Чревоугодие

«Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое» (1 Кор. 6:13).

«Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти» (Гал. 5:17).

«Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова; их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме: они мыслят о земном» (Флп. 3:18-19).

Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей (Иоанн Кассиан Римлянин).

Кто сильнее льва? Но и он из-за чрева своего попадает в сеть, и тогда вся его сила не служит ни к чему (Иоанн Колов).

Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю, а если не овладеешь им, то сделаешься добычей смерти (Василий Великий).

Избегая неумеренности в наслаждении, целью вкушения пищи надо ставить не удовольствие, а ее необходимость для жизни, ибо раболепствовать удовольствиям — значит не что иное, как сделать чрево своим богом (Василий Великий).

Учись держать чрево в крепкой узде: оно одно не воздает благодарности за оказанное ему благодеяние (Василий Великий).

Чревоугодие изгнало из рая Адама; оно же во время Ноя было причиной потопа; оно же на содомлян низвело огонь. Хотя преступлением и было сладострастие, но корень той и другой казни произошел от чревоугодия (Иоанн Златоуст).

Нет ничего хуже, ничего постыднее чревоугодия. Оно делает ум тучным; оно делает душу плотскою; оно ослепляет и не позволяет видеть (Иоанн Златоуст).

Беги от чревоугодия, порождающего все пороки, удаляющего нас от Самого Бога и низводящего в бездну погибели (Иоанн Златоуст).

Кто с жадностью предается яствам, подрывает силы тела, равно как уменьшает и ослабляет крепость души (Иоанн Златоуст).

Подобно тому, как корабль нагруженный более, чем может вместить, под тяжестью груза идет ко дну, так точно и душа, и природа нашего тела: принимая пищу в размерах, превышающих ее силы, переполняется и, не выдерживая тяжести груза, погружается в море гибели и губит при этом и пловцов, и кормчего, и штурмана, и плывущих, и самый груз. Как бывает с кораблями, находящимися в таком состоянии, так точно и с пресыщающимися: как там ни тишина моря, ни искусство кормчего, ни множество корабельщиков, ни надлежащее снаряжение, ни благоприятное время года, ничто другое не приносит пользы обуреваемому таким образом кораблю, так и здесь: ни учение, ни увещевание, ни порицание присутствующих, ни наставление и совет, ни страх будущего, ни стыд, ничто другое не может спасти обуреваемую таким образом душу (Иоанн Златоуст).

Чревоугодие истребляет в человеке все доброе (Нил Синайский).

Пренебрегай лакомыми снедями, потому что в скором времени они обращаются в ничто, а во время вкушения имеют великую цену. Употребление их сверх потребности теперь порождает болезни, а в будущем подвергает ответственности на суде (Исидор Пелусиот).

Смотри, чтобы пресыщение и чревоугодие не довело тебя до страстного неистовства и ты не оказался увлеченным этими двумя молодыми невзнузданными конями (Исидор Пелусиот).

Те, кто употребляют пищу сверх меры и потребность в пище оскорбляют пресыщением, притупляют чувства и, сами того не замечая, от излишества в наслаждении теряют даже и само наслаждение пищей (Исидор Пелусиот).

Если ты победишь чрево, эту госпожу, то всякое место будет тебе содействовать в приобретении бессмертия; если же она будет обладать тобою, то до самого гроба ты везде будешь бедствовать (Иоанн Лествичник).

Кто желает многих и разных яств, тот чревоугодник, даже если ест один хлеб и пьет только воду по причине своей бедности (Симеон Новый Богослов).

Будем же бояться, чтобы и мы, отдавшись чревоугодию, не лишились обетованного благословения и наследия от Небесного Отца (Григорий Палама).

Откармливающий тело без воздержания в еде и питии будет измучен духом блуда.

Обжорливость — не что иное, как дурной навык, безрассудное, неудовлетворимое удовлетворение поврежденного злоупотреблением естественного желания (епископ Игнатий).

От угождения чреву отягощается, грубеет, ожесточается сердце; ум лишается легкости и духовности; человек становится плотским (епископ Игнатий).

Корень всем грехам есть сребролюбие, а после сребролюбия… чревоугодие, сильнейшее и обильнейшее выражение которого — пьянство (епископ Игнатий).