10. Дабы нам не соблазнить их

Иисус обижал некоторых людей тем, что был послушен Своему Отцу, но Он никогда не становился соблазном ради того, чтобы отстаивать Свои права. «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» — (Римлянам, 14:13). МЫ ТОЛЬКО ЧТО обсудили то, что на Иисуса, когда Он ходил по земле и служил, обиделось много людей. Создается впечатление, что почти везде люди соблазнялись и обижались на Него. В этой главе я хочу рассмотреть другую сторону этого вопроса. Иисус и Его ученики только что вернулись в Капернаум. Они завершили цикл служения, и пришли на короткий, но необходимый отдых. Если какое-то место и можно считать базой Его служения, так это Капернаум. К Симону Петру подошел один официальный чиновник этого города, ответственный за сбор храмовых податей. «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» (Матфея 17:24). Петр ответил: «Да», и пошел с этим вопросом к Иисусу. Иисус ожидал услышать просьбу сборщика налогов, потому что Он спросил Симона Петра: «Как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны» — (Матфея 17:25-26). Иисус приводит Петра к мысли, что сыновья свободны от налогов. Не с них берут подати. Наоборот, они пользуются этими налогами. Они живут во дворце, который содержится благодаря налогам и податям. Сыны питаются за царским столом и носят царские одежды, и все это обеспечивается за счет податей и налогов. Они свободны и их бесплатно обеспечивают. Этот сборщик налогов получил подать на храм. Но кто был царем или владельцем храма? Для кого он был построен? Ответ: для Бога Отца. Петр только что получил откровение от Бога, что Иисус есть «Христос, Сын Бога живого». На основании этого Иисус спрашивал Петра: «Если Я Сын Того, Кому принадлежит этот храм, то разве Я не свободен от уплаты налогов на храм?» Конечно же, Он был свободен и имел полное право не платить подать. Однако, смотрите, что Он говорит Петру: «Но чтобы, нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, открыв у ней рот, найдешь статир; и возьми его и отдай им за Меня и за себя» — (Матфея 17:27). Он только что доказал, что имеет свободу. Но чтобы не (обидеть) соблазнить тех людей, Он сказал Петру; «Давай заплатим!» Это было еще одним доказательством Его свободы, когда Он сказал Петру пойти и забросить уду, и найти деньги во рту первой рыбы, которую он поймает. Бог Отец обеспечивал их деньгами даже для уплаты налога. Иисус — Господь всей земли. Он — Сын Божий. Земля и все, что на ней, сотворены Им и подвластны Ему. Следовательно, Он знал, что деньги будут во рту у этой рыбы. Ему не нужно было работать, чтобы получить эти деньги, потому что Он был Сыном Божьим. Однако Он все равно решил заплатить подать и не обижать людей. Тот ли это Иисус, которого мы видели в предыдущей главе и который соблазнял людей, не принося за это никаких извинений? Он доказал, что свободен от уплаты налогов, но сказал: «Но чтобы нам не соблазнить их, пойди и уплати!» Кажется, что здесь есть какая-то непоследовательность, не так ли? Ответ мы находим в следующем стихе. «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное; Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» — (Матфея 18:1-4). Ключевой фразой здесь является «кто умалится» (в английском «всякий, кто смирит себя»). Несколько позже, Иисус дает этому более полное объяснение, говоря: «А кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою… Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» — (Матфея 20:26-28). Вот это да! Какое утверждение! Он пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить. Он был Сыном. Он был свободным. Он ничего никому не был должен. Он ни у кого из людей не находился под властью. Однако решил использовать Свою свободу, чтобы служить.

Свободны для служения

В Новом Завете нас, сыновей Божьих, увещевают подражать Иисусу и иметь такое же сердце, как у Него. К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу (Галатам 5:13). Есть другое слово, обозначающее свободу — это слово привилегия. Мы, как дети живого Бога, не должны использовать нашу свободу или привилегии для того, чтобы служить самим себе. Свобода должна использоваться для служения другим. Служение — это свободный труд. Труд в скованности и несвободе — это рабство. Раб — это тот, кто вынужден служить, в то время как слуга — это тот, кто желает служить. Давайте посмотрим на некоторые различия между отношением к работе раба и слуги: o Раб вынужден служить — слуга сам берется за дело. o Раб делает минимальное из того, что требуется — слуга использует максимум своего потенциала. o Раб идет одно поприще (или милю) — слуга идет еще дополнительное поприще. o Раб чувствует себя ограбленным — слуга сам дает. o Раб связан — слуга свободен. o Раб борется за свои права — слуга отказывается от своих прав. Я видел многих христиан, служащих с обидой в своем сердце. Они дают с недовольством и ропщут, когда платят свои налоги. Они по-прежнему живут как рабы закона, хотя от него освобождены. Они остаются рабами в своих сердцах. Самое печальное, то, что этот закон был создан ими на основании Нового Завета. У них нет того отношения, с которым служил Иисус. Они не осознают, что освобождены для служения. Поэтому они продолжают бороться за свои собственные интересы, а не за интересы других. Павел обличает такое отношение в своих письмах к римлянам и коринфянам. Свободе этих верующих был брошен вызов через вопрос о пище. Павел начинает с того, что увещевает их такими словами: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи» (Римлянам 14:1-2). Иисус ясно сказал, что человека оскверняет не то, что входит в уста, но то, что исходит из уст. Этим Он объяснил, что для верующего всякая пища является чистой (Марк 7:18-19, смотрите английский текст). Павел сказал, что есть некоторые верующие, слабые в своей вере, которые по-прежнему не могут есть мясо из-за боязни осквернится идоложертвенной пищей. Хотя Иисус четко объяснил, как поступать в этом вопросе, такие люди все равно не могли спокойно есть мясо. «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное, как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется» — (1-ое Коринфянам 8:4,6-7). В римской и коринфской церквях более сильные в вере христиане ели пищу рядом с более слабыми, которые соблазнялись. Слабые верующие не могли избавиться от образа мяса на алтаре для идола. Более сильные верующие знали, что идол ничто, и не чувствовали никаких угрызений совести, когда ели это мясо. Но, казалось, что они больше заботились о своей свободе, которую они имели, как верующие Нового Завета, чем о том, что могли подать своим братьям повод к соблазну. Не осознавая этого, они ставили камень преткновения на пути своих более слабых братьев. В сердце слуги не должно быть такого отношения. Посмотрите, как Павел обращается к ним: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» — (Римлянам 14:13,17). Он говорит: «Давайте помнить, что такое на самом деле Царство Божье — это праведность, мир и радость во Святом Духе». Все эти благословения отсутствовали у новых верующих. Более сильные верующие использовали свою свободу не для служения, а для отстаивания своих «прав». Они знали, что, согласно Новому Завету, они имеют свободу. Но знание без любви разрушает. Это не было сердце Иисуса! Иисус, объяснив Петру и остальным ученикам Свои права относительно уплаты податей на храм, на личном примере показал, как важно смирять свои интересы для служения другим. Иисус не хотел, чтобы свобода стала поводом для отстаивания своих прав, причиной соблазна и преткновения для других людей. Павел дал такое предупреждение тем, кто знал свои права во Христе, но не имел Его сердца для служения: «И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» — (1-ое Коринфянам 8:11-12). Уязвляя более слабых верующих, подавая этим «одному из малых детей Господа» повод к соблазну и преткновению, мы тем самым используем нашу свободу для согрешения.

Отказ от своих прав

Доказав, что имеет свободу в отношении храмовых податей, Иисус после этого показал Своим ученикам важность смирения: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» — (Матфея 18:6-10). Вся эта глава Евангелия от Матфея говорит о соблазнах. Иисус ясно показал, что мы должны освободиться от всего, что может стать причиной греха — даже если это одна из ваших новозаветных привилегий. Если это влечет вашего слабого брата ко греху, отсеките это прямо перед ним. Вы, наверное, подумали, почему тогда Иисус соблазнял многих людей. Ответ простой: Иисус соблазнял некоторых людей в результате послушания Своему Отцу и служения другим. Он не делал этого ради отстаивания Своих прав. Фарисеи соблазнялись, когда Он исцелял в субботу. Его ученики соблазнялись, когда слышали истину, которую Отец велел Ему проповедовать. Мария и Марфа соблазнились (обиделись), когда Он задержался с возвращением (придя лишь через два дня) чтобы исцелить Лазаря. Но вы нигде не найдете, чтобы Иисус соблазнял и обижал других, потому что служил Самому Себе. Павел в своем послании к Коринфянам дал следующее предупреждение: «Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» — (1-ое Коринфянам 8:9). Наша свобода дана нам для служения и для того, чтобы мы отдавали свои жизни за других. Мы должны созидать, а не разрушать. Мы получили эту свободу также не для накопительства вещей. Из-за того, что мы пользуемся ею неправильным образом, многие люди сегодня соблазняются образом жизни современных христиан. Послушайте еще раз предупреждение, данное нам в 1-ом Коринфянам 8:9: «Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных». Я приведу вам пример нарушения этой заповеди. Во время моей второй миссионерской поездки в Индонезию я взял с собой Лизу, своих детей и няню, помогавшую нам ухаживать за детьми. Мы приехали на курортный остров в Денпасар, Вали. Старейшина церкви, в которую мы прибыли, был владельцем скромной гостиницы в очень шумном районе города. Мы проехали огромное расстояние без сна. Естественно, мы очень устали. В ту ночь мы несколько раз просыпались от сильного шума и собачьего лая, и не отдохнули, как следует. На следующий день мы отправились на Яву и служили следующие две недели по очень напряженному графику. У нас был лишь один выходной, да и тот ушел на переезд. В течение двадцати четырех часов мы пять раз служили в церкви в тридцать тысяч человек. Нам нужно было возвращаться назад через Вали. Пастор сообщил нам, что мы снова будем ночевать в гостинице у его старейшины. Мы не были в восторге от такой новости: нам не хотелось снова оказаться без отдыха после двух недель интенсивного служения. Утром, когда мы собирались уезжать из Явы в Вали, одна женщина во время завтрака предложила заплатить за наш ночлег в одной из лучших курортных гостиниц Вали. Я был рад, что нам удастся остановиться и отдохнуть в прекрасном месте. Когда мы ушли из ресторана собирать свои вещи, Лиза сказала мне, что у нее непонятное чувство в отношении предложения той женщины. Мы с переводчиком поговорили с ней, и сказали, что не стоит беспокоиться — все будет хорошо. И снова, когда мы летели из Явы в Вали, Лиза сказала, что мы поступаем не правильно. Я повел себя глупо и не прислушался к ней. Я сказал ей, что это хороший вариант, причем не обременяющий церковь. Когда мы приехали в Вали, она пыталась уговорить меня еще раз у места получения багажа, но я опять не послушал ее. Когда мы встретили местного пастора, я сообщил ему, что мы не нуждаемся в гостинице его старейшины, потому что одна женщина предложила нам кое-что другое. Он смутился от моих слов, и я спросил его, в чем дело. К счастью, он был открытым со мною и сказал: «Джон, это обидит старейшину и его семью. Они уже зарезервировали для вас комнату, хотя на эту ночь все гостиничные места были распроданы». Очевидно, я обидел и самого пастора, не относясь с благодарностью и признательностью к их заботам. Наконец я пообещал ему, что мы откажемся от предложения той женщины и переночуем в гостинице его старейшины. Господь провел свою работу в моем сердце. Я видел, что причинил боль пастору. Я понял, что, настаивая на своих правах, обидел этого брата, что являлось грехом. Поэтому я вернулся к нему и попросил у него прощения. Он простил меня. Надеюсь, мне не придется вновь проходить через этот урок.

Назидающее испытание

Апостол Павел в послании к Римлянам подвел итог тому, что хочет Бог в отношении этого вопроса: «Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» — (Римлянам 14:19). Мы должны сделать это условием нашей жизни: своей свободой не подавать другим повода к преткновению. То, что мы делаем, может даже соответствовать букве Священного Писания. Но задайте себе вопрос: служит ли это к назиданию других или же только на пользу вам? «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте во славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, Так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» — (1-ое Коринфянам 10:23,24,31-33). Я призываю вас позволить Святому Духу просеять каждую сферу вашей жизни через эти места Писания. Позвольте Ему вскрыть все ваши тайные мотивы или намерения, направленные на вашу пользу, а не на пользу других. Какой области вашей жизни это ни касается, примите призыв Духа Святого быть слугой для всех. Используйте свою свободу во Христе для освобождения других, а не для отстаивания своих собственных прав. Это было одно из условий служения Павла, который писал: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение (в англ. тексте «наше служение») (2-ое Коринфянам 6:3).