Бесстрастие

«Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» (1 Тим. 6:3-4).

«Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти» (Рим. 7:5).

«Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3:5)

Бесстрастие — это отсутствие страстей, страстности, спокойствие и невозмутимость.

Бесстрастие — непричастность к страстям, обуздание их, покорение плоти духом (В. Даль).

Бесстрастный — не подверженный страстям, не проявляющий страстности; невозмутимый.

Бесстрастный — чуждый страстей, ровного и постоянного нрава (В. Даль).

Бесстрастие не имеет врагов, не боится падения, чуждо неверию, безопасно от возмущений, не имеет пожелания какой-либо вещи.

Если увидим или услышим, что кто-нибудь в продолжение немногих лет приобрел высочайшее бесстрастие, — верь, что такой шествовал не иным путем, но блаженным смирением (Иоанн Лествичник).

Обычно же для приобретения бесстрастия нужно долгое время, великое усердие, многий труд любви и помощь Божия (Иоанн Лествичник).

Приобретение бесстрастия есть совершенная любовь, то есть совершенное вселение Бога в тех, которые через бесстрастие сделались чистыми сердцем (Иоанн Лествичник),

Украшение неба — звезды, а украшение бесстрастия — добродетели. Бесстрастие, как я думаю, есть не что иное, как сердечное небо ума, для которого все коварство бесов — детские игрушки (Иоанн Лествичник).

Истинно бесстрастным называется тот, кто ум вознес превыше всякой твари, все чувства покорил уму, а душу свою представил Господу, всегда простираясь к Нему, даже и выше своих сил. Бесстрастие есть воскресение души прежде воскресения тела (Иоанн Лествичник).

Из одного камня не составляется царский венец; так и бесстрастие не совершится, если вознерадим хоть об одной какой-либо добродетели (Иоанн Лествичник).

Между бесстрастными один бывает бесстрастнее другого. Ибо иной сильно ненавидит зло, а другой ненасытно обогащается добродетелями (Иоанн Лествичник).

Отречением своей воли христианин приобретает бесстрастие, а с бесстрастием приходит с помощью Божией и в совершенное бесстрастие (Дорофей)

Первое бесстрастие есть совершенное воздержание от злых дел, видимое в новоначальных Второе — совершенное отвержение помыслов о зле, бывающее в том, кто с разумом проходит путь добродетелей. Третье — совершенная неподвижность страстного пожелания, имеющее место в тех, которые от видимых вещей восходят к мысленным созерцаниям. Четвертое бесстрастие — совершенное очищение даже от самого простого мечтания, возможное для тех, которые через ведение и созерцание сделали свой ум чистым и ясным зеркалом Бога. Имеющий эти четыре главных бесстрастия исходит из мира вещественного и вступает в чин существ духовных, божественный и блаженный (Максим Исповедник).

Возможно достичь свободы от страстей или бесстрастия тому, кто истинно подвизается. Тому, кто получил благодать Божию, возможно возвыситься до состояния бесстрастия душевного и телесного (Симеон Новый Богослов).