Библейский план проповеди Евангелия в одной главе

Очень важно строить евангелизм на библейской основе. Чтобы мы были успешны в проповеди Евангелия, нам необходимо взять за основу библейскую модель благовестия. Каким должен быть евангелизм в свете Слова Божьего? Его суть изложена в первой главе Евангелия от Иоанна.

Кто ты?

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн» (Ин. 1:1,6).

Для спасения человека нужен Бог и человек. Инициатор искупления грешного существа – Бог. Идея спасения исходит от Него, она принадлежит Ему. Вся Святая Троица вовлечена в самое святое дело во Вселенной. Все помышления Божества о том, как «вытянуть» человека из пропасти греха. Спасение и евангелизм бессмысленны в отрыве от Бога. Господь совершает спасение. По великой милости и во благо человеку, ему «позволено» участвовать в деле проповеди евангелия. Но в начале всех наших действий находится Всемогущий Бог.

У Господа был человек по имени Иоанн. У Него всегда есть Свои люди для исполнения особых намерений. Бог нуждается в человеке для совершения плана спасения. В своём служении Иоанн был очень успешным:

«Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3:5,6). Благодаря чему такой невероятный успех? «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн» (Ин. 1:6). Библия сообщает одну очень важную характеристику – «послан». Бог послал Иоанна на это служение.

«Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:34). Интересно, что данное слово Библия применяет к Иисусу Христу. Осознание того факта, что Христос был послан Богом Отцом, казалось, никогда не уходило из его сознания, и этот очень важный факт отображен только в Евангелии от Иоанна двадцать восемь раз. Христос никогда не сомневался в том, что Он должен совершить великое служение. Это помогало Ему выстоять во всех трудностях, преодолевая сатанинское сопротивление. Этим Он побеждал всякое злоречие, козни, зависть, непонимание, неблагодарность, злобу. Внутренний духовный стержень, который основывался на этом самосознании, помог Иисусу выстоять и победить. Кем вы себя считаете? Кто Вы? Ответ на этот вопрос решает в нашей жизни всё.

«Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 17:18, 20:21). Мы также посланы в этот мир для проповеди и спасения. Мы пришли в этот мир с этой целью.

Была ещё у Иисуса Христа и вторая важная характеристика, которая определяла Его жизнь и служение.

«Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете придти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: куда Я иду, вы не можете придти’? Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин.8: 21–24).

«Они не от мира, как и Я не от мира. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 17:16, 15:19).

Иисус был не от мира сего. Одна из главных причин, почему мы сегодня так слабы духовно, заключается в том, что мы позволили «миру» войти в наши души и общины. По-мирски мы решаем многие вопросы, гонимся за тем, что сегодня модно в мире…

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин. 2:15–17).

Итак, две очень важные характеристики для достижения успеха в проповеди евангелия: «послан» и не «от мира сего». Бог сегодня остро нуждается именно в таких людях. Присуще ли это нам? Кто я?

2. Для чего ты пришел в этот мир?

Вот, что говорит евангелист Иоанн: «Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1:7–8).

Интересно, что слово «свидетельствовать» в Евангелии от Иоанна встречается тридцать три раза, а слово «свидетель» – четырнадцать. Тема свидетельства важна во всем Евангелии. Давайте проясним для себя, что обозначает это слово. Свидетель – это очевидец, личность, которая что-то пережила и прочувствовала. Но во времена первоапостольской церкви слово «свидетель» имело ещё и другое значение – «мученик».

Следовательно, цель нашей жизни – это свидетельствовать и быть свидетелем. Для этого мы и пришли в мир.

3. В чём суть свидетельства?

«Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня» (Ин. 1:15).

Суть свидетельства в том, чтобы превознести Иисуса Христа, как вечного Бога, превыше всего. Иисус должен быть впереди всего, первым в нашей жизни.

«Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). От (через) Иисуса исходит истина и благодать. Зададим себе вопрос: является ли Он первым в нашей жизни?

4. Характер свидетельства.

«Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1:27).

В древнем мире раб выполнял всякую работу, кроме одной – завязывать и развязывать ремни на сандалиях. Когда Иоанн Креститель произнес эти слова, он был на вершине успеха и популярности. Вся страна говорила только о нем. Люди со всех концов спешили увидеть пророка и послушать его проповедь. Находясь в зените славы, Иоанн не возгордился. В этом и было величие этого Божьего человека. Только «недостойный» человек может указать на Иисуса Христа и возвеличить Его.

5. Свидетельство.

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:29, 34).

Иисус Христос должен быть превознесен в разуме человека как Агнец (жертва за грех) и как Сын Божий (Всемогущий Господь и Бог). Нам необходимо показать, как Иисус (Агнец и Сын Божий) может удовлетворить основные нужды личности. Это потребность в любви, здоровье, счастье, жажде признания. Человек пытается избавиться от чувства вины, одиночества. Он старается решать вопросы финансов, семьи, страха перед смертью. Христос, спасающий человека и решающий поставленные вопросы, должен быть представлен с двух сторон. Во-первых, как Агнец (дух жертвы, искупление, пролитая кровь) и, во-вторых, как Сын Божий (сила, власть, всемогущество).

Важно отметить ещё несколько моментов. Иоанн свидетельствовал отдельным людям (личный евангелизм) и толпе (общественный евангелизм). Он делал это несколько дней на протяжении определенного времени.

Посмотрим, как же дальше развивались события в этой главе: «И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1:36–37). Первые плоды – Иоанн и Андрей. Обратите внимание на последовательность – сначала Иисус Христос превознесен, а потом уже ученики последовали за Ним. Не следует спешить рассказывать «доктрины». Необходимо, чтобы человек влюбился в Спасителя. Иоанн и Андрей вначале были учениками Иоанна Крестителя, а потом присоединились ко Христу, став Его последователями. У первых учеников был предыдущий духовный опыт, прежде чем они приняли Иисуса Христа. Господь всегда ведет человека от меньшего света к большему, если, конечно, он жаждет и ищет нового, лучшего.

«Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь?» (Ин. 1:38).

Как вы думаете, почему Иисус спросил Иоанна и Андрея: «Что ищите?». Давайте извлечем из этого момента несколько важных уроков. У рыбаков была свобода выбора сказать о своем желании или промолчать (Он ли обещанный Мессия?). Иисус никого не «тянет» в Царство Небесное. Когда Иоанн и Андрей влюбились в Иисуса Христа, у них возникли вопросы и жажда общения.

Ученики, испытывая волнение и трепет, спросили у Иисуса: «Где живешь?». «Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа» (Ин. 1:39). Побывать у Спасителя дома – какое преимущество и благословение! Впервые последовав за Учителем, они остались с Ним на всю жизнь. Безусловно, у них было искушение, соблазн – ведь Христос в человеческой плоти, одновременно и Бог, и человек. Но всё рассеялось после личного общения с Ним. Смысл спасения заключается в том, чтобы пребывать с Иисусом. Думаю, вы отметили для себя те шаги и тот метод, как действовали Иисус и Иоанн Креститель. Такой метод не имеет потерь!

«Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос» (Ин. 1:40–41).

Сердце Андрея горит и пылает первой любовью, счастьем и радостью. Он немедленно делится тем, что пережил со своим родным братом. Андрей нашел то, что искал – Бога и Спасителя. Библия подчеркивает, что он сделал первым делом – понёс весть спасения близкому, родному. Научившись умело свидетельствовать от Иоанна Крестителя, Андрей с большим желанием и любовью делится сокровенным с Симоном.

«И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин. 1:42).

Иисус видел сердце Симона, всю его жизнь. «Взглянув» – это слово несёт в себе идею углубленности. Иисус посмотрел на своего ученика внимательно, с размышлением (см. Мф. 6:26, Мр. 14:27). Спаситель даёт Симону новое имя. «Кифа» – арамейский эквивалент имени Петр.

В Библии записано несколько случаев, когда Бог менял имена. Когда происходила подобная перемена? Это были случаи, когда библейские герои переживали перелом в жизни, встречу с Богом, когда начиналась новая жизнь. Что-то подобное произошло и с Симоном. У него началась новая жизнь с Иисусом Христом.

Давайте продолжим наше исследование.

«На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри» (Ин. 1:43–46).

Здесь мы видим личные контакты, личные усилия, одним словом, дружеский евангелизм. Друг приводит друга, брат приводит брата.

«Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческом» (Ин. 1:47–51).

Отметим ещё несколько моментов достойных внимания:

1. Есть определенная категория людей, которым необходимо пережить «особый» опыт встречи с Богом.

2. У каждого из участников был предыдущий религиозный опыт, духовные представления. «Кто-то» перед тем посеял и потрудился.

3. Некоторых пришлось «взять за руку» и привести ко Христу.

4. Человек находит Иисуса посредством исследования Священного Писания и древних пророчеств (см. Ин. 1:45).

5. Спорами не приобретешь ни друга, ни гражданина для Царства Божьего.

6. У Бога есть, что сказать каждому – нечто сокровенное, понятное только этой личности (см. Ин. 1:48).

7. Очень важно, чтобы люди читали Библию и молились самостоятельно.

8. Во всех опытах призвания этой главы присутствуют личные усилия и личный контакт.

9. Важно, чтобы человек не доверял чужому свидетельству, а пошел и лично сам убедился (см. Ин. 1:46).

Без личных усилий невозможно достичь успеха в проповеди евангелия, что бы мы не совершали. Огромный потенциал заложен в личном служении. Мы ещё не испытали в полной мере той силы, эффекта и влияния, заложенного Богом в личный евангелизм. Именно такое свидетельство перевернет мир. Первая глава Евангелия от Иоанна – это основа евангельского служения. Ничего нового «придумывать» не надо. Бог всё нам открыл в Своем Слове. А все началось с того, что «был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн».

У Бога всегда были, есть и будут люди, «посланные» в этот мир из «другого» мира. Господь ищет сегодня людей, подобных Иоанну.

Что вы думаете о себе? Чем вы сейчас заняты? Верю, что пришло время и для вас!