Послание Сардисской церкви

«И Ангелу Сардисской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв».

В послании пятой церкви Господь говорит о Себе как об имеющем семь духов Божьих и семь звезд. Упоминая семь духов, Господь имеет в виду Духа Святого. Хотя Дух Святой является Духом в единственном числе, но сила и действия Его могущественны, совершенны в семикратном размере. В книге пророка Исаии (11:2-3) описаны семь качеств полноты Духа Святого: Дух Господень, дух премудрости, разума, совета, крепости, дух ведения и благочестия и седьмое — Дух страха Господня.

Сердца наши должны исполниться благоговейным поклонением Богу, если мы подумаем о том, что Дух Святой живет в нас в Своей неисчерпаемой полноте, совершенстве и величии.

Почему Иисус напоминает о том, что Он имеет Духа Святого в полноте? Разве это не само собой разумеющееся дело? Может быть, Он этим самым спрашивает Сардисскую церковь, а вместе с тем и нас: «Имеешь ли и ты Духа Святого? Исполнен ли ты Им?» Или, быть может, по Своей любви и милости Он указывает духовно мертвой церкви в Сардисе на источник жизни? Разве это не является чудесным предложением Его милости? Он, имеющий полноту Духа Святого, может пробудить, подарить жизнь и мертвой церкви!

Далее Иисус говорит о Себе как об имеющем семь звезд. В Откровении (1:20) звездами названы Ангелы, благовестники Евангелия. В наше время — это ответственные за церковь служители.

Благовестники Евангелия только в том случае являются «звездами сияющими», если они проповедуют, распространяют и учат Священному Писанию, не искажая и не сокращая его. Они несут ответственность за церковь. Звезда должна распространять свет, это ее назначение. Ангел Сардисской церкви тоже должен был светить. Может быть, говоря о Себе, как об имеющем семь звезд, Господь пробудит его и напомнит о его назначении?

После такого короткого, но многозначительного вступления Господь прямо, конкретно переходит к делу: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв».

Страшно услышать такое заключение от святого Бога. Благословенный, почивший в Господе доктор Г.Г.Янцен сказал: «Войдя в комнату и осмотрев ее, ты увидел на столе прекрасный букет роз. Вид их настолько свежий, будто они только что принесены из сада. Осторожно подойдя к столу, ты с восхищением склоняешься над цветами, чтобы вдохнуть их аромат. И к своему великому разочарованию понимаешь, что букет искусственный. Да, это розы, но они мертвы!» Таково положение и церкви в Сардисе.

Одним метким словом Иисус Христос вскрыл и уничтожил все лицемерие общины Сардиса. Это видно здесь с особой ясностью. Перед людьми мы сможем надеть маску, вводить друг друга в заблуждение, обманывать, однако Господь видит нашу подлинную сущность. Обманывать можно даже самого себя, но Господь одним взором пламенных очей однажды уничтожит все наши иллюзии. И тогда мы предстанем перед Ним такими, как есть в действительности.

Переводчик Библии И.Бенгель по поводу слов Господа «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» говорит следующее: «Как страшно это слово! Оно смягчается только тем, что обращено к человеку при его жизни». Как точно сказано. Поздно будет, если наша нагота откроется в потустороннем мире!

Пресвитер, служитель Сардисской церкви, в свое время обратился к Господу, был возрожден, получил спасение во Христе Иисусе. Он и другие возрожденные братья и сестры в Сардисе с большой уверенностью и радостью могли петь:

 

Ликуй, ликуй, спасенный!

Пусть будет славой, радостью твоей

Спаситель, вознесенньш

За все твои грехи на крест скорбей.

 

Как же Сардис дошел до такого состояния? Причины могут быть всякие.

«Сардис» означает «избежавшие» или «остаток». Может быть, Сардис это оставшаяся группа людей из Фиатир, которые еще имели правильное ведение. Они не участвовали в греховных делах Иезавели и отделились.

Но церковь опустилась до гордого, лицемерного фарисейства и, наконец, до самодовольного плотского состояния. В ней потухла настоящая духовная жизнь. Писание говорит: «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир» (Рим. 8:5-6). Если духовная жизнь уступает место жизни по плоти, Дух Святой удаляется. А это означает смерть. «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9).

Сардис, по всей вероятности, не терпел преследования со стороны внешних. (Во многих западных церквах похожая ситуация.) А.Пол говорит: «Где царствует духовная смерть, там нет смерти мученической!»

С внешней стороны в церкви все может выглядеть нормально: проводятся богослужения, сопровождаемые музыкой, хор исполняет арии, кантаты, оратории. Нет недостатка в обличительных и строгих проповедях. Более того, слушатели привыкли к содержательным, позитивным проповедям. Здесь не боятся выступать в общественных местах, организовывая большие мероприятия (концерты, театры), не робеют выступать даже по радио и телевидению. Однако здесь не хватает внутренней жизни, Духа Святого. Здесь только форма, без внутреннего содержания. Значит, это не подлинная жизнь, а только видимость жизни.

Что такое жизнь? Вот несколько наглядных примеров: в винограднике ветви органически связаны с лозой. Они срослись с ней. Сок, дающий жизнь, течет от лозы к ветвям.

Дети Божьи, являясь членами Тела Христова, органически срослись с Ним, находятся с Ним в живой связи.

В мастерской кузнец в огне раскаляет подлежащий обработке кусок металла. Металл в огне и огонь в металле!

Являясь возрожденными детьми Божьими, мы пребываем в Иисусе Христе (2Кор.5:17), а Он, являясь источником вечной жизни, пребывает в нас (Гал.2:20). Мы в Нем, а Он в нас!

Нормальный признак живого человека — его дыхание. Оно свидетельствует о наличии духа в теле. Если человек перестает дышать, значит, дух покинул тело. Живой христианин молится. Молится не автоматически, машинально, не задумываясь над словами, нет, он имеет прямую связь с Небесным Отцом, и связь эта в действии.

Нормальный здоровый человек располагает силой. Он работает, что-то предпринимает. Истинный христианин имеет силу Духа Святого. Под водительством Его он действует, он усерден.

Что такое смерть? Виноградная ветвь обрезана. Прервана жизненно необходимая связь,- ее выбрасывают в мусор. Она покрывается грибком, вызывающим гниль, и сгнивает. Металл вынимают из огня и он охладевает.

Смерть. Человек полностью бездействует. Он перестал дышать. Его нужно похоронить. Он разлагается, превращается в прах.

Однако в послании речь идет о духовной смерти. И потому различные сравнения можно оспаривать, ведь духовно мертвый человек все еще имеет живое тело и живую душу:

он может работать, у него есть дела;

он может молиться и даже очень красиво;

он умеет говорить благочестивым языком;

он может знать Библию, многие тексты даже наизусть;

он может иметь вид живого христианина, а Бог говорит: «Ты мертв!» Поэтому его дела и святые речи являются мертвыми. Прервана жизненная связь. Такой человек является христианином без Христа.

Другой причиной жалкого духовного состояния в Сардисе, возможно, является и возврат от веры к делам, как это было с христианами в Галатах. Они начали хорошо, они покоились верой на благодати. Но постепенно жизнь угасла. Появились «святые братья», которые учили галатийцев: «То что вы испытали действие благодати, это хорошо и правильно. Но вам нужно еще обрезание!»

Таким набожным путем они отпали от благодати и попали под закон, требующий дела. Поправляя их, Апостол Павел сказал: если для достижения праведности они хотят исполнить заповедь обрезания, то они должны исполнить весь закон. Поскольку они таким путем не могут достичь праведности Божьей, Апостол Павел поясняет: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал.5:4).

Да, так Апостол Павел верил и этому учил. Благо нам, если мы всегда держимся Слова Божьего, следуем Его учению и не смотрим по сторонам!

На одну из конференций государственные деятели в целях предосторожности взяли с собой даже питьевую воду. Мы же в духовных вопросах настолько безответственны, что ходим, слушаем и читаем все, что имеет мало-мальски благочестивый вид. Пренебрегая соответствующими предостережениями, неудивительно, что многие попадают под влияние ложных учений, возвращаются к закону или даже умирают духовно, не замечая этого. Поэтому, будем внимательны к предупреждениям!

Еще одной причиной, приведшей Сардис к жалкому состоянию, может быть ропот. В послании Филиппийцам мы находим очень серьезное предупреждение: «Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (2:14-15).

Как часто дети Божьи постепенно начинают роптать на те или другие обстоятельства. Если мы недовольны, жалуемся, плачем и ропщем, то мы уже укоризненны, а это приводит к смерти.

Какая бы ни была причина, печальный факт остается: пастырь Сардисской церкви отпал от благодати, от спасения и умер духовно. Это является еще одним подтверждением, что учение о невозможности потерять спасение не подтверждается Библией.

«Ты носишь имя, будто жив». Кто дал падшему служителю такое имя? Он был, по-видимому, благочестивым человеком. Наверное, умел красиво говорить, был организатором. В этой церкви проводились различные мероприятия. Но истина не в том, что говорят люди, а в том, что говорит Иисус Христос! Имеющий семь духов Божьих и семь звезд говорит: «Ты мертв!»

«Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя».

Всякая христианская деятельность, не исходящая из личного, живого общения с Иисусом Христом, не имеет ценности, не удовлетворяет Бога и рождает мертвые дела. Труд, совершенный нашими собственными усилиями, неудовлетворителен.

Настоящий плод, плод пребывающий, является результатом смерти: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоан.12:24). Так и настоящие дела происходят только после смерти плотского «я», после посвящения нашего тела, нашей жизни в жертву живую, святую, благоугодную Богу (Рим.12:1).

В Ветхом Завете предназначенные для жертвоприношения животные должны были приводиться живыми. И в Новом Завете Господь не хочет принимать какие-либо мертвые милостыни и дела. Нет, Он хочет посвящения нашей жизни. Только после посвящения Ему нашей жизни, после безоговорочного подчинения Духу Святому мы можем произвести совершенные в глазах Его дела, потому что эти дела совершил Он Сам в глубоком смысле этого слова. «Не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:9-10).

Добрые дела являются результатом первой любви, которую Он излил в сердца наши Духом Святым при возрождении. В связи с этим я вновь возвращаюсь к посланию Ефесской церкви. Только те дела имеют ценность, которые совершены через Иисуса Христа перед Богом и из любви к Нему.

Для иллюстрации приведу несколько ироничное замечание молодым сестрам: «Почему, покаявшись и получив спасение, вы в воскресенье перед собранием закалываете распущенные волосы? В понедельник вы не делаете этого. Разве это любовь к Господу?» Такие «воскресные дела» Бог никогда не признает совершенными! Если дети Божьи хотят делать что-то из любви к Небесному Отцу и желают, чтобы дела их были угодны Богу, то они не спрашивают: «Что мне нужно еще отложить? Чего мне не разрешается больше делать?» Задающий такие вопросы не учитывает совершенное через Иисуса Христа дело искупления. Все наши счета уплачены. Будем благодарить Его, что Он избавил нас от эгоизма и подарил небесное естество. Тогда и наши дела, которые произвел Бог, устоят. «Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.2:14).

А.Пол характеризует спящую или мертвую церковь в Сардисе так: «Церковь в Сардисе не исполнила важное служение стража в ночи безверия и безнадежности. Ленивый раб закопал свой талант и жил в свое удовольствие».

Итак, пять воззваний или повелений слышны к церкви, спящей мертвым сном, которые мы прочитаем во 2 и 3 стихах:

«Бодрствуй». Но кто-то скажет: «Неужели сон уж так опасен?» Спать не грех! Но дремота церкви — это сон на посту, на «страже»! Сон этот приводит к исключительно тяжелым последствиям! Во сне мы часто находимся в мире нереальных картин. Все это исчезает по пробуждении, и мы стоим перед действительностью. Итак, церковь должна пробудиться и увидеть реальность. Действительность всегда такова, какой ее видит Бог. Поэтому нужно только одно: полагаться исключительно на Слово Его! Слово должно просветить нас в отношении:

прощения, примирения и искупления;

нашего хождения и отношения к Слову;

к братьям и сестрам,

к миру

и конечно, к Господу.

Здесь речь идет не о пробуждении от сна, но о пробуждении от ужасного состояния духовной смерти. Как может человек пробудиться от такого «сна»? Только по слову Его: «Бодрствуй!» Как уже говорилось, слово «бодрствуй» является повелением. Бог дает силу исполнить всякое Его повеление. Теперь дело за Сардисской церковью: хочет ли и церковь пробудиться?

Всякий духовно мертвый христианин и всякая подобная церковь стоит перед выбором смерти или жизни. Бог не покидает окончательно духовно мертвую церковь — как прекрасно такое заключение! Избери жизнь, пробудись! Начни трудиться.

Второе повеление: «Утверждай прочее близкое к смерти». Что Господь имеет в виду, говоря «прочее»?

В Сардисе существуют три группы:

одна уже мертвая духовно — она должна пробудиться;

другая находится в большой опасности заснуть или умереть — их нужно утверждать и сохранить от окончательной смерти;

третья — еще жива духовно (4 стих).

А. Пол считает, что слова «прочее» или «остальное» не совпадают ни по грамматике, ни по смыслу (как во 2 главе 24 стихе) и относятся не к верующим в церкви, а к неверующим. Эти люди мертвы духовно; окончательный суд, однако, еще впереди. А пока они находятся в периоде благодати и церковь должна предупреждать их о грядущем суде, она должна свидетельствовать об Иисусе Христе, благовествовать Евангелие.

Как Сардис может исполнить это поручение? Во-первых, церковь должна пробудиться; во-вторых, должна снова подключиться к источнику силы Божьей.

Следующее повеление звучит так:

«Вспомни, что ты принял и слышал». Церковь должна вспомнить: она слышала слово о кресте, слово Евангелия, она была оправдана исключительно по благодати, без дел, она получила возрождение, получила Духа Святого, связь с источником силы, она возрадовалась. Верующие в Сардисе были искуплены Кровью Христа и омыты от грехов (Кол.1:13-14), они стали живыми, ревностными, занимались миссионерской деятельностью и ожидали грядущего Жениха. Так было в свое время. Это испытали как отдельные верующие, так и вся церковь в целом. Она была собственностью Господа, живым, блаженным обществом верующих. Все это она получила по благодати.

Далее четвертое повеление:

«И храни!» Все то, что церковь приняла по благодати, и вследствие небодрствования утеряла, теперь вновь должна взять во владение! Но найти утерянное невозможно, не исполнив пятого повеления:

«И покайся!» — Церковь должна признать свою вину, смириться и, взирая на жертву Христа, имеющую вечную силу, простираться вперед! Итак, послушаем серьезное предупреждение: если церковь не пробудится и не станет бодрствовать, тогда пришествие Христа для нее будет, «как тать ночью». «И ты не узнаешь, в который час найду на тебя!» — говорит Христос. Знает ли бодрствующая и ожидающая церковь час пришествия? — Нет! Но она готова. Пришествие Христа для нее не неожиданно! Небодрствующая же церковь будет застигнута врасплох и устрашится, но тогда уже будет поздно.

«Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны».

Во всем послании только в 4 стихе мы находим признательность и похвалу. В духовно мертвой церкви в Сардисе все-таки нашлись «несколько человек, которые не осквернили одежд своих». В более точном переводе вместо слова «несколько» стоит «немногие». Только немногие обрели благоволение Господа, но таковые все же нашлись:

они сохранили полученную при возрождении праведность;

они постоянно внимали напоминаниям: «оставайся в том, чему учит тебя помазание», и покоились в том, что совершил для них Иисус;

их не увлек общий поток отступления от истины;

миру и греху они твердо сказали: «нет»;

они воспротивились слиянию с миром;

они бодрствовали, хотя все предались сну;

они ходили во свете и в общении с Господом.

Эти люди сохранили духовную жизнь, хотя служитель церкви и большая масса верующих потеряли ее. Какая благодать! Какое великое утешение заключается в том, что в Сардисе нашлось несколько человек, которые не запятнали одежд своих, несмотря на несказанно печальные обстоятельства. Это еще раз доказывает, что Господь и в тяжелых обстоятельствах может сохранить тех, которые действительно от всего сердца хотят следовать за Ним и служить Ему.

Что же эти немногие могли сказать о своем служителе, о проповеднике? Видели ли они во всей полноте заблуждение, нужду, трагичность и духовную смерть большинства? Да, они видели. Уклонившихся и отпавших они обличали своим освященным состоянием и верным хождением. Однако они не были холодными критиками, они молились и были верными священниками душ. Они скорбели о состоянии церкви.

Приносишь ли ты Небесному Отцу в ежедневной молитве нужды церкви так же постоянно и усердно, как нужды собственной семьи?

Душепопечители, следующие за Агнцем куда бы Он ни повел, могут в обстоятельствах, при которых жила церковь в Сардисе, и в обстоятельствах сегодняшнего дня с радостью, благодарностью и уверенностью петь вместе с псалмопевцем хвалу Господу: «Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь» (Пс.145:2).

Неосквернившие одежд своих, а также те, которые в ответ на повеления Господни, прозвучавшие для спящих и умирающих духовно, пробудились и раскаялись, весьма дороги Спасителю. Он говорит: «…они достойны». Господь дает им прекрасное обетование:

«Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам».

Существует прекрасная возможность быть побеждающим. Но будем помнить, что враг душ человеческих различными способами будет препятствовать нам быть побеждающими в земной жизни.

Напомню еще раз о его уловках, чтобы нам бодрствовать и не попасть в его силки. «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим.6:10). Сколько верующих, желая обогатиться, попадают в сатанинские сети! Не размышляя, устраиваются на работу, требующую много сил и крепких нервов, только потому, что там можно заработать большие деньги. А для Слова Божьего и дела Его они уже негодны, так как слишком устали. Увы, мы часто упускаем дела, имеющие первостепенное значение: нужно искать горнего, искать Царства Божьего.

Кому-то предоставляется благоприятная возможность работать в лыжном бюро или в подобной организации. Может быть, даже рядом с домом. Возможно ли совместить это с жизнью освящения? Для богоугодной жизни нам не нужен спорт в какой бы то ни было форме. Напротив, спорт мешает нам жить жизнью освящения и, в конце концов, уводит с узкого пути.

Можно упомянуть и другие дела, которые разжигают желание приобрести мирские богатства, благополучие и наслаждения. Слово Божье говорит: «…некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». Как правдиво и точно сказано!

Искусной уловкой сатаны для верующих являются средства массовой информации: радио, телевизор. Эти вещи представляют смертельную опасность для пилигрима в небесную страну!

Будем ежедневно вполне сознательно прибегать к могущей сохранить нас силе Иисуса Христа, чтобы сатана никаким способом не увлек нас с победоносной узкой стези.

Апостол Павел говорит: «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим.8:37). «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1Фес.5:23-24).

«Побеждающий облечется в белые одежды». Представьте себе картину: миллионы небесных жителей, все в белом! Все омыты Кровью Иисуса Христа! Никакого греха! Никакого разочарования! Белые одежды являются символом совершенной, безупречной праведности. Эта праведность — Иисуса Христа. Она подарена детям Его без какой-либо заслуги с их стороны!

Господь не изгладит имени побеждающего из книги жизни. Духовно мертвый пастырь Сардисской церкви дошел почти до того, что имя его изгладится из книги жизни. Но у него еще есть возможность покаяния. Какая милость! Печальный пример предстоятеля церкви учит нас тому, что, однажды возродившись, получив спасение и мир, нужно, благоговея, сохранять свое имя в книге жизни! Это очень важно… Существует такая теория: «От начала веков Бог написал книгу жизни, в которой начертаны имена всех рожденных на земле людей. Они сотворены Богом для жизни. Имена побеждающих остаются в этой книге, а имена отпавших, отвернувшихся от Христа, изглаживаются!»

Другой толкователь Библии считает, что имена людей записаны в книге жизни, потому что люди призваны ко спасению. Имена иных изглаживаются, потому что они не предопределены ко спасению. Они не утвердили в своей жизни Божьего призвания.

На основании первого толкования каждый записан в книге жизни, однако его имя изглаживается из нее, если человек до момента своей смерти не принял Иисуса личным Спасителем.

Обе теории не оправдывают себя. Они не усматривают, что человек является триединым существом. Они не делают различия между физической, душевной и духовной сущностью человека.

При рождении человек получает физическую и душевную жизнь. На основании этого его заносят в земную книгу актов регистрации о рождении. Возможно, и Бог имеет такую книгу, но при этом речь идет о физической, о телесно-душевной жизни. Если Давид говорит о безбожниках: «Да изгладятся они из книги живых…» (Пс.68:29), он, вероятно, имеет в виду такую книгу. Однако, если такая книга действительно существует, то она значительно отличается от книги жизни.

Дух любого физически рожденного человека мертв для Бога из-за греха Адама. Этот грех унаследовали все люди. В небесную книгу жизни таковые не заносятся. Только покаянием и возрождением дух человека оживает для Бога и обновляется. В этот момент имя его заносится в книгу жизни. В книге жизни находятся только живые люди, то есть люди, дух которых жив для Бога, и которые имеют с Ним общение.

Очевидно, такая книга существует от начала творения. Всеведущий Бог наперед знал всех. Все возрожденные к жизни людские духи Бог не только призвал, но и избрал их от создания мира и Записал в книгу. Следующие места Писания подтверждают эту мысль:

Апостол Павел говорит о Еводии, Синтихии, Клименте и других сотрудниках, «которых имена — в книге жизни» (Фил.4:3). Если бы все имена были записаны в книге, было бы нелогично специально упоминать эти немногие имена, говоря, что они записаны в книге.

Христос обращается к ученикам: «Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лук.10:20). Значит, совершенное Иисусом Христом дело спасения, на основании которого человек получает возрождение, для верующих Ветхого Завета действовало наперед. Описанные в Евангелии Луки в 10 главе события имели место до Страстной пятницы, до Пасхи, до дня Пятидесятницы, значит, в какой-то мере относились к Ветхому Завету. Ученики приняли Духа Святого только в день Пятидесятницы. И вновь подтверждается истина, что Бог знает будущее!

Сказанное в книге Откровения (17:8) является окончательным доказательством тому, что упомянутые вначале теории не соответствуют действительности. Здесь говорится о людях без Бога, «имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира». Значит, не все имена вносятся в эту книгу. Имена этих безбожных людей никогда не значились в этой книге. Однако на основании Божьего всеведения имена возрожденных давно уже внесены в книгу.

Из следующих двух мест Священного Писания ясно, что имена записанных в книгу жизни могут быть изглажены. В обоих текстах речь идет о верующих, которые являлись достоянием Божьим:

Исх.32:32-33: Бог не хочет изгладить из книги имя находящегося вдали от Него грешника (оно вовсе не записано в ней), но стирается имя того, кто, являясь Его собственностью, согрешил против Бога!

Откр.3:5: Бог не изгладит из книги жизни имя побеждающего. Значит есть вероятность того, что из книги жизни изгладится имя того верующего, который умер духовно и таким образом стал противником Бога.

И наконец в Откр.20:15 и 21:27 ясно изложено, что в книге жизни записаны только имена чистых, святых людей. Поэтому зададимся вопросом:

 

О, скажи, Бог мой, Сам,

Я записан ли там

В книге вечного царства?

Я записан ли там?

 

Это весьма важный вопрос. Верные, искренние служители тоже могут заблуждаться при толковании библейского слова, и я не являюсь исключением. Поэтому так обстоит дело или иначе, вопрос остается: записано ли мое и твое имя в книге жизни? Останется ли оно там — это решает нашу участь в вечности!

Итак, если я буду живой ветвью на лозе и буду побеждать в духовной брани:

Кровью Агнца,

словом свидетельства своего

и не возлюблю жизни своей даже до смерти, тогда у меня есть прекрасное обетование и гарантия, что мое имя никогда не изгладится из книги жизни.

Господь хочет исповедать имя побеждающего перед Своим Отцом и Своими Ангелами (Лук.12:8-9). Господь скажет некогда: «Этот человек является Моим достоянием. Я искупил его Кровью Своей. Он был и остался побеждающим!»

Если Иисус исповедает имя мое перед Отцом, то передо мной откроется славная вечность! Да будет прославлено отныне и вовеки чудное имя моего Спасителя, дающее мне все потребное для победы.

В заключение размышлений над пятым посланием Господа проверим себя еще раз: соответствует ли мой образ жизни высокому имени «христианин»? Если нет, ныне есть возможность покаяться.

Тогда нас ожидают белые одежды! Сам Господь исповедает наше имя, мы навеки будем Его достоянием!