Человекоугодничество

«Рабы, повинуйтесь господам (своим) по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою (только) услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» (Еф. 6:5-6).

Всегда найдутся неразумные люди, раболепствующие перед своими духовными руководителями и советниками и склонные возвышать одного над другим.

Преувеличенное подчинение руководителю служит признаком духовной незрелости и плотскости. Принятие же такого угодливого подчинения является доказательством таких же слабостей руководителя.

Духовные руководители должны «считаться достойными двойной чести, в особенности те, кто работает словом и учением», но оценка их не должна выражаться в лести.

Нам скоро надоест тот, кто всегда находит, что мы правы. Самоугождение есть начало и корень человекоугодничества. Человекоугодник угождает страстям нужных ему людей.

Чем обличается человекоугодник? По отношению к хвалящим его он проявляет усердие, а для порицающих не хочет ничего сделать (Василий Великий).

Горе тому, кто старается и словом, и делом снискать благосклонность людей, а нерадив о правде и справедливости.

Горе человекоугодникам, ибо не могут угодить Богу.

Человекоугодие есть проявление добрых нравов напоказ перед людьми и для людей (Максим Исповедник).

Заботься о том, чтобы ради человекоугодия не погубить награды твои, ибо делающий что-либо напоказ лишается воздаяния.

О, как вкрадчива и незаметна страсть человекоугодия; она обладает и мудрыми! Ибо действия прочих страстей сразу видны и приводят к плачу и смиренномудрию. А человекоугодие прикрывается словами и образами благочестия, так что людям, которых она обольщает, трудно рассмотреть его обличия (Марк Подвижник).

Какие обличья человекоугодия? Мать этих проявлений и первое из них есть неверие, а за ним, как порождение его, следует: зависть, ненависть, лесть, ревность, ссоры, лицемерие, лицеприятие, служение лишь на виду, оклеветание, ложь, ложное благоговение и подобные этим и нелегко различимые и темные страсти (Марк Подвижник).

Коварный человекоугодник, советуя одному, строит козни другому; хваля одного, порицает другого; уча ближнего, хвалит себя; принимает участие в суде не для того, чтобы судить по справедливости, но чтобы отомстить врагу; обличает с ласкательством, пока, укоряя врага своего, не будет принят им; клевещет, не называя имени, чтобы прикрыть свою клевету; убеждает нестяжательных, чтобы они сказали, в чем имеют нужду, как бы желая даровать им это, а когда они скажут, говорит о них как о просящих; перед испытанными хвалится, а перед опытными смиреннославит, уловляя похвалу от тех и других; когда хвалят добродетельных, негодует и, начиная другой рассказ, устраняет похвалу; осуждает правителей, когда они отсутствуют, а когда присутствуют, хвалит их в глаза; издевается над смиренномудрыми и подсматривает за учителями, чтобы укорить их; унижает простоту, чтобы выказать себя премудрым; добродетели ближних оставляет без внимания, а проступки их сохраняет в памяти.

Коротко говоря, всячески уловляет удобный случай и раболепствует лицам, обнаруживая многообразную страсть человекоугодия; покушается скрыть свои злые дела интересами к чужим.

Истинные же христиане не так поступают, но, напротив, по чувству милосердия оставляют без внимания чужие злые дела, а свои явно открывают перед Богом. Потому и осуждают их люди, не знающие их намерения; ибо они не столько стараются угождать людям, сколько Богу. (Служа людям, по заповеди, не раболепствуют из-за похвал). Итак, благоугождая Богу, они уничижают себя — за то и за другое ожидают их награды от Господа, Который сказал: «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Пр. 29:23) (Марк Подвижник).

Человекоугодием уничтожается не только любовь к Богу, но и самое памятование о Боге (епископ Игнатий).