Царство Небесное

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:1-2).

«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20).

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7:21).

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3).

<i><b>Вхождение людей в Царство</b></i>

Царство есть дар Божий по преимуществу, основная ценность, которая приобретается ценой всего, что мы имеем (Мф. 13:44) Но для принятия его надо выполнить некоторые условия. Однако не следует рассматривать Царствие как должное вознаграждение: Бог свободно зовет людей в Свой виноградник и дает Своим работникам, что Ему угодно дать (Мф. 20:1-16). Если все дается благодатью, люди тем не менее должны отвечать на эту благодать. Грешники, закоренелые во зле, не имеют наследия в Царстве Христа и Бога (1 Кор. 6:9).

С тех, кто хочет войти в Царство и унаследовать его, спрашивается много: быть нищими духом (Мф. 5:3), быть, как дитя (Мф. 18:1-4); действительно искать Царствия Божия и правды Его (Мф. 6:33), переносить гонения (Мф. 5:10), жертвовать всем, что имеешь (Мф. 13:44), быть праведнее фарисеев (Мф. 5:20) — словом, исполнять волю Отца Небесного (Мф. 7:21), особенно в деле братской любви (Мф. 25:34).

Но если много званных, то мало избранных: возлежащий на пире не в брачной одежде будет изгнан (Мф. 22:11-14). Прежде всего нужно обращение (Мф. 18:3), новое рождение, без которого нельзя «увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). Принадлежность к иудейскому народу перестает быть необходимым условием, как это было в Ветхом Завете: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:11-12).

Такова перспектива суда, который представлен в некоторых притчах в конкретных образах: отделение плевел от пшеницы (Мф. 13:24-30), отбор хорошей рыбы после улова (Мф. 13:47-50), расплата с работниками (Мф. 20:8-15). Во всем этом заключается постоянное бодрствование (Мф. 25:1-13) (Словарь библ. богословия, с. 1222).

Господь уподобил Царство Небесное неводу (Мф. 13:47). Как брошенный в море невод захватывает рыбу всякого рода, так и вечное Царство Христово, заключая в себе людей всех стран, доставляет спасение каждому по мере веры, потому что участниками вечной радости делаются не благородные или знаменитые, а благонравные и чистые по жизни, которые стали добычей истинных ловцов. Подобно тому как, вытащив невод, выбирают из него хорошую рыбу, так во время суда над Церковью Господней, то есть над именующими себя христианами и соединенными единством веры, устоявшие в истине будут собраны в вечные обители, а еретики и противящиеся истинному учению будут извержены из Царствия Небесного (Исидор Пелусиот).

По многим причинам Господь уподобил Царство Небесное зерну горчичному (Мф. 13:31). Во-первых, в обозначение крайнего Своего обнищания, которому Он подвергся для освобождения нас от бедствий настоящей жизни. Во-вторых, в обозначение того, что в начале евангельской проповеди Церковь Его состояла из небольшого числа членов. В-третьих, по естественной крепости горчицы — в подобной крепости имеют нужду идущие тесным путем И, наконец, в ознаменование того, что как горчица не разделяется от сечения, так и соединившийся с Господом и возросший в совершенного человека должен быть соединен с Ним так, чтобы никакие бедствия не отлучили его от Господа (Исидор Пелусиот).

Притча о десяти талантах изображает всю историю человечества до второго пришествия Христова. Господь говорит в ней о Себе, что Он идет через страдания, смерть и воскресение к Отцу Небесному принять Царство над человечеством, которое все есть Его родовое достояние. Оставшиеся на земле делятся на две половины: на рабов, поработивших себя Господу через послушание вере, и на не желающих иметь Его Царем и работать Ему по неверию своему. Тем, которые приступают ко Господу с верой, с готовностью работать Ему, даются дары Святого Духа в святых таинствах: это «талант», и каждый верующий получает его на служение в кругу верующих. Когда все из рода человеческого, способные покоряться Богу, покорятся Ему, тогда Он снова придет как принявший Царство. Первым делом Его будет рассудить рабов, кто что приобрел на данное благодатью, а потом последует суд и над теми, которые не захотели иметь Его Царем, то есть или не веровали, или отпали от веры. Запечатлей эти истины в уме своем и не отводи от них внимания, ибо тогда будет решение, которому уже не жди перемены. Избегай неверия, но и веруй не праздно, а приноси плоды веры. Найдя тебя верным в малом, Господь и над многим тебя поставит (Феофан Затворник).

Посмотрим, что это за таинственный брак? Святое Евангелие говорит: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего» (Мф. 22:2). Кого здесь называет царем Господь наш Иисус Христос? Никого иного, как самого Бога и Отца Своего. И для кого другого сотворил Отец брачный пир, кроме Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа?

Руководясь словами Святого Евангелия, мы можем помыслить при этом и сказать нечто иное, что таинственно всегда бывает со всеми сынами света. Бог и с нами сочетается чистым и непорочным браком и совершает в нас некое таинство, высшее всякой человеческой силы.

Наше настоящее не может являться целью земной жизни, ибо цель наша всегда в будущем.

Тот только войдет в Царство Небесное человек, который носит его в себе (Г. Друммонд)

Ты, Христос — Царство Небесное, Ты — земля кротких, Ты — рай зеленеющий, Ты — чертог божественный, Ты — неизреченная тайна. Ты — Хлеб Жизни, Ты — питие совершенно новое. Ты для каждого из святых светильник неугасимый, Ты и одеяние, и венец, и Раздаятель венцов, Ты — радость и упокоение, Ты — блаженство и слава, Ты веселие, Ты и радование (Симеон Новый Богослов).

Тысячи лет века сего по сравнению с вечным и нетленным миром есть то же, что песчинка в морских песках. Так беспредельны, бесконечны и неизменны век праведных и Царство Небесное (Ефрем Сирии).

Невозможно выразить, как велико это зло — лишаться небесных благ (Иоанн Златоуст).

Много ли обителей у Бога? Без сомнения, согласишься, что много, а не одна. Все ли они должны наполниться? Или одни наполнятся, а другие нет, но останутся пустыми и приготовленными напрасно? Но можешь ли сказать, что подразумеваешь под такою обителью: упокоение и славу, уготованную блаженным, или что другое? Именно это. Но, согласившись с этим, рассмотри еще следующее. Есть ли что-нибудь такое, как я полагаю, что доставляло бы нам эти обители, или нет ничего такого? Непременно, есть нечто. Что же это? Есть разные роды жизни и избрания, и ведут они к той или другой обители по мере веры, почему и называются у нас путями. Итак, всеми ли путями или некоторыми из них должно идти? Если возможно, пусть один идет всеми. А если нет, то сколькими может путями; если же и того нельзя, то хоть некоторыми. Но если и это невозможно, то будет принято во внимание, как мне, по крайней мере, кажется, когда кто-нибудь пойдет преимущественно и одним путем. Правильно понимаешь это Поэтому что же, по твоему мнению, означают слова, что путь один и он тесен? Путь один относительно к добродетели, потому что и она одна, хотя и делится на многие виды. Тесен же он потому, что труден и потому для многих непроходим, а именно: для великого числа противников, для всех, которые идут путем порока (Григорий Богослов).

В различии воздаяния убеждает нас не только наше умозаключение, но и Слово Божие. Ибо Сам Иисус Христос говорит: «воздаст каждому по делам его» (Мф. 16’27) Да не только в геенне, но и в Царстве найдешь множество различий: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:2); и «иная слава солнца, иная слава луны» (1 Кор 15:41) (Иоанн Златоуст).

Многими обителями для принятых Отцом Небесным Спаситель называет степени познания, подразумевая те различия и особенности, с какими наслаждаются там, в зависимости от своего разумения, ибо Господь назвал многие обители не по различию мест, а по о степени дарования Как лучами солнца наслаждается всякий по мере чистоты зрения и впечатления и как от одного светильника, освещающего один дом, каждый луч бывает различен, между тем как свет не делится на многие светильники, так в будущий век все праведные водворятся нераздельно, в одной радости. Но каждый в свою меру озаряется единым мысленным Солнцем и по степени достоинства черпает радость и веселие, как бы в одном воздухе и месте, созерцании и образе И никто не видит меры высшего и низшего, чтобы, видя превосходящую благодать другого и свое лишение, не скорбеть и не огорчаться Да не будет этого там, где нет ни печали, ни вздохов, но всякий, по данной ему благодати, в своей мере внутренне радуется, а внешне у всех одно созерцание и одна радость (Ефрем Сирии).

Каждая из добродетелей есть особый путь к спасению и, несомнен но, приводит к одной какой-либо из вечных и блаженных обителей. Ибо как различны роды жизни, так и обителей у Бога много (Ин. 14:2) и они разделяются и назначаются каждому по его достоинству. Поэтому один пусть исполняет эту добродетель, другой — другую, иной — многие, а кто-нибудь, если возможно, и все; но следует по стопам того доброго путеводителя, который наставляет его на. прямую стезю и тесным путем, сквозь узкие врата (Мф. 7:14 выводит на широту небесного блаженства (Григорий Богослов).

Невозможно удостоиться Небесного Царства тем, которые не показали в себе, что евангельская правда больше правды подзаконной (Василий Великий).

Царство Небесное восхищают не беспечные, не распущенные, не избалованные, не изнеженные, но ищущие его всеми силами (Иоанн Кассиан Римлянин).

Если желающие приобрести земное богатство терпят всякие опасности и напасти, тем более мы, желающие приобрести небесное богатство и наслаждаться вечным блаженством, обязаны ни во что; ставить для себя всякое трудное дело (Ефрем Сирии).

Царство Небесное принадлежит не беспечным, лежащим и отдыхающим, не входящим в корчемницы, не роскошествующим и смеющимся, но плачущим, кающимся и вопиющим к Богу день и ночь они будут утешены Утешителем (Ефрем Сирии)

Начнем же, наконец, возвращение, поспешим в Град Небесный, в котором мы вписаны, в котором и надлежит нам обитать (Иоанн Златоуст).

Пусть никто не ожидает при душевном расслаблении увидеть небо, потому что этого быть не может (Иоанн Златоуст).

Те, которые умирают прежде чем стяжают Царствие Небесное, где и когда обретут его, если отходят туда, где постоянная тьма? Итак, здесь, в этой жизни повелено нам взыскать его и обрести, стуча в его двери с покаянием и слезами (Симеон Новый Богослов).

Царство Небесное наследует та душа, которая имеет на себе печать Небесного Царя (Тихон Задонский).

Господь, по великому человеколюбию, в учении истины употребляет слова и названия предметов, нам знакомых. Поэтому как уклониться от прямого пути на земле можно на большое расстояние, так, говорит Он, уклоняющийся от пути, который ведет в Царство Небесное, находится на великом просторе заблуждения (Василий Великий).

Вот проложены (Господом) стези к горним, уготован путь в рай. Но от начала шествия и до конца теснятся вокруг все страсти и искушения и даже при вратах Царствия всякие злострадания нападают на уверенно идущих (Ефрем Сирии).

В Царствие Небесное входят не гордые, завистливые, раздражительные, гневливые, мстительные, а омытые Кровью Иисуса Христа, смиренные, нищие духом, сознающие свою духовную бедность.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». Кто такой нищий? Это тот, кто ничего своего не имеет, кто ожидает всего только от милосердия других; не имеет куска хлеба, чтобы утолить голод; не имеет крова, где голову приклонить, если не приютят его на ночлег; не имеет одежды, если сострадательный человек не сжалится и не поможет купить ему или даст что-либо из своей одежды.

А нищий духом — это тот человек, который искренно признает себя духовным бедняком, ничего не имеющим своего.

Духовная нищета — это смирение перед Богом и перед людьми.

Иисус Христос очищает чаяния Своих современников, смешивающих Царство Небесное с национальным земным освобождением.