Грех Мероза

Самый страшный грех по отношению к нашим ближним не в ненависти к ним, а в равнодушии. В этом суть бесчеловечности.

Джордж Бернард Шоу, 1897

Период в истории Израиля, который охватывает повествование книги Судей, весьма важный и особый. Четыреста пятьдесят лет Бог давал израильтянам судей вплоть до пророка Самуила (Деян. 13:20). Исследуя книгу Судей можно отметить шесть повторяющихся циклов:

1. Народ делает добро. Люди верны Господу и Его заповедям.

2. В благоденствии Израиль поворачивается спиной к Богу.

3. Господь допускает испытания, притеснения и нашествия врагов.

4 Народ вопиёт к Господу, прося помощи.

5. Бог посылает освободителя.

6. Опять со стороны народа Божьего послушание, верность, и, как следствие, процветание.

Кстати, весьма схоже с нашей жизнью.

Автор книги Судей дважды описывает одну и ту же историю (в четвертой и пятой главах), используя при этом историческое повествование и поэзию. Этим самым он хотел подчеркнуть важность данного события. Давайте обратимся к упомянутым главам этой книги.

«И предал их Господь в руки Иавина, царя Ханаанского, который царствовал в Асоре; военачальником у него был Сисара, который жил в Харошеф-Гоиме. И возопили сыны Израилевы к Господу, ибо у него было девятьсот железных колесниц, и он жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет» (Суд. 4:2–3).

Царь Иавин и его военачальник Сисара издевались над Израильским народом, жестоко угнетая его. При помощи девятисот железных колесниц они держали в покорности и послушании израильтян. Такое убогое состояние народ переживал по причине неверности Богу. «Избрали новых богов, оттого война у ворот» (Суд. 5:8). В то время судьёй и пророком в Израиле была Девора.

«[Девора] послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, и сказала ему: повелевает [тебе] Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых;

а Я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы его и многолюдное [войско] его, и предам его в руки твои. Варак сказал ей: если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду; [ибо я не знаю дня, в который пошлет Господь Ангела со мною]. Она сказала [ему]: пойти пойду с тобою; только [знай, что] не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару. И встала Девора и пошла с Вараком в Кедес» (Суд. 4:6–9).

Когда Господь повелел Вараку идти на войну, последний проявляет робость. Мысли Варака были о железных колесницах. Но женщина вселяет в его сердце решительность и мужество. У хананеев вся надежда на колесницы, а у Израиля – ничего, кроме слов живого Бога: «Я спасу вас. Это моя война. Я спасу вас через женщин». Это был великий кризис – женщины пошли в битву!

«Сисара созвал все колесницы свои, девятьсот железных колесниц, и весь народ, который у него, из Харошеф-Гоима к потоку Киссону. И сказала Девора Вараку: встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои; Сам Господь пойдет пред тобою. И сошел Варак с горы Фавора, и за ним десять тысяч человек. Тогда Господь привел в замешательство Сисару и все колесницы его и все ополчение его от меча Варакова, и сошел Сисара с колесницы [своей] и побежал пеший» (Суд. 4:13–15).

Бог через Девору ободрял Варака двумя путями: присутствием и словами – «Варак! Иди! Бог уже всё приготовил перед тобой, всё расчистил!».

«Сисара же убежал пеший в шатер Иаили, жены Хевера Кенеянина; ибо между Иавином, царем Асорским, и домом Хевера Кенеянина был мир. И вышла Иаиль навстречу Сисаре и сказала ему: зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся. Он зашел к ней в шатер, и она покрыла его ковром [своим]. [Сисара] сказал ей: дай мне немного воды напиться, я пить хочу. Она развязала мех с молоком, и напоила его и опять покрыла его. [Сисара] сказал ей: стань у дверей шатра, и если кто придет и спросит у тебя и скажет: `нет ли здесь кого?’, ты скажи: `нет’. Иаиль, жена Хеверова, взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости – и умер. И вот, Варак гонится за Сисарою. Иаиль вышла навстречу ему и сказала ему: войди, я покажу тебе человека, которого ты ищешь. Он вошел к ней, и вот, Сисара лежит мертвый, и кол в виске его. И смирил [Господь] Бог в тот день Иавина, царя Ханаанского, пред сынами Израилевыми. Рука сынов Израилевых усиливалась более и более над Иавином, царем Ханаанским, доколе не истребили они Иавина, царя Ханаанского» (Суд. 4:17–24).

Таким образом, исполнились слова пророчества Деворы. Иаиль проявила мужество и решительность. Эта особая женщина стала прообразом Иисуса Христа, который на Голгофе (это слово в переводе на наш язык означает «череп») крестом «пробивает череп» дьяволу.

Пятая глава книги Судей – это песнь победы и триумфа, которую воспевает Девора. Нечто подобное ожидает нас в будущем. Книга Откровения повествует о победной песне Моисея и Агнца. В этом смысле Девора также является чудесным прообразом Иисуса Христа.

«Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей! – И покоилась земля сорок лет» (Суд. 5:31).

Во всей победной песни Деворы мы читаем один стих, который не созвучен с прославлением и радостью происходящего:

«Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните, прокляните жителей его за то, что не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми» (Суд. 5:23) .

Здесь звучит тройное проклятие на жителей Мероза. Обратите внимание, что это слова Ангела Господня. О чем речь? Какой ужасный грех совершили жители Мероза? Вам приходилось слышать или читать что-нибудь об этом городе? Пророчество исполнилось. Никаких больше записей и упоминаний. Археологи до сих пор не могут найти месторасположение этого города. Ученые не могут установить значение слова «Мероз». Никаких следов. Чем-то напоминает судьбу грешника – вскоре исчезнет раз и навсегда. Почему же звучит такое серьёзное предупреждение? Почему в победной песне вдруг появляется проклятие? К тому же тройное?

Мероз – спрятанный городок. Всё спокойно, тихо, никаких тревог и проблем. Но этот город находится в Израиле (колено Неффалима). Мероз стоит и смотрит, как другие ведут битву. Он отказался помочь в период кризиса. Мероз – это полное равнодушие (кстати, это ведь проблема и Лаодикии). Жители Мерозы уклонились от битвы, сражения.

«Мероз был на пути отступивших войск Сисары. С помощью этих людей Израиль одержал бы безоговорочную победу, и Сисара не убежал бы с поля битвы. (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 336).

Господь реально рассчитывал на Мероз. Он нуждался в нем. Возможно, Мероз не хотел рисковать. Ведь война – это всегда риск, потери, трудности и неудобства. Мерозу было что терять. Он не желал лишиться комфорта и уюта, спокойствия и беззаботности. Скорее всего, Мероз успокаивал себя следующими словами: «Я мал. У меня немного средств. Это дело других. Зачем мне проблемы. Война – это призвание «особых». Не желаю портить отношения». Мероз сохранял нейтралитет, такая себе «духовная Швейцария».

«Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните, прокляните жителей его за то, что не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми» (Суд. 5:23). Проклятие за то, что не пришли на помощь.

Представьте себе следующую ситуацию. Вы едете на автомобиле, и вдруг на ваших глазах авария. Разбитые машины, потерпевшие. Вы подъезжаете поближе и видите пострадавшего, которому необходимо оказать помощь, чтобы спасти жизнь. Верю в то, что сердце каждого из нас откликнется на эту нужду, и мы обязательно остановимся, поможем. Проехать равнодушно мимо – это преступление и зло в глазах мира. А как в духовной сфере?

«Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните, прокляните жителей его за то, что не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми» (Суд. 5:23) . Из уст Бога звучит тройное проклятие. Это строгое предупреждение членам Церкви.

Тело Христа – это церковь. В целом она сегодня борется и ведёт духовную битву. Мероз – это атрофированная часть тела, пассивный, безынициативный, трусливый и бесполезный город. Позвольте привести три характеристики жителей этого проклятого города: трусость, фальшивое смирение и леность.

1. Трусость.

«…ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога» (2 Тим. 1:7–8). Трусость – продукт страха. Страх парализует. Мы очень часто боимся железных колесниц мира сего. У многих из нас существует настоящая «дверофобия». Не позволяйте никаким извинениям оправдать Ваш страх. Тимофей не был опытным евангелистом, но Павел говорит ему, чтобы он шел и делал. Нет красноречия, нет степеней, нет поддержки, нет видеопроектора … Вся сила в Боге! Это Его дело, это Его война!

«Ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня» (Пс. 17:40).

«Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся» (Пс. 19:8).

«Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?

Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.

Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться. Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа» (Пс. 26:1–3, 14).

«Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс. 45:2).

«С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших» (Пс. 59:14).

«Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога» (Пс. 61:12).

2. Фальшивое смирение.

Смирение является хорошим качеством, если оно стимулирует человека к активности, служению, инициативе. Фальшивое смирение появляется тогда, когда мы постоянно смотрим на себя, недооценивая своих возможностей. Часто в таких случаях мы говорим: «Я мал. Я не могу. Что я могу сделать… и т.д.». Мы малы, но мы сотрудничаем с великим Богом. Господь из ничего за шесть дней создал мир. Я думаю об Иаили. Ведь она могла ничем не рисковать. Ждать пока придет «кто-то». Но она действовала и победила.

3. Леность.

У многих сегодня установка в голове – я желаю быть в Царстве Божьем, но не хочу трудиться духовно. Друзья, в Царстве Божьем не будет бездельников и бесполезных людей! Леность характеризуется сонливостью.

«Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]» (Пр. 6:9–11). О какой бедности тут идет речь? Безусловно, о материальной и духовной.

«Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам ото сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.

Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированьям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:11–14).

Мы имеем работу, но заснули на рабочем месте. В Божьей церкви нельзя отсиживаться и пережидать!!! Большое, великое проклятие – ничего неделанье.

Бог сегодня лично нас зовёт на помощь. Из-за греха на Земле был кризис. Сын Божий не отсиживался в комфортном, теплом и уютном месте. Он оставил всё! Он пришел к нам во время кризиса. Самопожертвенным подвигом, решительностью и мужеством, реальным делом Иисус спас нас от врага. Мой евангелизм – это отклик, благодарения за то, что сделал Иисус Христос. Где Господь – там всегда победа! Присутствие Иисуса Христа и Духа Пророчества – это залог, гарантия настоящего успеха. Мы можем быть сегодня победителями и триумфаторами. Пожалуйста, не уклоняйся от битвы и сражения. Лучше сгореть в служении, чем умереть от проклятия безделья и равнодушия. Благословения будут дарованы только труженикам, ибо они победители и триумфаторы. Проклятие же достанется ленивцам, трусливым. Каким будет твой выбор?

Слово Божье обращается лично к тебе, мой друг:

«И сказала Девора Вараку: встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои; Сам Господь пойдет пред тобою. И сошел Варак с горы Фавора, и за ним десять тысяч человек» (Суд.4:14).

Друг, о чем ты думаешь? Что сейчас в твоём сердце? Что ты собираешься делать сегодня?

Давай помолимся вместе: «Боже, избавь меня от греха Мероза! Даруй мужества, трудолюбия и веры! Аминь».