Библиография

1. Акты археологических экспедиций: т. 1.

2. Архангельский. Литературные источники идей преподобного Нила Сорского.

3. Барбашев А. Витовт. Последние двадцать лет княжения. СПб. 1891.

4. Бегунов Ю. К. Кормчая Ивана Волка Курицына // ОДРЛ: Т. 12, М. — Л., 1956, с. 141–159.

5. Бегунов Ю. К. Соборные приговоры как источник по истории Новгородско–московской ереси // ОДРЛ: Т. 13, М. — Л., 1957, с. 141–159, 214–224.

6. Боцяновский В. // Новое слово, 1896, № 12.

7. Буганов В. И., Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. М., б. г.

8. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви.

9. Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916.

10. Голубинский Е. Е. История русской церкви: Т. 2, М., 1900.

11. Грамота константинопольского патриарха Нила (1382) псковичам о ереси стригольников // Акты истории: Т. 1.

12. Дмитриев А. Церковь и идея самодержавия в России / /Атеист, б. г., с. 129.

13. Документы по истории XV—XVII вв. / Отв. сост. Пушка–рев Л. Н.: Том 2. Б. м., 1955.

14. Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881.

15. Журнал императорского общества истории (с 1846 г. ?). Раздел IV. Смесь, № 7, с. 1—16.

16. Замапеев А. Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы, Л., 1991.

17. Зимин А. А. Законодательные памятники Русского государства конца XV—начала XVII вв. М., 1961.

18. Зимин А. А. Иосифлянство раннее. Б. м., б. г.

19. Зимин А. А. О политической доктрине Иосифа Волоцкого // ОДРЛ: Т. 9, М. — Л., 1953.

20. Зимин А. А. Русская публицистика конца XV—XVI вв. М., 1959.

21. Иловайский Д. Еще о ереси жидовствующих и митрополите Зосиме. М., 1884.

22. Казакова Н. А., Лурье. Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV—начала XVI века. М.—Л., 1955.

23. Калачев Н. В. Архив историко–юридических сведений, относящихся к России: Кн. 1, отд. 3: О «Мериле праведном». М., 1850, с. 36, 37.

24. Каптерев Н. Ф. Царь и церковные московские соборы XVI и XVII столетий.

25. Карамзин Н. М. История государства Российского: В 12 тт. Тула, 1990.

26. Клибанов А. И. К изучению генезиса еретических движений в России // В сб. Вопросы истории религии и атеизма. Вып. 7. М., 1959.

27. Клибанов А. И. Книги Ивана Черного / Исторические записки: Кн. 62.

28. Клибанов А. И. Написание о грамоте // В сб. Вопросы истории религии и атеизма: Вып. 3. М., 1955, с. 325— 379.

29. Клибанов А.И. Реформационные движения в России. М., 1960.

30. Кормчая И. В. Курицина / Рукопись.

31. Короткая Л. Л. Публицистика XIII—XVI вв. в борьбе с церковно–религиозной идеологией. Мн., 1963.

32. Лихачев Н. П. Разрядные дьяки XVI века. Спб., 1888, с. 87.

33. Любимов В. П. Списки Русской Правды. Троицкий вид // В кн. Правда Русская / Под ред. акад. Б. Д. Грекова: Т. 1. М. — Л., 1940, с. 99, 100.

34. Макарий. История Русской Церкви.

35. Малинин В. Н. Десять слов Златоструя XII века. Спб., 1910.

36. «Мерило праведное», или Кормчая Ивана Волка Курицына // БЛ, Рук. МДА, фунд., № 187.

37. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881.

38. Никольский Н. К. О литературных трудах Климента Смолятича, писателя XII в. Спб, 1892.

39. О ереси жидовствующих / Новые материалы, собранные С. А. Белокуровым, С. О. Долговым. М., 1902.

40. О Зосиме // Современныя Известия, 1884, № 266.

41. Павлов А. Вопрос о ереси жидовствующих на VI археологическом съезде. М., 1884.

42. Памятники канонического права: Т. 1.

43. Памятники старинной русской литературы. Б. м., 1853— 1859.

44. Панов. Ересь жидовствующих // Журнал министерства народного просвещения, 1877, январь—март.

45. Перетц В. Н. Новые труды о «жидовствующих» XV в. и их литературе. Киев, 1908.

46. Пирлинг П. Россия и Восток. Царское бракосочетание в Ватикане, Иван III и София Палеолог. Спб., 1892.

47. Пирлинг О. Россия и папский престол. М., 1912.

48. Покаянное письмо Дениса к митрополиту Зосиме / БАН, Ч. 3. 15, начало XVI в. Найдено Я. С. Лурье.

49. Попов. Н. П. Афанасьевский извод Повести о Варлааме и Иоасафе / ИОРЯС: Т. 31, Б. м., 1926.

50. Послание Геннадия Иоасафу, архиепископу Ростовскому и Ярославскому // Подбор журналов Императорского общества истории (с 1846 г.), Раздел IV, Смесь, № 7, с. 1–16.

51. «Послание иконописцу» Иосифа Волоцкого и его адресат. М., 1970.

52. Послание к Зосиме в октябре 1490 г. // Памятники древнерусского канонического права, с. 776.

53. Послания Иосифа Волоцкого / Подг. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.—Л., 1959.

54. Православный собеседник, 1863, апрель.

55. Предисловие покаянию // Русская историческая библиотека: Т. 6. СПб, 1908, с. 835–837.

56. Псалтырь жидовствующих в переводе Федора–еврея / К изд. пригот. М. П. Сперанский. М., 1907.

57. Путешествия русских послов XVI—XVIII вв. Статейные списки / Отв. ред. Лихачев Д.С. М., 1954.

58. Пушкарев Л. Н. Документы по истории XV—XVII вв. // Материалы по истории СССР: Т. 2.

59. Пыпин А. Н. История русской литературы: Т. 2 / Изд. 2–е. Спб., 1898–1899.

60. Русские феодальные архивы XIV—XV веков. М., 1951.

61. Санин И. Просветитель, или обличение ереси жидовствующих / 3–е изд. Казань, 1904.

62. Седельников А. Д. К изучению «Слова кратка» и деятельности доминиканца Вениамина // Известия ОРЯС: Т. 30, Л., 1925, с. 212–273.

63. Седельников А. Д. Очерки католического влияния в Новгороде в конце XV—начале XVI в. //Доклады АН СССР, 1929, сер. В, № 1.

64. Седельников А. Д. Рассказ 1490 г. об инквизиции // Труды Комиссии по ревнерусской литературе АН СССР: Т. 1. Л., 1932.

65. Сервицкий. Опыт исследования новгородских еретиков, или «жидовствующих» // Православное обозрение, 1862, №8.

66. Снесаревский П. Крах агрессивной политики Ватикана в России (XV—XVI вв.) / Автореферат дисс. на соиск. уч. степени. М., 1951.

67. Соболевский А. И. «Логика» жидовствующих и «Тайна Тайных», СПб., 1899.

68. Соболевский А. И. О ереси жидовствующих. М., 1902.

69. Соколов И.И. К вопросу об отношениях протестантизма к России в XVI и XVII вв. М., 1882.

70. Стрешнев Н. Жидовское пленение. Исторические картины из быта Руси конца XV века: В 2–х тт. Спб., б. г.

71. Сухаржевский С. Покорение Константинополя турками и брак великого князя Московского Ивана III с Софиею Палеолог. Спб., 1877.

72. Филарет. Обзор русской духовной литературы. Спб., 1884

73. Хрептович–Бутенев. Флоренция и Рим в связи с двумя событиями из русской истории XV века. М., 1909.

74. Хрущов И. Исследование о сочинениях преподобного Иосифа Санина преподобного игумена Волоцкого / Репринт, изд. Б. м., 1868.

75. Цветаев Д. В. Из истории брачных дел в царской семье московского периода. М., 1884.

76. Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV—XV веков: Т. 2. М., 1951, с. 327–328.

77. Чин поставления на великое княжество князя Дмитрия Иоанновича / По спискам новгородской софийской императорской публичной библиотеки. Спб, 1865.

Примечания

1

Последние два аспекта особо примечательны для адвентистов седьмого дня.

2

Зимин, 1959, с. 5.

3

Короткая, с. 20.

4

Панов.

5

Сервицкий.

6

Панов, с.33

7

В «Просветителе» Иосифа Санина, стр. 31—32, мы находим, что еврей Сихара из г. Киева при князе Михаиле (1475—1467 гг.) появился в г.Новгороде и прельстил своим учением попа Дионисия, протопопа Алексия. После из Литвы пришли другие жидове — Осиф Шмайло, Скорявей, Мосей Ханум. Они, соединившись, встречались, учили жен и детей. Отсюда, дескать, и проистекает движение жидовствующих.

8

См., например, известное произведение Лажечникова «Басурман», или мало известное Стрешнева «Жидовское пленение».

9

Макарий, т. 4, с. 82.

10

Панов, с. 11.

11

Памятники канонического права, с. 779, 780.

12

Акты археологических экспедиций, стр. 380; Православный собеседник, с. 476—481; Хрущов, с. 118—123; Памятники старинной русской литературы (далее ПСРЛ), т. 4, с. 158.

13

Малинин.

14

Клибанов, 1959. с. 195.

15

Никольский, с. 104.

16

Буганов, Богданов, с. 16.

17

Там же.

18

Буганов, Богданов, с. 16.

19

Там же.

20

Карамзин, т. 4, с. 86, 87.

21

Карамзин, т. 4, с. 86, 87.

22

Замалеев, Овчинникова, с. 55.

23

Грамота константинопольского патриарха Нила…

24

Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви, с. 21, 22.

25

Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви, с. 21, 22.

26

Сервицкий, с. 303, 304.

27

Барбашев, с. 125, 126.

28

Боцяновский, с. 171.

29

О Зосиме.

30

«Русский архив», 1895, № 1, с. 10, 12.

31

Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви, с. 22.

32

Павлов, 1884.

33

Именно: Румянцов. № 204, 205; Ундол. 486; два в Синодальной библиотеке в двух экземплярах июльской книги Макарьевских Миней и Троиц. Лавр. N 187.

34

Зимин. Иосифлянство раннее, с. 133.

35

Соболевский, 1899.

36

Санин, с. 44, 45.

37

См. Псковскую I летопись, годы 1468—1470, а также «Житие Евфросина» // ПСРЛ: Т. 4.

38

Казакова, Лурье, с. 310.

39

См. послание к Зосиме.

40

Его избрание произошло зимою 1484 года (Софийская вторая летопись).

41

Памятники канонического права, с. 823.

42

Там же, с. 747.

43

Там же, с. 750.

44

3имин, 1959, с. 7.

45

Послание Геннадия Иоасафу.

46

Послание к Зосиме.

47

Санин, с. 323, 324.

48

Филарет, с. 122.

49

См. Седельников, 1925, с. 212—273.

50

Чтения ОИДР, 1902 г.: Кн. 2, с. 32, 33.

51

ПСРЛ, с. 296.

52

Пыпин, с. 74.

53

Сборник приговора по делу жидовствующих.

54

Пыпин, с. 97.

55

Пыпин, с. 99.

56

Санин, с. 559.

57

Пыпин, с. 106.

58

Панов, с. 6.

59

Санин, с. 39.

60

Акты истории, стр. 285.

61

Там же, с. 286.

62

Памятники канонического права, с. 880.

63

Там же, с. 726.

64

См., напр., послание Никифора в Памятниках словесности XII в.

65

Опала настигла ее лишь в 1502 году.

66

Зимин, 1959, с. 22.

67

Перетц, с. 2.

68

Послания Иосифа Волоцкого, с. 16.

69

Панов, с. 21.

70

Хрущов, с. 177.

71

Панов, с. 23.

72

Там же, с. 24.

73

Санин, с. 80.

74

Панов, с. 32.

75

Сервицкий, с. 306.

76

Там же, с. 317—320.

77

Пыпин, с. 74.

78

Панов, с. 27.

79

«Послание иконописцу» Иосифа Волоцкого и его адресат, с. 7.

80

Очерки внутренней жизни Новгорода, с. 166.

81

Санин, с. 133, 136, 150.

82

Дмитриев, с. 129.

83

Короткая, с. 30.

84

Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого // Казакова, Лурье, с. 511, 512.

85

Жмакин, с. 3—13.

86

Там же.

87

Пыпин, с. 103, 104.

88

Там же.

89

Там же, с. 101.

90

Там же, с. 115.

91

Там же, с. 116.

92

Жмакин, с. 27.

93

Архангельский, с. 139—184.

94

О ереси жидовствующих, с. VII.

95

См. Послание к Зосиме.

96

Там же, с. 759—764.

97

Из «Соборника приговора».

98

Иловайский.

99

Макарий, т. 7, с. 186.

100

По рукописи XVI в. из собрания Ундольского, № 1254, л. 59.

101

Сервицкий, с. 320.

102

О ереси жидовствующих, с. 115.

103

Перетц, с. 4. ,

104

О ереси жидовствующих, с. 125.

105

Перетц, с. 20.

106

См. Вальденберг, с. 201—222.

107

Кормчая И. В. Курицина, лл. 97 об. — 99.

108

Боцяновский.

109

Пыпин, с. 378.

110

Иловайский, с. 17.

111

Пушкарев, с. 313.

112

«Лихой человек» — уголовный преступник. В тексте 1-й Софийской еретики названы «лихими людьми» (ПСРЛ, т. 6). См. также: Русские феодальные архивы, с. 327, 328.