Уныние

«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Пс. 42:5).

«Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6:9).

«Вы же, братия, не унывайте, делая добро» (2 Фес. 3:13).

«И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя»» (Евр. 12:5).

Уныние — мрачное, подавленное состояние духа; гнетущая скука, тоска.

Унылый — испытывающий уныние, грустный; проникнутый унынием, исполненный уныния.

Унывать — грустить безнадежно, падать духом, отчаиваться, терять всякую бодрость и надежду, не находить ни в чем утешения (В. Даль).

Зная, что Бог верен и всемогущ, веруй в Него — и будешь причастником Его благ Если же ты унываешь и пребываешь в бездействии, то и не веруешь.

Предаваясь унынию, мы непременно делаемся предателями самих себя. Мужественное сердце помогает душе по Богу, а уныние помогает всему злому.

Не дадим места унынию в сердцах наших, чтоб оно не отняло у нас возможности наследовать обетованную землю.

Избегай уныния, ибо оно истребляет все плоды подвижничества.

Не предавайся унынию ни в каком труде, чтобы враг не усилил в тебе своих враждебных действий.

Память о смерти и наказаниях есть меч против беса уныния (Ефрем Сирии).

Предающийся унынию далек от терпения, как больной от здорового (Ефрем Сирии).

Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же охраняется воздержанием, а воздержание — телесным трудом (Ефрем Сирии).

У злобы всегда одно и то же ухищрение — ввергать нас в уныние во время скорби, чтобы лишать упования на Господа (Макарий Египетский).

Как воры при наступлении ночи, погасив огонь, легко могут и похитить имущество, и умертвить владельцев его, так и диавол, вместо ночи и мрака наведя уныние, старается похитить все охраняющие помыслы, чтобы душе, лишенной их и беспомощной, нанести бесчисленные раны (Иоанн Златоуст).

Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние (Иоанн Златоуст).

Уныние и непрестанные беспокойства могут сокрушить силу души и довести ее до крайнего изнеможения (Иоанн Златоуст).

Чтобы не унывать ни в каких тяжких обстоятельствах, будем усердно внимать повествованиям Писания (Иоанн Златоуст).

Кто питается благими надеждами, того ничто не может повергнуть в уныние (Иоанн Златоуст).

Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение (Иоанн Златоуст).

Никогда не будем унывать в скорбях и, увлекаясь своими помыслами, не будем предаваться отчаянию Но, имея большое терпение, будем питаться надеждой, зная благое промышление о нас Господа (Иоанн Златоуст).

Блаженный Давид хорошо выразил вред этой болезни: «Душа моя истаевает от скорби» (Пс. 118:28) — не тело, а душа истаивает. Ибо воистину душа истаивает, слабеет для добродетелей и духовных чувств, когда уязвлена стрелой уныния (Иоанн Кассиан Римлянин).

От уныния рождаются праздность, сонливость, безвременность, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, разговорчивость и любопытство (Иоанн Кассиан Римлянин).

Уныние рождается от парения ума, а парение ума — от праздности, суетных чтений и бесед или от пресыщения чрева (Исаак Сирии).

Уныние происходит иногда от наслаждения, а иногда от того, что в человеке нет страха Божия (Иоанн Лествичник).

Уныние часто бывает одной из отраслей, одним из первых исчадий многословия (Иоанн Лествичник).

Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, пренебрежение христианским подвигом, ненависть к обету, ублажитель мирских людей, клеветник на Бога — будто Он немилосерден и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии не лениво, в послушании лицемерно (Иоанн Лествичник).

Каждая из прочих страстей упраздняется одной какою-нибудь противоположной ей добродетелью, уныние же для христианина — всепоражающая смерть (Иоанн Лествичник).

Во время уныния обнаруживаются подвижники, и ничто столько венцов не доставляет христианину, как уныние (при борьбе с ним) (Иоанн Лествичник).

Уныние посылает враг, чтобы препятствовать молитве (Тихон Задонский).

Если будешь поддаваться унынию и скуке, еще большее уныние на тебя восстанет. А если будешь против него стоять и побеждать его предписанным образом, то всегда за победой последуют радость, утешение и большая духовная крепость. И всегда у подвизающихся бывает попеременно то печаль, то радость Как под небом бывает то мрачно, то бурно, то солнечно, так и в душе нашей бывает то печаль, то искушение, как буря, то утешение и радость, как ясная погода; и как после непогоды бывают приятны солнечные дни, так после искушения и печали бывает сладким утешение.

Надо часто Богу молиться, просить у Него помощи, трудиться и ни малейшего времени не пропускать без какого-нибудь дела — так скука и пройдет (Тихон Задонский).

Уныние — излюбленное орудие сатаны. «Унылый дух сушит кости». Уныние опасно Оно способно парализовать служение любви. Унылый дух расхолаживает и расслабляет нас духовно. Еще так недавно пламеневшая ревность гаснет, первая любовь остывает, сильные, щедрые, золотые руки опускаются.

Уныние — тайный агент диавола.

<i><b>Не унывай</b></i>

Не унывай, душа, не унывай!

Надежду лишь на Бога возлагай!

Заботы все сложи к Его ногам:

Где есть нужда, Он помогает там.

Не унывай, душа, но путь предай

Ты Господу и на Него взирай,

Желанья все теперь открой Ему —

Он совершит, хотя бы потому,

Что верен Он тому, что обещал,

Он слов Своих вовеки не менял.

Пройдет земля и небо убежит,

А Божье обещание стоит

Не унывай, душа, но уповай

На Бога, и Ему все доверяй.

Он твою правду выведет на свет,

Священный не нарушит Он обет.