищи лучше славы у Бога. Возлюбив эту, ты будешь пренебрегать той, увидишь, как та постыдна, как смешна. И пока обладает нами эта страсть, мы не можем видеть, каково это зло (Иоанн Златоуст).

Пристрастие к славе есть своего рода безумие, которое гораздо сильнее беснования или сумасшествия. Последнее извинительно, а первое не имеет никакого оправдания, потому что здесь сама душа повреждена, и ее суждения неправильны, погибельны (Иоанн Златоуст).

Свобода же от тщеславия больше всего освобождает от оков телесных и возносит от земли к небу (Иоанн Златоуст).

Раб славы не может быть рабом Божиим (Иоанн Златоуст). Нередко от тщеславия происходят помыслы блуда.

За предшествующим человекоугодием и тщеславием, конечно, следует гордость, высокоумие и всякая срамная демонская страсть.

Если начнешь тщеславиться и гордиться, отступит от тебя Господь…

Уловляемый тщеславием не может быть в мире ни с самим собой, ни с ближним.

Кто любит человеческую славу, тот подвергается лжи; в сердце человека, отражающего ее щитом смирения, возрастает страх Божий.

Кто любит человеческую славу, тот не может быть свободен от страстей, но рвение и зависть обитают в нем.

Избегай тщеславия, и будешь прославлен.

Между тщеславием и гордостью такое же различие, какое между отроком и мужем… ибо тщеславие — это начало, а гордость — конец (Иоанн Лествичник).

Самая скрытая из всех душевных страстей — тщеславие. Эта страсть более всех других маскируется перед сердцем человеческим, доставляя ему удовольствие, часто принимаемое за утешение совести, за утешение божественное.

Ты познаешь тщеславного по особенной способности его к лести, к услужливости, ко лжи, ко всему подлому и низкому (епископ Игнатий).

Тщеславие делает душу не способной для духовных движений, которые начинаются, когда умолкнут движения душевных страстей, будучи остановлены смирением (епископ Игнатий).

Тщеславие в отношении к истинной славе есть блуд (епископ Игнатий).

Кровь разгорячают и приводят в движение тщеславные помыслы, а тщеславие, со своей стороны, растет и умножает обольстительные мечты и напыщенное мнение о себе, именуемое апостолами мнением плотского ума (епископ Игнатий).

Тщеславие является от глубокого неведения Бога или от глубокого забвения Бога, от забвения вечности и небесной славы, и потому оно, в помрачении своем, ненасытно стремится к приобретению земной, временной славы (епископ Игнатий).

Будем избегать тщеславия и самолюбия как отречения от креста Христова.

Тщеславен тот, кто делает или говорит что-нибудь ради одной мирской славы.

Делание не из любви к Богу, но ради похвалы от людей, каково бы оно ни было, находит себе не похвалу за благочестие, но осуждение за человекоугодие, или за самоугодие, или за честолюбие, зависть, или за иную подобную вину (Василий Великий).

Будем избегать тщеславия, этого льстивого грабителя духовных богатств, этого червя, подтачивающего добродетели (Василий Великий).

Тщеславие есть призрак… убеждающий трудиться для добродетели и обращающий эти труды в ничто (Ефрем Сирии).

Бдение и пост, милостыню и подвиги и все прочие блага диавол губит из-за ненавистного тщеславия и высокомерия (Ефрем Сирии).

Не губи своих трудов тщеславием, не делай, чтобы пот был пролит напрасно, и ты, пробежав тысячи поприщ, лишился всякой награды. Господь гораздо лучше знает твои заслуги (Нил Синайский).

Тщеславие везде пагубно, но особенно в делах человеколюбия, так как здесь оно является крайней жестокостью, извлекая себе похвалу из чужих бед (Нил Синайский).

Таков дух тщеславия, что оно ослепляет разум людей даже в отношении к самым очевидным предметам, побуждает противоречить даже самым признанным истинам, а других, и очень хорошо знающих истину, и уверенных в ней, заставляет лицемерно противиться ей (Нил Синайский).

Подверженный болезни тщеславия не знает дружбы, нисколько не желает никого уважать; напротив, извергнув все доброе из души, непостоянен, не способен к любви, против всех вооружается (Нил Синайский).

Эта страсть все извратила: она породила любостяжание, зависть, клевету, наветы; она вооружает и ожесточает людей (Нил Синайский).

Нет ничего столь смешного и унизительного, как страсть тщеславия (Нил Синайский).

Страшно тщеславие: оно может ослепить и мудрых людей, если они не станут бодрствовать (Нил Синайский).

Зараженный тщеславием — постится ли, молится ли, творит ли милостыню — лишается своей награды. Какое же несчастье может быть больше того, чем, изнуряя себя, подвергнуться осмеянию и — лишиться горней славы? (Нил Синайский)

Причина всех зол — тщеславие. Оно-то наиболее разжигает огонь; оно всюду простирает свою власть и, как мучитель, обладает всяким возрастом и всяким знанием… оно разоряет дома, города, целые народы… (Нил Синайский)

Как червь поедает деревья, в которых зарождается, ржавчина съедает железо и моль — ткань, так и тщеславие губит душу, воспитавшую эту страсть в себе. Поэтому много нужно старания, чтобы истребить в себе эту страсть (Нил Синайский).

В том и несчастье, что есть болезнь — тщеславие; она вредит тебе не только, когда ты грешишь, но и тогда, когда имеешь заслуги; в этом случае она подвергает тебя бесчисленным укоризнам, в другом — лишает всякой награды (Нил Синайский).

Душа, жаждущая чести и прославления, не увидит Царства Небесного (Иоанн Златоуст).

Дырявый мешок не сохраняет в себе того, что вложено, и тщеславие губит добродетель за воздаяние (Нил Синайский).

Пост тщеславного остается без награды, и молитва бесплодна, ибо он и то, и другое делает для похвалы человеческой (Иоанн Лествичник).

Нам предстоит подвиг против духа тщеславия — многообразного, разновидного и тонкого, так что едва можно самыми прозорливыми глазами, не говорю, — предостеречься, но предвидеть и распознать его.

Тщеславие — яд, умерщвляющий душу (Тихон Задонский).

Бог — начало и источник всякому добру, и потому Ему Единому подобает слава и хвала за добро. Но когда человек за добро желает и ищет славы и похвалы себе, то на том месте, где бы подобало быть и почитаться и славиться Богу, человек себя, как идола, ставит и хочет хвалиться и прославляться. Поэтому он отступает от Бога сердцем своим и себя боготворит, хотя этого и не замечает. Чем же хвалиться человеку, который, кроме грехов и немощи, ничего не имеет? Разве грехами? Но какая это польза? Это не похвала, а поношение (Тихон Задонский).

На тщеславии заквашен фарисей, он все делает для похвалы человеческой (епископ Игнатий).

Охраняя наши добродетели от повреждения похвалами человеческими, мы должны охранять их и от живущего в нас зла… не увлекаться помыслами и мечтаниями тщеславными и тщеславным услаждением (епископ Игнатий).

Тщеславие радуется, когда увидит, что человек обогащается добродетелями; оно надеется обратить всякую добродетель в согрешение, надеется сделать всякую добродетель причиной и поводом к осуждению человека на суде Христовом (епископ Игнатий).

Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять (епископ Игнатий).

Подобно сребролюбию и корыстолюбию, тщеславие уничтожает веру в сердце человеческом (епископ Игнатий).

Похвалы надмевают до безумия и своею сладостью уничтожают то, что заслуживало награды (Иоанн Златоуст).

Почему ты ищешь похвалы от людей? Разве не знаешь, что эта похвала, как тень, растворяется в воздухе и исчезает? Притом и люди так непостоянны и изменчивы: одни и те же одного и того же человека сегодня хвалят, а завтра порицают (Иоанн Златоуст).

Не будем дорожить похвалой человеческой и не будем добиваться славы от людей, но ради Того Единого, Который испытывает сердца и утробы, будем совершать добрые дела и избегать нечестия (Иоанн Златоуст).

Значительность похвал обычно обременяет совесть не меньше, чем грехи (Иоанн Златоуст).

Те, которые хвалят нас, умножают в нас надменность, возбуждают гордость, тщеславие, беспечность и делают душу изнеженной и слабой (Иоанн Златоуст).

Уклоняйся от людских одобрений — и тогда получишь многие похвалы и у Бога, и у людей (Иоанн Златоуст).

Ища людской похвалы, ты бесчестишь не только себя, но и Бога (Иоанн Златоуст).

Будем же взирать только на то, чтобы нас похвалил Бог; если мы будем это иметь в виду, то никогда не станем искать похвалы у людей. А если они и похвалят нас, станем презирать такую похвалу, осмеивать ее и гнушаться ею (Иоанн Златоуст).

Если охотно слушаешь похвалы себе, нет в тебе страха Божия.

Тщеславие есть не что иное, как несвоевременная попытка получить громкую известность, прежде чем мы заслужим ее (А. Смит).

Тщеславный так полон самим собою, что в нем нет места никому другому (Т. Пен).

Тщеславие — признак своего ничтожества.

Тщеславный человек всегда бывает низок (П.И. Чайковский).

Глупость и тщеславие — неразлучные подруги (П. Бомарше).

В каждом человеке ровно столько тщеславия, сколько ему недостает ума (А. Поп).

Что может быть свирепее тщеславия, которое тогда наиболее свирепеет, когда наиболее ему услуживают? Такого свойства не имеют даже звери, напротив, смягчаются, когда за ними ходят. А тщеславие поступает совершенно иначе, презираемое, оно укрощается, а чествуемое — свирепеет и вооружается на своих почитателей (Иоанн Златоуст).

Лучше быть рабом у множества варваров, нежели у одного тщеславия (Иоанн Златоуст).

Чего не истребляет моль, чего не похищает вор, то разграбляет тщеславие.

Тщеславие и добрые человеческие дела творит бесполезными (Иоанн Златоуст).

Ягода, падшая на землю, скоро загнивает; и добродетель гибнет, если бывает с тщеславием.

Как плод в сыром месте скоро портится, так гибнет добродетель, совершаемая с тщеславием.

Добродетель тщеславного есть сокрушенная жертва (Лев. 22:22) и не будет возложена на жертвенник Божий (Нил Синайский).

Воздержание тщеславного — дым из печи; и то, и другое рассеивается в воздухе (Нил Синайский).

Ветер заметает след человека, и тщеславие в ничто превращает милостыню (Нил Синайский).

Для преуспевающих в подвигах благочестия тщеславие и гордость — то же, что подводные камни, лежащие близ пристани, которые после великих трудов плавания подвергают крайней опасности и гибели не потерпевших кораблекрушение среди волн пороков и бури нечистых помыслов.

Тщеславие есть подводный камень; если в него ударишься, то погубишь груз (Нил Синайский).

В тщеславную душу снова возвращаются страсти, некогда ею побежденные и исшедшие из нее (Исаак Сирии).

Тщеславный — бесплодный делатель: несет на себе труд, а награды не получит (Нил Синайский).

Храни свое сердце от помыслов тщеславия так же, как ты хранишь свое имущество от врага, свою одежду от моли, свой виноградник от хищных зверей и птиц.

Тщеславие пагубно и тогда, когда оно еще кроется в душе человека, подобно гнили и червю внутри плода. Еще более пагубно оно, когда уже обнаруживается вовне, в самовосхвалении себя человеками, в делании известными своих добрых дел и другим.

Убегай тщеславия — и сподобишься славы в будущем веке.

Ни один соблазн не удерживает людей так долго в своей власти, не отдаляет так людей от понимания смысла человеческой жизни и ее истинного блага, как забота о славе, об одобрении, уважении и похвале людской.

Для того чтобы люди думали, что мы имеем добродетели, мы готовы даже отказаться от них. Мы готовы быть трусами, только бы прослыть за храбрых.

В каждом хорошем поступке есть доля желания одобрения от людей. Но беда, если то, что делаешь, делаешь только для славы людской.

Человек легко привыкает к самой плохой жизни, если только все вокруг него живут плохо.

Не только сами не хвалите себя, но не позволяйте и другим хвалить себя. Похвала губит душу тем, что переносит заботу о душе на заботу о славе людской.

Тщеславный человек жаждет похвалы, аплодисментов, обожания и всегда напрашивается на комплименты.

Стремление к славе — наивысшая форма суетности (Д. Сантояна). Искать славы нельзя, и всякая погоня за нею тщетна (И.В. Гете).

Счастье, основанное на тщеславии, разрушается им же (Л.Н. Толстой).

Тот, кто хочет, чтобы про его добродетель знали все, служит не ей, а славе (Б. Джонсон).

От тщеславного человека не ожидайте справедливости (В. Остан).

Тщеславие происходит и усиливается от морального беспорядка в душе человека (Л.Н. Толстой).

Даже самые бурные страсти порою дают нам передышку, и только тщеславие терзает нас неотступно (Ф. Ларошфуко).

Тщеславный человек бывает источником величайших его бедствий (Ж.Ж. Руссо).

Знаки почета лишь позорят того, кто их не заслуживает (Публимий Сир).

Лучше заслужить, не получая, чем получить, не заслуживая (Д. Келли).

Тщеславие, человекоугодие и корыстолюбие часто оскверняют собою наши добрые дела.

Тщеславие — тщетная слава, как репейник, часто цепляется к святой одежде христианина.