2. Как найти партнера

А в библейские времена люди вступали в брак? «Не задавайте глупых вопросов, – скажет кто-то. – Очевидно, что многие люди вступали в брак в библейские времена».

Я имею в виду, рассказывается ли в Библии, как это происходило? Как мальчик встречал девочку, и что из этого получалось? Многие вспомнят историю Руфи и Вооза, и это прекрасная история любви, но есть и менее известная история, в которой, однако, больше подробностей о том, как Бог сводит вместе мужчину и женщину. Это история Исаака и Ревекки, описанная в Книге Бытие, глава 24. Вся эта глава посвящена вопросу: «Как мужчина находит себе жену?», или: «Как женщина находит себе мужа?». В шестидесяти семи стихах этот процесс подробно описан, но многие из нас никогда их не читали.

Я предлагаю вам, прежде чем идти дальше, прочитать этот чудесный рассказ. Помните, что обычаи того общества сильно отличались от наших, но принципы остаются теми же. Например, в путешествие на поиски жены для Исаака отправился раб Авраама, а Исаак остался дома.

Вот рассказ из Бытия 24:1-67:

Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем. И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое, и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу; но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку.

Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю; должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел?

Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда. Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: «потомству твоему дам сию землю», – Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда. Если же не захочет женщина идти с тобою, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда. И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в сем.

И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов, и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора. И остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать. И сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня на встречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом. Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет: «пей, я и верблюдам твоим дам пить», – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим.

Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее. Девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх.

И побежал раб на встречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего.

Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его.

И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются. И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило, и побежала опять к колодезю почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его. Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет.

Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота; и сказал: чья ты дочь? скажи мне; есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?

Она сказала ему: я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору. И еще сказала ему: у нас много соломы и корму; и есть место для ночлега.

И преклонился человек тот и поклонился Господу, и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего.

Девица побежала, и рассказала об этом в доме матери своей. У Ревекки был брат, именем Лаван. Лаван выбежал к тому человеку, к источнику. И когда он увидел серьгу и запястья на руках у сестры своей, и услышал слова Ревекки, сестры своей, которая говорила: «так говорил со мною этот человек»; то пришел к человеку, и вот, он стоит при верблюдах у источника. И сказал: войди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне? я приготовил дом и место для верблюдов.

И вошел человек. Лаван расседлал верблюдов, и дал соломы и корму верблюдам, и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним. И предложена была ему пища; но он сказал: не стану есть, доколе не скажу дела своего.

И сказали: говори.

Он сказал: я раб Авраамов. Господь весьма благословил господина моего, и он сделался великим: Он дал ему овец и волов, серебро и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов. Сарра, жена господина моего, уже состарившись, родила господину моему сына, которому он отдал все, что у него. И взял с меня клятву господин мой, сказав: не бери жены сыну моему из дочерей Хананеев, в земле которых я живу; а пойди в дом отца моего и к родственникам моим, и возьмешь жену сыну моему.

Я сказал господину моему: может быть, не пойдет женщина со мною.

Он сказал мне: Господь, пред лицом Которого я хожу, пошлет с тобою Ангела Своего и благоустроит путь твой, и возьмешь жену сыну моему из родных моих и из дома отца моего. Тогда будешь ты свободен от клятвы моей, когда сходишь к родственникам моим; и если они не дадут тебе, то будешь свободен от клятвы моей.

И пришел я ныне к источнику, и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! Если Ты благоустроишь путь, который я совершаю, то вот, я стою у источника воды, и девица, которая выйдет почерпать, и которой я скажу: «дай мне испить немного из кувшина твоего», и которая скажет мне: «и ты пей, и верблюдам твоим я начерпаю» – вот жена, которую Господь назначил сыну господина моего.

Еще не перестал я говорить в уме моем, и вот, вышла Ревекка, и кувшин ее на плече ее, и сошла к источнику и почерпнула; и я сказал ей: напой меня.

Она тотчас спустила с себя кувшин свой и сказала: пей; и верблюдов твоих я напою. И я пил, и верблюдов она напоила.

Я спросил ее и сказал: чья ты дочь?

Она сказала: дочь Вафуила, сына Нахорова, которого родила ему Милка. И дал я серьги ей и запястья на руки ее. И преклонился я и поклонился Господу, и благословил Господа, Бога господина моего Авраама, Который прямым путем привел меня, чтобы взять дочь брата господина моего за сына его. И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему, или нет; скажите мне, и я обращусь направо или налево.

И отвечали Лаван и Вафуил, и сказали: от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого ни доброго. Вот Ревекка пред тобою; возьми и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь.

Когда раб Авраамов услышал слова их, то поклонился Господу до земли. И вынул раб серебряные вещи, и золотые вещи, и одежды, и дал Ревекке; также и брату ее и матери ее дал богатые подарки. И ели и пили, он и люди, бывшие с ним, и переночевали.

Когда же встали поутру, то он сказал: отпустите меня к господину моему.

Но брат ее и мать ее сказали: пусть побудет с нами девица дней хотя десять; потом пойдешь.

Он сказал им: не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой; отпустите меня, и я пойду к господину моему.

Они сказали: призовем девицу и спросим, что она скажет. И призвали Ревекку, и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком?

Она сказала: пойду.

И отпустили Ревекку, сестру свою, и кормилицу ее, и раба Авраамова, и людей его. И благословили Ревекку, и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих!

И встала Ревекка и служанка ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком. И раб взял Ревекку, и пошел.

А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои; ибо жил он в земле полуденной. При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить; и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю на встречу нам?

Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало, и покрылась.

Раб же сказал Исааку все, что сделал. И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей; и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей.

Эта история полна практических советов для каждого мужчины или каждой женщины, которые желают найти себе супруга. Во-первых, я хотел бы отметить несколько общих принципов, а потом дать мужчинам и женщинам советы относительно их конкретных ролей в потрясающем приключении строительства семьи.

Общие указания

Мы рассмотрим их в том порядке, в каком они упоминаются в библейском рассказе, и порядок этот не отражает их важности по отношению друг к другу. Первый принцип – это принцип общности.

Принцип общности

Чем больше у вас общего, тем прочнее основание брака. Авраам сказал своему рабу: «Ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу; но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку» (Быт. 24:3–4).

О чем беспокоился Авраам? О благополучии своего сына. Он хотел, чтобы брак Исаака был как можно более удачным, и понимал необходимость общих ценностей. Культура, религия, язык и нравственные принципы народа Ханаана сильно отличались от принципов родственников Авраама. Пропасть была слишком велика, чтобы перекинуть через нее мост. Моральный упадок хананеев был столь заразительным, что позже Бог велел уничтожить их всех. Авраам понимал, что нельзя достичь единства между супругами, если у них нет общего основания для создания семьи.

Каково значение этого принципа для нас? В основном, он значит, что мы должны взглянуть на свои отношения и определить, достаточно ли у нас общего, чтобы вступать в брак. Посмотрите на интеллектуальные, общественные, духовные и физические стороны своих отношений – много ли у вас общего? Я не имею в виду, что вы должны быть идентичны, но вы должны идти бок о бок и держась за руки.

Он – кандидат в доктора наук и сильно «влюблен» в весьма привлекательную блондинку. Через три недели после свадьбы он обнаруживает, что она не умеет читать. При наличии такого интеллектуального барьера, каковы шансы на то, что их брак будет удовлетворять обоих? Или же, она искренне и глубоко предана Иисусу Христу как Господу. Он ходит в церковь только в воскресенье утром, и его вера поверхностна. Будут ли они идти рука об руку?

Часто студенты задают мне вопросы о межрасовых браках. Я думаю, что в каждом отдельном случае нужно рассматривать эту проблему заново. Нельзя считать, что данный отрывок категорически осуждает брак между представителями разных рас. Дело не в расе, а в культуре. В расовом (то есть физическом) отношении хананеи и обитатели Ура (родины Авраама) были, скорее всего, похожи. Дело было в культуре – вере, языке, обычаях и ценностях. Такова проблема и по сей день. Если вы спросите меня прямо: «Вы рекомендуете межрасовые браки?» – я отвечу отрицательно. Я думаю, что между представителями разных рас существуют значительные культурные барьеры. Но я должен добавить, что каждый христианин, по моему мнению, сам должен принимать решение по этому поводу.

Я не хочу сказать, что Бог никогда не позволяет христианам заключать межрасовые браки. Говорить так значит осуждать некоторых из величайших миссионеров мира. Но я сказал бы, что такие браки должны быть исключением, а не правилом. Пара, планирующая вступить в подобный брак, должна как следует познакомиться с культурой друг друга, провести достаточное количество времени в родной обстановке и общественной среде каждого из супругов.

Мы должны быть уверены, что не пытаемся перекинуть мост через бездонную пропасть. В конце концов, «Божья воля» – тот ответ, которого должен искать каждый молодой христианин. Однако мы не должны позволять, чтобы поверхностное представление о «Божьей воле» заставляло нас упускать из виду принцип общности.

Я еще поговорю об этом принципе позже, когда мы будем обсуждать назначение брака, но в данный момент мы обсуждаем интеллектуальные, общественные, физические и духовные аспекты наших отношений. Брак не может быть построен только на одном из принципов. Общее основание в этих областях не гарантирует счастливого брака, но несомненно повышает вероятность того, что он будет таким.

Принцип Божьей активности

Ты не один в поиске супруга. Речь идет не просто о везении. Авраам сказал: «Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему». Ты думаешь, что Бог заботился об Исааке больше, чем о тебе? Он не лицеприятен. Бог незаметно действует и на твоей стороне.

Я знаю, некоторые из вас хотели бы, чтобы Бог поторопился. Но Он все делает вовремя. Все происходит в должное время. Возможно, вы слишком много думаете о том, как найти нужного человека, и недостаточно – о том, как стать нужным человеком.

Конечно же, не все верующие должны вступать в брак, согласно Божьему плану. Какой потерей стало бы для мира, если бы в нем не было всех тех одиноких святых, которые на протяжении веков служили исключительно Богу. Это совершенно другая, отдельная тема, но я уверен, что брак – не более высокое призвание, чем безбрачие. Воистину счастливы те люди, женатые или одинокие, которые поняли, что счастье – не в браке, а в правильных отношениях с Богом.

Однако брак – это норма, в том смысле, что Бог предназначил его для большинства из Своих детей. В Библии, от начала и до конца, много говорится о браке и семье. Я думаю, вы можете считать, что Бог запланировал ваше вступление в брак, если Он не явит вам обратное в должное время.

Бог не только планирует, чтобы большинство вступило в брак, но и активно участвует в этом процессе. Если перед рабом Авраама шел ангел (судя по остальной части этой главы, нам не следует в этом сомневаться), то и мы можем рассчитывать на сверхъестественную помощь. Это должно быть великим утешением для тех неуверенных душ, которым кажется, что они наделены меньшей способностью к общению, чем их сверстники. Это не только человеческая задача. Бог активен, и Он направляет вас.

Принцип Божьей активности требует от нас практического отклика – молитесь, молитесь, молитесь! Я повторяю это трижды, потому что в главе, о которой мы говорим, раб Авраама молился трижды. Здесь приводятся три его молитвы. Может быть, он молился и больше трех раз. Тем не менее, существенно, что в этом кратком рассказе упоминаются три молитвы. Сначала он молится, перед тем как встретил девушку (Быт. 24:12–14). Потом – после первых признаков успеха (Быт. 24:26–27). И наконец, он благодарит Бога в молитве, когда ее родители дают свое согласие.

Что делать? Молитесь перед свиданием. Молитесь во время свидания. Молитесь после помолвки. Все приключение по поиску супруга должно проходить в постоянном общении с Богом. Это не частное и не светское дело. Многие пары оказывают себе дурную услугу, исключая Бога из этой области своей жизни. Зачем пытаться сделать все самостоятельно, когда у вас есть помощь небес?

Принцип красоты

Человек, с которым вы вступаете в брак, должен быть привлекательным, по меньшей мере для вас. В тексте о Ревекке сказано: «Девица была прекрасна видом» (Быт. 24:16). Я не хочу сказать, что мы должны быть приверженцами культа красоты, существующего в наши дни, когда считается, что внешняя привлекательность важнее всего. Я не говорю, что в брак вступать надо только с королевой красоты или с принцем в сияющих доспехах. Речь идет о том, что человек, с которым вы вступаете в брак, должен быть привлекательным для вас. Вам должно нравиться, как он или она выглядит.

Я не призываю к лицемерию. Не надо говорить, что она – самая прекрасная на свете или что он – самый привлекательный мужчина, которого вы когда-либо видели. Большинство из нас слишком умны, чтобы поверить в истинность таких утверждений. Речь идет не о лести, но о добром и прочном чувстве, говорящем вам, что вам приятно будет смотреть на этого человека в следующие сорок лет жизни.

Конечно же, красота – это не просто внешняя привлекательность. Иногда человек, который не кажется нам красивым на первый взгляд, становится таким, когда мы узнаем его ближе. Характер, отношение, любовь и другие внутренние качества могут сделать прекрасным человека с самой заурядной внешностью.

Следовательно, когда я говорю, что ваш партнер должен быть красив, я говорю о личности целиком. Но это не значит, что данный принцип не важен. Мы – эстетические существа. Мы способны оценивать красоту, и, чтобы брак был обоснованным, вы должны быть убеждены, что ваш будущий супруг красив.

Принцип нравственности

В истории об Исааке и Ревекке упоминаются очень личные подробности. Сообщив, что Ревекка была «прекрасна видом», автор говорит также, что она была «девой». И, чтобы ни у кого не возникло сомнений по поводу того, что он имеет в виду, добавляет: «которой не познал муж» (Быт. 24:16).

Давайте не будем заблуждаться: Бог хочет, чтобы мужчина и женщина не вступали в сексуальную связь до брака. Бог дает нам этот принцип не для того, чтобы нам повредить, но чтобы нам помочь. Он не хотел осложнить нам жизнь. В Библии, с начала и до конца, подчеркивается важность этого правила. Если у вас есть какие-то вопросы, изучите Библию сами. Возьмите в руки симфонию и просмотрите все отрывки, где есть слово «блуд». Это библейское слово чаще всего используется для обозначения сексуальной связи до брака. Такая связь всегда осуждается и Ветхим, и Новым Заветом. Божий идеал – целомудрие до свадьбы.

Я был бы наивен, если бы упустил из виду тот факт, что для многих современных молодых людей такой идеал недостижим. Они уже утратили девственность, и ее не вернуть. Что им делать? Я отвечу так же, как о проблеме в любой другой области: покаяние и вера в Иисуса Христа – единственное средство исправить свои ошибки.

Не позволяйте ошибкам прошлого заставить вас отказаться от борьбы. Проиграть одно сражение не значит проиграть всю войну. Мы не можем вернуться назад. Мы не можем переделать прошлое. Но мы можем исправить свои действия в будущем. Не надо оправдывать свое теперешнее поведение прошлыми ошибками. Исповедуйтесь в своих грехах и примите Божье прощение (1 Ин. 1:9).

Такие действия с вашей стороны не устраняют все последствия греха. Бог прощает, но естественные следствия греха нельзя полностью уничтожить. Человек, который напился и врезался на машине в телефонную будку, вследствие чего сломал руку и разбил машину, может получить Божье прощение еще до того, как его привезут в больницу, но рука останется сломанной, а машина загубленной. И в моральных неудачах шрамы, причиненные грехом, не полностью изглаживаются после исповеди. Что же нам делать с этими шрамами?

Я считаю, что здесь следует обратить внимание на библейский принцип «говорите истину» (Еф. 4:25). Если в прошлом мы совершили ошибку, а теперь хотим заключить успешный брак под Божьим руководством, мы должны быть честны с потенциальным супругом. Открыто обсудите с ним все, что случалось с вами в прошлом. Пусть в шкафу у вас не будет спрятано никаких скелетов. Бог простил вас, если вы исповедовались. Доверьтесь своему партнеру, чтобы он тоже простил вас и принял таким, как вы есть, а не таким, как он или она себе вас представляет. Если он не принимает вас таким, вам не стоит жениться. В брак следует вступать, выложив все карты на стол.

Не только ваш потенциальный супруг должен принять вас, вы должны принять себя и преодолеть свое прошлое. Если, например, у вас негативное отношение к сексу из-за прошлых неудач, вы не должны прятать его под коврик и делать вид, что этого отношения не существует. Посмотрите на него и разберитесь с ним.

Для того чтобы преодолеть такое негативное отношение, надо прежде всего изучить все, что в Писании говорится о связи между полами. Проведя такое исследование, вы не можете не увидеть, что Библия рассматривает сексуальную связь в браке как нечто положительное. Это полноценные, прекрасные, угодные Богу отношения. Понимание этой истины освободит вас от негативного отношения. Поблагодарите Бога за эту истину и попросите Его изменить ваши чувства в соответствии с ней.

Нет, последствия греха никогда не будут уничтожены полностью. Вы никогда не забудете о том, что согрешили, но исцелиться вы можете. Такова весть Божьей благодати. Ваш брак не должен быть неудачным по причине прошлого греха. Вам пришлось преодолевать препятствия, которых не было бы на вашем пути, если бы вы следовали Божьему идеалу, но Святой Дух исцелит наши немощи и поможет нам развить свой потенциал.

У неверующих такой помощи нет. Поэтому сексуальный опыт до брака для неверующего связан с длительными печальными последствиями. Вопреки распространенному мнению, светские исследования показали, что сексуальные связи до брака ведут к прелюбодеянию после вступления в брак1. Когда люди живут вместе до свадьбы, вероятность их верности друг другу после нее не повышается, а, наоборот, понижается. Бог, сотворивший нас, дал нам правила. Мы оказываем себе плохую услугу, когда пренебрегаем ими.

Принцип родительского отношения

Родители играют важную роль. Кто-то сказал: «Бог дал нам множество наставлений, когда дал нам родителей». Это правильно и тогда, когда родители неверующие. Без них мы не стали бы тем, кем мы являемся. Когда речь идет о браке, мы не должны отмахиваться от этих наставлений. Нам нужно благословение родителей.

Интересно, что из шестидесяти семи стихов, описывающих союз Исаака и Ревекки, более половины касается их родителей (Быт. 24:1–9,28–60). Авраам активно давал советы, а родители Ревекки должны были дать согласие, чтобы она могла стать женой Исаака.

Я знаю, что обычаи того общества очень сильно отличались от наших. Роль родителей была важнее, чем в современном обществе, но, даже принимая во внимание культурные различия, Библия все равно подчеркивает, как важно поддерживать здоровые отношения с родителями.

Действительно, вступая в брак, мы покидаем родителей и прилепляемся друг к другу, и об этом мы поговорим позже, но наше расставание с родителями не абсолютно. Из 1 Тимофею 5 видно, что наши обязательства перед родителями продолжаются всю жизнь.

Что это означает для молодой пары, которая планирует вступить в брак? Это означает, что молодые люди должны делиться своими планами с родителями. Встретив у колодца раба Авраама, Ревекка тут же рассказала родителям о случившемся (Быт. 24:28). Потом раб подробно объяснил ее родителям, почему он посчитал Ревекку подходящей женой для Исаака. Он убедил их также, что Исаак способен удовлетворить финансовые потребности их дочери. Он сообщил о вере Исаака, сына Авраама, друга Божьего. Рассказав все это, он ждал нового подтверждения того, что этот брак угоден Богу, – положительного ответа ее родителей (Быт. 24:49).

По возможности, пара должна получить благословение родителей обеих сторон. Я не говорю, что никогда нельзя вступать в брак, если родители против. Я имею в виду, что, если у кого-то из родителей есть возражения, молодые люди должны подождать и дать Богу время, чтобы Он изменил отношение родителей к их браку.

Родители должны знать, что мы уважаем их мнение и хотим их благословения. Мы никогда не должны давать им понять, что их мнение не имеет для нас значения. Жизнь слишком коротка и хрупка, чтобы портить отношения с близкими. Мы нуждаемся в эмоциональной стабильности, которая проистекает из позитивных и полноценных отношений с нашими родителями и родителями супруга.

Если ваши родители против вашего брака, как долго следует ждать их одобрения? Это сложный вопрос, и он заслуживает хорошего ответа. Мне жаль, но я не могу его дать. Я могу сказать: до возраста двадцати трех лет, но это мое личное мнение. Только вы можете ответить на этот вопрос, но большинство моих знакомых, которые вступили в брак против воли родителей, ждали по несколько лет, и им было полезно это ожидание. Может быть, через неодобрение родителей Бог показывает вам, что стоит подождать?

Принцип своевременности

Есть два принципа, связанных с темой своевременности, и оба одинаково важны. Первый: не торопись! Мы склонны спешить и форсировать события. Раб Авраама произнес очень интересную молитву. Стоя у колодца, он помолился о том, чтобы девушка, у которой он попросит пить, напоила не только его, но и его верблюдов. Он еще молился, когда появилась Ревекка, и он попросил у нее воды. Ревекка с радостью дала ему напиться. Потом Ревекка сказала: «Я стану черпать и для верблюдов твоих» (Быт. 24:19).

Это было как раз то, о чем он молился. Бог ответил на молитву. Это должна быть она! Давайте объявлять о помолвке! Давайте скажем всем: «Я нашел свою суженую!». Многие из нас повели бы себя именно так.

Но раб поступил иначе. «Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет» (Быт. 24:21). Ответил ли Бог на его молитву? Казалось, что да. Но, видите ли, для уверенности в том, что такова воля Божья, недостаточно одного маленького испытания.

«О Господь, если это он, пусть он пригласит меня к себе на Рождество!» Это прекрасно, но этого мало. Я не против подобных молитв, но мы не должны преувеличивать их значение. Я знаю много пар, которые решили вступить в брак, потому что им показалось, что Бог ответил на их молитвы, – хотя все остальные признаки говорили об обратном.

Раб Авраама не спешил. Он хотел убедиться, что такова воля Бога. Одного знака недостаточно. Он перешел к более важным вещам: хочет ли девушка вступить в брак, согласны ли ее родители? Следующие двадцать семь стихов касаются подарков, разговоров с матерью, отцом, братом и прочими, рассуждений о финансах, об организации жизни, о духовных вопросах и т. д. И после всего этого раб не настаивает: «И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему, или нет; скажите мне, и я обращусь направо или налево» (Быт. 24:49). Многие признаки оказались благоприятными, но слуге Авраама нужно было еще кое-что: благословение родителей девушки, о котором мы уже говорили.

В отношениях многих пар отсутствует дух открытости Божьему руководству, и это очень печально. По природе мы склонны бежать слишком быстро и поэтому часто приходим к выводу, что, если мы чувствуем то, что чувствуем, если то-то или то-то – правда, мы должны пожениться. Слишком мало внимания уделяется более важным вопросам интеллектуальной, общественной, духовной и культурной общности. Божьи наставления не всегда противоречат голосу разума. Не говорите все, что думаете. Обсуждайте проблемы. Исследуйте основания. Не принимайте решение в неведении. Истина освобождает нас.

Параллельно этому существует еще один принцип, связанный со временем. «Когда горит зеленый свет, не жди видения в ночи!» Я обращаюсь сейчас к тем робким душам, которым трудно решить, какое растительное масло им купить. Я имею в виду тех, кто медлит с принятием решения настолько, что, когда они все-таки на что-то решаются, решение это оказывается уже ненужным. Многих из вас не нужно учить этому, но некоторым важно об этом помнить. Как только раб получил положительный ответ родителей Ревекки и перед ним загорелся зеленый свет, он был готов пуститься в путь. Мать и брат девушки пытались уговорить его отложить путешествие на десять дней или около того, но он сказал: «Не удерживайте меня» (Быт. 24:56). Отпустите меня. В часовне звонят свадебные колокола.

Вступление в брак – серьезный шаг. Кое-кто предпочел бы назвать его прыжком . Если вам всю жизнь трудно принимать решения, уверяю вас, что вы будете дрожать, когда приблизитесь к алтарю. (Ему понадобилось два года, чтобы решить, что он хочет поступить в колледж, и он учился там шесть лет, потому что пять раз менял специальность. Если речь пойдет о вступлении в брак, это будет для него травмирующая ситуация.)

Что я пытаюсь сказать вам? Если в центре ваших отношений с представителем противоположного пола находится Христос и всюду горит зеленый свет, не ждите, когда на стене появится чудесная надпись. В какой-то момент вам придется принять решение. Поймите меня правильно. Если где-то до сих пор горит красный свет, что-то вас действительно беспокоит, есть какие-то нерешенные проблемы, я не советую вам игнорировать их. Такие огоньки должны служить для нас предупреждением. Мы должны работать над проблемами, пока не загорится зеленый свет, или повернуть обратно. Если же везде – зеленый свет, доверься Богу и иди вперед.

Принцип Божьей воли

Божья воля при заключении брака важнее, чем «любовь». Как мы уже отмечали, я обычно спрашиваю пары, приходящие ко мне на предсвадебные консультации, почему они хотят пожениться. Этот вопрос кажется мне логичным. Большинство из них удивляется этому вопросу, но, когда молодые люди понимают, что я задаю его серьезно, они обычно отвечают: «Потому что мы любим друг друга». Предполагается, что это веская причина. И христиане, и неверующие согласны с тем, что основание для брака – это любовь. Когда я пытаюсь добиться более конкретного ответа, то обнаруживаю, что часто взгляд христиан на любовь мало чем отличается от взгляда неверующих.

Если бы основанием для брака была любовь, Исаак и Ревекка не поженились бы. Они ни разу не видели друг друга до свадьбы. В Писании сказано: «И она сделалась ему женою, и он возлюбил ее» (Быт. 24:67). Именно в таком порядке. Сначала они вступили в брак, а потом он возлюбил ее. До свадьбы у них не было возможности полюбить друг друга. Да, наша система мне нравится больше. По крайней мере, у нас есть возможность полюбить друг друга до свадьбы. Но наша система – не всеобщая, поэтому брак христиан должен быть основан на чем-то другом. Я полагаю, что это основание – воля Бога, замысел Творца.

Христианин должен вступать в брак, если он глубоко убежден: это дело Бога, это Бог в Своей безграничной мудрости свел двух людей вместе и хочет, чтобы они прожили жизнь в союзе друг с другом и с Ним. Что-либо меньшее, чем это убеждение, противоречит тому, что сказано в Библии об основаниях брака. Все остальные основания могут измениться. Даже любовь, как бы мы ее ни определяли, приходит и уходит, но воля Божья постоянна.

Бог не приведет нас к браку, для того чтобы мы потерпели неудачу. Если это Он выбрал твоего партнера, твой брак, скорее всего, будет успешным. Это не значит, что Бог не поможет тебе, если ты обратишься к Нему уж после вступления в брак. Может быть, когда ты вступал в брак, ты не знал Его и не мог воспользоваться Его наставлениями. Но Бог всегда готов принять нас, где бы мы ни были, и помочь нам как можно лучше реализовать свои способности с этого момента. Если пара обращается к Нему за наставлениями, у нее всегда есть надежда. Если же вы еще не женаты, почему бы вам не следовать Божьей воле?

Итак, знаете ли вы Божью волю? Это главный вопрос всей первой части данной книги. Бог, как мы уже отмечали, наставляет нас разумно. Он дал нам средство для восприятия наставлений, когда наделил нас разумом. Когда наш разум подчинен Ему, когда мы пользуемся Его принципами в поиске партнера, Он ведет нас к уверенному знанию Своей воли. Именно эта вера помогает нам продолжать оставаться вместе и совершенствоваться в трудные моменты. «Да, у нас есть проблема, но это Бог свел нас вместе, поэтому ее можно решить». Так вы должны рассуждать, и тогда вы найдете решение проблемы и выйдете из конфликтной ситуации более зрелыми.

Предложения

Помимо общих принципов, перечисленных выше, мы хотим предложить как мужчинам, так и женщинам некоторые практические советы, основанные на истории Исаака и Ревекки. Сначала я обращусь к мужчинам.

Советы мужчинам

Делайте много подарков . Поразительно количество подарков, перечисленных в этом отрывке. Очевидно, что подарки были очень важны для раба Авраама, потому что он взял их с собой в дорогу целое множество. Он знал, что вручит их девушке, когда найдет ее. Первый подарок был вручен ей сразу после первого знака, свидетельствующего о том, что это – избранная Богом девушка. После ответа на первую молитву он дал ей два запястья и серьгу, все из золота (Быт. 24:22). Позже, когда ее родители выразили согласие, он сделал еще подарки Ревекке, а также ее матери и брату (Быт. 24:53).

Я знаю, что культуры различаются по типу подарков и уделяемому им месту, но, исследовав множество культур, я не обнаружил ни одного общества, в котором вручение подарков не входило бы в процесс вступления в брак. Подарки свидетельствуют о любви и уважении.

Я не имею в виду, что мужчина в нашем обществе должен делать подарки легко и непринужденно. Расточитель, который дарит дорогие вещи каждой девушке, с которой встречается, скорее всего, будет выглядеть глупо, а не вызывать восхищение. Но мало кто из девушек не оценит подарок от любимого человека, если он вручается ей с любовью. По моему мнению, подарки следует приберечь для той, к кому я испытываю особую привязанность и по какой-либо причине верю, что это может быть суженая, предназначенная мне Богом.

Подарки приобретают все большее значение по мере развития отношений. Некоторые мужчины совершают серьезную ошибку в этом вопросе. После помолвки и свадьбы они воспринимают свои отношения с супругой как нечто само собой разумеющееся и думают, что подарки уже не нужны. Как раз наоборот! Чем лучше вы знаете друг друга, чем больше вы любите друг друга, тем больше подарков вы должны делать.

Подарки не обязательно должны быть дорогими. Старая поговорка о том, что «дорого внимание», несомненно, права. Но вы не должны оправдывать ею скупость. Вложение денег в подарки будущей супруге – лучшее капиталовложение.

Ходите туда, где бывают девушки. Подумайте только о поручении, которое было дано рабу Авраама: отправиться в родную землю Авраама и найти невесту для Исаака. С чего начать? Ваша задача еще более колоссальна. В мире так много людей. Где вам искать свою женщину?

Вот простой, но разумный совет: идите туда, где бывают женщины! В Писании говорится, что раб Авраама «остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать» (Быт. 24:11). Он начал с того, что отправился на место, куда каждый вечер приходили женщины, – к колодцу. Ну да, у нас нет колодцев, но есть библиотеки, спортзалы, церковные мероприятия, библейские занятия и многие другие места, куда регулярно ходят верующие женщины. Мне кажется, мужчина, который хочет с Божьей помощью найти себе жену, поступит логично, если пойдет в такое место.

Я не хочу навязывать вам никакого плана действий. И вовсе не подразумеваю, что мужчина должен каждый вечер бродить по библиотеке, глядя на девушек, как хищник на добычу. Мы должны естественно и нормально общаться с женщинами в тех условиях, которые предоставляет наше общество. Скорее всего, Бог позволит вам познакомиться с той, которую избрал для вас, если вы окажетесь рядом. Зачем осложнять работу Богу, просиживая все вечера у себя в комнате и читая Шекспира? Идите туда, где есть девушки!

Я знаю, есть мнение о том, что верующие мужчины должны держаться подальше от женщин и думать о своем духовном росте. Я понимаю, чем руководствуются люди, думающие так, но сомневаюсь, что это может дать положительный результат. Духовность не развивается в вакууме. Человеку может казаться, что он далеко продвинулся по пути духовности, но, когда он сталкивается с реальным миром, обнаруживается, что это не так. Я думаю, что нормальный рост христианина лучше осуществляется в условиях общественного взаимодействия с представителями противоположного пола.

Ставьте духовное на первое место. Самое время поговорить о роли духовной жизни в свиданиях. Читая рассказ об Исааке и Ревекке, невозможно не почувствовать, что они думали прежде всего о Боге. С начала и до конца раб говорил о вере своего хозяина в Бога. Он молился сам и в присутствии семьи Ревекки. Он ясно заявил ее родителям о вере Исаака в Бога и о том, как Бог привел его к Ревекке.

Вы хорошо сделаете, если последуете примеру этого раба. Ваши отношения с Богом – самая важная сторона вашей жизни. Вы не должны оставлять Его в церкви, когда ходите на свидания. Вы должны говорить искренне и откровенно о своих отношениях с Богом.

Я полагаю, что пары, которые собираются вступить в брак, должны регулярно молиться вместе, вместе изучать Писание, вместе посещать богослужения, обсуждать свои устремления и видение. Именно эта свобода взаимодействия составляет краеугольный камень брака – духовную общность. Ищите вместе свое общее духовное основание и помогайте друг другу расти. Если Христос стоит в центре отношений до свадьбы, Он, скорее всего, останется там и после нее.

Существует несколько превосходных библейских курсов для пар. В заданиях в конце этой главы я предлагаю один из них, который помог многим парам изучить свои отношения с библейской точки зрения и вырасти в процессе этого.

Советы женщинам

Усердно выполняйте повседневные обязанности. Интересно, сколько раз в своей жизни Ревекка ходила к колодцу? Вряд ли она ходила туда специально с намерением найти себе мужа. Она выполняла свои повседневные обязанности – носила в дом воду. В ее обществе это было обычным делом, а не чем-то странным и неестественным, просто одним из ее домашних дел.

Вам иногда надоедает рутина? Вам скучно, потому что каждый день приходится делать одно и то же? Может быть, вы усложняете задачу Бога своим отношением и поведением? Скорее всего, вы встретите человека, который станет вашим мужем, в каком-нибудь неромантическом месте, вроде университетской столовой, библиотеки, занятий воскресной школы или библейских уроков.

Каждодневные детали важны. Павел советует нам делать все от души, как будто мы работаем лично для Самого Христа (Кол. 3:23). Если вы будете следовать такому принципу и применять его в своей каждодневной работе, вы сделаете наилучший выбор и поддержите Бога в Его замысле, касающемся вашей жизни.

Рутина перестает быть просто рутиной, когда вы трудитесь для Бога. Вся жизнь должна проходить в общении с Ним. Печально, что многие из нас просто что-то делают , вместо того чтобы сотрудничать с Ним . Его присутствие все изменяет. Он хочет, чтобы наше общение соответствовало Его планам на нашу жизнь. В один из самых обычных дней, когда вы будете готовы, Он приведет к колодцу нужного мужчину.

Будьте добры. Нас учили этому в детстве. Неплохо не забывать об этом и сейчас, когда вы повзрослели. Доброта – величайшее качество по-настоящему свободной женщины. Ревекка не была эгоистична и была готова послужить другим людям.

Настоящая свобода не значит жить для себя. Напротив, это свобода от ига эгоизма, умение жить и трудиться на благо других людей. Маленькое доброе дело – напоить верблюдов – все равно что перевести кого-нибудь через дорогу или похвалить мужчину за то, что у него машина чистая. Нетрудно проявить немного доброты. Но разве может быть что-нибудь более красноречивое?

Доброта – добродетель, которую следует воспитывать в себе. Это одна из длиннейших рук любви, она всегда уместна. Доброта никогда не бывает некрасивой. Именно проявление доброты со стороны девушки – та искра, из которой может загореться пламя. Доброта безгранична, и она будет объединять вас всю жизнь. Сколько бы лет ни было вашему мужу, он всегда будет ценить доброту, и сколько бы лет ни было вам, – вам как жене она будет очень полезна.

Делитесь радостью с родителями. Когда Ревекка узнала, что, похоже, Бог послал ей суженого, она тут же сообщила об этом родителям (Быт. 24:28). Я уже упоминал об этом, но здесь повторяю снова, потому что многие женщины лишают своих матерей великой радости, не рассказывая им о действии Бога в своей жизни. Если ваши родители живы, они беспокоятся о вашем благополучии. Они радуются, когда вы радуетесь, и плачут, когда вы плачете. Может быть, вы не хотите видеть их плачущими, но уж точно захотите, чтобы они разделили вашу радость. Вы можете сильно обогатить их жизнь, поделившись с ними радостью развития своих добрачных отношений.

Осторожно!

Я должен сделать одно пояснение, чтобы вы правильно поняли содержание этой главы. Христианин не должен все бросить и отправиться в путешествие, на поиски жены или мужа. В ситуации с Исааком такое путешествие было необходимо, потому что того требовала описанная выше географическая и культурная ситуация. Но большинство из нас узнает о Божьем выборе в нормальных условиях.

Как мы уже отмечали, большинство из нас должно сосредоточиться скорее на том, чтобы стать нужным человеком, чем на том, чтобы найти нужного человека. Когда мы будем готовы, Бог сведет нас вместе.

Слишком часто христиане страдают от болезни, которую студенты определяют как «страх остаться старой девой» и которая заставляет нас принимать неразумные и необдуманные решения. Не спешите. Бог действует по Своему расписанию.

Свадьба – не решение всех ваших проблем. Решение всех ваших проблем – в Боге! Когда мы узнаем Бога, Он старается помочь нам во всех сферах нашей жизни. Но Он не принимает решения за нас. Эту ответственность Он вверил нам. Принципы, описанные в этой главе, призваны помочь вам принимать решения.

Развивающие задания

Для холостых

1. Если вы помолвлены или упорно движетесь к этом направлении, прочтите и обсудите каждый из «основных принципов» этой главы. Будьте честны и откровенны во всем.

2. Если после этого вы собираетесь продолжать отношения, начните раз в неделю или две вместе изучать Библию. Я предложил бы вам прочесть книгу Дж. Аллана Петерсона «Перед свадьбой» (см. Приложение). Изучайте Библию самостоятельно, а потом вместе обсуждайте пройденное.

3. Начните молиться вместе хотя бы раз в неделю.

4. Записывайте новые идеи, возникающие у вас при изучении Библии, и обсуждайте их друг с другом.

5. Те, кто еще ни с кем не встречается, должны обратить особое внимание на разделы «Ходите туда, где бывают девушки» и «Усердно выполняйте каждодневные обязанности». Как вы можете практически следовать этим советам в своей повседневной жизни?

Для супружеских пар

1. Вам может показаться, что эта глава вас не касается, потому что вы уже нашли себе пару. При чтении этой главы у вас, скорее всего, возникнет одна из следующих реакций: радостная благодарность, с которой вы вспомните, как Бог познакомил вас, или отчаяние при мысли о том, как мало вы знали о Боге до свадьбы. Честно скажите, что вы почувствовали?

2. Библия учит нас, что Бог хочет взять нас такими, какие мы есть и где мы есть, и привести туда, где мы должны быть. Действительно ли вы хотите усовершенствовать свои отношения с супругом?

3. Что доброго вы можете сделать своему супругу на этой неделе? Что вы подарите своей супруге?

4. Прочитайте Колоссянам 3:23–24. Нужно ли вам изменить свое отношение к каждодневным обязанностям? Хотите ли вы попросить помощи у Бога?