Школы

«Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень пред народом, то он, оставив их, отделил учеников и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна» (Деян. 19:9).

«И пришел один из священников, которых выселили из Самарии, и жил в Вефиле, и учил их, как чтить Господа» (4 Цар. 17:28).

«Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию» (Ек. 12:9).

«Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их» (Мф. 5:1-2).

«И дивились Его учению, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники» (Мк. 1:22).

Юношество следует формировать совместно, и для этого нужны школы.

Попечение о детях, собственно, есть дело родителей.

Показав, что райские растеньица — христианское юношество — не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение.

Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной, нравственной и святой жизни. Для Авраама это было обычным правилом, как об этом свидетельствует Бог: «Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт. 18:19).

Этого же требует Бог и от родителей, повелевая следующее: «Внушай слова Мои детям твоим, и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Вт. 6’7). А через апостола Он говорит: «Отцы, не раздражайте детей ваших, а воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4) (Я.А. Коменский).

Для всякого христианского государства важно, чтобы этот священный обычай не только удерживался, но и распространялся, а именно, чтобы во всяком благоустроенном человеческом общежитии (будь то город, местечко или деревня) была устроена школа как учреждение для совместного воспитания юношества.

Что школы, наконец, нужно открывать везде, это объясняется:

1. Надлежащим порядком, который должно соблюдать везде.

Ведь если глава семейства, сам не имея досуга для устройства всего, что ему нужно для хозяйства, приглашает различных ремесленников, то почему бы не быть такому порядку и здесь?

Для наставления взрослых в религии мы имеем храмы, для разбирательства судебных тяжб, для собраний народа и для его осведомления у нас есть судебные места и общинные сходы. Почему же не иметь для юношества школ?

2. Необходимостью.

Так как сами родители очень редко обладают надлежащей способностью обучать своих детей и редко имеют для этого достаточно досуга, то отсюда следует, что должны быть люди, которые бы по своей профессии занимались одним этим делом, и чтобы таким образом обслуживали нужды своей общины.

3. Пользой.

Если бы даже были родители, которые могли бы посвятить себя воспитанию детей своих, то все же более целесообразно образовывать юношей, собирая вместе, так как больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером и побуждением для других.

Особенно детский возраст вообще понуждается и направляется к действию больше примерами, чем правилами. Если ты что-либо предписываешь детям, то это слабо к ним прививается; если же ты показываешь, как делают что-либо другие, то этому они подражают и без всяких приказаний.

4. Постоянным примером природы.

Повсюду природа дает нам пример того, что подрастающее в изобилии должно появляться в одном каком-либо месте.

Эта истина проявляется в нашем теле: в нем каждый отдельный член должен, конечно, получить соответствующую часть пищи принятой В организме имеются определенные части тела, как бы специально предназначенные для этой цели мастерские, чтобы с пользой для всего организма принимать пищу, согревать ее, переваривать и, наконец, в переваренном виде распределять питание всем остальным членам.

Таким образом, желудок образует сок, печень — кровь, сердце — дух жизни, мозг — душевный дух; все это уже в готовом виде легко распределяется по всем членам и приятно поддерживает жизнь во всем теле.

Итак, почему же школы не могут производить света мудрости, очищать его, распространять и распределять по всему организму человеческого объединения, подобно тому как мастерские поддерживают и направляют ремесла, храмы — благочестие, судебные места — правосудие? (Я.А. Коменский).

Школам нужно вверять всю молодежь обоего пола:

1. Потому что всех должно формировать по образу Божию.

Все люди родились с одной только целью: быть людьми, то есть разумными существами, владыками тварей, ярким подобием своего Творца. Следовательно, всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя знания, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей. У Бога нет лицеприятия — не раз свидетельствует Он об этом Сам.

Бог хочет, чтобы все, на ком Он начертал Свой образ, Его познавали, любили и восхваляли. Мы любим именно настолько, насколько познаем.

2. Все должны быть подготовлены к обязанностям своего будущего призвания.

Нам не известно, для какой цели божественное провидение предназначило того или другого из нас. Но нам хорошо известно, что Бог иногда создавал выдающиеся орудия Своей славы из самых бедных, самых отверженных, самых темных людей.

Будем же подражать небесному солнцу, которое освещает вселенную, согревает и животворит землю с тем, чтобы жило, зеленело, цвело, приносило плоды все, что только может жить, зеленеть, цвести, приносить плоды.

В особенности нужно решительно помогать детям тупым и глупым от природы.

Одни развиваются быстро, но быстро слабеют и до некоторой степени тупеют, а другие сначала бывают тупыми, а затем быстро и точно развиваются.

В фруктовых садах мы любим иметь не только деревья, рано приносящие плоды, но и такие, которые приносят плоды среди лета, и поздние, так как все (как говорит в одном месте Сирах) в свое время находит свою хвалу и когда-нибудь, хоть и с опозданием, показывает, что оно существовало не напрасно.

Поэтому не будем исключать никого, кроме того, у кого Бог отнял смысл, или разум.

<i><b>Следует ли также и женский пол допускать к образованию?</b></i>

Нельзя представить никакого достаточного основания, почему бы и слабый пол нужно было бы совершенно устранить от научных занятий

Женщины — также образ Божий Одинаково они одарены (часто более нашего пола) быстрым и воспринимающим мудрость умом Одинаково им открыт доступ к самым высоким положениям, так как часто Самим Богом они призываются к управлению народами, к тому, чтобы давать самые спасительные советы царям и князьям, к изучению медицины, к другим делам, полезным для человеческого рода, даже к пророческой деятельности и к тому, чтобы обличать священников и епископов. Так почему же допускать их к изучению азбуки и устранять их потом от чтения книг?

Боимся ли мы их легкомыслия? Но чем более мы будем занимать их ум, тем менее найдет себе место у них легкомыслие, которое обыкновенно рождается от пустоты ума (Я А. Коменский).

<b>С <i>какою, однако, осторожностью?</b></i>

Однако это нужно делать с такой предосторожностью, чтобы девушкам, как и юношеству другого пола, не была доступна первая попавшаяся книга (нужно сожалеть <i>о </i>том, что этого не избегали до сих пор с большей осмотрительностью).

Им должны быть доступны книги, из которых, с истинным познанием Бога и дел Его, они могли бы постоянно почерпать и истинное благочестие.

<i><b>Устраняется возражение против этого</b></i>

Пусть никто не возражает мне известными апостольскими словами «Учить жене не позволяю» (1 Тим. 2:12).

Так как мы советуем образовывать женщин не ради пустой любознательности, но для благонравия и счастья, учить особенно тому, что подобает им знать, чем владеть как для достойного устроения своей домашней жизни, так и для попечения о своем собственном благополучии и о благополучии мужа, детей и семьи.

<i><b>Другое возражение</b></i>

Если кто-нибудь возразил бы что произойдет, если ремесленники, крестьяне, носильщики и даже женщины стали бы учеными?

Отвечаю: произойдет то, что все, даже среди работ и трудов, будут наслаждаться помышлением о славных делах Божиих, и, благодаря чтению Библии и других хороших книг (к которым, как уже вкусивших их, будут увлекать эти лучшие наслаждения), они будут избегать праздности, опасной для плоти и крови И скажу раз и навсегда — они научатся везде видеть Бога, везде хвалить Его, везде Его постигать, и таким образом, проводить приятнее эту бедственную жизнь и с большим желанием и надеждой ожидать вечной жизни (Я А Коменский)

Если мы хотим, чтобы школы были вполне реорганизованы на истинных началах истинного христианства, должно или удалить книги язычников, или, по крайней мере, пользоваться ими с большей осторожностью, чем это было до сих пор.

Если мы желаем, чтобы школы у нас были поистине христианскими, то множество языческих писателей нужно удалить.

Причина первая.

Прежде всего наши дети рождаются для неба; поэтому нужно воспитывать граждан для неба, и прежде всего им нужно дать знание небесное — Бога, Христа, ангелов, Авраама, Исаака, Иакова.

А чтобы это произошло прежде всего, все остальное пока должно быть отложено в сторону; основание для этого следующее- с одной стороны, вследствие непорочности человеческой жизни — как бы кто-нибудь не был похищен, быть может, неподготовленным, а с другой стороны, потому что первые впечатления сохраняются всего лучше и делают (если они священные) более надежным все остальное, чем впоследствии нужно заниматься в жизни.

Причина вторая.

Хотя Бог имел великое попечение о Своем избранном народе, однако не указал ему школы, кроме Своих преддверий, где Сам Он является для нас Наставником, нас сделал Своими учениками, а наукою — голос Своих пророков (Ис. 48,12; Ин. 5:39).

Причина третья.

То же самое Слово есть самый блестящий светоч нашего разума и самое совершенное правило наших действий, что достаточно ясно засвидетельствовано в Писании (Вт 4:5-6; Нав 1:8; 2 Тим 3:16-17).

А Златоуст говорит: «Все то, чему нам нужно научиться или чего знать не нужно, это мы узнаем из Писаний».

А Кассиодар говорит: «Писание есть небесная школа обучения для жизни, проповедь истины, несомненно, единственная наука; она захватывает слушателей плодотворными чувствами, а не пустыми прикрасами слов».

Причина четвертая.

Бог ясно воспретил Своему народу языческую науку и языческие обычаи (Иер 10, 4 Цар. 1:3; Ис. 8.19-20; Пс. 147.9);

Причина пятая.

Поэтому, если когда-либо Его народ уклонялся от Его закона к прелестям человеческого вымысла, Бог обыкновенно укорял его не только в безумии, что покидал источник мудрости (Вт. 3:23-26), но и в двойном грехе, так как, покидая ключевой источник жизни вод, высекал себе разбитые водоемы, которые не могут держать воды (Иер. 2:13), и устами Осии, жалуясь, что Его народ слишком много сносится с язычниками, прибавляет (Ос. 8:12).

И что другое, скажите, делают те христиане, которые книги язычников держат в руках ночью и днем, а на священную книгу Божию, как на вещь чудную, к ним не относящуюся, не обращают никакого внимания?

Однако это не пустая вещь, которою безнаказанно можно было бы пренебрегать, но, по свидетельству Бога, есть сама наша жизнь (Вт. 32:47).

Причина шестая.

Истинная церковь и истинные поклонники Бога не искали никакой школы, кроме Слова Божия, обильно черпали оттуда истинную и небесную мудрость, которая превыше всякой небесной мудрости. Так, Давид говорит о себе: «Заповедью Твоею, Ты соделал меня мудрее врагов моих… Я стал разумнее учителей моих; ибо размышляю об откровениях Твоих» (Пс. 118:98-99). Подобным образом и мудрейший из смиренных признается: «Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум» (Пр. 2:6).

Причина седьмая.

Примеры всех веков показывают, что всякий раз как церковь уклонялась от этих источников Израиля, это было причиной соблазна и грехов.

Относительно христианской церкви есть сведения из истории, что, пока апостолы и апостольские мужи твердо держались одного евангельского учения, до тех пор чистота веры была сильна. Но как только стали толпами вливаться в церковь язычники и стали охладевать первый жар и стремление к отделению чистого от нечистого и благодаря этому начали читать книги язычников, сперва частным образом, а потом в школе, — мы видим, какое получилось смешение и какая запутанность учений.

Ключ к знанию был потерян именно у тех, кто хвалился, что он находится именно у них одних; затем вместо символа веры явились бесконечные вымышленные мнения; отсюда раздоры и споры, которым не видно конца; таким образом, под именем христианства воскресло и царствует язычество. Ибо следовало исполниться пророчеству Иеговы: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20).

Причина восьмая.

Наше достоинство христиан не позволяет нам себя и наших детей ставить так низко и развращать, чтобы вступить в столь тесное общение с неосвященными язычниками и наслаждаться чтением их. Ведь, конечно, сыновьям царей и князей не дают в воспитание паразитов, шутов, фигляров, но людей серьезных, мудрых, благочестивых. А мы детям Царя царей, братьям Христа, наследникам вечности не стыдимся давать в воспитание шута Плавта, игривого Катулла, безнравственного Овидия, безбожного насмешника над Богом Лукиана, чуждых познания истинного Бога и страха Божия!

Бог призывает нас к лучшему, за этим следует идти.

<i><b>Божия школа</b></i>

Христос, вечная мудрость, сынам Божиим в Своем доме уготовал школу, где преподавателем является Сам Святой Дух, а профессорами и наставниками — пророки и апостолы, все обладающие истинной мудростью, все словом и примером ясно показывающие путь истины и спасения.

Ведь только уста Божий есть тот источник, откуда текут все ручьи истинной мудрости; только лицо Божие есть тот истинный светильник, откуда распространяются лучи истинного света; только Слово Божие есть тот корень, откуда пробиваются ростки истинной мудрости. Итак, счастливы те, кто взирает на лицо Божие, внимает Его устам, воспринимает сердцем Его слова, так как это один-единственный, непреложный путь истинной и вечной мудрости, вне которой иной нет.

Причина девятая.

Нельзя пройти молчанием и того, как строго Бог повелел Своему народу устраняться от населения язычников и что последовало для тех, кто не обращал внимания на это запрещение (Вт. 7:22; 25:16-18; 12:29-30; Нав. 24-23).

Но как они не послушались, то это наследие язычников сделалось для них петлею, так что до разрушения обоих царств они постоянно впадали в идолопоклонство. И не образумимся ли мы, сделавшись на чужом примере более осмотрительными? (Я.А. Коменский).

<i><b>Книги язычников — кумиры </b></i>

Но книги, скажет кто-нибудь, это не кумиры.

Отвечаю: это наследие тех народов, которых истребил Господь Бог наш перед лицом христианского Своего народа Ведь там попадались в сети только те, сердце которых было неразумным (Иер. 10:14); здесь же могут быть обольщены самые мудрые (Кол. 2:8). Там были дела человеческих рук, здесь — творение человеческого ума. Там блеск золота и серебра ослепил глаза, здесь ослепляет ум привлекательность плотской мудрости.

И что же? Ты отрицаешь, что языческие книги — кумиры? Итак, кто отвлек от Христа императора Юлиана? Кто лишил разума папу Льва X, который историю Христа считал басней? Каким духом был проникнут кардинал Бембо, когда отвращал Садолето от чтения священных книг? Это и теперь повергает в безбожие стольких мудрых итальянцев и других.

<i><b>Отговорка</b></i>

Если кто скажет: «Злоупотребление следует ставить в вину не вещам, но лицам; есть такие благочестивые христиане, которым чтение языческих писателей не вредит», то на это отвечает апостол (1 Кор. 8:4-9).

Последуем скорее Господу, не будем вносить в наши дома кумиров, не будем ставить Дагона рядом с ковчегом завета, ту мудрость, которая свыше, не будем смешивать с землей — животной и диавольской, и не будем давать поводов к воспламенению гнева Божия против наших сыновей.

<i><b>Сравнение</b></i>

Ведь сюда, может быть, относится и то, что, по рассказу Моисея, произошло как прообраз. Когда Надав и Авиуд вместо священного огня положили в свои кадильницы для воскурения пред лицом Господа чуждый огонь (то есть общий огонь), они поражены были Божиим огнем и умерли пред лицом Господа (Лев. 10:1-2).

А что такое дети христиан, если не новое священное жречество, чтобы приносить духовные жертвы (1 Пет. 2:5)? Если их кадильницы — умы — мы наполняем чуждым огнем, то разве мы не бросаем их на жертву ярости гнева Божия? Разве не есть чуждое и не должно быть чуждым христианскому сердцу все то, что происходит откуда-либо еще, а не от Духа Божия. Вполне правильно Иероним назвал поэзию «вином демонов», которым она опьяняет и повергает в сон неосторожные души и внушает им грезы чудовищных мнений, опасных покушений и самых постыдных страстей. Итак, подобает бояться такого рода чар сатаны.

<i><b>Нужно подражать ефесянам</b></i>

Если мы не будем повиноваться Богу, повелевшему нам быть здесь осторожными, то восстанут против нас на суде ефесяне, которые, лишь только им заблестел свет божественной мудрости, сожгли все нескромные книги, оказавшиеся для них, как христиан, бесполезными (Деян. 19:19). Ибо только во свете Божием мы видим свет (Пс. 35:10) (Я.А. Коменский).