Размышления над текстом Иоанна 10:28-29

Некоторые христиане пытаются доказать, что дети Божьи не могут отпасть от Бога. Они стараются подтвердить это мнение текстами Священного Писания и приводят множество аргументов. Я не раз сталкивался со сторонниками этого учения и прочитал немало книг и брошюр на эту тему. Вместе с тем я заметил, что, объясняя некоторые ясные высказывания Слова Божьего, эти люди вынуждены прибегать к весьма своеобразным толкованиям, которые не выдерживают критики в свете всей Библии (2Петр.1:20). Например, недвусмысленные места, где сказано о возможности отпадения, объясняются как предостережение об опасности утерять венец и награду, но не спасение.

С этой теорией тесно связано другое учение, утверждающее, что дитя Божье может быть непорочным перед Богом только в смысле своего положения, и это не относится к его фактическому состоянию. Поэтому, согласно данному учению, в жизни детей Божьих так много недостатков, несостоятельности и того, что достойно сожаления. Таким образом, из-за недостаточного познания воли Божьей, умаляется совершенное дело спасения Иисуса Христа. Когда же человек испытывает неудовлетворенность, учение о невозможности потерять спасение предлагает свою помощь. И хотя, с одной стороны, оно предостерегает верующих об опасности утерять небесную награду, с другой стороны — неверно утверждает, что они не погибнут в любом случае.

В дальнейшем я не намерен рассматривать различные аргументы сторонников теории невозможности потерять спасение, но хочу показать, что на эту тему говорит Слово Божье. На основании этого безошибочного слова читатель может сам сделать вывод. А сейчас подробно рассмотрим только одно из мест, наиболее часто цитируемых защитниками вышеупомянутого учения. Эти драгоценные слова нашего Господа записаны в Евангелии Иоанна 10:28-29: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей; Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего».

Эти замечательные слова подтверждает и Апостол Павел в послании Римлянам: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (8:38-39).

Какая уверенность и гарантия безопасности содержится в этих обетованиях! Нам остается только удивляться и благодарным сердцем прославлять нашего Господа. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33); «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Иоан.1:16).

В Евангелии Иоанна 10:28-29 с Божественным авторитетом утверждается, что никто не может похитить нас из руки Божьей. Но подтверждает ли этот отрывок учение о том, что однажды полученное спасение невозможно утерять? — Нет.

Во-первых, эти стихи ни в коей мере не ограничивают свободную волю человека. Это обетование, как и записанное в послании Римлянам (8:38-39), говорит о надежной Божественной защите от вражеских сил. Да, несмотря на все бури и искушения, христианин может быть защищен и может находиться в безопасности. Но это никак не исключает его уход от Бога по собственной воле.

Во-вторых, в этих стихах нет утверждения о невозможности утерять спасение, потому что союз и указывает на связь с предыдущим стихом, определяющим, к кому относится Божественное обетование. Этот стих гласит так: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною» (ст. 27).

Внимательно вникнув в смысл этих слов, можно увидеть несколько условий, на которых базируется вышеупомянутое обетование.

1. «Овцы Мои» — это те, которые стали детьми Божьими посредством возрождения.

2. «Слушаются голоса Моего» — это значит, что Слово Божье для них — истина, они принимают его и сверяют по нему свою жизнь.

3. «Я знаю их» — весьма важный критерий. Первостепенное значение имеет не то, знают ли они (возрожденные души) своего Пастыря, а то, что Сам Пастырь знает их и признает за Своих. Многие делают дела во имя Его, но Он их не знает (Матф.7:21-23). Здесь идет речь о тех, кто родился свыше и имеет истинную жизненную связь с Господом.

4. «Они идут за Мною» — еще одно, и можно сказать решающее, условие для получения обетования, записанного в 28-29 стихах. Речь идет о постоянном послушании, которое, согласно Д.Ап.5:32, необходимо также и для получения Духа Святого.

Эти условия ясно показывают, что обетование, записанное в Иоанна 10:28-29, хотя и обеспечивает христианину полную безопасность, ни в коем случае не подтверждает учение о невозможности потерять спасение.

Слова Иисуса Христа: «никто не похитит их из руки Моей» гарантируют полную безопасность уверовавшему. Но разве не существует опасности дать в своем сердце место дьяволу (Еф.4:27) и таким образом по собственной воле «вырваться» из руки Христа? Иуда дал место сатане и погиб, но Христос не хотел этого.

Прежде чем мы перейдем к более тщательному рассмотрению этой важной темы, мне хочется подчеркнуть следующие основополагающие факты:

а) вечная жизнь дарована нам исключительно по благодати, потому что даже то, что ведет нас к возрождению, — вера, сожаление о своих грехах и покаяние — является не нашей заслугой, а даром Божьим;

б) дар вечной жизни остается достоянием верующего лишь в том случае, если он слушает голос Божий и следует ему (Фил. 2:12-13).

Дитя Божье, пребывающее в послушании, имеет доступ к неисчерпаемому источнику духовных благ (2Петр.1:3-4; Иоан.1:16), однако Бог считается с волей Своих детей и никому не навязывает вечную славу.

Итак, вечную жизнь мы получаем по благодати, но можем утерять ее, если добровольно пребываем в непослушании и сознательном грехе;

в) христианин, всем сердцем стремящийся быть и оставаться послушным своему Искупителю, непременно достигнет славной цели. Никто и ничто не сможет похитить его из охраняющей и поддерживающей руки Божьей.

Да будет слава, хвала и поклонение нашему горячо любимому Искупителю во веки веков!

Дорогой брат, дорогая сестра, если вы «обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его» (1Фес.1:9-10), то к вам относится не только записанное в Иоанна 10:28-29 и Римлянам 8:38-39, но и то, что сказано фессалоникийцам: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1Фес.5:23-24).