Умилостивление

«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:1-2).

«Посему Он должен был во всем уподобиться братьям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр. 2:17).

Умилостивиться — стать милостивым, склониться к милосердию.

Умилостивление и грех

У древних «очистить» или «умилостивить» значило сделать предмет, место или лицо «приятным богам, если они прежде были почему-либо неприятными». Таким образом, «очищение» или «умилостивление» предполагает существование какого-либо греха, который необходимо изгладить.

Поскольку грех вызывает гнев Бога, умилостивление отвращает этот гнев и склоняет Бога «к милости» (Словарь библ. богословия, с. 1183).

Умилостивление и ходатайство

В Послании к евреям Иисус Христос, входящий в само небо для подлинного исполнения Своего священства, определяемого как «ходатайство» (Евр. 9:24), может быть уподоблен первосвященнику, проникающему за завесу для выполнения важнейшего в жертвоприношениях обряда — кропления кровью крышки ковчега. Таким образом, сама смерть Христа представлена как великое моление (Евр. 5:7).

В этом смысле умилостивление направлено не к тому, чтобы изменить расположения Божий — как это может показаться в глазах человеческих, — а к тому, чтобы расположить человека к принятию дара Божия (Словарь библ. богословия, с. 1184).

Умилостивление и прощение

В религиозном сознании иудеев «день очищения» был в еще большей степени «днем прошений». И когда апостол Иоанн, указывая на небесное ходатайство Христа перед Отцом (1 Ин. 2:2) или же на дело, совершенное Им на земле Своей смертью и воскресением (1 Ин. 4:10), дважды говорит, что Христос является — или сделан Отцом — умилостивлением за грехи наши.

Иисусом Христом и во Христе Отец осуществляет замысел Своей вечной любви (1 Ин. 4:8), являя Себя «милостивым», то есть «прощая» людей прощением действенным, поистине уничтожающим грех, очищающим человека, сообщающим ему жизнь Самого Бога (Словарь библ. богословия, с. 1184).

О смерти Иисуса Христа Новый Завет говорит и как об умилостивлении: «Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3:25).

Умилостивление содержит в себе концепцию устранения гнева предложением дара. Он отдал жизнь за нас, удовлетворив тем самым справедливые и святые требования закона Бога.