14. Дело и назначение Ангелов

I. Дело ангелов

Предмет этот можно разделить на три части: дело добрых Ангелов, дело злых ангелов, дело сатаны.

А. Дело добрых Ангелов

Ради удобства этот предмет разделен на две части: во-первых, дело Ангелов в связи с жизнью и служением Христа и, во-вторых, дело добрых Ангелов в общем.

1. Дело Ангелов в связи с жизнью и служением Христа. Это просто поразительный факт: будучи совершенно далеким от того, чтобы отвергать веру в Ангелов, Господь испытывал помощь их в самой замечательной степени. Ангел Гавриил известил Марию, что она будет матерью Спасителя (Лк. 1,26-38). Ангел заверил Иосифа, что «родившийся в Ней есть от Духа Святого» (Мф.1,20). Ангелы возвестили пастухам факт рождения Христа в Вифлееме (Лк.2,8-15). После искушения в пустыне Ангелы пришли ко Христу и служили Ему (Мф.4,11). Иисус сказал Нафанаилу, что «он будет видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин.1,51). Ангел с небес пришел к Нему в Гефсиманию и укрепляя Его, говорил с Ним (Лк.2 2,43). Он сказал, что мог бы умолить Отца и Отец послал бы Ему на помощь двенадцать легионов Ангелов, если бы это было необходимо или желательно (Мф.26,53). Ангел отвалил камень от гроба Иисуса и предложил женам войти в гроб (Мф.28,2-7). Ангелы сопровождали Христа при вознесении (Д.Ап.1,10 и далее). Ангелы будут сопровождать Его, когда Он придет во второй раз (Мф. 16,27; 25,31). Ангелы желают проникнуть в план спасения, созданный Христом (1 Петра 1,12). Бесспорно, это указывает на весьма близкие отношения между Христом и Ангелами.

2. Дело добрых Ангелов в общем. Прежде всего заметим, что в этой области существуют более постоянные и регулярные служения. (1) Они стоят пред Богом и поклоняются Ему (Пс. 147,2; Мф. 18,10; Евр. 1,6; Откр.5,11). (2) Они защищают и освобожда ют народ Божий (Быт.19,11; 3 Цар.19,5; Дан.3,28; 6,22;Д.Ап.5,19; 12,10 и далее). Писание обещает верующему, что «Он Ангелам Своим заповедует о тебе охранять тебя на всех путях твоих» (Пс.90,11; см. Мф.4,6). Ангелы — это служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1,14). Михаил — это, покровительствующий Израилю, Ангел (Дан. 10,13 и 21; 12,1). Весьма невероятно, чтобы семь Ангелов семи церквей в Малой Азии были Ангелами-покровителями каждой из церквей (Откр. 1,20). Иисус предупреждает о том, чтобы никто не поносил одного из малых сих, сказав, что «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18,10). (3) Они водят и ободряют служителей Божиих (Мф.28,5-7; Д.Ап.8,26; 27,23 и далее). (4) Они толкуют волю Божию людям (Иов 33,23). Это особенно видно в переживаниях Даниила (Дан.7,16; 10,5 и 11), Захарии (Зах.1,9 и 19) и Иоанна (Откр.1,1). (5) Они являются исполнителями судов над отдельными личностями и над народами, как Содом и Гоморра (Быт. 19,12 и далее), Иерусалимом (2 Цар. 24,16; Иез.9,1), Иродом (Д.Ап. 12,23), земли (Откр. 16). (6) Они уносят спасенных домой после их физической смерти (Лук. 16,22).

В дополнение к своему регулярному служению они еще активно вовлечены в служение будущего. (1) Пришествие Господа будет сопровождаться «гласом Архангела» (1 Фесе.4,16). (2) Они окажутся активными представителями Бога в судах великой скорби (Откр.7,2; 16,1). (3) Когда Иисус явится судить, Его будут сопровождать «Ангелы силы Его в пламенеющем огне» (2 Фесе. 1,7; см. Иуды 14). (4) Ангелы соберут избранных из Израиля в пришествие Христово (Мф. 24,31). (5) Во время жатвы при кончине века они отделят ложное от истинного и злых от добрых (Мф.13,39 и 49 и далее). (6) Они будут стоять у врат Нового Иерусалима явно, чтобы служить в качестве своего рода почетных стражей, что ничто нечистое и оскверненное не войдет в этот город (Откр.21,12).

Б. Дело злых ангелов

Некоторые отличают злых ангелов от бесов, однако более вероятно, что и те и другие — это одно и то же. Они активно вовлечены в сопротивление Богу и Его программе. (1) Они пытаются отделить верующего от Христа (Рим.8,38). (2) Они сопротивляются добрым Ангелам в их деле (Дан. 10,12 и далее). (3) Они сотрудничают с сатаной в выполнении его целей и планов (Мф.25,41; Ефес.6,12; Откр. 12,7-12). (4) Они производят физическое и душевное смятение (Мф.9,33; 12,22; Мк.5,1-19; Лк.9,37-42). (5) Выражение «нечистый дух» предполагает, что они вводят людей в нравственную нечистоту (Мф. 10,1; Д.Ап.5,16). (6) Они распространяют ложные учения (2 Фесе.2,2; 1 Тим.4,1). (7) Они противостоят детям Божиим в их духовном росте (Ефес.6,12). (8) Они порою овладевают людьми и даже животными (Мф.4,24; Мк.5,8-14; Лк.8,2; Д.Ап.8,7; 16,16). Необходимо делать различие между бесовским влиянием и бесовской одержимостью; первое является временным действием бесов извне, а второе более постоянным изнутри. (9) Иногда Бог употребляет их для выполнения Своих целей (Суд.9,23; 3 Цар.22,21-23; Пс.77,49). Создается впечатление, что Он особенно пользуется ими в период скорби (Откр.9,1-12; 16,13-16).Они явно будут облечены чудодейственной силой на какое-то время (2 Фесе.2,9; Откр.16,14).

Существует три рода демонологии, о которых следует особенно упомянуть в связи со сказанным. Первый род — это предсказание будущего. На самом низком уровне это может быть простое человеческое прозрение, или изученное обольщение, или чистейшее суеверие. В Библейские времена существовали прорицатели, которые предсказывали будущее с помощью природных знамений, скажем, как полет птиц или расположение внутренностей животного (Иез. 21,21), хиромантия или предсказание при помощи воды, налитой в сосуд, или предмета, погруженного в воду (Быт.44,4) и астрология или определение предполагаемого влияния звезд на судьбу человека (Ис.47,13). Все эти практики являются определенной формой демонологии. Если человек пытается прочесть будущее с помощью определенного рода Божественного вдохновения (Д.Ап. 16,16), он в действительности сделает это лишь с помощью бесов.

Вторая форма — это непосредственное поклонение бесам. Отступивший Израиль приносил жертвы бесам (Втор.3 2,17; Пс. 105,37). Пища, приносившаяся в новозаветные времена идолам, фактически приносилась в жертву бесам (1 Коринф. 10,19 и далее). В период скорби возобновится деятельность бесов и открытое поклонение дракону (Откр.13,4; 16,13 и далее).

Третья форма — это известные спиритуализм или спиритизм. Спиритизм — это вера, что живые могут общаться с мертвыми, что лух мертвых может являть свое присутствие людям. Некромантия, как это называют, совершается, как предполагается, с помощью человека — посредника, называемого медиумом. Хотя Израиль не всегда внимал Богу, он, тем не менее, строго предупреждался воздерживаться от всякой консультации с теми, которые упражняются в связи с мертвыми (Лев. 19,31; 20,6 и 27; Втор. 18,11; 4 Цар.21,6; 23,24; 1 Пар.10,13; 2 Пар.33,6; Ис.8,19; 19,3; 29,4). Аэндорская волшебница (1 Цар.28,3-14), Симон-волхв (Д.Ап.8,9-24), Елима-волхв (Д.Ап. 13,6-12) и служанка, одержимая духом-прорицателем (Д.Ап. 16,16-18) это Библейские примеры формы демонизма. Библия часто говорит об этой практике, как о волшебстве, чародействе (Исх.7,11; Иер.27,9; Дан. 2,2; Мих. 5,12;Нав.3,4; Откр.9,11).

Учитывая весь вопрос демонизма. Писание напоминает нам об необходимости испытывать духов, от Бога ли они или не от Бога (1 Иоан.4,1; см.1 Коринф. 12,10), не общаться с теми, которые состоят в связи с бесами (Лев. 19,31; 1 Коринф. 10,20) и никогда не консультироваться со злыми духами (Втор. 18,10-14; Ис.8,19), но облечься во всеоружие Божие для борьбы с этими духами (Ефес.6,12), предаваясь для молитвы во всякое время и со всяким постоянством (Ефес.6,18).

В. Дело сатаны

Указания на дело сатаны имеются в различных именах, которыми он называется, потому что каждое из имен выражает какое-то качество характера или метод его действий, или то и другое вместе. Как сатана, он сопротивляется; как диавол он клевещет и обвиняет, а как искуситель, он пытается соблазнить людей, чтобы они грешили.

Кроме того, Писание непосредственно разоблачает природу его дела. Говоря в общем, сатана намеревается занять место Бога. Хотя Писание не дает нам права утверждать, что ад — это царство, которым он управляет, но Слово Божие представляет нам его, как имеющего силу, престол и огромнейшую власть (Мф.4,8 и далее; Откр. 13,2). Чтобы достичь своей, явно выраженной, цели он попытался убить Младенца Иисуса (Мф.2,16; Откр. 12,4), а когда эта попытка провалилась, он попытался внушить Ему мысль поклониться ему (Лк.4,6 и далее). Если бы Христос потерпел поражение, сатана осуществил бы первую часть своей цели и установил бы свое господство на земле.

Сатана пользуется различными методами для осуществления своей цели. Если он не в состоянии атаковать Бога непосредственно, он нападает на самое высокое творение Бога — на человека. Писание упоминает о следующих методах, которыми пользуется сатана: ложь Ин.8,44; 2 Коринф. 11,3), искушение (Мф,4,1), хищение (Мф. 13,19), удручение — 2 Коринф. 12,7, препятствия (1 Фесе.2,18), просеивание (Лк.22,31), подражание (Мф.13,25; 2 Коринф. 11,14 и далее), клевета (Откр. 12,10), поражение болезнями (Лк. 13,16; см.1 Коринф.5,5), одержимость (Ин. 13,27), убийство и поглощение (Ин.8,44; 1 Петра 5,8). Верующий не должен разрешать сатане приобретать преимущество над ним, оставаясь в неведении относительно его схем и планов (2 Коринф. 12,11), но он должен бодрствовать и трезвиться и сопротивляться ему (Ефес.4,27; Иак.4,7; 1 Петра 5,8 и далее). Он не должен легко говорить о нем (Иуды 8 и далее; см. 2 Пет.2,10), но он должен облечься во всеоружие Божие и противостоять ему (Ефес.6,11). Христос победил сатану на кресте (Евр.2,14), и верующий должен жить верою во свете этой победы. Как и утверждает Пентекост:

«Своей смертью и воскресением Иисус произнес приговор над противником Божиим» (Пентекост, «Противник ваш диавол», стр. 184).

II. Назначение ангелов

A. Назначение добрых Ангелов

Существуют все основания для того, чтобы верить, , что добрые Ангелы будут продолжать свое служение Богу во всей вечности. В своем видении Нового Иерусалима, который, несомненно, принадлежит к будущему веку и который, очевидно, будет существовать во веки наряду с новым небом и новой землей, Иоанн видел Ангелов у двенадцати врат города (Откр.21,12). Если какие-то Ангелы вообще будут служить, значит у нас нет никаких оснований не верить, что будут служить все добрые Ангелы на определенных для них местах.

Б. Назначение злых Ангелов

Участь злых ангелов в озере огненном (Мф.25,41). В настоящее время некоторые из них содержатся в узах и во тьме до дня их окончательного осуждения (2 Петра 2,4; Иуды 6), тогда как другие еще свободны. В пришествие Христово верующие получат часть в осуждении злых Ангелов (1 Коринф.6,3) и эти ангелы вместе с сатаной брошены будут в озеро огненное.

B. Назначение сатаны

Проследим кратко и историю сатаны. Впервые он встречается на небесах (Иез.28,14; Лк. 10,18). Неизвестно, как долго он жил и наслаждался благоволением Божиим, но вот наступил момент, когда он и многие другие ангелы пали. Далее, он является в Едемский сад в образе змея (Быт.3,1; Иез.26,13). Там он стал фактором в падении человека, затем он оказался в воздухе, пользуясь доступом как на небеса, так и на землю (Иов 1,6 и далее; Ефес.2,2; 6,12). Итак, воздух стал главной квартирой его пребывания с момента падения человека. В будущем он будет низвержен на землю (Откр.12,9-13). Это случится, видимо, во время периода грядущей скорби. Когда Христос явится на землю в силе и славе, чтобы установить Свое Царство, сатана будет ввержен в преисподнюю (Откр.20,1-3). Там он будет связан и ограничен на тысячу лет. Затем он будет отпущен на короткое время, и в этом промежутке он попытается погубить планы Божий на земле (Откр.20,3 и 7-9).Однако эти планы его не осуществятся. С небес низвергнется огонь и погубит те воинства, которые он будет возглавлять, а сам он будет брошен в озеро огненное (Откр.20,7-10), в место своего окончательного назначения, где он и последователи его будут во веки веков.