8. Крещение Святым Духом

Слово «крещение» в связи с Духом Святым упоминается в Новом Завете семь раз. В Матф.3:11; Марк.1:8; Лук.3:16; Иоан.1:33 передаются слова Иоанна Крестителя, что Грядущий будет крестить Духом Святым. В Деян.1:5 воскресший Христос дает обетование о крещении Духом Святым, а в Деян.11:16 Петр ссылается на эти слова, исполнившиеся над Корнилием. В 1Кор.12:13 сказано, что мы крещены одним Духом в одно тело. Предлог en после слов «крестить», «крещены» встречается во всех этих местах, за исключением Марк.1:8, где он опущен. Однако слова «Духом Святым» употребляются в одной и той же грамматической форме. В день Пятидесятницы обетование о крещении Духом Святым было исполнено. Ученики, как мы знаем, были:

1. Крещены Духом Святым (Деян.1:5).

2. Облечены силой свыше (Лук.24:49).

3. Исполнены Духом Святым (Деян.2:4). Это же слово pletho употребляется в Иоан.19:29.

В жизни учеников слова «крещение», «облечение» и «исполнение» относились к одному и тому же событию. Это событие сопровождалось определенным проявлениям чудес: «шум сильного ветра», «огненные языки», за которыми последовали и чудесные результаты, такие, как «говорение на иных языках».

Все это произошло, во-первых, в ознаменование начала новой эпохи, и, во-вторых, потому, что ученики нуждались в проявлении чудес, — можно легко представить причину такой нужды. Итак, заметим, что чудеса сопровождали крещение Духом Святым и были его результатом.

Главной целью крещения Духом Святым была подготовка учеников для их успешного служения.

В результате крещения Духом Святым ученики получили:

(а) Чудесные способности (Деян.2:4).

(б) Способность для свидетельства о Христе (1) со смелостью (Деян.2:4); (2) в силе (Деян.1:8; 2:41).

Кроме того, они, несомненно, получили и другие дары, о которых не было сказано в Деян.2 (см. Деян.19:6; 1Кор.12:1, 12).

Было ли крещение Духом Святым для учеников одновременно их возрождением, или же они получили возрождение еще до Пятидесятницы? Кемпбелл Морган придерживается последнего взгляда. Но если даже его мнение верно, то их возрождение ни в коем случае не было приоритетным событием в день Пятидесятницы. Мы полагаем, что в данном случае д-р Морган подчеркивает значение возрождения неправильно. Нет сомнения в том, что верующие после Пятидесятницы получили более широкое духовное видение и более глубокий опыт, чем имели верующие, жившие до Пятидесятницы. В некотором смысле они действительно новые люди. Христос для современного верующего значит несравненно больше, чем Он мог значить для учеников во дни Своей плоти. Почти единодушное мнение о возрождении таково, что оно считается моментальным переходом от состояния духовной смерти к духовной жизни. Метафизическая (сверхъестественная) природа возрождения остается загадкой, и прежде чем считать учеников невозрожденными, надо бы тщательно изучить природу этой таинственной Божьей работы и внимательно рассмотреть величину перемен, проистекающих из нее. Эндрю Муррей пишет: «Вполне понятно, что крещение Духом Святым не было для учеников первым получением Духа для их возрождения, но это было ярко выраженное начало Его присутствия и наделение силой от лица их прославленного Господа».

Конечно же, ученики получили Духа Святого еще до Пятидесятницы, иначе как объяснить Иоан.20:22? «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого». Д-р Морган называет это событие «пророческим дыханием», «прообразным действием»; и с ним согласен д-р Кумминг, который говорит, что ученики в данном случае ничего не получили. Однако подобного толкования не допускает, во-первых, форма аориста от глагола «примите», во-вторых, мысль, заключенная в словах «Я посылаю вас», и, в-третьих, сам акт дуновения. (Кстати, этот же глагол употребляется в Быт.2:7). И, в-четвертых, если ученики ничего не получили в этот момент, то обетование Спасителя в прощальной беседе (Деян.1:8) было бы просто ненужным повторением слов.

Некоторые обращают внимание на отсутствие артикля перед существительным «Духа Святого», и толкуют, что это не была личность Духа Святого, но лишь Его влияние. Однако отсутствие артикля в данном случае не играет важной роли. В целом же, как надо отметить, многие толкователи слишком заостряют внимание на всяких мелких особенностях словообразования, словно забывая при этом, что авторы Нового Завета, находясь под вдохновением Святого Духа, вовсе не были механическими орудиями. И находятся такие критики, которые умудряются распознать в одной и той же книге Писания сразу нескольких авторов или же строят перевернутую пирамиду из научных трудов в защиту какой-нибудь теории, основанной на малейших отклонениях от установленного авторского стиля. Скоуфилд пишет: «Они впервые получили Духа Святого в этот момент». Мы согласны с мнением Бенгеля, Кальвина, Ольсхаузена, Стайера, Альфорда, Годе, Мейера и других, которые утверждают, что в данном трудном тексте Писания описывается получение учениками Духа Святого. И хотя это получение не было таким же полным и совершенным, как в день Пятидесятницы, все же оно было — по крайней мере, количественно — получением Духа Святого уже возрожденными людьми, или, в крайнем случае, произвело в них возрождение. Каупер в своем недавно вышедшем труде о Духе Святом различает три степени отношения Духа Святого к ученикам.

1. Возрождение и последующее просвещение Духом Святым (Матф.16:17).

2. Получение Духа Святого как необходимого дара, предназначенного для исполнения апостольского служения (Иоан.20:22).

3. Получение Духа Святого в день Пятидесятницы.

Торрей обосновывает возрождение учеников словами Иисуса «и вы чисты» (Иоан.13:10; 15:3). С ним согласны почти все серьезные богословы. Кумминг, говоря об учениках в день Пятидесятницы, пишет: «Они стали новыми людьми не в смысле рождения свыше, ибо, безусловно, они уже пережили такую перемену еще до этого».

Мы повторяем, однако, что даже если бы такая перемена (т.е. возрождение) произошла с учениками в день Пятидесятницы, это ни в какой мере не противоречило бы факту, что отличительной особенностью Пятидесятницы было не возрождение, но наделение всем необходимым для служения. Надо сказать, что понятия д-ра Моргана, выраженные в его книге «The Spirit of God» вызывают удивление. Мы нашли в ней довольно смелые маневры с экзегетическими приемами, призванными подтвердить его взгляды, но серьезных доводов так и не смогли найти. Конечно, человек, посмевший посягнуть на мнение других крупных авторитетов, всегда внушает уважение, однако для того, чтобы быть объективными в толковании библейских истин, мы должны относиться с уважением к тем, кто уже исследовал Писание прежде нас. Пытаясь придумать какую-то теорию, люди впадают в различные уклонения от истины, и поэтому для изучающего Библию важно обращаться к мнению тех богословов, которые стараются узнать, что говорит непосредственно само Писание, а не создают свою собственную теорию.

Д-р Морган в поддержку своей теории приводит множество мест из Нового Завета, которые, якобы, говорят о крещении Духом Святым. Например, он цитирует Рим.6:3,4; однако мы не можем согласиться с подобным истолкованием данного места. Мы не намерены здесь заниматься спорами, да и размер настоящего труда не позволяет приводить слишком обширную аргументацию, однако с чисто экзегетической точки зрения мы бы хотели вкратце сказать, что мнение д-ра Моргана противоречит преобладающему большинству других авторов. Такие богословы, как Бенгель, Кальвин, Толук, Рикерт, Лайтфут, Ланге, Мейер, Барнс, Стюарт, Шедд, Шафф, Конибер и Хаусон, Вебстер и Вилкинсон, Хожд, Элли-Моул, Марвин Винсент и многие другие относят Рим.6:3,4 к водному крещению.

Крещение во что-то означает выражение отношения, и поэтому данное место никоим образом не учит о возрождении через крещение. Кальвин выразил ясную мысль, что «В крещении мы должны распознать духовный закон; мы должны в нем видеть свидетельство прощения наших грехов и залог нашего обновления, воздавая при этом всю честь Христу и Святому Духу за то, что все это совершено Ими, и не приписывать видимому знаку ни малейшей доли участия в нашем спасении».

Гал.3:27; 1Пет.3:21 и Еф.4:5 используются д-ром Морганом для тех же доводов. Слова из Мар.16:16 «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» д-р Морган толкует как крещение Духом Святым. Однако если сопоставить это место с Матф.28:19 «Крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», то станет ясно, что и Матфей, и Марк говорят об одном и том же, и не дают никаких оснований для подобного толкования.

Скоуфилд говорит, что, начиная от дня Пятидесятницы и до случая с Корнилием (Деян.10), когда была открыта дверь для язычников, мы можем заметить две особенности, сопровождающие получение Духа Святого верующими. Одна из этих особенностей состоит в том, что обычно между принятием Христа верою и крещением Духом Святым находится некоторый промежуток времени. Он утверждает, что, начиная же с Деян.10, крещение Духом наступает в момент возрождения. Это было справедливо в случае с Корнилием (Деян.10:44; 11:15), но разве не было это крещение таким же, как и в день Пятидесятницы? И если да, то тогда, несмотря на то, что оно произошло в одно время с возрождением, оно должно быть чем-то отличным от возрождения и обусловленным уже возрождением. Тот факт, что крещение Духом в Деян.10 было таким же, как и в день Пятидесятницы, доказан сопровождавшими его чудесными дарами, о чем говорил Петр в отчете перед братьями (гл.11).

Мы говорим все это для того, чтобы защитить взгляд, что ученики в день Пятидесятницы не были невозрожденными и что крещение Духом Святым, которое получили они и все другие, о которых записано в Новом Завете, не было тождественно с возрождением.

Теперь мы рассмотрим общую для нас ошибку, которая заключается в неточном определении понятий. Как мы уже видели, Скоуфилд пытается доказать, что, начиная с Деян.10, для всех верующих возрождение и крещение Духом Святым происходит в одно и то же время. Он приводит в качестве доказательства своего взгляда крайне трудное место из 1Кор.12:13. Это же место цитирует Морган в доказательство того, что крещение Духом Святым и возрождение суть одно и то же. Действительно, если 1Кор.12:13 говорит о крещении Духом Святым, то оно тождественно возрождению; но разве не видно с первого взгляда, что в данном тексте говорится о крещении, совершенно отличном от крещения Духом в Деян.10 и до этого? Другими словами, если крещение, описанное в 1Кор.12:13 есть крещение Духом Святым, то оно отличается от любого другого переживания, названного в Слове Божьем этим именем.

Давайте предположим на минуту, что слово «крещение» в 1Кор.12:13 не относится к водному крещению, а говорит исключительно о возрождающей работе Духа Святого, и при таких оговорках порассуждаем на начатую нами тему. Итак, имеется два предположения, что:

(1) Крещение Духом Святым от дня Пятидесятницы и до Деян.10 отличалось от возрождения. Оно происходило либо после возрождения, либо в один момент с возрождением (как в Деян.10), и было обусловлено возрождением. Это крещение было особым наделением, или исполнением Духом Святым для служения.

(2) После Деян. 10 крещение Духом Святым происходит одновременно с возрождением и тождественно возрождению (то есть это, по сути дела, одно и то же явление), причем его приняли все верующие, получившие возрождение.

Не все авторы делают столь ясное различие понятий. Например, Кумминг говорит о том, что Христос крестит людей Духом Святым, а Дух Святой крестит людей во Христа. Что он имеет в виду? Очевидно, то, что в первом случае крещение Духом Святым можно было бы назвать крещением во Святой Дух или же посредством Духа Святого, а во втором — крещением, которое совершает Сам Дух Святой. В первом случае крестителем является Христос, а во втором — Дух Святой. А потому, строго говоря, то крещение, которое совершает Дух Святой, является в то же время и возрождением, независимо от истолкования 1Кор.12:13, даже если мы не найдем в Писании примеров подобного словоупотребления. Поэтому в дальнейшем, говоря о крещении Духом Святым как о событии, происходящем после возрождения, мы будем иметь в виду «крещение посредством Духа Святого». Вернемся теперь к 1Кор.12:13: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело». Некоторые переводы дают «в одном Духе», но данную фразу с таким же успехом можно перевести словами «одним Духом», то есть «посредством Духа», чем подчеркивается Его роль как исполнительного средства, особенно если учесть наши первоначальные оговорки.

Итак, относится ли 1Кор.12:13 к водному крещению, или же оно имеет в виду наделение Духом Святым в момент возрождения? На этот вопрос трудно ответить однозначно, и никто не может взять на себя такую смелость. Один из переводчиков сказал так: «Данный текст так и будет всегда истолковываться в зависимости от личных чувств и предпочтений разных людей». Ниже приводятся имена авторов, которые говорят в пользу того и другого мнения. За водное крещение выступают: Бенгель, Мейер, Альфорд, Де Ветте, Клинг, Рикерт, Лютер, Беза, Кальвин, Генри, Скотт, Кумминг, Винсент. За возрождающее крещение Духом Святым, не связанное с водным крещением: Ходж, Чепмен, Скоуфилд, Морган, Мак-Нейл.

В Гал.3:27 и Еф.4:5, где, как мы условились считать, ссылки даются на водное крещение, Павел говорит, что мы «крестились во Христа», и точно так же в 1Кор.12:13 он говорит «крещены в одно тело, то есть во Христа, посредством —»en»— Духа Святого». Поскольку нигде в других местах он не говорит о крещении Духом как о возрождающем акте, то будет правильным вывод, что и в данном месте (1Кор.12:13) дается ссылка на водное крещение.

При таком толковании, водное крещение совершается либо «во» Святом Духе, то есть Дух Святой является той стихией, в которую погружается крещаемый и в которой он должен после этого жить (некоторые переводы Библии дают именно такое чтение), либо оно совершается «посредством» или «через» Святого Духа в том смысле, что Дух Святой является вдохновителем веры, которая должна сопровождать всякое крещение во Христа. Так объясняет Кумминг (Through Eternal Spirit).

Мы не можем здесь прийти к такому решению, которое не оставляло бы сомнений, а потому придется довольствоваться отданием предпочтения тому или другому мнению. И мы отдаем предпочтение объяснению Кумминга. То есть мы считаем, что в 1Кор.12:13 дается ссылка, в первую очередь, на водное крещение. Это приводит нас к выводу, что в Писании нигде не говорится о крещении Духом Святым как о возрождающем акте. Ходж говорит, что «всякое наделение Духом Святым можно назвать крещением, будь это возрождение, освящение или вдохновение под воздействием Духа Святого». В этом есть правда, однако возрождающее воздействие Духа Святого нигде не названо в Писании этим словом, и поэтому мы должны при обсуждении данной темы избегать путаницы в выражениях.

Святой Дух действительно крестит нас во Христа независимо от того, говорится об этом в Писании или нет. Однако это событие на самом деле предшествует тому, о чем говорит Павел в 1Кор.12:13, поскольку, когда человек подходит к воде для крещения, он уже должен быть возрожденным. Затем, на основании личной веры, заранее произведенной в нем Духом Святым, он крестится во Христа, то есть во имя Христа. Однако мы должны с уважением относиться и к другой точке зрения, которая утверждает, что Павел говорит здесь не о водном крещении, а исключительно о возрождающем действии крещения Духом Святым во Христа, которое, безусловно, пережили все верующие.

Итак, наша дискуссия на этом исчерпана, и мы пришли к следующим результатам:

1. Каждый верующий пережил однажды крещение, совершенное Духом Святым, результатом которого было возрождение. Мы не ставим это переживание в зависимость от того, употребляется ли данное название в Писании или нет.

2. Если 1Кор.12:13 прямо говорит о возрождении, то у нас имеется, по крайней мере, одна ссылка на возрождающее крещение Духом в Слове Божьем.

3. Апостолам и первым христианам было даровано испытать крещение посредством Духа Святого, которое следовало после возрождения и исполняло их силой для служения, а также служило подготовкой к особым переживаниям в христианской жизни.

Но у нас остается еще один вопрос: крестит ли Христос людей Духом Святым в наши дни? Можем ли мы быть крещены Им, как были крещены апостолы? Если говорить о точном употреблении слов, то Писание нигде не говорит, что мы можем. Однако автор на основании собственного опыта считает, что многие христиане, ищущие истину, пришли в смущение в понимании данной чрезвычайно важной истины из-за кажущихся противоречий в выражениях различных богословов, употребляющих это слово без разбора или без достаточного объяснения его точного значения. Вот некоторые примеры выражений такого рода:

1. «Верующий может просить и ожидать то, что названо «крещением Духом Святым» — Муррей, «Spirit of Christ».

2. «Крещение Духом никак не похоже на исполнение Духом, которое представлено для нас как благословение, которое верующие должны искать» — Моул, «Veni Creator».

3. «Нет такого дара, который Он желал бы дать верующим больше, чем это божественное крещение» — Мехен, «Baptism of the Holy Ghost».

4. «Неверно говорят, что христианам следует ожидать крещения Духом» — Морган, «The Spirit of God».

5. «Крещение Духом Святым есть начало полноценной христианской жизни» — Кумминг, «Through Eternal Spirit».

6. «В Священном Писании для верующих нет никаких оснований, чтобы рассуждать о крещении Духом Святым» — Чепмен, «Receive ye Holy Ghost».

7. «Безусловно, не будет противоречить Писанию, если верующий станет молиться: «Господь Иисус, крести меня Святым Духом!» — Мак-Нейл, «Spirit-filled Life».

8. «Из этого не следует, что каждый верующий получил крещение Духом» — Гордон, «The Ministry of the Spirit». Он доказывает, что верующие могут получить это крещение.

9. «И она (верующая женщина) получила крещение Святым Духом в течение десяти минут» — Торрей, «Baptism with the Holy Ghost».

Рассматриваемое нами переживание имеет жизненно важное значение для каждого верующего, если он желает знать то, к чему надо стремиться, и неудивительно, если верующий чувствует себя сбитым с толку таким множеством утверждений, одни из которых явно противоречат друг другу, а другие находятся в кажущемся противоречии, описывая разные переживания одними и теми же словами. Так существует ли для верующих в наши дни крещение Духом Святым? Мы уже сказали, что, если иметь в виду точное соответствие словоупотреблению, то Писание не говорит, что оно есть. Но можем ли мы иметь что-либо в этом роде? Павел говорит в Еф.5:18 «Исполняйтесь Духом». Прежде, чем ответить на поставленный вопрос, давайте постараемся понять, что именно имел в виду Павел, когда говорил слова увещания «исполняйтесь Духом».