7. Кто будет мыть унитаз?

Медовый месяц закончен. Билл и Мэри возвращаются на работу, и каждый получает традиционные поздравления от сослуживцев. Весь день они не могут дождаться первого совместного вечера в их маленькой квартирке.

Мэри приходит домой на полчаса раньше Билла и, наведя в квартире порядок, берется за приготовление ужина – ее первого семейного ужина! Она еще не успевает почистить морковь, когда приходит Билл, направляется прямо на кухню, тепло обнимает жену и нежно целует. Она еще не успела прийти в себя, а Билл уже сидит в кресле под лампой, читает спортивные новости.

Когда ужин готов, Мэри зовет его, а он с радостной улыбкой говорит ей: «Как вкусно пахнет!». Они общаются, в основном рассказывают о разговорах с сослуживцами, и ужин заканчивается. Билл идет смотреть матч с участием «Ковбоев Далласа», а Мэри убирает со стола и моет посуду. Потом они усаживаются рядом и проводят вместе великолепный вечер.

На следующий вечер все происходит примерно так же, как описано выше. На третий вечер – тоже. На четвертый вечер Мэри начинает задавать себе вопрос: Что же такого замечательного в замужней жизни? На пятый вечер она взрывается: «Почему ты даже не предлагаешь мне помощь? Ты за кого меня принимаешь? Вот что я хотела бы знать. Я вышла за тебя не для того, чтобы тебе прислуживать, и т. д.».

Билл не понимает, что на нее нашло: «Из-за чего весь этот шум? О чем ты говоришь? Я что, должен помогать тебе готовить и мыть посуду? Никогда такой дикости не слышал, и т. д.».

С какой проблемой столкнулись Билл и Мэри? Нечеткое представление об обязанностях супругов. Отсутствие договоренности, кто что будет делать. Дело в том, что в семье Мэри отец всегда помогал готовить ужин и мыть посуду, если не был занят. С другой стороны, в доме Билла отцу и в голову не приходило заниматься такими вещами. Билл с раннего детства слышал, что «это женская работа». Поэтому Билл и Мэри по-разному представляют себе обязанности супругов. Они по-разному представляют себе, что должен делать муж. Они не обсудили то, что обществоведы называют «ролями» супругов.

Билл и Мэри – не исключение из правила. Они – пример того, что случается в большинстве семей в первые три месяца после свадьбы, когда пара начинает понимать, что не договорилась заранее по поводу очень серьезной проблемы: «Кто будет мыть унитаз?». Муж предполагал, что это – обязанность жены, а она – что это его работа, поэтому унитаз становится вечной причиной ссор. То же самое может возникнуть в связи со многими другими вещами: выносом мусора, подметанием, выбиванием пыли, стиркой, мытьем окон, мытьем машины, стрижкой лужаек, уходом за цветами и т. д. Конкретный предмет споров может быть любым, но основная проблема остается той же – нечеткие представления о разделении обязанностей.

Обычно мы произносим слово роль по отношению к более важным аспектам жизни, например, кто материально содержит семью. Но роль – это просто принятие на себя определенных обязанностей. Конкретная обязанность может быть крупной или незначительной. Речь может идти как о финансовом содержании, так и о менее важных вещах, подобных перечисленным выше. Кто за что отвечает? Вот важный вопрос, связанный с ролями.

В нашем обществе произошло много изменений в связи с распределением ролей в супружеском союзе. Традиционно муж заботился о финансах, а жена была домохозяйкой. Но в последнее время больше женщин работает, чем занимается домашним хозяйством. В результате в семьях возникают новые конфликты.

Если жена работает вне дома и играет равную с мужем роль в вопросе финансового снабжения семьи, следует ли полагать, что и в занятиях по дому они тоже играют равные роли? Большинство работающих пар обсуждает между собой вопрос: будет ли жена работать? – и приходит к согласию. Но немногие обсуждают, кто будет мыть унитаз. Поэтому серьезным источником конфликтов для новобрачных становится не вопрос о том, будет ли женщина работать, а незаметные на первый взгляд стороны повседневной жизни. Поэтому мы в этой главе призываем вас обсуждать между собой как важные вопросы, так и незначительные. Большинство пар часто считает распределение ролей в этих вопросах само собой разумеющимся.

Таким образом, обсуждение ролей до свадьбы и соглашение по поводу ролей супругов в браке чрезвычайно важны. Большинства конфликтов можно было бы избежать, если бы пара до брака обсудила свои обязанности и пришла к какому-то соглашению. Обычно проблема в не том, что согласия невозможно достичь, а в том, что тема не обсуждается. Парам кажется, что они знают, что будут делать после свадьбы. Но как можно знать, что думает другой человек, если вопрос не обсуждается открыто и подробно?

Помогает ли нам Библия понять, что должен делать в доме муж, а что – жена? Однажды я слышал, как Джеймс Хэтч из Библейского колледжа Колумбии в шутку сказал: «В Библии ясно сказано, что муж должен мыть посуду. В 4 Царств 21:13 Бог говорит: «Вытру Иерусалим так, как вытирают чашу»». Аргумент для вас, дамы.

Рассуждая более серьезно, отметим понятие разных обязанностей, распределенных между равными. Мы наблюдаем это, глядя на Самого Бога. В Ефесянам 1, например, мы видим, что Бог Отец запланировал наше спасение (Еф. 1:3–4), Бог Сын пролил Свою Кровь ради нашего спасения (Еф. 1:7), а Бог Святой Дух запечатлел наше спасение (Еф. 1:13–14). Каждый из Них сыграл отдельную роль в процессе искупления, хотя Они едины. Единство не означает отсутствия различий. Исполнители разных ролей составляют целое.

Подобным образом муж и жена выполняют разные обязанности, но они едины. Распределение ролей не нарушает единства, но подкрепляет его. Обязанности – это не власть и не признак достоинства, просто вопрос эффективного сосуществования. Мы не должны удваивать свои силы, просто принять на себя разную ответственность и стремиться к одной намеченной цели.

В самом начале Бог определил Адаму и Еве задание: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28).

Задача была двусторонней: размножаться физически и владычествовать над землей со всеми живущими на ней созданиями. Обратите внимание, что эта задача дается и мужчине, и его жене. Они оба должны были участвовать в достижении цели, но, очевидно, не могли оба играть одинаковую роль. Физически женщина должна была вынашивать ребенка, но муж играл в этом процессе жизненно важную роль. Почему? Потому что Божий идеал – единство. Бог всегда хотел, чтобы мужчина и женщина работали как одна команда. Для того чтобы родился ребенок, нужно потрудиться обоим, – и так должно происходить во всех областях жизни.

Как физическое воспроизведение требует сотрудничества мужа и жены, играющих разные, но необходимые роли и действующих вместе как единое целое, так и во всех остальных сферах образцом остается различие обязанностей, но единство цели. Игроки в команде выполняют разные задачи, но у них есть общая цель. Роли мужа и жены различны, но они стремятся при этом к общей цели как команда, созданная Богом.

Указание на различие ролей Адама и Евы мы видим в Бытии 3, где Бог осуждает их за грех:

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься (Быт. 3:16–19).

Божьим судом над Евой была боль при деторождении. Вынашивание ребенка было, конечно же, уникальной задачей Евы. Суд над мужчиной не коснулся его участия в процессе деторождения. Верша суд над Адамом, Бог говорит о земле, потому что Адам был земледельцем. Волчцы и тернии должны были осложнять процесс возделывания земли.

Оба этих суда должны были постоянно напоминать о последствиях грехопадения, и суды эти были не случайны. Суд над Евой касался ее уникальной роли, а суд над Адамом – его каждодневной работы в поле, когда он выполнял свою основную обязанность – заботился о пропитании семьи.

Для того чтобы выполнить свою роль в Божьем замысле («размножайтесь, и наполняйте землю»), Ева, что понятно, не могла возделывать поля. Так как роль

Адама в воспроизведении себе подобных была иной, он мог направить свои силы на выполнение второй части Божьего замысла, то есть на подчинение земли и управление остальными живыми существами. Таким образом, женщина, в первую очередь, является матерью, а мужчина – добытчиком.

Конечно, нельзя считать, что обязанности мужа и жены сводятся только к этим ролям. Любой человек, знакомый с жизнью земледельцев, понимает, что жена фермера тоже должна работать, чтобы дела на ферме шли успешно. И Адам, конечно же, должен был участвовать в воспитании детей. В Библии всегда говорится об отношениях ребенка с родителями, а не только с матерью. В этой главе просто представлена мысль о том, что обязанности супругов в браке – разные, но они вместе должны трудиться ради достижения целей Бога.

Вероятно, из этого отрывка следует, что, если у пары есть дети, то традиционное представление о муже как добытчике и о жене как домохозяйке кажется самым логичным. Некоторые верующие пары сегодня не хотят иметь детей; они считают, что первая половина Божьей заповеди в Бытии 1:28 – «размножайтесь, и наполняйте землю» – уже выполнена. В таком случае, нет логических причин, по которым жена не могла бы наравне с мужем участвовать в выполнении второй части Божьей заповеди – «и обладайте ею [землей], и владычествуйте».

Другие пары, у которых есть дети, рассуждают, что в неаграрном обществе жена вполне может работать и быть при том благочестивой матерью. Описание добродетельной жены в Притчах 31 подтверждает такое мнение.

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью, и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала, и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростию, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем, и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, – муж, и хвалит ее (Пр. 31:10–28).

Прочитав этот отрывок, невозможно прийти к выводу, что роль женщины ограничивается воспитанием детей. Однако создается впечатление, что «центр мира» жены – дом. Она занимается разнообразными видами деятельности: шьет, готовит, работает на поле, насаждает виноградники, прядет шерсть и лен, заботится о бедных и нуждающихся, говорит с мудростью и добротой. Эта женщина приносит экономическую выгоду своей семье. Но вся ее деятельность направлена на благосостояние семьи: мужа (Пр. 31:11–12), детей (Пр. 31:15,21,27) и ее самой (Пр. 31:22).

Каковы результаты такой жизни? «Встают дети и ублажают ее, – муж, и хвалит ее» (Пр. 31:28). Я знаю массу женщин, которые не ставят для себя семью на первое место, но ищут личной реализации в разных областях, – но кто променял бы на успех в иной области такую похвалу: «Встают дети и ублажают ее, – муж, и хвалит ее»?

Этот ветхозаветный портрет праведной жены, уверенной в себе и несущей служение на благо семьи, был идеалом и в Новом Завете. Я полагаю, именно этот образ вспоминает Павел, когда пишет, что женщины постарше должны учить молодых быть «попечительными о доме» (Тит. 2:5). Это не значит, что верующая жена должна ограничивать себя определенным набором обязанностей по дому, но это значит, что на главном месте в ее жизни должна быть семья. Принимая решение о новом занятии, она всегда должна задавать себе вопрос: Как это отразится на моей семье? На моем муже? На моих детях? На мне самой? На наших отношениях друг с другом?

Никакие личные достижения не стоят того, чтобы жертвовать единством семьи. Я присоединяюсь к заявлению, которое сделал около 450 г. до Р.Х. Сократ: «Если бы я мог подняться на самое высокое место в Афинах, я возвысил бы голос и сказал: «О чем вы думаете, сограждане, когда так стараетесь скопить побольше богатств и так мало заботитесь о детях, которые однажды все их унаследуют?»».

Верующая женщина обладает огромной свободой. Ей доступно многое, но наибольшего удовлетворения она достигнет, будучи верной своей семье. Что толку для жены получить целый мир, а семью свою потерять?

Какова роль мужа как добытчика? Об этом говорится только в Бытии 3, или и в других местах Писания? В 1 Тимофею 5:8 сказано: «Если кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». В данном конкретном случае речь идет об обязанности мужчины заботиться о вдовах своей семьи, но, конечно же, если он должен заботиться о вдовах, он обязан поступать так же и со всей собственной семьей.

Во многих местах Писания Бог назван «Отцом», причем проводятся параллели между нашим Небесным Отцом и нашими земными отцами. Например:

Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7:9-11).

Если бы вам пришлось описать роль Бога как Отца одним словом, какое слово вы выбрали бы? Я бы выбрал слово Заботливый . Он дал нам все необходимое для жизни и благочестия (2 Пет. 1:3). Он не только даровал нам жизнь, Он поддерживает ее и заботится о наших потребностях. Подобным образом Библия описывает и земного отца – как заботящегося о своей семье.

Это не значит, что жена не должна помогать заботиться о семье. В Притчах 31 говорится об обратном. Муж и жена – одна команда, они работают вместе, но в основном обязанность заботиться о материальных потребностях семьи лежит на плечах мужа.

Какое-то время тому назад я был приятно удивлен, прочитав в одном светском журнале следующую статью. Ее автор, доктор Френсис Уэлсинг, – психиатр, работающая с афроамериканскими женщинами, помощник профессора педиатрии в Медицинском колледже при университете Ховарда и сотрудник госпиталя Фридмена в Вашингтоне. Ее представление о ролях мужа и жены соответствует библейскому представлению.

Именно в контексте семьи афроамериканцы должны начинать борьбу с комплексом неполноценности, способствуя максимально эффективному развитию молодежи.

Основная задача отца в отношениях с детьми – показать им на личном примере, в чем состоит роль взрослого мужчины; показать с любовью и добротой к детям – любовь и доброта обязательны для успешного обучения. Основная задача взрослого мужчины – забота и защита семейной ячейки и народа в целом.

Основная задача матери в отношениях с детьми – научить их на своем примере, с любовью и добротой, роли взрослой женщины. Основная задача взрослой женщины – воспитание детей и забота о доме. Такое разделение обязанностей я считаю основным и обязательным для эффективного функционирования семьи.

Я понимаю, что большинство белых женщин сегодня станет возражать против такого разделения обязанностей, но мы, афроамериканцы, не можем позволить, чтобы наши приоритеты определялись их прихотью. Если мы будем игнорировать важность этой схемы, мы сами подвергнем себя опасности.

Афроамериканцы сами могут справиться с комплексом неполноценности, от которого страдают их дети, если нефункциональные «семьи», в которых доминируют женщины, превратятся в настоящие семейные ячейки, с подлинным равновесием и гармонией между ролью мужчины как добытчика и ролью женщины как растящей детей, причем обе роли должны быть равными и одинаково уважаемыми.

Афроамериканские женщины должны начать бороться за ту возможность, которая теперь есть у белых женщин, – оставаться дома, получая адекватную поддержку от мужа, заботиться о детях так, как не может позаботиться о своих детях белая женщина, которой часто приходится прибегать к помощи черной женщины, оставляющей в таком случае собственных детей ради работы.

Если афроамериканские мужчины и женщины сосредоточатся на достижении этой общей цели и перестанут соревноваться друг с другом, потому что подобное соперничество в данный момент губительно сказывается на них, они действительно смогут действовать как одна команда11.

Несколько лет назад я столкнулся с классическим примером неспособности следовать этому основному образцу. Ко мне на консультацию пришла женщина, состоящая в браке уже более тридцати лет. Она описала ситуацию в семье как «невыносимую». Много лет ее муж ограничивал свои занятиями тремя вещами: работа, хобби и сон. Кроме этого, он принимал пищу три раза в день. Он ничего не делал дома, ничего не делал для детей и очень мало разговаривал с женой.

Я спросил, всегда ли так было. Она ответила:

– Нет. Много лет он вообще не работал.

В первые годы брака этот человек был очень безответственным и менял место работы чуть ли не каждый день. Они с женой купили дом с помощью родителей, но могли потерять его из-за неуплаты аренды. Однажды жена решила, что, если он не хочет работать, этим займется она. Она пошла работать и начала выплачивать долги. С того момента она стала главой семьи. Муж мог продолжать вести себя безответственно – чем он и занимался. Прошли годы, он нашел себе работу и ходил на нее регулярно, но ответственности на себя так и не принял. Он чувствовал себя ненужным, невостребованным и замкнулся в себе.

Когда я рассказал этой женщине о библейском замысле, согласно которому муж должен быть добытчиком, она нахмурилась. Она поняла свою ошибку и сделала заявление, которого я никогда не забуду: «Я спасла свой дом, но погубила свой брак!».

Какой проницательный вывод! Ее решение пойти работать действительно спасло ее дом, но муж оказался навеки в состоянии неудачника. Она поощряла его безответственность. Теперь она с сожалением сказала: «Надо было мне позволить потерять наш дом. Я несла на себе груз все эти годы. Теперь, когда он зарабатывает деньги, я не знаю, как сделать его главой семьи. Мне нужен кто-нибудь, на кого я могла бы опереться!».

Стремясь спасти материальное имущество, эта женщина потеряла нечто более важное – единство с мужем, угодное Богу. Что она должна была сделать? Ее муж по какой-то причине был безответственным, когда они вступили в брак. Она не помогла ему выработать ответственность. Для того чтобы стать ответственным, надо принять на себя ответственность. Если бы она не только пожелала помочь, но и готова была доверить ему роль добытчика и довольствоваться тем, что он добудет, я думаю, он, скорее всего, научился бы своей роли. Его нужно было подтолкнуть и ободрить, чтобы он взял на себя ответственность.

Без сомнений, есть семьи, в которых из-за физической или умственной неспособности мужа работать жене приходится взять роль главы на себя. Это исключения из правила, и Бог пошлет таким женщинам силы и благодать. Однако такая жена должна помочь мужу найти свою роль в их отношениях. Помните, муж и жена составляют команду, и у каждого в команде есть свои обязанности.

Опираясь на эти основные принципы: 1) муж является добытчиком, 2) жена заботится о доме, – верующая пара может распределить между собой обязанности так, как ей хочется. Опять же, позвольте подчеркнуть, что обязанности эти ни в коем случае не должны быть формальными и стесняющими.

Библейский образец не запрещает женщине работать вне дома, внося вклад в финансовое благополучие семьи. Просто ее работа не должна быть в ущерб семье.

Жена и мать в основном несет ответственность за дом, но это не значит, что отец вообще ничего не делает дома. Физически роль матери в кормлении и воспитании детей – основная, но ребенку нужна и отцовская любовь. Ребенку нужны оба родителя, и отец должен беспокоиться о благополучии детей не меньше, чем мать. Общение с ребенком и его обучение не должны касаться только матери. Многие верующие отцы совершили эту прискорбную ошибку. Муж и жена – члены одной команды, они должны действовать сообща.

Будучи командой, муж и жена работают вместе, слушаясь Бога. Они вместе определяют, какую роль играет каждый из них в достижении Божьего замысла, касающегося их союза. Конкретные роли могут быть разными в разных семьях, могут изменяться время от времени и в одной семье, но эти роли должны устанавливаться с согласия обоих партнеров.

По моему мнению, при установлении обязанностей партнеров следует принимать во внимание их дары и способности. Один может быть более пригодным к определенной роли, чем другой. Раз вы – одна команда, почему бы не использовать игрока, которому лучше удается бросок? Что касается меня, я не могу себе представить, что было бы, если бы я пошел в магазин за покупками. Это задача моей жены, и она прекрасно с этим справляется. В другой семье для этой роли, возможно, больше подойдет муж.

Я не хотел сказать, что, если один из партнеров взял на себя обязанность, другой никогда не должен ему помогать. Предположим, жена взяла на себя обязанность пылесосить ковры каждый четверг. Это не значит, что муж никогда не должен ей помогать. Любящий человек хочет помочь и часто помогает. Обязанность означает, что, если муж не будет помогать жене, она не станет на него сердиться. Она не ждет, что он будет пылесосить, потому что это – не его обязанность. Если же он поможет ей, это будет проявлением любви и будет воспринято как таковое.

В Писании не сказано, «кто должен мыть унитаз», но сказано, что мы должны договориться об этом. Амос однажды спросил: «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» (Ам. 3:3). Нет, далеко они так не уйдут. Договориться об обязанностях довольно просто, но, если об этом забыть, проблемы могут хлынуть, как лава из вулкана.

Развивающие задания

Для супружеских пар

1. Кто в вашем браке отвечает за финансовое благополучие семьи?

_______Жена _______Муж _______Оба

Довольны ли вы таким положением вещей? Если нет, кратко опишите изменения, которые вы хотели бы видеть.

2. Не обсуждая этого с партнером, составьте список своих обязанностей в доме. Напишите отдельно список обязанностей партнера. Старайтесь быть как можно точнее и конкретнее.

3. Попросите партнера прочитать эту главу и выполнить задания 1 и 2.

4. Соберитесь вместе и изучите ваши списки. Вы можете обнаружить, что:

а) одинаково представляете свои роли;

б) есть пункты, по которым вы не согласны (существуют некоторые области, в которых вы нечетко себе представляете разграничение обязанностей);

в) вы согласны в очень немногих пунктах – это действительно конфликтная зона вашего брака.

5. Что бы вы ни обнаружили, обсудите свои роли. Как вы думаете, может, вы делаете что-то, что у партнера получилось бы лучше? Может быть, он готов взять на себя эту обязанность? Пусть попробует заниматься этим в течение одного месяца.

6. Не думайте, что обязанности нельзя изменить. Если в связи с ними возникает конфликт, настало время для обсуждения и оценки.

Для холостых

1. Скорее всего, вы уже обсудили, кто будет в основном заботиться о финансовом благополучии семьи, но решили ли вы, «кто будет мыть унитаз»? Нужно достичь соглашения по поводу как крупных, так и мелких обязанностей.

2. Прочитав эту главу, пусть каждый из вас составит список своих обязанностей после свадьбы. Отдельно составьте список обязанностей партнера. Старайтесь включить в списки все и будьте как можно более конкретны.

3. Сравните свои списки.

А. Есть ли вещи, за которые вы оба чувствуете себя ответственными? (Составьте список таких обязанностей и внимательно постарайтесь распределить их между собой.)

Б. Есть ли моменты, которые вы упустили, – что-то, за что никто не берет на себя ответственность? (Составьте список таких обязанностей и распределите их между собой)

4. Пересмотрите свои списки незадолго до свадьбы.

5. Будьте всегда открыты для обсуждения и перераспределения ответственности после свадьбы.