8. Визуализация – управляемое воображение

На Рождество я посетил большой храм, который был заполнен до отказа. Перед проповедью молился молодой человек, приехавший на каникулы к родителям. Выйдя за кафедру, он попросил слушателей присоединиться к нему в необычном способе молитвы. Он пояснил, что несколько лет назад в христианском колледже преподаватель богословского факультета научил его особому способу молитвы. Он попросил нас представить, что мы прогуливается по красивой сельской дороге, усаженной деревьями, где кругом много листвы и зелени. В своем воображении мы отправились к красивому лугу, возле которого протекает река. В этот момент нас попросили встать на колени и вознести наши молитвы. Как только мы преклонили свои колени, молодой человек попросил нас представить красивую птицу, которая, севши нам на плечо, начала петь мелодичную песню прославления. Затем молодой человек произнес молитву, подходящую для этого случая.

Когда он просил собравшихся в храме представить воображаемую прогулку перед молитвой, я хотел встать и закричать: «Нет! Нет! Просто встаньте на колени и просите прощения за то, что вы делаете». Это было очень сильное побуждение, но будучи робким посетителем, я не сделал этого. «Никто из собравшихся не понимает, что делает этот молодой человек», – рассуждал я и, возможно, был прав в своем беспокойстве о данной ситуации. Этот метод, который получил молодой человек от своего профессора колледжа, носит название «управляемое воображение». Так почему же красивая молитва и презентация произвели такое смятение в моей душе?

В прошлом году я получил электронное сообщение от встревоженной матери, которая рассказала мне о недавнем опыте ее дочери, студентки близлежащего христианского колледжа. На обычном служении в пятницу вечером проповедь вел приезжий проповедник. Во время своей проповеди он попросил студентов выбрать себе определенное место в зале, скамейку или место, и сесть по двое. В этом месте они должны были избавиться от всех посторонних мыслей и представить, что находятся на отдаленной планете. Дальше они должны были призвать Иисуса Христа, предложить Ему сесть рядом и присоединиться к их беседе.

Следующим рассказом поделился со мной один из участников церковного семинара. В 2010 году в его церкви был проведен семинар о борьбе со стрессом и бессилием. Участникам было предложено удобно устроиться на полу, закрыть глаза и расслабиться. Зазвучала музыка, на ее фоне можно было услышать монотонный голос человека, который дружелюбно поприветствовал собравшихся и посоветовал заглянуть глубоко внутрь себя, чтобы найти любую отрицательную энергию и вытолкнуть ее через руки, ноги, пальцы рук и ног.

После того как участники семинара представили, что избавились от плохой энергии, им предложили вообразить лесную опушку с тропинкой, выложенной золотыми камнями. Гуляя по этой тропинке, автор сеанса приглашал услышать пение птиц и шум близлежащего ручья, а после этого выйти на поляну, чтобы встретиться с «духом-руководителем», который должен руководить человеком в остальной части пути. Им мог быть кто угодно. На ваш выбор: птица, собака, ангел или другое существо. Далее на пути предлагалось представить источник воды, понаблюдать, как течет вода, а потом взять чашу и пить положительную энергию из этого источника. Затем ведущий сказал: «Давайте поблагодарим дух земли», а в конце предположил, что положительная энергия может быть послана от каждого из нас тому человеку, кто может в ней нуждаться.

Участник этого сеанса, который рассказал мне эту историю, отметил, что сеанс длился 22 минуты. Он выразил свою обеспокоенность инструктору и классу, высказав, что подобной практикой однажды воспользовался сатана, приведя наших прародителей к падению. Однако, в результате был обвинен в излишнем консерватизме.

Недавно я читал книгу, написанную христианским психиатром, которая заслуживает внимания и восхищения. Я верил, что Бог послал этому автору мудрость свыше. Внезапно я замер, когда прочитал, как врач комментирует значение и преимущества методики «управляемое воображение». Я забеспокоился относительно того, как он может использовать управляемое воображение: указывает ли он на власть Творца Бога или власть внутри нас, которая является подделкой силы Божией? Почему я так резко реагирую на упоминание определенных методов, которые другие могут считать правильными и даже ценными? Позвольте мне поделиться с вами, почему у меня возникают такие чувства при встрече слов «визуализация» и «управляемое воображение». Вам предстоит принять свое собственное решение относительно использования этих методов в своей жизни. Но мне хотелось бы, чтобы вы поняли, почему я так реагирую на подобную практику. Надеюсь, что после прочитанного, ваш выбор будет твердым и обоснованным.

Последние тридцать лет я потратил тысячи часов для чтения и изучения источников, посвящённых этой теме, в поисках ответа на вопросы, касающиеся многих популярных методов лечения. Читая о различных практиках альтернативного лечения, я часто встречал слово «визуализация» и выражение «управляемое воображение». Было очевидно, что мне нужно лучше понять происхождение, историю, использование, а также значение этих терминов. Позвольте мне поделиться тем, что я узнал.

Во-первых, два термина «визуализация» и «управляемое воображение» используются как синонимы. Именно их читатель встречает при изучении различных методов альтернативной медицины. Оба слова означают управляемое создание зрительных образов. Говоря простым языком, человек много раз формирует в уме образ и думает об этой воображаемой картине, о действии, которое происходит в его воображении. При практике визуализации вам нужно иметь убеждение, что следуя этому методу, вы придёте к тому, что воображаемое на самом деле произойдёт. Это аналогично тому, что вы становитесь творцом силой своего ума?

Еще одно определение для понимания:

Творческая визуализация – это техника использования своего воображения для того, чтобы увидеть определенное поведение или событие, происходящее в вашей жизни»1. Поддерживающие эту точку зрения предлагают создать в своем воображении то, что человек хочет, а затем визуализировать это снова и снова всеми чувствами (что видите, чувствуете, слышите, обоняете)2.

Каково происхождение визуализации? Майкл Харнер, ведущий шаман современности, утверждает, что это древняя техника шаманов. Он указывает, что холистическая медицина сегодня пытается возобновлять многие старые методы шаманизма. По его мнению, визуализация – это изменение состояние сознания, аспекты психоанализа, гипноз, медитация, положительный настрой, психическое и эмоциональное выражение себя и т. д.3

Мы знаем, что индуизм был сформирован более 3 500 лет назад, и визуализация является одним из его методов. Целью индуизма является приведение человека к полной божественности, за которой следует прекращение цепочки реинкарнаций и вхождение в мир духов, нирвану. С этой целью практикуется проявление скрытой кундалини (матери змеи – бога силы) в нижней чакре в основании позвоночника. С помощью различных практик змея активируется и восходит через шесть чакр в коронную чакру (располагается в верхней части головы), где происходит удовлетворение мужского змея бога Шивы. Мужское и женское начала встречаются в сексуальных объятиях. Достижение этого этапа несет человеку бессмертие и божественность. Медитация, визуализация и очистка чакр необходимы для достижения этого состояния4. Эта информация якобы была продиктована духом, который называет себя «тибетский мастер» или «Джвал Кул». Тот же дух наставлял Алису Бейли. Знания, полученные от этого духа, легли в основу книг, которые сторонники течения «Новый век» считают своей библией.

В книге Миларепа «Великая тибетская йога» мы можем прочитать следующие комментарии о входе в состояние, названное «тихий отдых»:

«Для того чтобы выключить личное “я”, ум должен быть в покое. Подобное состояние достигается с помощью различных мыслей, все мысли, идеи и познание прекращаются, и ум переходит в бессознательное состояние совершенного спокойствия, так что дни, месяцы и годы могут пройти, и человек не будет осознавать этого. Таким образом, течение времени должно быть отмечено для него кем–то другим. Такое состояние называется ши-нея (тихий отдых)… 5

Джон Анкерберги и Джон Уэлдон в своей брошюре под названием «Факты о здоровье и медицине “Нового века”» представляет дополнительные сведения по вопросу о визуализации:

Практика визуализации является достаточно древней. Она претендует на то, чтобы применяться в разных сферах жизни. Например, с помощью умственных способностей можно связаться с предполагаемым внутренним божеством или высшим «эго». Практикующие этот метод утверждают, что они могут управлять своей личной реальностью для достижения желаемых целей, таких как оптимальное здоровье и приобретение богатства. Визуализация часто используется в сочетании с изменением состояния сознания, она также активно применяется во время оккультной медитации. Ее можно встретить в языческой религии и практике, например, в медицине шаманов. Она часто используется для разработки психических способностей и для связи с “внутренними советниками”, или духами – гидами.6

Дейв Хант и Мак-Магон заявляют:

Пол Йонги Чо говорит: «Благодаря визуализации и мечтам можно зародить свое будущее и получить результат».7 «Такие учения путают искренних христиан, заставляя их думать, что вера – это сила, которая заставляет те или иные вещи произойти. Таким образом, вера становится силой, которая направлена не к Богу, но на Бога, и она способна заставить Его сделать для нас то, во что мы верим. Когда Иисус говорил несколько раз: «Вера твоя спасла тебя», – Он не имел в виду, что вера вызывает магическую силу, открывающую ему дверь для исцеления. Если человек исцелился только потому, что верит, что будет исцелен под действием силы в его сознании, Бог – это просто плацебо, помогающее активировать его веру. Если все работает в соответствии с “законами успеха”, то Бог не имеет никакого значения и благодать не действенна.»8

Как уже говорилось ранее, визуализация, или управляемое воображение, является фундаментальным методов индуизма и основана на этом мировоззрении. Она стала частью методов целительства посредством кристаллов, биологической обратной связи, и большинства других методов самоисцеления. Элмер Грин в своей книге «За биологической обратной связью» утверждает, что визуализация является самым быстрым способом программирования тела: тело будет следовать «командам визуализации» и реагировать на эту директиву, данную посредством мысли и воображения. Он объясняет:

… Вместо этого, мы представляем себе, чего мы хотим для того, чтобы организм преобразовал команды визуализации в нейронные процессы. Тело будет знать, что делать, если человек знает, чего хочет.9

Далее автор объясняет, как он использует визуализацию в терапии, в связи с биологической обратной связью (самогипнозом, см. главу «обратная биологическая связь»).

В попытке произвести физиологические изменения через концентрацию своего внимания, важно понимать, что они происходят не по причине применения силы и активной воли. Это делается с помощью методов визуализации и представления предполагаемых изменений. В это время человек находится в расслабленном состоянии. Ум в пассивном или нейтральном состоянии. Мы называем это пассивная воля или пассивное желание. Релаксация важна, потому что легче всего иметь обычную, отключённую и в то же выжидательную позицию, которая будет полезна в достижении желаемых изменений. 9

Было установлено, что полезно попытаться чётко представить себе ту часть тела, на которую нужно воздействовать, используя аутогенные фразы или мантры саморегулирования. Таким образом, создается контакт с конкретной частью тела. Представляется важным начать психологический процесс, который закончится изменениями на физиологическом уровне.10

Элмер Грин заявлял, что важным условием для эффективного реагирования на визуализацию является измененное состояние сознания. Успокоение ума достигается путем медитации. А потом с помощью визуализации исцеление происходит изнутри.

В настоящее время визуализация приобрела большую популярность. Она используется как способ достижения успеха во многих начинаниях и предприятиях, в бизнесе, спорте, образовании, психологии, религии, а также в здравоохранении и медицине. Всемирная популярность данного метода в значительной степени может быть приписана усилиям и Шакти Гавейн. В 1978 году она написала книгу «Творческая визуализация», количество проданных экземпляров которой к 2002 году составило шесть миллионов. Ее книга была переведена на 35 языков. Другие авторы также писали о визуализации, но не были так популярны, как «сочинения Шакти».11

Позвольте представить принципы, которые представляет Шакти Гавейн в своей книге. Все они имеют отношение к источнику силы визуализации, эти методы применения разделяются и другими авторами.

Так в 1967 году Охел написал статью «Искусство и практика получения материальных вещей через творческую визуализацию». В 1988 году Рональд Шон написал книгу «Творческая визуализация». Было еще много других публикаций на эту тему. Цель и задача визуализации – создать то, в чём человек чувствует нужду. Чтобы практиковать визуализацию в нашей жизни, не нужно иметь веру в любую силу за пределами нас самих, мы должны использовать только принципы, которые управляют работой Вселенной.

Творческая визуализация – это магия в полном смысле этого слова. Она включает в себя понимание и соединение себя с природными принципами, которые управляют работой нашей Вселенной, а также стремление научиться использовать эти принципы наиболее сознательно и творчески.12

Давайте рассмотрим принципы писателей, которые поддерживают метод творческой визуализации и говорят о силах, которые управляют Вселенной. Концепция универсальной энергии, жизненной силы, ци и т.д. является основой этого метода. Каждая материальная вещь рассматривается как энергия, превратившаяся в твердое вещество.

Энергия вызывает колебания, которые имеют разную частоту и, таким образом, приобретают разные качества, от тонких до грубых. Мысль – относительно легкая, тонкая форма энергии, поэтому она так быстро и легко меняется. Считается, что при творческой визуализации мысль превращается в то, что мы себе представили. Изображение в нашем сознании изменяет форму энергии посредством силы ума. На самом деле, это попытка имитировать творческую силу Бога.

Чтобы эффективно использовать визуализацию, человек должен испытать измененное состояние сознания, посредством перевода мозговых волн от ритма бета на ритм альфа. Это делается с помощью тех же процедур и действий, что использовались в медитации. На самом деле, визуализация – это форма медитации.13 Головной мозг приводится в состояние «отрешенности», и именно это состояние пассивности ума позволяет открыть каналы души и позволить войти творческой энергии.14 Шакти говорит нам, что посредством творческой визуализации может быть достигнуто только хорошее. Получается, что посредством внутренней энергии человеческого разума можно образовать только хорошее. За этой концепцией стоит убеждение, что человек по своей природе хорош, безгрешен, и он будет судить себя самого.

Еще одним правилом эффективного выполнения визуализации является ощущение связи со своим «внутренним духовным источником». Что это за источник? Мы сказали, что он происходит от бесконечного запаса любви, мудрости и энергии, которая наполняет Вселенную. В своей книге Гавейн предлагает несколько названий для этого источника: Бог, Богиня, вселенский разум, высшая сила, твоё истинное «Я», твоя истинная сущность и т. п. В любом случае, это сила, находящаяся внутри человека. Вот как Шакти комментирует это:

Практически любая форма медитации, в конце концов, ведёт вас к нахождению вашего духовного источника, или вашего высшего «Я». Если вы не переживали этого опыта, не беспокойтесь об этом. Просто продолжайте практиковать релаксацию, визуализацию и мантру. В конце концов, вы начнете испытывать определенные моменты во время медитации. В вашем сознании произойдет некий “щелчок”, и вы почувствуете, что это действительно работает. Вы сможете даже почувствовать большое количество энергии, протекающей через вас или теплый сияющий свет в теле. Это признаки того, что вы начинаете направлять энергию вашего высшего “Я”».15

Перечитывая книгу Гавейн, соглашаешься относительно положительного влияния наших мыслей на наше здоровье. Однозначно, следует стремиться к присутствию в своей жизни положительных мыслей: благодарности, признательности и т. д. Нужно стараться не взращивать в себе отрицательные, осуждающие и другие подобные чувства. Однако для христианина свойственно выражать свою признательность и благодарность Богу-Творцу, Иисусу Христу и Духу Святому как Источнику нашей силы и благополучия, а не какой-то части вселенского разума, которая скрыта внутри нас и только и ждёт, чтобы ее нашли и задействовали.

Христиане также понимают, что выражение хвалы и благодарности другим людям может положительно влиять на их жизнь. Эта истина была подделана противником Бога. Учение восточных и языческих догм заключается в том, что универсальная энергия разлита во всём космосе, и ее частью является ум каждого человека. Посредством творческой визуализации человек даже на большом расстоянии способен повлиять на здоровье другого человека. Эта способность носит название «мгновенного излечения» и действует, даже когда человек не знает о вашем действии на него. Такого рода исцеление происходит при наличии универсального потока энергии, проходящего через этого человека. Используя визуализацию, один человек направляет энергию другому. Одна высшая энергия подключается к другой высшей энергии.16

В главе об Аюрведе мы узнали, что целью индуизма является воссоединение с энергией Вселенной, связь с миром духов и достижение состояния «нирваны». Визуализация же в сочетании с медитацией – необходимая и неотъемлемая часть этого восхождения к божественности.

В начале этой главы я описал историю о молодом человеке, который просил собрание присоединиться к нему в практике визуализации во время своей молитвы. Он узнал об этом стиле молитвы от своего преподавателя религии в университете Церкви христиан адвентистов седьмого дня. С помощью визуализации человеку предлагалось увидеть в своем воображении святилище, где на лугу, через который протекал небольшой ручей, пели птицы. Это святилище было ложно представлено как место отдыха и релаксации, безопасности, куда человек может пойти, когда он утомился и устал.

После того как мы создали «святилище» в нашем воображении, Шакти Гавейн, а также другие последователи визуализации советуют познакомиться с нашим «внутренним гидом». Внутренний гид может называться по-разному, например, советник, дух-руководитель, воображаемый друг, учитель и т. д. Чтобы встретиться с этим гидом, ты должен медитировать и с помощью визуализации пройти по пути, ведущему к вашему личному святилищу. Когда вы подойдете к святилищу, ваш гид для встречи с вами придет с противоположной стороны. Этим проводником может быть птица, белка, заяц или любое другое животное, а также человек. Затем вы начинаете разговор с этим проводником и показываете ему святилище. При встрече с вами проводник может задать вам свой вопрос, а вы, в свою очередь, можете высказать свою признательность за помощь. Вы можете пригласить его в любой момент, когда будете нуждаться в совете, мудрости, знании, поддержке, любви или каком–либо руководстве.17

Рональд Шон является старшим преподавателем Университета Стирлинга в Великобритании и автором книг «Самовнушение, более глубокое самовнушение», «Первые шаги к свободе», «Творческая визуализация» и «Как использовать образы и фантазии для изменения себя». На фоне популярности Шакти Гавейн, Шон представлял более интеллектуальное понимание и веру в образы и визуализацию. Хотя Шон согласен с Гавейн в основной концепции, в некоторых моментах он добавляет своё мнение к ее объяснениям визуализации.

Наиболее важное предписание состоит в том, что визуализация должна быть проведена в расслабленном состоянии. Шон определяет это состояние как гипнотическое и утверждает, что достичь его легче с помощью самогипноза. Для этого нужно лечь или сесть, закрыть глаза, дышать медленно и регулярно, полностью расслабить мышцы, повторять вслух слова или фразы. Чтобы испытать это состояние, необходима практика. После одного раза человек захочет почувствовать на себе глубокую релаксацию или гипнотическое состояние еще и еще.

Приведу еще один пример о релаксации из книги «Творческая визуализация, использование образов и фантазий для изменения личности», в которой Шон дает практический совет по действию визуализации:

И последнее замечание: прежде чем вы просыпаетесь, следует представить себя совершенно свободным от боли и делать все, что вы хотите сделать.

Шон объясняет, что в процессе визуализации, участвует функция «правого полушария». Что он имеет в виду под выражением «правое полушарие»? Он учит, что левое полушарие мозга связано с логикой, разумом, математическими способностями, а также отвечает за чтение, письмо, язык и анализ. Правая сторона отвечает за распознание объектов, ритм, визуальные образы, творчество, синтез, мечты, символы и эмоции. Почему важно представлять изображения в уме? Шон говорит об этом так:

Почему так важно представлять в уме визуальные образы? Чтобы они смогли повлиять на тело. Ярко сформированное изображение приведет к эмоциональной реакции или иному ответу организма. Неважно, является ли изображение реальностью или отображает нечто совершенно мнимое. В обоих случаях они произведут изменения в организме в соответствии с изображением.

Но визуальные образы влияют не только на тело. От них также зависит и поведение человека. Результат будет аналогичен. Сильный образ приводит поведение в соответствие со сформированным в уме изображением. При этом неважно, является ли изображение реальным или вымышленным. Важна сила образа и наличие веры в него.18

Сила воли, в представлении Шона, – это сила, которая относится к внутреннему «Я», которое дает направление и цель нашим действиям. Внешнего проявления этой силы не существует, она просто направляет наши действия и определяет их ход. Это сила, которая будет стимулировать, регулировать и направлять все действия, управлять ими.

Элмер и Элис Грин в своей книге «По ту сторону биологической обратной связи» часто упоминают об использовании визуализации в биологической терапии. В предисловии к своей книге они отмечают, что принципы саморегулирования на психофизиологическом уровне были известны в течение 2 500 лет, но, в основном, использовались шаманами и знахарями. Они пытались перевести труды шамана на современный язык следующим образом:

1) Мы можем легко понять, как непроизвольный процесс в теле и уме находится под постоянным влиянием и под контролем визуализации, и именно он является главной частью “внутреннего космоса”, и 2) мы начинаем понимать, что “внешний космос” за пределами нашей кожи также реагирует на визуализацию, хотя кажется, что об этом известно только шаманам и оккультистам… С нашей точки зрения, развитие человеческого потенциала происходит легче с овладением энергией тела за счет внутреннего контроля изображений, эмоций и воли, и этот процесс переходит на овладение энергией внешнего мира. Поразительно, что в теории йоги десять пран (десять видов энергии), которые могут самостоятельно регулироваться, контролируют мир внутри тела, и эти же праны влияют на внешний мир. “Как ниже – так и выше”». 19

Я хотел бы добавить замечание Е. Уайт относительно силы воли.

Через правильное применение силы воли в жизни могут произойти коренные изменения. Подчинив волю Христу, мы объединяемся с Божественной силой. Мы получаем силу свыше, чтобы становиться устойчивыми. Чистая и благородная жизнь – это жизнь победы над аппетитом и похотью, возможная для всех, кто будет объединять свою слабую, колеблющуюся человеческую волю с волей Всемогущего непоколебимого Бога.20

В этом вопросе решающим является то, кому подчиняется сила воли. Христу или дьяволу? Из вышеприведенных цитат можно сделать вывод, что при визуализации воля подчиняется сатане.

О высшем «Я» часто говорится в большинстве теорий, на которых основаны альтернативные методы лечения. Рональд Шон расширяет рамки обычного объяснения термина «Я». Важно вникнуть в суть этого термина, чтобы лучше понять тему «внутренних руководителей», которые на самом деле являются падшими ангелами, работающими на сатану.

Чтобы помочь вам в понимании этого учения, позвольте привести иллюстрацию. Представьте себе круг, похожий на ядро клетки. Это ядро, по мнению, Восточного и Западного оккультизма, можно назвать истинное «Я». Обведите этот маленький круг на рисунке еще одним кругом, – это ядро, которое называется сознательное «Я». Более широкий круг, содержащий предыдущие два, представляет бессознательное «Я». На отдельной части этой ячейки «Я» находится небольшой участок, отделенный от остальной части внутренности клетки: эта область будет представлять «сверхсознательную личность». У нас есть еще один термин, о котором мы должны сказать, чтобы объяснить основные понятия этой темы. «Коллективное бессознательное» – это большая область вне круга, которая оказывает влияние и на внешнее, и на компоненты внутри клетки. Это можно считать универсальной энергией. Теперь давайте дадим им определения:

Сознательное «Я» – это часть нашего сознания, о котором мы непосредственно знаем и которое функционирует внутри.

Бессознательное «Я» – сложный термин, включающий все мысли, чувства, ощущения, которые происходят вне нашего сознания, но влияют на наше поведение. Говорят, что на бессознательное «Я» могут повлиять фантазии, мечты, символы и все, что находится в нашем разуме. Для приверженцев учения «Новый век» этот уровень содержит скрытую мудрость Вселенной.

Истинное «Я». Представьте этот термин как экран для отображения фотографий. На нём могут быть показаны любые картинки, но они на него не влияют и сам он всегда остается простым белым экраном без изменения. Истинное «Я» также считается «божественным внутри».

Сверхсознательное

Бессознательное «Я»

Истинное «Я»

Сознательное «Я»

Бессознательное «Я»

Коллективное

Рисунок 24. сознательное/бессознательное

Сверхсознательное – область высших мыслей, надежд, целей, стремлений, любви и т. д. В восточных учениях это уровень сознания, который соединяется с «коллективным бессознательным». Сверхсознательное – это место, где бессознательное «Я» человека взаимодействует с Высшим Разумом или Творческим Духом. Другими словами человек соединяется с божественным началом и является его частью.

Шон представляет в своей книге идею о том, что каждая из вышеперечисленных бессознательных частей имеет «внутреннего руководителя», который может помочь нам в жизни в получении мудрости и необходимого совета. В восточной мысли и западном оккультизме бессознательные уровни разума имеют скрытую мудрость всей Вселенной. Чтобы обрести эту мудрость «внутренних руководителей», необходимо пойти с ними на контакт.

Техника контакта с внутренним гидом требует глубокого расслабления, успокоенного ума (гипнотического состояния), иначе ничего не получится. Обратите внимание на следующую цитату:

В этом разделе я хочу обсудить, как можно использовать творческую визуализацию, чтобы вызвать своих внутренних помощников. Сама методика очень проста, но требует небольшой практики. Во-первых, погрузите себя в самое глубокое расслабленное состояние, которое вы только можете достичь… Для этого конкретного упражнения важно погрузиться в очень глубокое расслабление, потому что ваши внутренние гиды находятся в тех слоях сознания, которые не так легкодоступны из-за того, что сознательные мысли блокируют ум. Только тогда, когда ум “затих”, вы сможете приближаться к внутренним гидам. В противном случае все ваши попытки связаться с ними будут напрасны.21

Далее Шон объясняет, что «гиды» различны для каждого бессознательного «Я» и разделяются на мужчин и женщин. Он утверждает, что мы имеем преимущество входить в контакт с тем гидом, с которым в данный момент желаем поговорить и которому хотим задать вопросы. Подразумевается, что «гиды» помогают нам войти в контакт с «другими частями нашего “Я”. Таким образом, они доступны, когда мы хотим их присутствия и помощи. Важно также сообщить гидам, что мы хотим иметь возможность связаться с ними в будущем.

Визуализация также активно используется в лечении человека. Основной принцип заключается в том, что тело и ум неразделимы. Исцеление должно коснуться и ума, и тела. Профилактика тоже имеет большое значение. В первую очередь, необходимо войти в глубокое расслабленное состояние, в так называемое гипнотическое состояние, чтобы иметь возможность совершать визуализацию с целью выздоровления. В случае инфекции человек будет представлять лейкоциты, атакующие бактерии и разрушающие их. При сломанной кости важно представить, как совершается ремонт поврежденных клеток кости, восстановление нетронутых костей и т. д. Также визуализация выступает инструментом диагностики для выявления нарушений в организме человека. Совершается это следующим образом.

Внутренний поиск в теле: Начните с очень глубокой релаксации, и тело должно быть представлено как очень небольшой объект, а затем введите себя через кровь, через нос, горло, через потовые железы и т. д. Попав внутрь, вы можете обследовать всё тело, проверив все его части. Вы найдете опухоль в головном мозге и вырежете ее с помощью лазера. А затем выйдете из организма через слезы.22

Кажется, что нет предела для использования визуализации. Если вы думаете, что вышеупомянутые верования и обычаи немного странные, обратите внимание на заявления господина Опхела, который написал книги «Искусство и практика астральной проекции», «Оккультное искусство и практика», «Искусство и практика ясновидения», «Искусство и практика магии: каббала», а также «Искусство и практика получения материальных вещей, благодаря творческой визуализации». Как видно по названию книг, автор глубоко верит в визуализацию. Но следуя дальше в своих размышлениях о происхождении человека, он заявляет:

Мы создали себя для себя и существуем посредством наших собственных психических сил! Естественно, мы создали это по неведению, но, тем не менее, мы сделали это. Как я уже говорил, наступит момент, когда вы сможете владеть этими силами как вашими личными божественными силами, используя их в правильном направлении для вашей же пользы23

Буддист говорит: «Мы создали наши собственные тела»24. Вспомните пример с молитвой молодого человека в церкви, который я описывал выше. Подобная практика сравнима с визуализацией. И хотя во время подобной молитвы не идет речи о визуализации, тем не менее, она начинает практиковаться.

Я хочу поделиться с читателем комментарием доктора Ричарда Гербера об управляемом воображении и визуализации, который представлен в его книге «Вибрационная медицина». Ричард Гербер считается одним из выдающихся ученых и писателей в движении «Новый век». Врач, глубоко верящий в восточный пантеизм, в своей книге утверждает, что он и его жена являются ясновидящими и что большая часть описанной в книге информации пришла к ним свыше:

Я хотел бы подчеркнуть для читателей моей книги “Вибрационная медицина”, что считаю эту книгу результатом сотрудничества между целителями и исследователями на физическом уровне и существами, которые находятся на высоком духовном уровне. Это взаимодействие сделало возможным передачу огромного количества информации, которая очень необходима на Земле в настоящее время. Большая часть информации, написанная в разных разделах моей книги, – это накопленные с годами сообщения, исходящие от духа.25

Называя визуализацию «активной медитацией», он высказался о ее ценности в получении передовых знаний. Человек, как заявлял Ричард Гербер, при визуализации может представить себя учащимся в высшем учебном заведении, которое, как известно, предоставляет ученые степени.

Часто медитирующий человек, находящийся на продвинутом этапе, может видеть себя на занятиях в высшем учебном заведении и совершать свою деятельность во взаимодействии с внутренними учителями, обучаясь на астральном уровне.26

Гербер предлагает еще один пример использования визуализации и управляемого воображения. Успокаивая свой ум и тело различными методами релаксации, человек может обратить свое сознание к высшему «Я», чтобы узнать информацию о прошлом, настоящем и будущем. Важные знания, которые могут прийти в виде слов, образов или чувств. Этот пример наглядно показывает использование воображения в спиритических сеансах.

Также он имеет отношение к диалогу с высшим «Я» во время пребывания якобы в высшем учебном заведении. Этот диалог будет сочетаться с различными типами визуальных упражнений: очищение ауры и чакр, а также создание тонких материй тела. Вот один из примеров подобного упражнения:

Возьмите кристалл в каждую руку, держите руки перед третьим глазом (в индуизме расположение третьего глаза представлено точкой между глаз – прим. автора) и визуализируйте тонкую энергию в виде цветного и белого света, проникающего в организм через кристаллы. Энергия, проникшая в организм, приводит к повышению скорости колебания тела и поднимает сознание на более высокий уровень частоты. Человек может видеть себя самого уменьшающимся в размерах и входящим в кристалл.

Далее он может войти в зал знаний, который находится в структуре кристалла. Этот зал может быть обустроен как читальный зал и представлять из себя уникальную библиотеку, открывающую человеку доступ к информации о себе как в настоящей, так и в прошлых жизнях. Здесь же человек сможет найти информацию о любом историческом сюжете. Визуальная библиотека позволяет использовать воображение, чтобы подключиться к более высокому уровню когнитивной обработки. Техника визуализации при ее использовании в сочетании с медитативным процессом позволяет человеку не только перепрограммировать свои биокомпьютеры (биологическую обратную связь и автономный контроль), но также получить доступ к уровням внутреннего потенциала, обычно не доступным для бодрствующего сознания. Визуализация и управляемое воображение является ключом к разгадке скрытых резервов силы и мысли человека.27

За воображением находится дверь к более высоким уровням реальности. Возможность использовать символические образы также является ключом к огромным внутренним источникам творчества и проницательности.28

«Управляемое воображение» или визуализация вошли в Церковь, как «троянский конь», об этом говорят Хант и Мак-Магон в книге «Соблазн христианства». Как же этот метод попал в Церковь? Давайте обратимся к истории, которую пересказывают авторы этой книги.

Чтобы понять наше настоящее общество и наш мир, важно понять то влияние, которое оказала на него светская психология. Ее влияние значительно расширилось после Второй мировой войны. В 1946 году Конгресс США принял Национальный Закон о психическом здоровье, создав финансируемые из федерального бюджета программы по изучению психологии в университетах по всей стране. Изучение психологии было включено также в программу семинарий, что было воспринято как новшество. В 1950 году почти 80% семинарий предлагали изучение передовых исследований в области психологии. В 1950 году Пол Витз, профессор психологии Нью-Йоркского университета писал следующее:

Психология существует как религия… набрав по всей Америке огромную силу… Она является глубоко антихристианской… однако, широко поддерживается школами, университетами и социальными программами, финансируемыми за счет налогов, собранных с христиан… Но только сейчас деструктивная логика этой секулярной религии начинает пониматься обществом.29

В 1951 году Карл Роджерс, один из главных сторонников светской психологии, говорил о «профессиональном интересе в психотерапии» как о наиболее быстро растущем разделе знаний в области социальных наук того времени. К середине 1980-х годов психология достигла статуса «гуру» и «кто есть кто». «Научные стандарты поведения» освобождали совесть людей от необходимости следовать Божьим моральным законам. Из-за этого, а также за счет внедрения колдовства как науки, психология стала основным инструментом изменений в обществе.

Гуманистическая и трансперсональная психология уже охватила весь спектр колдовства. Например, на 22-м ежегодном собрании Ассоциации гуманистической психологии, которое проходило в Бостоне в августе 1984 года, особенно ярко представлялся индуистский и буддийской оккультизм. Официальный распорядок дня включал йогу, тай чи, медитацию… занятия колдовством, с такими методами, как визуализация и исцеление… состояние транса и исцеления… работа алхимии… управляемое воображение… шаманское экстази и трансформация… Мы – колдуны.30

Доктор Беверли Галиэн, консультант системы школ в Лос-Анджелесе, в журнале «Гуманистическая психология», заявила:

Человеческий потенциал неисчерпаем и реализуется через новые способы (например, медитацию, управляемое воображение, работу сновидения, йогу, движение тела, сенсорное осознание, передачу энергии (исцеление), терапию перевоплощения и эзотерические исследования)… Медитация и управляемое воображение являются целостным ядром образования этой программы.31

Стоит ли удивляться, что визуализация или управляемое воображение вошли в Церковь? Ряд глав религиозных учреждений и научных институтов восприняли колдовство как нейтральное и антихристианское. Использовать плоды визуализации значит принять мировоззрение, включающее пантеистические концепции и веру в то, что внутри нас существует божество. В основе современной и гуманистической психологии лежит поклонение своему «Я», в то время как Библия учит, что мы должны умереть для себя.

«И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).

«Я ничего не могу творить Сам от Себя: как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего меня Отца» (Ин. 5:30).

Возможно, у читателей возникает вопрос о воображении, образах, которые человек воссоздает в своей голове и использует, чтобы планировать свое будущее и работу на сегодняшний день? Как насчет воображения в решение повседневных проблем? Неужели автор этой книги потерял способность здравого суждения и здравого смысла, пользуясь компрометирующей фантазией и методами, имеющими сомнительное происхождение? На самом деле, при тщательном анализе можно увидеть четкое различие между сатанинской подделкой и истинным Божьим даром воображения. Создавая человека, Бог дал ему разум, который способен размышлять об уме и характере Бога. Человек получил способность размышлять, воображать, а также использовать образное мышление, чтобы возрастать в мудрости и понимании. Эти виды деятельности должны руководствоваться Богом и проходить под Его влиянием.

Мы позволяем сатане оказывать на нас своё влияние и быть нашим проводником, принимая его идеи о том, что мы имеем божественность внутри себя и с помощью методов визуализации можем использовать эту божественность для достижения определенных результатов. Из предыдущих глав мы узнали, что подобные практики являются частью индуистского метода для достижения высшего «Я».

Е. Уайт много писала о воображении, которое мы можем использовать для обретения или разрушения здоровья или познания великих истин из Библии. Так в чем же разница между воображением, о котором написано выше, и воображением и образностью мышления, о которой говорит Е. Уайт? Ответ: Один метод стремится превратить мысль в действие или изменения, используя силу, которая, по их мнению, находится в них самих, в то время как истинное значение воображения, о котором говорит Елена Уайт, заключается в том, чтобы власть в воображении и образном мышлении исходила не от нас, а свыше.

«И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:13, 14).

Давайте взглянем на некоторые высказывания на тему фантазий и образов:

«Все, кто называет себя последователем Иисуса, должны почувствовать, что на них лежит обязанность сохранить свое здоровое тело, ясный разум и понять небесное. Разум необходимо контролировать, ведь он имеет сильное влияние на здоровье. Воображение часто вводит человека в заблуждение, и, когда человек поддается ему, это приводит к тяжелым формам болезни. Многие умирают от болезней, которые лежат в основе их воображения».32

Тысячи больных и умирающих могли бы поправиться и еще пожить, если бы пожелали этого; но их мнимые страхи и фантазии играют с ними злую шутку. Больные боятся, что им станет хуже, если они будут трудиться или упражняться, тогда как для них это единственная надежда выздороветь. Без физических нагрузок их состояние никогда не улучшится. Им следует проявить силу воли, возвыситься над своей болью и немощью, заняться чем-то полезным и забыть, что у них болит поясница, спина, голова или легкие».33

В другом месте воображение описывается как ценность:

Служитель, для которого Слово Божье является постоянным спутником в жизни, будет непрестанно открывать в истине новую красоту. Дух Божий снизойдет на него, и Бог будет работать через него, помогая другим. Святой Дух наполнит разум и сердце этого служителя надеждой, мужеством и библейскими образами, и все это будет передаваться людям, которых он наставляет.34

Если бы Библия исследовалась должным образом, люди обладали бы сильным интеллектом. Вопросы, затронутые в Слове Божьем, благородная простота ее изложения, возвышенные темы, представленные разуму человека, развивают в нем такие способности, которые иначе не были бы развиты. В Библии воображению открывается безграничное поле для исследования. Размышляя над ее величественными темами, знакомясь с ее возвышенным образами, учащийся станет более чистым и благородным в своих мыслях и чувствах, чем если бы он потратил время на чтение любой книги, написанной человеком, не говоря уже о книгах легкомысленного содержания.35

Библия насыщена образами в Ветхом и Новом Завете. Система жертвоприношений, указывавшая на будущую смерть Сына Божьего, как замещающая жертва для грешного человека, была инициирована самим Богом. Эта церемония была дана для того, чтобы помочь человеку осознать, что грех ведет грешника к смерти, но через принятие верой заместительной жертвы Сына Божьего Иисуса Христа, пролившего Свою кровь и умершего за него, человек может вернуть себе рай и вечную жизнь. Всё служение скинии было прообразом и показывало Божий план спасения для человека. Притчи, которые рассказывал Иисус, используя воображение и образы, учили людей спасительным истинам. Они были написаны, чтобы стимулировать ум человека к поиску вечных истин, хранящихся в Библии. Пророчества Книги пророка Даниила и Книги Откровение наполнены разнообразными образами.

Заканчивая эту главу, приведу еще одну цитату, в которой подчеркивается роль воображения в наших умах и мыслях. Она указывает на то, что воображение становится важным аспектом нашей духовного возрастания, если мы посвящаем его в руководство Святому Духу, а не сатане.

Когда учитель будет уповать на Бога в молитве, Дух Христа сойдет на него, и Бог будет работать через него посредством Святого Духа над умами других. Дух наполнит его ум и сердце сладкою надеждою, и мужеством, и библейским представлением, и все это будет передано юношеству, находящемуся под его наставлением.36

____________________________

1. Fink, Ronald A., Creative Imagery: Discoveries and Inventions in Visualization, Routledge Publishing, (1990), ISBN 0805807721 reported in Wikipedia/visualization.

2. Roeckelin, Jon E., Imagery in Psychology: A Reference Guide, Greenwood Publishing Group, (2004), ISBN 0313321973 reported in Wikipedia/visualization; Fezler, William, Creative Imagery: How to Visualize in All Five Senses, Published by Simon and Schuster, (1989), ISBN 0671682385.

3. Harner, Michael, The Way of the Shaman, Harper Collins Publishers, New York, NY (1990), p. 136.

4. Prophet, Eliazbeth Clare, DJwal Kul Intermediate studies of the Human Aura, The Summit Lighthouse, Inc. Colorado springs, Colorado, (1974) p. 78, 114, 121.

5. Milarepa: Tibet’s Great Yogi: Oxford University Press, (1971), p. 141

6. Ankerberg, John, Weldon, John, The Facts on Holistic Health and the New Medicine, Harvest house Publishers, Eugene, Oregon, 1992 pp. 45,46.

7. Cho, Paul Yonggi, The Fourth dimension (Logos, 1979) p. 44; Reported in Hunt, Dave,Weldon, John, The Seduction of Christianity Spiritual Discernment in the Last Days, Harvest house Publishers, Eugene, Oregon, (1992), p. 24.

8. Ankerberg, op. Cit., pp. 24, 25.

9. Green, Elmer & Alyce, Beyond Biofeedback, Knoll Publishing Co., Inc, (1989), p. 168.

10. Там же, p. 33.

11. Gawain, Shakti, Creative Visualization, Nataraj Publishing a division of New World Library, Novato, California, (2002) p. xi.

12. Там же, p. 6.

13. Там же, p. 43.

14. Там же, p. 37.

15. Там же, p. 53.

16. Там же, p 83.

17. Там же, pp. 94-97.

18. Shone, Ronald, Creative Visualization, Using Imagery and Imagination For Self-Transformation; Destiny Books, Rochester, Vermont, (1988), p. 6.

19. Green, op. cit., p. xix.

20. White, E.G., Counsels on Health; Pacific Press Pub. Assn. Mt. View, Ca, (1923), p. 440.

21. Shone, op. cit. p. 28.

22. Там же, pp. 147, 148.

23. OPHIEL, The Art and Practice of Getting Material Things through Creative Visualization, Samuel Weiser, Inc., York Beach, Maine, (1967) p. 12.

24. Govinda, Foundations of Tibetan Mysticism, Samuel Weiser, NY, p. 159.

25. Gerber, Richard, Vibrational Medicine, The #1 Handbook of Subtle—Energy Therapies, Bear and Company, Rochester, VT, (2001), p. 37.

26. Там же, p. 397.

27. Там же.

28. Там же, pp. 397, 398.

29. Vitz, Paul Clayton, Psychology As Religion: The Cult of Self-worship, Eerdmans, (1997), p. 10 : Reported in Hunt and McMahon, The Seduction of Christianity, p. 29.

30. Hunt and McMahon, The Seduction of Christianity, Spiritual Discernment in the Last Days, Harvest House Publishers, Eugene, Oregon, (1986), p. 30.

31. Galyean, Beverly-Colleene, Guided Imagery in Education,, Journal of Humanistic Psychology, Fall 1981,Vo.. 21, No. 4,; Reported in Hunt and McMahon, op. cit., p. 30.

32. White, E.G., Counsels on Health, Pacific Press Publishing Association (now in Nampa Idaho), Mountain View, California, (1951), p. 95.2.

33. Уайт E., «Свидетельства для Церкви», т. 3, Заокский: Источник жизни, 1998, с. 76.

34. White, E.G., Gospel Workers, (1915), p. 253.

35. Уайт E., «Разум, характер, личность», Заокский: «Источник жизни, с. 92, 93.

36. White, E.G., Christ’s Object Lessons, Pacific Press Publishing Association, Mountain View, California, (1900), pp. 131,132.