Церковь

«И Я говорю тебе: ты — Петр [Камень], и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

«Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5:23). «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25).

«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

Краеугольный камень, на котором воздвигнуто духовное живое здание, Царство Божие, новозаветная Церковь, народ Божий… новый Израиль, этот краеугольный камень есть Господь наш Иисус Христос (епископ Игнатий).

Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда (Ефрем Сирии).

Молитва Церкви так сильна, что если бы мы были безгласнее камней, она сделала бы наш язык легче пера (Иоанн Златоуст).

Церковь — это соль, сселяющая всю землю, предохраняя ее от гнилости (Ефрем Сирии).

Для мореходов Бог предназначил в убежище острова, а для мира обуреваемого грехом, даровал святые церкви, в которых соблюдается учение истины.

Церковь — не стены и крыша, но вера и жизнь .. Церковь — н стены церковные, но законы церковные (Иоанн Златоуст).

Церковь — это Христово строительство на земле. Это то место, где мы преклоняемся перед Богом и учимся Его слову.

Слово «церковь» является переводом греческого слова «экклезия», что означает: «вызванные» или «собрание людей». Оно имеет свое начало еще до христианства.

Единая святая всеобщая Церковь происходит не посредством объединения отдельных общин, а как Божья община, которая существовала с самого начала.

Церковь — это организация Христа на земле.

Основной и первостепенной миссией Церкви является благовествование Христа погибшим душам.

Следует установить, что целью всякого вмешательства Духа Святого было внести Евангелие в языческий мир. В те времена, как и теперь, это было главной задачей Духа — сделать Церковь миссионерской Церковью.

Наивысшая задача Церкви — евангелизация мира.

Жизнеспособное христианство никогда не существовало помимо церкви.

Устойчивая и здоровая церковь созидается, когда члены ее сознают, что их между собою связывает любовь к Иисусу Христу и их искреннее желание следовать по Его стопам.

Церковь — место Божьей радости на земле.

Каждый член церкви влияет на всю церковь, либо повышая ее духовный уровень, либо понижая; либо зажигая, либо охлаждая.

Мы ходим в церковь, чтобы поклониться Богу.

Истинный христианин идет в церковь не только из-за того, что он выносит что-то из нее. Он идет, чтобы присоединить свои молитвы к молитвам других; он идет, чтобы присоединить свой голос к другим голосам, возносящим хвалу Господу; он идет, чтобы присоединить силу своего моления о благословении Божием и свой голос к свидетельству о возможности спасения через Господа нашего Иисуса Христа. Он идет, чтобы объединиться с другими в преклонении перед Богом, в благоговении перед Его бесконечной любовью и милосердием.

Вы не можете быть счастливым и успешным христианином, не будучи верным церкви.

Хотя в великом строении Церкви Христовой и могут быть расколы и разделения, все же у всех нас только один Господь. Христос — основа Церкви, и Им она стоит.

Великие массы неверующих просто не понимают значение веры во Христа, когда они видят распри внутри и между религиозных организаций. Вместо динамично растущей церкви, сосредоточенной на Христе, наблюдаются раздор, распри, мелочность, скупость, ревность и духовная лень, точно в то время, когда весь мир стоит на грани разорения.

Луна лишена своего собственного света, также и Церковь. Она не призвана освещать мир своей собственной славой; она призвана лишь отражать свет, ею получаемый.

Луна, сама по себе темная, заимствует весь свой свет от солнца и непрерывно его отражает на землю. Атмосфера, окружающая Луну, мешает появлению ее света: темные тучи, густые туманы, холодные испарения, поднимающиеся с земли, заслоняют от нас серебристый цвет Луны, напоминающей нам Церковь, тогда как солнце служит чудным прообразом Христа. Христос, источник света, теперь невидим, теперь «еще ночь» (Ис. 21:12). Мир не видит Иисуса, не Церковь видит Его и на нее возложена ответственность отражать Его свет в мире.

Если бы Церковь ходила во свете Христовом, она, несомненно, отражала бы этот свет и занимала бы положение, ей подобающее.

Церковь служит единственным каналом для сообщения миру познания о Христе. «Вы, — говорит апостол, — наше письмо… узнаваемое и читаемое всеми человеками». И еще: «Вы показываете собою, что вы — письмо Христово» (2 Кор. 3:2-3). Какую великую ответственность несет на себе Церковь!

Но, увы, земля, с ее «тучами, туманами и испарениями», становится между Христом и Его Церковью; она стирает свет, стирает буквы письма, и мир с трудом усматривает лишь немногие черты характера Христа в носителях имени Его; часто мир открывает в них даже прискорбную противоположность Христу скорее, чем сходство с Ним.

Звезды — это отдельные светила, блещущие в иных сферах; мы видим мерцание их, но к нашей планетной системе они никакого отношения не имеют.

«Звезда от звезды разнится в славе». Так будет в грядущем Царствии Сына, Солнца славы Он Сам воссияет блеском живым и вечным, и Тело Его, Церковь, будет верно отражать лучи Его на все окружающее, тогда как святые, каждый из них отдельно, воссияет в той славе, которой их наделит Судия Праведный в награду за верное служение в течение темной ночи Его отсутствия.

Безопасность и счастье Церкви нераздельны со Христом и славою Его.

О сотворении жены речь идет во второй главе Книги Бытие. Но уже в первой главе Ева благословляется всеми благословениями в Адаме и от него она получает все свое достоинство.

Еще не призванная к существованию, но в намерениях Божиих она уже составляла часть человека. «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:16).

Так же и Церковь, невеста второго Адама; от начала веков она была намечена во Христе, Главе и Господе своем, как написано: «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1:4).

Прежде чем первый член Церкви получил дыхание жизни, все они в предвечной мысли Божией были предназначены «быть подобными образу Сына».

По плану Божию Церковь составляла неотъемлемую часть мистического, небесного Человека; вот почему Церковь названа «полнотою Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23).

Церковь — тело, Глава которого Христос; она — храм обитающего в ней Бога. Какими же должны мы быть, составляя часть того, чему принадлежит такое высокое звание в настоящем, такая слава в будущем! Святое хождение пред Богом, жизнь, Ему посвященная, жизнь отделения от мира и пребывания на высотах духовных — вот что нам подобает.

Каким образом была вызвана к существованию Ева? «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа» (Быт. 2:21-23).

Рассматривая, согласно Писанию, Адама и Еву как образ Христа, мы видим, что смерть Христа должна была предшествовать образованию Церкви, хотя по плану Божию Церковь была создана и избрана во Христе раньше создания мира.

Существует глубокая разница между тайными предначертаниями Божиими и откровением и исполнением тех же предначертаний.

<i><b>Церковь и ее отношение ко Христу</b></i>

Как должна была Ева любить Адама! Как близка была она ему, в каком тесном общении жила она с ним! В достоинстве и славе она была одно с ним Он не господствовал над нею, но с нею. Он был властелином всего творения; Ева властвовала вместе с ним Она получала жизнь и благословение в нем Человек был предметом предначертаний Божиих; жена же была необходима человеку и, потому вызвана к существованию. Человек появляется раньше, и жена намечена в нем; затем она создана от него.

Нет прообраза более интересного, более поучительного. Человек и жена рассматриваются вместе, как одно целое.

Все это найдет себе полное осуществление в грядущих веках: тогда истинный Человек, Господь с неба, воссядет на престоле Своем и с Церковью, Невестою Своею, будет царствовать над обновленным творением.

Церковь рождена из гроба Христова, составляет часть «тела Его», плоть от плоти и кость от костей Его. Он — Глава и она — тело составляют вместе одного человека.

Ни одно создание не было так близко соединено с Адамом, как Ева, потому что она одна составляла часть его самого. Так же и Церковь займет ближайшее ко Христу место в будущей славе.

Можно называть церкви самыми лучшими именами, но если в ню не обитает Дух Святой, все они холодны, мертвы и безжизненны.

Как тело без духа мертво, так всякая церковь мертва без Духа Святого.

Чем больше Дух Святой имеет места в церкви, тем больше жизни в ней.

Церковь, по В. Соловьеву, в его практическом представлении, в его последнем предсмертном слове: «Это действительно собор, собрание верующих из всех церковных групп — верующих во Христа, Им искупленных, любящих Его, исповедующих Его ценою страданий даже до смерти мученической всех тех, для которых дороже всего Христос, у которых — Он центр всего».

Каждая церковь нуждается в богобоязненной и любвеобильной дисциплине. В особенности важны при этом твердая библейская вера, хорошая мораль и христианский образ жизни.

Чудо воскресения Христа из мертвых подтверждается возникновением и многовековым свидетельством Церкви Христа.

Церковь — прямое свидетельство воскресения Христа из мертвых. Не было бы воскресения — не было бы и Церкви. На факте воскресения Христа она была основана, и на нем она создавалась и возрастала.

Церковь родилась на факте веры. Вера возникла из факта воскресения. Без воскресения Христа из мертвых не было бы ни веры, ни памятного дня Пятидесятницы и сошествия Духа Святого, не было бы ни «обличения во грехе», ни покаяния, ни трех тысяч душ, обращенных ко Христу в этот день.

Истинная церковь Христа всегда была в конфликте с окружающим ее миром и сатаной.

Но, увы! с самого начала история Церкви является лишь плачевным и унизительным повествованием о разделениях и разногласиях.

Всякий век истории Церкви доказывает истину, что эгоизм и его злые происки являются причиной, производящей разделения.

Вот корень всякого зла: Церковь удалилась от авторитета Христа, каким Он нам изображен в Слове Его.

Существует одно Тело, Христос — Глава его, Дух Святой — созидательная его сила, все же истинно верующие — члены его.

Члены Тела соединены с Главою и друг с другом присутствием в теле Духа Святого.

Истина Божия остается непоколебимой, хотя тысячи разделений разрывали Церковь и тысячи ересей омрачали ее горизонт.

Пока существует на земле Тело Христово — Церковь, одиночества для христианина быть не может.

Постоянное усилие сатаны смешивать мир с Церковью является причиной всюду царящего неустройства; это одна из главных хитростей сатаны, с помощью которой ему более, чем мы предполагаем, удалось ослабить значение свидетельства Церкви Божией и задержать успешное развитие ее.

Часто мы слышим выражение «христианский мир». Что это такое? Это обозначает только старание слить воедино две вещи, источник, природа и характер которых противоположны друг другу, как ночь противоположна дню.

Церковь не призвана прибегать к помощи меча, отданного в распоряжение светской власти. Это совершенно расходится с призванием, характером и назначением Церкви.

Церковь Божия не есть только отдельное общество, союз или братство; она есть Тело, Духом Святым соединенное с Главою, Иисусом Христом.

Если церковь не верна завету Христову, то она есть бесплодное и аморальное явление на земле, заранее осужденное словом Христовым.

Как пастырь, так и все члены церкви призваны «на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4:12).

Церковь знает, что она получила полное оправдание чрез смерть и воскресение Христа; и теперь она живет в ожидании дня, когда Он придет взять ее. Она ожидает не оправдания, которое по милости Божией уже получила, но осуществления надежды относительно положения, ей отведенного в будущем.

Христос есть совершенный Богочеловек, а Церковь еще не есть совершенное богочеловечество, а только совершающееся.

Мир не может быть христианским, и церковь не должна быть мирской.

С первых дней христианства принято понимать, что нормальная жизнь христианской общины зависит от правильных взаимоотношений всех членов общины с Богом, пресвитером и друг с другом.

Церковь Христа не от мира сего. Ее происхождение, ее характер, ее принципы, ее хождение в мире и ее надежды — все небесное.

По мысли Божией, Церковь чужда земным интересам. Ее часть, ее надежда, ее родина, ее удел — все это небесное.

Где не признается в церкви господство Духа Святого, неизбежно начинается беспорядок.

Церковь — это живое общество последователей Иисуса Христа.

Церковь призвана принимать участие в служении Иисуса Христа. «Он ходил, благотворя» (Деян. 10:38).

По завету Иисуса Христа, Церковь должна возложить на себя тяжесть неустройства мира и указать на Того, Кто есть мир.

Церковь не только благословлена ради Христа, но и со Христом и во Христе.

Церковь должна иметь острый слух для тех, кто взывает: «Помилуй меня».

Кто не принимает участия в собрании общины, по существу, не принадлежит к ней.

Кому истинная церковь не мать, тому Бог не Отец Сила Церкви Христа — это сила Его всемогущего Духа Вся миссия Церкви в том, чтобы говорить об имени Иисуса

Церковь начала свое существование в Иерусалиме благодаря излиянию Духа Святого.

Можно смело утверждать, что если поместная церковь не ведет никакой миссионерской работы и не старается приводить души ко Христу, она не имеет права называться христианской.

Церковь не может быть хорошим свидетелем о Христе без радости, исходящей от полноты Духа.

Церковь принадлежит Богу, и принадлежит, исключительно Ему, приобретшему ее Своей собственной Кровью (Деян. 20:28).

Церкви Христа должны быть познающими церквами, и нам всем надо расти не только в милости, но и в познании.

Цель каждой церкви и каждой проповеди — приводить людей ко Христу.

Церковь не выставка для показа окружающим своих богатств, знатных и чем-либо выдающихся членов, а школа для воспитания несовершенных, ясли для немощных, больница для оказания помощи грешникам, нуждающимся в заботливом уходе и приведении их ко Христу.

Жизнь Церкви сосредоточена во Христе, и в Нем она имеет источник жизни.

Церковь — это коллективный голос детей Божиих. Она носительница премудрости и ведения Божия, если согласна подчиняться воле Божией.

Из места наслаждения для орошения рая вытекала река, которая потом разделялась на четыре потока (Быт. 2:10). В сердце человека изливаются различные дары Духа Святого, чтобы его орошать, и снова из его источника или чрева текут источники воды живой

<i><b>Восстановление нашего рая Божиим милосердием</b></i>

Слава, хвала, честь и благословение вовеки да будут сжалившемуся над нами нашему Богу, который, покинув нас на короткое время, однако, не изгнал нас в вечную пустыню Мало того, посылая Свою премудрость, которою созданы были небеса и земля и все, милосердием Своим снова утвердил покинутый Свой рай, род человеческий, так что, подрезав и очистив омертвелое и засохшее дерево наших сердец, при помощи секиры, пилы и скребка закона Своего, привив новые прививки из небесного рая. А для того чтобы они могли дать корни и вырасти, оросил их собственной Кровью и не преминул снабдить различными дарами Своего Святого Духа, точно источниками живой воды, посылая также Своих работников, духовных садовников, которые бы верно несли попечение о новом насаждении Бога.

Итак, зеленеет снова сад Церкви, отрада божественного сердца, как снова Он говорит у Исайи: «Господь утешит Сион, утешит все развалины его, и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение» (51:3). И у Соломона: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами» (Песн. 4:12-13).

Ему отвечает невеста — Церковь: «Садовый источник — колодезь живых вод и потоки с Ливана. Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, — и польются ароматы его! — Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его» (Песн. 4:15-16).

Однако достаточно ли согласно с желанием процветает это новое насаждение Божьего рая? Все ли семена счастливо произрастают? Все ли деревья нового насаждения приносят нардовое масло, шафран, корицу, ладан, ароматы, драгоценные плоды? Послушаем голос Бога, Который говорит Своей Церкви: «Я насадил тебя как благородную лозу, — самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?» (Иер. 2:21).

Вот жалоба Бога на то, что и это новое насаждение рая вырождается.

Подобного рода жалобами полно Писание. Всевозможного смятения полны очи всех тех, кто когда-либо пытался созерцать человеческие дела самой Церкви.

Мудрейший из людей, Соломон, тщательно взвешивая все, что происходит под солнцем, даже собственные свои помышления, слова и дела, начинает оплакивать: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа! Кривое не может сделаться прямым, а чего нет, того нельзя считать» (Ек. 1:14-15). Таким образом, мудрость есть сама томление духа, и кто умножает познания, тот умножает печаль и скорбь (Ек. 1:18

Почему не печется об этом народ?

Кто не знает своей болезни, тот не лечит ее, кто не чувствует боли, тот не издает стонов, кто не замечает опасности, тот не страшится ее, даже будучи поставлен над бездной или перед какими угодно пропастями, так и тот, кто не замечает беспорядков, пожирающих род человеческий и Церковь, естественно и не страдает.

Но тот, кто видит, что он и другие кругом покрыты язвами, кто начинает чувствовать, как свои и чужие раны и нарывы все более и более гноятся, и чье обоняние поражено невыносимым смрадом, кто видит, что сам он и другие поставлены среди чрезвычайных опасностей и бездн и всюду ходят среди расставленных сетей, и что то один, то другой низвергаются в пропасти, — тому трудно не приходить в ужас, не приходить в оцепенение, не погибать от скорби.

<i><b>Доказательство через индукцию, что все у нас превратно и испорчено</b></i>

Однако есть же, наконец, что-нибудь в нас и в наших делах на своем месте и в должном состоянии? Ничего нигде.

Все превратным и беспорядочным образом или лежит в развалинах, или разрушается. Вместо разумения, которым мы должны были равняться с ангелами, у большинства такая тупость, что они, наряду со зверями, не знают того, что знать особенно необходимо.

Вместо предусмотрительности, благодаря которой мы, предназначенные к вечности, должны были бы готовить себя к вечности, — такое забвение не только вечности, но и смертности, что большинство отдается делам земным и преходящим и даже немедленно угрожающей им смерти.

Вместо небесной мудрости, благодаря которой нам дано познавать самого лучшего из лучших, почитать Его и испытывать от этого сладчайшее наслаждение — самое праздное забвение того Бога, в Котором мы живем, движемся и существуем, и самое безумное оскорбление Его святейшей воли.

Вместо взаимной любви, справедливости — взаимная ненависть, вражда, войны и убийства.

Вместо справедливости — несправедливость, обиды, угнетение, воровство, грабежи.

Вместо целомудрия — бесстыдство и непристойности в помышлениях, речах и делах.

Вместо смирения — надменность и гордость одних по отношению к другим.

Горе тебе, несчастное поколение, которое так выродилось! «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13:2-3).

Даже те, кто выдает себя за вождей других, плохо идут вперед, уводя с прямого пути; те, которые должны были бы быть светильниками, большей частью распространяют мрак. А где только есть доброе и истинное, то искалечено, изуродовано, растерзано; мало того, это тень и обманчивое мнение, если сравнить его с тем, что должно было бы у нас быть.

<i><b>Есть утешение: вечный рай</b></i>

Но остается нам двойное утешение. Первое: что для своих избранных Бог уготовляет вечный рай, где возвратится совершенство, и притом более полное и более надежное, чем первое, которое теперь потеряно. В этот рай восходит в Своей телесной оболочке Христос (Лк. 24:51), туда восхищен был апостол Павел (2 Кор. 12:4), и славу его созерцал Иоанн (Отк. 21:10).

<i><b>Восстановление рая Церкви уже здесь, на земле</b></i>

Второе утешение заключается в том, что уже здесь, на земле, Бог обычно восстанавливает рай Церкви и пустыню ее превращает в сад наслаждения.

Самый действенный способ восстановления — через правильное воспитание юношества.

Это прежде всего то, о чем у нас учит божественное Писание. Нет на земле никакого более действенного пути для исправления человеческой испорченности, как правильное воспитание юношества.

Соломон повелевает юношеству помнить о Творце, бояться Его и соблюдать заповеди Его, потому что в этом все для человека (Ек. 12:13). В другом месте он говорит: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (Пр. 22:6). Так же и Давид призывает: «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс. 33:12). Но и Сам божественный Давид и истинный Соломон, вечный Сын Божий, ниспосланный к нам с небес для нашего преобразования, как бы простертым перстом указывает нам тот же путь, говоря: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10-14). А нам, остальным говорит: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).

Одна из трагедий церкви состоит в том, что проповедь о воскресении Христа произносится лишь в Пасху.

Церковь лишь тогда истинная церковь, когда она представляет собой братство.

Главная цель церкви — исцеление грешников, которые всегда будут наполнять церковь, если они могут обрести в ней новую жизнь.

Иудеи смотрели на язычников как на солому, которую надо сжечь; Иисус же смотрел на них как на колосья, которые надо собирать для Бога. Церковь Христа тоже должна смотреть на мир как на ниву Господню, спелую для жатвы.

Вопрос «Кто Ты, Господи?» не должен умолкать и в церкви. Кто Ты для меня? Для Твоей Церкви? Что я могу ожидать от Тебя? Что Ты ожидаешь от меня? Церковь, в которой эти вопросы умолкают, впадает в мертвую ортодоксальность.

Кто ищет Иисуса Христа, тот не должен проходить мимо церкви.

Кто хочет служить Иисусу Христу, тот должен быть в Церкви. Царь и Его царство неразделимы.

Заполнение церкви чиновниками, различие между духовенством и мирянами, между духовными служителями и гражданскими — все это умаляет притязание Иисуса Христа.

У церкви странно поверхностные цели: религиозно-нравственное воспитание, церковное влияние, воля общественности, политическая ответственность, культурные обязанности, благотворительное служение — ах, все на своем месте? — пусть оно так и будет, но если мы не отражаем Иисуса Христа перед людьми, тогда все вышесказанное может быть холостым ходом, напрасным старанием.

Всем богоискателям Иисус Христос повелевает: «Иди в церковь принадлежащих Мне: там ты узнаешь, что тебе надо делать».

Обычные камни бесчувственны, но «живые камни», с которыми работает Бог, чувствительны. Обработка невозможна без боли. Без боли невозможно придать нужную форму.

Бог пользуется острыми режущими инструментами. Обычные камни, разумеется, не могут сознательно сопротивляться обработке, но «живые камни» могут, и, когда они это делают, их боль и страдания растрачиваются попусту.

Церковь должна быть совестью народа и общества.

Церковь должна хвалить добро и клеймить зло, а потому люди всегда попытаются заглушить мучительный голос совести.

Английский писатель Роберт Льюис Стивенсон записал в своем дневнике: «Сегодня я был в церкви и у меня не осталось чувства подавленности».

Церковь есть живое тело, Глава которого — Христос (Еф 4:15; Кол. 1-18). Как в человеческом организме все члены необходимы и имеют свое назначение, так и в Церкви Бог определил, чтобы все члены одинаково заботились друг о друге и каждый член имел свое служение (1 Кор. 12:12-26).

Нельзя устанавливать для церкви одни нормы поведения, а другие — для деловых отношений.

Церковь по своему существу представляет божественное действие Христа на земле (B.C. Соловьев).

Наилучшее лечение для больной церкви — это миссионерская диета.

Поместная церковь стоит твердо, если твердо в истине стоят передовые братья, а главное — в любви.