17. Слова жизни

» «Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Прит. 18:22).

Слова обладают силой. В некотором смысле общение (коммуникация) может быть определением жизни. В царстве животных более высокими формами жизни называются те, которые имеют более высокий уровень общения (коммуникации). Коммуникация означает «обмен». Мы считаем организм живым до тех пор, пока он способен взаимодействовать с окружающей средой, например, дышать или принимать пищу. Когда этот процесс обмена прекращается, наступает смерть.

Иисус сказал: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан. 6:63). Мы будем иметь настолько развитую духовную жизнь, насколько развиты наши взаимоотношения (общение) с Господом. Если у нас есть духовное общение с Иисусом, то, даже если люди убьют наше тело, они не смогут убить нас, потому что наша жизнь лежит на более высоком уровне.

Иисус есть Слово Бога (см. Иоан. 1:1). Через Него Отец общается со Своим творением. Слышащие Его голос соединяются с величайшей силой во вселенной — силой жизни. Бог сказал слово, и творение начало быть. Бог не создал творение через размышление. Он создал его словом. Поэтому Господь не сказал Своим ученикам: «Подумайте, и гора перейдет с места на место». Он сказал: «Если кто скажет горе сей…» (Мар. 11:23). Слова переносят величайшую силу во вселенной. Чем более духовными мы становимся, тем лучше понимаем это.

Чем более близко мы соединяемся со Словом, тем драгоценнее и сильнее будут наши слова. Кто-то однажды сказал: «Удивительно, как немногословен был Тот, кто Сам является Словом». Чем более ценна для нас вещь, тем бережнее мы относимся к ней. Точно так же мы будем более внимательно обращаться со словами по мере нашего понимания их силы. И чем более внимательно мы обращаемся с этой великой силой, тем больше силы доверит нам Господь.

Времена

«Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично» (в английском переводе Библии: «слово, сказанное в правильных обстоятельствах». — Прим. перев.) (Прит. 25:11).

Слово, сказанное в правильных обстоятельствах, — это слово совершенным образом подходящее к этим обстоятельствам. Слова, сказанные не вовремя, теряют свою силу. Поскольку Господь движется в совершенном распорядке, то помазание часто связано со временем. Если мы хотим быть использованы для провозглашения Его слов, то должны быть чувствительны не только к тому, что Он хочет сказать, но также и ко времени, когда Он хочет это сказать.

Вся жизнь Иисуса на земле была свидетельством благодати времени. Он в точности знал не только то, что нужно сказать в определенных обстоятельствах, но и когда нужно говорить это. Он знал, что учение о водах жизни затронет сердце женщины у колодца, которая жила в разочаровании (см. Иоан. 4). Иисус знал, что учение о рождении свыше захватит внимание Никодима (см. Иоан. 3). Если бы Он произнес эти учения в других обстоятельствах, возможно, они не оказали бы такого влияния.

То, что Господь помазывает для определенного человека или группы людей, Он может оставить без помазания для другого. Семь церквей из книги Откровение существовали в одно и то же время, располагались в одной географической области, но для каждой из них у Господа было особое послание (см. Отк. гл. 2 и 3). Чтобы наши слова обладали силой (как это и должно быть), нам необходимо пребывать в Том, Кто есть Слово.

Неизреченные слова

В Первом послании к Коринфянам (2:6-16) Павел объясняет необходимость понимания и использования духовных слов: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным (в английском переводе Библии: «выражая духовные мысли духовными словами». — Прим. перев.). Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов».

Слова Духа превосходят человеческий язык. Они противоречат естественному человеческому мышлению и неприятны для него. Это одна из причин, почему Господь говорит к нам через сны и видения. Он вовсе не пытается смутить нас странными символами и иносказаниями, содержащимися во снах и видениях. Он хочет научить нас языку Духа, который намного величественнее человеческого языка.

Мы уже говорили, что картина стоит тысячи слов. Применительно к языку Духа это на самом деле так. Символизм снов и видений часто открывает нам намного больше, чем может донести человеческий язык. Они кажутся глупыми для плотского ума, но для духовных людей они являются высшей формой общения.

Живые воды приходят из нашего внутреннего человека (см. Иоан. 7:38,39). Чтобы говорить слова жизни, мы должны говорить о том, чем наполнено наше сердце, а не наш ум. Иудейские экзорсисты в книге Деяния (19:13-16) знали умом об Иисусе, но Он не обитал в их сердцах. Поэтому, когда они использовали Его имя для изгнания бесов, бесы восстали и изгнали их.

Бесы — духовные существа, и они отвечают только на духовные слова. Чтобы наши слова содержали в себе силу света, способную изгонять тьму, они должны приходить из нашего сердца, соединенного с Божьим сердцем. Мы будем иметь ровно столько духовной власти, насколько Царь обитает в нас.

Возможно, все мы слышали проповедников, читающих чужие проповеди. Часто учение бывает очень помазанным, когда его произносит первый проповедник, но помазание совсем исчезает, когда его повторяет кто-либо другой. Это случается потому, что человек, повторяющий учение, познал его своим умом, но оно не наполнило его сердце.

Это вовсе не означает, что мы не можем делиться с людьми тем, что услышали от кого-то, потому что именно это мы и делаем всякий раз, проповедуя Писание. Но слова должны стать «нашими». Мы должны проповедовать своего Иисуса. Истинное служение проистекает от обитающего в наших сердцах Духа. Только Дух может породить духовное (см. Иоан. 3:6).

«Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Иоан. 2:27). Этот стих не означает, что мы не должны принимать учение от людей, потому что Господь именно для этой цели дал учителей Церкви. Однако мы должны видеть помазание Святого Духа, действующее через людей.

Двое учеников, направлявшихся в Эммаус, были чувствительны к духовным словам, сказанным им Иисусом, потому что их сердца горели. Но они не узнали Господа до тех пор, пока Он не сел с ними и не преломил хлеб. Наши глаза откроются, когда мы увидим Иисуса преломляющим наш хлеб и учащим нас, вне зависимости от того, через кого приходит учение.

Пребывая в истине

Великий проповедник Чарльз Сперджен сокрушался однажды, что на десять человек, способных умереть за Библию, приходится лишь один, кто хотя бы читал ее. Это соотношение применительно и к другим христианским обязанностям. Из десяти человек, сражающихся за право молиться в школе, найдется один, кто молится дома со своими детьми. Мы найдем десять человек, жалующихся на засилье секса и насилия на телевидении, и только одного, отказывающегося смотреть это. Такое положение вещей должно измениться. Наша способность быть солью и светом этого мира зависит не только от того, во что мы верим, но и от того, насколько мы живем в соответствии со своей верой.

«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Иоан. 3:6). Мы полностью зависимы от Святого Духа, если хотим принести духовные плоды. Поскольку Святой Дух есть Дух истины, Он запечатает Своим присутствием и силой только то, что истинно (см. Иоан. 16:13).

Господь судит наши сердца, а не наши мысли. Поэтому «вера сердца» превосходит интеллектуальную религию. Однако мы никогда не должны ослабевать в посвящении здравому библейскому учению. Больше всего силы будет доверено тем, кто пребывает и в Слове, и в Духе. Слово и Дух находятся в полном согласии, когда мы пребываем в Господе.

Густая тьма опускается на этот мир буквально на наших глазах. А на Тело Христа приходит глубокое покаяние и обличение в грехах, результатом которого станет великое высвобождение силы среди христианских лидеров. Движения, увещевающие верующих исполнять свои духовные обязанности, окажут глубокое влияние на всю Церковь. Покаяние, пришедшее из-за унижения последнего десятилетия, тоже принесет великие плоды.

Господь провозгласил: «Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мат. 23:12). Хотя значительная часть смирения пришла в результате Божьего суда, та глубина, с которой Церковь приняла суд, подготовила ее к возвышению среди народов. На нас всегда будут направлены атаки, но мир вскоре оценит необыкновенное духовное продвижение Церкви.

В ожидании пребывающего плода

Некоторые недоумевают, почему писания Нового Завета не противостояли открыто против грехов, распространенных в первом столетии: рабства, абортов и детоубийства? На самом деле лидеры первой Церкви не атаковали это зло напрямую. Но это объясняется вовсе не их неведением или безответственностью; напротив, они использовали выдающуюся стратегию и более могущественную силу. Они не старались рубить ветви на дереве человеческих грехов. Они взяли в руки секиру, чтобы срубить это дерево под корень.

Направленно, сосредоточенно и с посвящением апостолы ранней Церкви атаковали грех. Они изгоняли дух смерти, возвышая Царя Жизни. Когда тема рабства была затронута в послании Павла к Филимону, апостол не атаковал рабство «в лоб», но поднялся над этим, взывая к любви и пониманию того, что раб Онисим был братом во Христе. Таков путь Духа. Даже мирской историк Вил Дьюрант отметил: «Цезарь старался изменить людей, меняя порядки. Христос изменил порядки, меняя людей».

Путь Духа простирается за пределы того, что может быть достигнуто в результате «лобовой атаки». Есть время для смелого противостояния, но обычно Господь действует медленнее, чем мы ожидаем. Это объясняется тем, что Его работа более глубока и основательна и приносит вечные изменения. Господь действует изнутри наружу, а не снаружи внутрь.

«Оружия… сильные Богом» будут снова взяты в руки и использованы Церковью, как никогда раньше (см. 2 Кор. 10:3-5). По мере возрастания и достижения зрелости ходатайственными служениями и служениями духовной брани мы будем видеть все более яркие проявления их плодов. Но самым сильным оружием Церкви является духовная истина. Факты могут быть истиной, но духовная истина может быть найдена только там, где знание надлежащим образом соединяется с жизнью. Если Церковь будет жить истиной, которую она знает, ее свет станет более ярким и будет сиять во тьме.

Свет сильнее тьмы. Любовь сильнее ненависти. Жизнь сильнее смерти. Если мы будем ходить во свете, любви и жизни Сына Божьего, мы обратим в бегство тьму и смерть. Сила Церкви лежит не только в ее способности говорить истину, но и в ее способности ходить в истине. Это основание для великого высвобождения Божьей силы для Тела Христа.

Великая мудрость

Путь Духа всегда лежит в практической плоскости. Он действует, чтобы Божья воля исполнилась на земле, как она есть на небе (см. Мат. 6:10). Мы тоже должны стремиться видеть практические плоды. Однако мы не должны быть настолько духовными, чтобы не желать земных благ, иначе мы можем стать настолько земными, что не будем иметь никаких духовных благ. Если мы оказываем духовное влияние на людей, это принесет добрые изменения и в их земную жизнь. А вот обратное утверждение неверно. Если мы стремимся изменить только устои и внешний облик, то добьемся лишь изменения фасада, но не затронем корней, и все со временем снова придет в запустение.

Мы стремимся приносить не те плоды, которые можно сосчитать, а плоды, которые будут пребывать (см. Иоан. 15:16). Чтобы принести вечные плоды, нужно проявить терпение. Библия увещевает нас: «Дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр. 6:12). Великая мудрость, дарованная Церкви, состоит в том, чтобы смотреть с точки зрения вечности. Это даст нам способность так соединять наше видение и стратегию, что мы будем приносить вечные плоды.

Апостольское бремя находит отражение в словах «трудиться, доколе не изобразится Христос в Его народе, и привести всех в полноту Христа» (см. Гал. 4:19; Кол. 1:28). Эти слова и по сей день применимы к предназначению апостольского и пророческого служений. Мы призваны уподобляться Христу и делать Его дела. Если мы достигнем этого, то Христос будет настолько превознесен в Его народе, что все люди соберутся к Нему.