Апостолы: по стопам Господа

То, что апостолы были мужами великой веры — это правда. Правда также и то, что их служение Церкви было неповторимым и основополагающим (Ефес. 2:20; Откр. 21:14).

Кто такой апостол?

Вполне привычно стало слышать, как многие серьезные христиане употребляют слова «апостол» и «ученик», как если бы они были однозначными. Эти слова имеют разный смысл. Апостолами были двенадцать мужей, которые имели великую привилегию занимать особое положение в служении. Господь Иисус Христос призвал их в исключительное братство с ограниченным членством и беспрецедентной силой.

Значение этого слова

Слово «апостол» заимствовано из греческого слова «апостолос», которое, в свою очередь, связано с глаголом «апостелло». Основное значение «апостелло» — «посланный». [Wycliffe Bible Encyclopedia, s.v. «Seventy Disciples of Our Lord», 2:1557.]

Соответственно, апостол («апостолос») — это посланник, посланный на какую-то миссию [Alfred Edersheim, «The Life and Times of Jesus the Messiah», 1 vol. ed. , Grand Rapids: Wm. Eerdmans Publishing Co., 1979, 2:136] или также «делегат», «посланник», «посол». [Norval Geldenhuys, p.p. 300-01 (Лук. 10:9-11; ср. Матф. 4:17: 10:7).] Во всех 79 полностью проверенных случаях употребления слова «апостол» в Новом Завете оно всегда представляет человека, который направлен, будучи наделен полной властью того, кто его направляет. [Wycliffe, 2:1557.] В общем смысле слово «апостол» могло указывать на конкретно направляемых посланцев поместных церквей (2 Кор. 8:23; Фил. 2:25) или, в более широком смысле, обозначает любого, наделенного полномочиями представителя (Иоан. 16:13). Однако в большинстве случаев это слово использовалось для обозначения апостолов Иисуса Христа, включая Двенадцать (Матф. 10:2; Откр. 21:14) и Ап. Павла (как в 1 Кор. 1:1; 2 Кор. 1:1; Гал. 1:1-2; Ефес. 1:1; Кол. 1:1).

Чем они отличались?

Если понимать смысл слова «апостол» и изучить его по Новому Завету, то можно увидеть четыре отличия апостольства.

1. Апостол Иисуса Христа обязательно избирался для этого служения немедленно и непосредственно Самим Христом. Это содержится в Евангельских записях. В Лук. 6:13 двенадцать учеников были названы апостолами после их избрания Христом. В этом случае апостолы были названы так, благодаря их официальному назначению как представителей Иисуса. [Ibid., 2:1557.] Он избрал их. То же самое относится и к Ап. Павлу. Он сам называл себя апостолом Иисуса Христа, указывая, что Христос избрал его непосредственно как Своего полномочного представителя. [Geldenhuys, «Supreme Authority», p.p. 61-62.]

2. Апостолы действовали, как исключительные полномочные представители Господа Иисуса Христа. Апостол был в некотором роде «доверенным лицом» Иисуса. В Матф. 10:1-2 двенадцать учеников были названы апостолами после наделения их полномочиями действовать как Его представители. Сам Иисус подтвердил это полномочие, когда сказал в Матф. 10:40 — «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня».

Поскольку Двенадцать были представителями Иисуса, которые были лично Им наделены властью, то отвергать их означало вызывать на себя худшее осуждение, чем Содом и Гоморра (Матф. 10:14-15). Пределы и природу этой власти можно также видеть в словах Павла: 1 Кор 14:37 — «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни».

Повеления Павла должны рассматриваться, как повеления Господа, потому что Павел был полномочным представителем Иисуса и был наделен властью говорить во имя Христа.

3. Апостол должен был быть очевидцем воскресшего Христа. Когда Петр предложил избрать замену вместо Иуды Искариота (Деян. 1:15-26), то заявил, что этот человек должен был, «начиная от крещения Иоанново до того дня, в который Он вознесся», быть вместе с другими учениками свидетелем Воскресения Господа Иисуса Христа (см. ст. 22).

Когда Павел отстаивал свое апостольство перед коринфянами, то он сказал: 1 Кор. 9:1 — «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?».

4. Апостол должен был совершать соответствующие чудеса, которые показывали истинность его апостольства (см. подробности ниже). При рассмотрении этих качеств можно с безопасностью сделать заключение, что апостольское служение было неповторимым, и его несли исключительно Двенадцать и Павел. В силу того, что апостолы были исключительными представителями Иисуса и очевидцами Воскресения, они были основополагающими для века Церкви (Ефес. 2:20).

Сейчас нет и никогда не будет никого другого, кто по правде мог бы претендовать на звание «апостол Иисуса Христа»!

Чудеса: Божья «удостоверяющая печать»

Почему апостолы совершали чудеса? Сегодня некоторые считают, что чудеса были предназначены служить в качестве общей помощи для веры; следовательно, все это должно продолжаться и сегодня, чтобы впечатлять неверующих и приводить их к Господу. [Merrill C. Tenney, p. 1046.] Однако, Новый Завет учит, что Бог наделил апостолов способностью совершать чудеса для того, чтобы подтвердить их слово и удостоверить их как подлинных представителей и посланников Иисуса. Чудеса были в действительности Божьей «утверждающей печатью» на служении и слове апостолов. Три доказательства поддерживают это утверждение: Во-первых Павел назвал знамения, чудеса и силы признаками апостола 2 Кор 12:12 — «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами».

Слово «знамение» (семеион) означает здесь «знак или отличительный признак, по которому что-то узнается», а затем «знак, состоящий из чуда или удивительного события, которое противоположно обычному течению природы». [William C. Kemp, p. 42.] Среди греков термин «признак» использовался для обозначения поворотного столба-пилона на состязаниях колесниц, памятника умершему на месте его погребения, симптомов болезни, вымпел на корабле или кольцо с печаткой. [Ibid.] В любом случае это слово было связано с предметом или обстоятельством, которое имеет особое значение или смысл. [BAGD, p. 841.]

Во 2 Кор. 12:12 Павел отметил, что чудеса были отличительными признаками апостольства и тем самым удостоверяли посланника и его слово. Они показывали, что апостолы действительно были особыми представителями Иисуса Христа.

В Новом Завете никогда не происходило никаких иных чудес, за исключением тех, которые совершались руками Иисуса Христа, Его апостолов или тех, кому апостолы оказывали непосредственное служение. Если эти знамения и чудеса были подтверждающими признаками апостольства, то логично будет предположить, что они должны быть исключительным образом связаны только с служением апостолов. Отсюда следует вывод, что христиане в общем не могут совершать такие чудеса, как апостолы.

Если бы они могли их совершать, то чудеса, совершаемые апостолами, едва ли могли служить «признаками апостола». Их неповторимость перестала бы быть таковой!

2. Совершение чудес было непосредственным образом связано с апостольством в первоначальном повелении, данном апостолам. В Матф. 10:1-2 указывается: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии…» Со всей очевидностью, сила для совершения этих чудес была главным элементом в повелении и служении, которые были даны апостолам.

3. В Евр. 2:3-4 основательно утверждается, что признаки апостольства предназначались для подтверждения проповеди апостолов. «… то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?» Таким образом, чудеса конкретно предназначались для удостоверения слова апостолов, служение которых и полномочия были полностью неповторимыми.

Изгнание бесов как признак апостольства

Новый Завет ясно связывает изгнание бесов с признаками апостольства. Изгнание бесов, тем самым, понималось как особое и чудесное деяние. Об этом можно утверждать с трех позиций.

1. Обороты речи для описания того и другого события были похожими. Изгнание бесов, совершаемое апостолами, было прямо названо знамением (семеион).

Деян. 5:12-16 — «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все».

Исцеление обремененных нечистыми духами в ст. 16 составляет одно из знамений в ст. 12.

В Деян. 19:11-12 выход злых духов из некоторых людей в Ефесе от рук Павла назван особым чудом (дунамеис).

«Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них».

Употребленные здесь слова со всей ясностью напоминают 2 Кор. 12:12, где силы (дунамесин) и знамения (семеиа) названы «признаками апостолов».

2. Изгнание бесов апостолами почти всегда сопровождается другими чрезвычайными знамениями.

Рассмотрите следующие тексты, в которых представлены случаи изгнания апостолами бесов, и обратите внимание на то, что с ними связаны другие знамения: исцеление всевозможных болезней и заболеваний.

(Матф. 10:1) — «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь».

Исцеление больных, очищение прокаженных, воскрешение мертвых.

Матф. 10:8 — «… больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте».

Исцеление, сопровождаемое помазанием маслом Марк 6:13 — «… изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».

Говорение на языках; обезвреживание змеев и ядов; исцеление больных.

Марк 16:17-18 — «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».

Исцеление в общем, и конкретно с помощью тени, касающейся людей.

Деян. 5:12-16 — «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все».

Исцеление, когда больного касалась одежда апостола.

Деян. 19:11-12 — «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них».

Из сказанного выше становится ясно, что Новый Завет ставит изгнание апостолами бесов на один и тот же уровень, что и большинство знамений, включая даже воскрешение мертвых.

3. Изгнание бесов было отчетливо связано с самим повелением, данным апостолам. (Матф. 10:1-2, 8; ср. Марк 3:13-15).

В соответствии с Марк 6:7, 13 — изгнание бесов было единственной, самой преобладающей особенностью первого тура проповеди апостолов. [R. C. H. Lenski, p. 478.] Изгнание бесов конкретным образом удостоверяло благовествование апостолами Царства (Марк 10:7-8), поскольку это был ясный показ того, как власть сатаны была побеждена, а Царство Божье приблизилось.

Проблема 16-ой главы Евангелия от Марка

В чем состоит проблема?

Было уже показано, что апостольское служение было неповторимым, и что определенные признаки удостоверяли проповедь апостолов. Изгнание бесов было показано как один из этих признаков. Следовательно, только апостолы или те, кто был непосредственно связан с апостолами, могли изгонять бесов или совершать какие-либо другие чудесные знамения.

В Марк 16:17 все же указывается, что некоторые из этих знамений, включая изгнание бесов, будут сопровождать тех, кто уверует.

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками».

Кто же эти уверовавшие? Харизматы и другие, которые желают спорить о сегодняшнем употреблении апостольских даров и знамений всеми верующими, прямо заявляют, что «уверовавшие» включают всех верующих, которые верят в слова Иисуса и подчиняются Его Господству. [George Eldon Ladd, p. 149.] Если они правы, то нужно ожидать от любого верующего способности изгонять бесов. Если они все же ошибаются, то этот текст еще раз доказывает, что этой способностью обладали только апостолы.

Спор о словах

Одна из трудностей применения этого текста в поддержку любой позиции — это тот факт, что происходит большой спор о подлинности слов Марк 16:9-20. Существование огромного количества окончаний этой книги указывает на эту проблему.

Примечание. Великий исследователь греч. языка А. Т. Робертсон правильно заметил в отношении свидетельства рукописей о том, что «факты чрезвычайно сложные». Его заключение дает место здравой осторожности по этому вопросу: «Огромное сомнение в отношении подлинности этих стихов (на мой взгляд, вполне решающее доказательство против них) указывает на то, что немудро брать эти стихи как основание для доктрины или практики, если они не поддержаны другими подлинными текстами Нового Завета». [John Pereira, p. 23.]

Предлагаемый подход

Смущение в отношении подлинности Марк 16:9-20 должно вызывать у мудрого исследователя Библии чувство осторожности, чтобы не обосновывать какое-либо доктринальное положение на одном лишь этом тексте. Однако, при правильном понимании текст Марк 1:69-20 никак не противоречит мысли о том, что изгнание бесов и другие чудеса были признаком апостольства. Несколько наблюдений вносят в это ясность.

Во-первых, тема всего этого отрывка — одиннадцать апостолов (16:14), к которым явился Господь, укоряющий их за неверие. Присутствуют только одиннадцать, когда было дано повеление ст. 15. И, следовательно, только одиннадцать имеются в виду в ст. 19-20, где обобщается их служение.

Во-вторых, цель этих чудес ясно сформулирована в ст. 20: «А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями».

То же самое слово, которое употреблено здесь для обозначения знамений (семеион), употребляется также для обозначения чудес в ст. 17-18 (семеиа, ст. 17). Следовательно, знамения в этих стихах должны истолковываться как удостоверение проповеди апостолов и лишь в применении к их служению.

В-третьих, уверовавшие должны быть связаны с апостолами. Связь можно провести двумя путями.

Один путь — понимать этот текст как указание на веру апостолов, которые только что были укоряемы за свое неверие. Тем самым этот стих служит для ободрения одиннадцати. [E. H. Plumptre, p. 72.] Другой путь — рассмотрение уверовавших как тех верующих из ст. 16, которые были спасены непосредственно через проповедь апостолов (ст. 15). [Pereira, «Jewish Exorcism», p. 31.] Ясно, что те, кто рассматривается в ст. 16, веруют во спасение. Верующие ст. 17, похоже, связаны с верующими ст. 16 тем фактом, что и в том, и в другом стихе для их описания использовано причастие аорист (хо пистеусас, хо апистеусас, ст. 16; тоис пистеусасин, ст. 17). [Unger, «Biblical Demonology», p. 105-5.] Каким бы ни был этот случай, здесь рассматривается служение апостолов.

В-четвертых, ни Деяния Апостолов, ни Послания не описывают никого кроме апостолов (или тех, кто был в контакте с апостолами), кто бы совершал эти знамения.

При описании в текстах изгнания бесов единственные, о ком говорится, что они это делали — были апостолы в общем (Деян. 5:12, 16); Павел, в частности (Деян. 16:16-18; 19:11-12); благовестник Филипп (Деян. 8:6-7), те, на кого апостолы возлагали руки (Деян. 6:5-6).

Подведение итога

По причине проблем текста нельзя строить никакую доктрину, основываясь только на Марк 16:9-20. Все же при внимательном рассмотрении, в Марк 16:14-20 содержится указание на тот факт, что изгнание бесов было одним из полномочий апостолов, которые удостоверяли проповедь апостолов; только апостолы, а иногда те, кто имели прямой контакт с апостолами, были уполномочены изгонять бесов.

Как апостолы совершали это?

При изучении Библейских сведений о том, как апостолы изгоняли бесов можно обнаружить, что здесь имеется намного меньше материала, чем в отношении методов Иисуса. Тем не менее, мы располагаем достаточной информацией для извлечения некоторых выводов.

Общий подход

При изучении имеющейся в Новом Завете информации, из практики апостолов по изгнанию бесов можно выделить три характерные черты.

Во-первых, совершаемое апостолами изгнание бесов давало немедленный успех. Как и у Иисуса, Библия не отмечает длительной борьбы или продолжительных молитвенных собраний для избавления бесноватых. Когда Павел изгнал беса из девушки, имевшей пифийский дух, то в ответ на повеление Павла бес вышел тот же час.

Деян. 16:18 — «Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час».

Духу было велено выйти, и он тотчас вышел. В Ефесе злые духи покидали измученные болезнью жертвы, когда больные прикасались к предметам одежды Павла (Деян. 19:12). Здесь, очевидно, не происходило длительного процесса. Далее, трудно представить себе, чтобы множество собравшихся людей получили освобождение от бесов только после продолжительной борьбы (Деян. 5:16). У апостолов не было бы времени заниматься таким большим количеством людей по одному, если бы излечение не происходило немедленно. Долгие, трудные сражения с бесами также едва ли были неповторимыми признаками апостольства. Как указывалось раньше, заклинания и долгий процесс были нормой для еврейских и греческих экзорсистов во времена Нового Завета.

Как и в случаях изгнания бесов Иисусом, немедленное изгнание бесов апостолами, безусловно, рассматривалось собравшимися, как нечто беспрецедентное, показывая власть апостолов и неповторимость их деяний.

Во-вторых, изгнание бесов апостолами не происходило по установленному образцу или определенному методу. Обычно это делалось путем повеления во имя Иисуса (Марк 16:17). Об этом прямо сказано в сообщении о Павле и девушке в Филиппах (Деян. 16:18), что также указывает на общую практику в связи с совершением других чудесных знамений (Деян. 3:6; 4:10). Действия некоторых еврейских экзорсистов в Ефесе, которые пытались заклинать бесов именем Иисуса, «Которого Павел проповедует» (Деян. 19:13), указывает на то, что они могли слышать, как Павел изгоняет бесов во имя Иисуса. [Homer Kent, Jn., p. 152.] Этот подход не был все же неизменным. Иногда бесы изгонялись даже без физического присутствия апостола или какого-либо повеления во имя Иисуса. Именно так произошло в Ефесе.

Деян. 19:11-12 — «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них».

Этот текст изображает картину того, как бесноватые (которые, как обычно, являли ужасные физические симптомы) вступали в контакт с кусками материала, которыми Павел пользовался для вытирания пота или в качестве фартука, занимаясь своим ремеслом кожевника. Эти предметы приносили, и в результате простого контакта с ними люди избавлялись от злых духов. Это довольно необычный метод!

Столь же необычный «метод» изгнания бесов можно также отметить в Деян. 5:15-16. «… так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все».

Последний из этих стихов указывает, что обремененные злыми духами люди были исцелены Петром, а предшествующий стих изображает больных, которых клали на улицах, чтобы они исцелились от тени Петра. Если некоторые из больных, которые находились на улице, были больны по причине одержимости (а иногда это был как раз тот случай), то они получали избавление с помощью тени Петра!

Из этих примеров становится очевидным, что бесы изгонялись апостолами разнообразными путями, а не одним единственным методом.

Тесную связь с чудесами Иисуса можно наблюдать в общих подходах к изгнанию бесов, совершаемым апостолами. В их доапостольском служении, миссия и чудеса, связанные с изгнанием апостолами бесов, описаны терминами, которые похожи на описание служения Иисуса. Господь Иисус ходил, проповедуя Евангелие Царства, сопровождая Свою проповедь изгнанием бесов (Матф. 4:23-25; Марк 1:14-15, 21-39).

Апостолы имели повеление провозглашать ту же проповедь (Матф. 10:7) и сопровождать свою проповедь теми же самыми удостоверяющими признаками (Матф. 10:1, 8; Марк 3:14-15; Лук. 9:1-2).

Изгнание бесов апостолами, совершаемые после Пятидесятницы, имело подобие с многими чудесами Иисуса. Взять, к примеру, повеление Павла бесу, который вселился в девушку в Филиппах. Его повеление, в результате которого бес вышел (Деян. 16:18), напоминает часто повторяемое Иисусом запрещение бесам (как в Марк 1:25; 9:25; Лук. 9:42). В дополнение к этому, случаи чрезвычайного избавления от вызванных бесами заболеваний, которое происходило от касания к опоясаниям и фартукам Павла, напоминает об исцелении тех, кто прикасался к краю одежды Иисуса (ср. Марк 3:27; 6:56).

Из изучения того, что было рассмотрено выше, можно прийти к заключению, что изгнание бесов апостолами — это удивительные чудеса. Каждый отмеченный случай (Матф. 17:14-21; ср. Марк 9:14-29; Лук. 9:37-43) показывает полный успех, и этот успех был немедленным. Повеление бесам во имя Иисуса могло быть «нормой» при изгнании бесов, однако иногда чудесный успех достигался даже через простое прикосновение к одежде апостолов. Изгнание бесов апостолами часто очень напоминало некоторые чудеса Иисуса.

Все это с ясностью показывает, что практика изгнания бесов апостолами удостоверяет их как официальных представителей Иисуса и Божественное происхождение их проповеди. Изгнание ими бесов было «признаком апостола».

Сегодня, конечно же, никто не изгоняет бесов, как апостолы.

Уроки неудач

Единственное кажущееся исключение из всех этих успехов встречаем в Марк 9:14-29 (ср. Матф. 17:14-21; Лук. 9:37-43)

Марк 9:14-29 — «Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».

В этом случае человек, сын которого был одержимым (Марк 9:17), в результате чего имел сильные эпилептические судороги (Матф. 17:16), ПРИШЕЛ ЗА ПОМОЩЬЮ К ИИСУСУ. Предварительно он приводил юношу к апостолам, однако они не смогли его исцелить (Матф. 17:16). Они не могли изгнать беса (Лук. 9:40). Это событие — единственный случай в НЗ, когда апостолы потерпели неудачу в избавлении одержимого бесом человека, которого к ним привели для избавления.

Иисус привел три причины их неудачи:

1. По причине самого беса («сей род») — Марк 9:29.

2. Потому что бес мог выйти не иначе, как от молитвы и поста.

3. По причины недостатка веры апостолов.

Поверхностное чтение текста Марк 9:14-29 привело некоторых к усмотрению в нем длительной борьбы с бесами, включающей продолжительные молитвенные собрания, сопровождаемые постом и дополнительной мерой веры. Неудача апостолов и данное им Иисусом наставление, таким образом, применяются также к экзорсизму сегодняшних дней. [Bruce, «Acts», p. 390.] Таким же образом, некоторые люди приводят недостаток веры в качестве причины, по которой нынешний экзорсизм заканчивается неудачей или, в лучшем случае, частичным успехом. [Ibid.]

Для правильной оценки этого вопроса необходимо рассмотреть четыре направления: понятие о посте, молитве, вере и применение этого текста к нынешнему времени.

Пост. Именно мысль о посте придает этому отрывку смысл длительного сражения.

Пост требует значительного периода времени! Однако термин «и поста» по нескольким причинам не следует рассматривать как часть первоначального текста:

1. Критика текста указывает на его сомнительность. Хотя большинство рукописей содержат слова «и поста», очень важны авторитетные тексты, которые пропускают их. [W. Denton, p. 181.]

2. Иисус со всей ясностью одобрял отказ Его учеников от поста, пока Он был с ними. [Unger, «Demonology», p. 105.]

3. Текстовая традиция нескольких других отрывков (Матф. 17:21; Деян. 10:30; 1 Кор. 7:5) указывают на сильную тенденцию у ранних переписчиков прибавлять слова «и поста» к первоначальному тексту. [Morgan, p. 79]

4. Обстоятельства указывают, что здесь для поста невозможно было уделить достаточного времени. [C.E.B. Cranfield, p. 310.] Юноша был приведен к апостолам для оказания ему немедленной помощи, и когда помощь не была оказана, то отец пошел прямо к Иисусу.

Молитва. Понимая, что пост не был связан с этим событием, у нас не остается больше никакой причины настаивать, что молитва, упомянутая здесь, занимала много времени. Она могла продолжаться несколько часов или несколько секунд. Последнее намного более правдоподобно и не противоречит идее о быстром изгнании бесов апостолами. Как минимум, еще одна текстовая ссылка дает Новозаветный пример «быстрой» молитвы перед совершением апостолами чуда. В воскрешении Тавифы Петр стал на колени и молился непосредственно перед повелением, чтобы она встала (Деян. 9:40). Перед совершением некоторых особо трудных чудес апостолы, со всей очевидностью, обращались к молитве.

Вера. Конечно же, в неудаче апостолов имел место недостаток веры. Однако, что это означало? Вера в ее самом основном смысле связана с положительным откликом на явленную Богом истину. Тем самым можно сказать, что их вера в Иисуса как в Мессию была непоколебимой; но они, скорее всего, не имели веру в возложенную на них миссию по изгнанию бесов. [Hendrickson, p. 361.]

Все комментарии в связи с этим событием были сказаны в адрес апостолов (называемых здесь учениками — Марк 9:18-19, 28-29). Это не было сказано для всех верующих во все века.

В кратком изложении описанные в этом тексте события выглядят следующим образом: апостолы выступили против особенно сильного, злого беса («сей род», Марк 9:29), и бес не послушался их повеления. Вместо того, чтобы через молитву утвердиться в своей вере в данное им Иисусом повеление изгонять бесов, они в разочаровании отступили. Иисус не устанавливал формулу поста и длительных молитвенных собраний как средства изгнания бесов всеми верующими. Он подразумевал простую молитву веры прежде, чем апостолы должны были приступить к совершению какого-нибудь особо трудного чудесного знамения. Следовательно, этот текст не противоречит учению о том, что апостолы могли совершать немедленное избавление одержимых.

Когда все это закончилось?

Ранний Новозаветный период со всей ясностью характеризовался реальностью демонизма. Однако, если рассмотреть, какое заметное место уделено в Евангелиях одержимости бесов и их изгнанию, то книга Деяния Апостолов, напротив, показывает большую сдержанность. Количество записанных случаев изгнания бесов не настолько велико, как можно было бы ожидать в период времени, когда преобладало верование в одержимость злыми духами. Старая формула о том, что «за каждым кустом есть бес» была принята как реальность в культуре, в которой жили апостолы. И все же Новый Завет, похоже, со всей твердостью отвергает это верование.

Последний записанный случай изгнания бесов произошел в Ефесе (Деян. 19:11-12) приблизительно в 53-56 г.г. Р.Х. В скором времени после этого, около 68 г. Р.Х., было написано Евангелие от Марка. В это время Марк указал, что удостоверяющие знамения, включающие изгнание бесов (Марк 16:17), уже прекратились (Марк 16:20). Ведущий глагол в Марк 16:20 — это «проповедовали» (экеруксан), время аорист которого, указывает на прошедшее действие. Термины «содействии» (сунергоунтос) и «подкреплении» (бебаиоунтос) — это причастия настоящего времени. В соответствии с греческим синтаксисом, эти причастия не указывают на время до проповеди, но на одновременность с ней. Следовательно, когда автор писал, ему было известно о том, что проповедь апостолов, подкрепляемая знамениями (одним из которых было изгнание бесов), уже была в прошлом, и он указывает на нее, как на таковую.

Если эта теория правильна, то она должна подтверждаться другими указаниями в Новом Завете на то, что другие знамения также прекратились.

Фактически, это именно то, что мы обнаруживаем при рассмотрении Библейских сведений.

Примечание. Последнее чудо, записанное в НЗ, произошло около 58 г. Р.Х. (Деян. 28:3-9). Около 60 г. Р.Х. брат, сотрудник и сподвижник Павла Епафродит, прийдя к Павлу, заболел и «был болен при смерти». Однако, он не был исцелен чудесным образом (Фил. 2:25-30). Около 62 г. Р.Х. Тимофей, истинный сын Павла в вере (1 Тим. 1:2), имел, очевидно, заболевание желудка, которое не поддавалось излечению (1 Тим. 5:23). Около 64 г. Р.Х. один из сотрудников Павла настолько серьезно заболел, что Павлу пришлось идти без него, оставив его неизлеченным (2 Тим. 4:20). А ведь раньше Павел был употреблен даже, чтобы вернуть жизнь умершему!

Свидетельство Послания к Евреям далее подтверждает это. Послание к Евреям было написано до 70 г. Р.Х., вероятно в 60-х годах.

Евр. 2:3-4 — «… то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?» В этом месте Св. Писания можно увидеть тот же грамматический оборот, что и в Марк 16:20. Ведущий глагол «утвердилось» (эбебаиоте) — это время аорист, а «при засвидетельствовании» (сунепимартуроунтос) — причастие настоящего времени, снова указывающее на действие, которое происходило одновременно с действием главного глагола. Это служит подтверждением того, о чем в подобных выражениях сказано в Ев. Марка. Со всей ясностью, практика апостолов по изгнанию бесов прекратилась до 70 г. Р.Х.

Выводы

Апостолы неповторимым образом официально представляли Иисуса Христа. Они были наделены Его властью и говорили от Его имени. Для удостоверения их положения и проповеди они совершали определенные знамения или чудеса, известные как «признаки апостола». Одно из этих знамений состояло в изгнании бесов. Будучи лишь одним из многих признаков апостола, изгнание бесов не может отделяться от таких подобных ему знамений, как исцеление больных, воскрешение мертвых, говорение на иных языках и сверхъестественная защита. Несмотря на это, продолжаются серьезные текстовые дебаты в отношении учения об удостоверении того, что изгнание бесов было признаком апостола.

Уверовавшие в Марк 16:17 — это или апостолы, или те, кому апостолы непосредственно послужили. Во всяком случае, изгнание бесов называется «признаком», который «подкреплял» проповедь апостолов (Марк 16:20).

Практика изгнания бесов апостолами характеризовалась:

• Немедленным успехом.

• Отсутствием установленных образцов.

• Заметной параллелью с некоторыми чудесами Иисуса.

Неудача, о которой записано в Марк 9:14-29), не противоречит этому выводу, однако показывает, что в особо трудных обстоятельствах для успеха необходима краткая молитва, сопровождаемая верой в данное Христом повеление. Поскольку изгнание бесов было также чудесным признаком апостола, то эта практика прекратилась со смертью апостолов.

Многочисленные ссылки из Новый Завет указывают на дату между 56 и 68 г.г. Р.Х.