19. Падение человека: вменение вины и расовые последствия

Грех является и действием и принципом; грех является и виной и осквернением» Когда мы оглянемся вокруг, мы увидим, что грех стал универсальной проблемой. В связи с этим фактом история свидетельствует в своих повествованиях о священничестве и жертвах в различных культурах мира. И каждый человек знает, что он не только потерял нравственное совершенство, но в равной мере его потерял и другой человек. Такие общеизвестные максимы, как «никто не совершен» или «у каждого своя цена» только выражают уверенность всего человеческого рода, что грех стал универсальным. Христианский опыт однообразно свидетельствует о присутствии греха в сердце человека, а также об отсутствии такого сознания в неспасенном человеке, что следует толковать, как ожесточение состояния.

I. Универсальность греха

Совершенно верно: Писание свидетельствует об универсальности греха. «Ибо нет человека, который не грешил бы» (3 Цар.8,46). «Не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс. 142,2). «Кто может сказать, я чист от греха моего?» (Притч.20,9). «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7,20). «Если вы, будучи злы…» (Лк.11,13). «Нет праведного ни одного… все совратились с пути, до одного не годны: нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3,10 и 12). «Заграждаются всякие уста и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим.3,19) «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3,23). «Но Писание всех заключило под грехом» (Гал.3,22). «Ибо все мы много согрешаем» (Иак.3,2). «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин.1,8). Универсальность греха доказывается еще тем фактом, что осуждение покоится над всеми, не принявшими Христа (Ин.3,18 и 36; 1 Ин.5,12 и 19), а потому искупление, возрождение и покаяние являются всеобщей нуждой (Ин.3,3 и 5 и 16; 6,50; 12,47; Д.Ап.4,12; 17,30). Если Писание говорит людям, что они хороши, оно имеет ввиду просто воображаемую доброту (Мф.9,12 и далее) или доброту стремлений (Рим.2,14; ил.3,15).

Всеобщая греховность не ограничивается актами греха, к ней относится и обладает греховной природой. Писание относит греховное действие и склонность к ним к их источнику — к испорченной природе. «Нет доброго дерева которое приносило бы худой плод…» «Злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое» (Лк.6,45). «Как вы можете говорить доброе, будучи злы?» (Мф. 12,34). Все люди объявляются по своей природе «чадами гнева» (Ефес.2,3), а смерть и наказание за грех посещают даже тех, которые не согрешили лично и сознательно (Рим.5,12 и 14). Итак, можно прийти к выводу, что это обладание плотской природой является всеобщей характеристикой людей.

II. Вменение греха

Итак, если все люди грешники, то как нам следует оценивать это положение? Если всеобщий оказался результат, следовательно, всеобщей должна быть и причина. Писание учит, что грех Адама и Евы явился причиной того, что все потомство их оказалось грешниками (Рим.5,19). Грех Адама вменен, признается или приписывается каждому члену человеческого рода. В поел. Римлянам 5,19 читаем: «Непослушанием одного человека многие сделались грешниками» Именно в силу греха Адама мы рождаемся в мир с испорченной природой и находимся под осуждением Божиим (Рим. 5,12; Ефес.2,3). Но как мы можем нести ответственность за извращенную природу, которую мы не родили лично и сознательно и может ли Бог справедливо вменить нам грех Адама? Существуют различные теории о вменении греха Адама по потомству.

А. Теория Пелагия

Пелагий был британским монахом, который родился около 370 года. Он предложил свое учение в Риме в 409 году, но оно было осуждено Карфагенским собором в 418 году. Социниане и унитарианцы вступились за эту общую схему учения. А эта теория утверждает, что грех Адама коснулся только его самого, что каждая человеческая душа непосредственно создается Богом, создается невинной и свободной от порочных стремлений, а также способна повиноваться Богу, как Адам, что Бог вменяет людям только те действия, которые они совершили сознательно и лично и что единственным воздействием греха Адама на его потомство является его скверный пример. Аюди могут спастись как посредством закона, так и посредством Евангелия. Физическая смерть является просто проявлением первоначального закона. «Смерть перешла во всех чело-веков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5,12), — это значит, что все подвержены вечной неисцелимой смерти, согрешая по примеру Адама. В соответствии с этим взглядом, человек является хорошим, если он не согрешит лично.

Скажем в ответ, что эта теория никогда не признавалась сообразной Писанию, что она никогда не была сформулирована в исповедании какой-либо ветви Церкви, а Писание, напротив, утверждает, что каждый человек унаследовал грешную природу (Иов 14,4; 15,14;Пс.50,5; Рим.5,12; Ефес.2,3), что все люди становятся повинными каждый в грехе, как только достигают нравственной сознательности (Пс.57,3; Ис.48,8), что никто не может спастись делами (Пс.142,2; Д.Ап.13,39; Рим.3,20; Гал.2,16) и что Писание представляет состояние отпадения человека, как прямой результат греха Адама (Рим.5,15-19). Кроме того, пелагианство ошибочно утверждает, что воля человека является просто способностью его хотения, тогда как, и это главное, она является способностью самоопределения в достижении конечной цели, что закон состоит просто в положительном введении законодательства в силу и что каждая душа непосредственно сотворена Богом и у нее нет никаких нравственных отношений к закону, кроме того, который является личным.

Б. Теория Арминия

Арминий (1560-1609) был профессором в Голландии. Его толкование называют полупелагианством. Этого взгляда придерживается сегодня Греческая Церковь, Методистское тело, а также другие арминианские тела. Исход преступления Адама, люди по своей природе и без помощи Божией совершенно неспособны приобресть ее. Так как эта неспособность является физической и интеллектуальной, а не результатом воли, то Бог, говоря правду, оказывает на каждую личность особое внимание, влияние Духа Святого, которого достаточно, чтобы отразить воздействие унаследованной порочности и превратить дело послушания в совершенно возможное, если только человек пожелает сотрудничать с Духом Святым. На это способен человек. Тенденцию ко злу в человеке можно назвать грехом, но она не заключает в себе идеи вины или наказания. Роду человеческому не вменяется вина Адама. Только тогда, когда люди сознательно и добровольно усваивают себе эти злые тенденции, Бог вменяет их им в грех. «И смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5,12), — это значит, что все люди страдают от последствий греха Адама и что все лично согласны с фактом своей врожденной греховности, которая выражается в делах преступлений.

Отвечая на этот вопрос, заметим, что согласно Писанию, человек согрешил в Адаме, а потому виновен уже до того, как согрешит лично, что греховная природа человека сопряжена с грехом Адама, что Бог не обязан оказывать особое влияние Своего Духа на человека сообщая ему способность сотрудничать с Ним в деле его же спасения, что люди не усваивают себе сознательно своих врожденных стремлений ко злу при проблесках сознания, что способность не является мерой обязанностей, что физическая смерть не является делом произвольных решений, а справедливым наказанием за грех. Так называемая теория Новой Школы, уход от старых пуританских взглядов, во многом похожа не теорию Арминия. Она также утверждает, что люди несут ответственность только за свои грехи и что, хотя все люди наследуют ту конституцию, которая предрасполагает их ко греху, все же люди фактически грешат, как только они достигают морального сознания, этой неспособности, по существу, не грешить. Так как теория Новой Школы во многом похожа на теорию Арминия, то и возражения остаются прежними.

В. Теория опосредствованного вменения вины

Эта теория признает, что все люди родились грешными и физически и нравственно, и эта врожденная греховность является источником всякого действительного греха, а потому, по существу, является грехом. Эта физическая греховность находит по закону естественного рождения от Адама; правда, душа непосредственно сотворена Богом, но она становится активно грешной, как только соединяется с телом. Эта врожденная греховность является только делом, которое Бог вменяет человеку, может быть просто, как последствия, а не как наказание, за преступления Адама. Выражаясь иначе, грех вменяется опосредствованно, а не непосредственно. Эта теория превращает греховность в причину вменения вины, а не вменение вины в причину греховности. В Рим. 5,12 сказанное, означает, что все согрешили, обладая греховной природой.

Однако необходимо сделать несколько замечаний вопреки этому взгляду. Писание учит, что причиной нашей греховности является наше участие в грехе Адама. Греховность является нашим пороком, а не просто неудачей. Греховность является уголовно наказуемым последствием греха. Далее, этот взгляд уничтожает параллели между Адамом и Христом. Грех Адама вменяется нам, как вменяется нам и праведность Христа. Она превращает спасение скорее в личное оправдание, нежели во вменение праведности Христа. Эта позиция совершенно устраняет характерную идею о том, что один человек может быть справедливо наказан за грех другого.

Г. Реалистическая теория

В силу этого взгляда человеческий род естественно и реальным образом присутствовал в Адаме, когда Адам грешил. В этом первом грехе человек стал вполне испорченным и виновным, и это состояние передается потомкам Адама. Следовательно, существует неличное и несознательное участие всего потомства Адама в его грехе. Следовательно, так как человек находился в единственном числе, то общая неиндивидуализированная природа совершила этот первый грех. Все люди являются согрешниками Адама. Только таким образом можно справедливо вменить человеку грех, да и человек может быть справедливо осужден за участие в грехе. Однако, хотя этот взгляд гораздо ближе к Библейскому учению о вменении греха, нежели прежние взгляды, тем не менее, существуют все-таки те же проблемы, которые возникают в сочетании с ним. Можно ли считать человека виновным за грех, который совершен не в состоянии сознательного самоопределения? И может ли человек действовать до своего существования. Далее, если человек виновен в силу своего участия в первом грехе Адама, виновен ли он также и в последующих грехах Адама? Разделял ли Христос эту виновность в силу Своей человеческой природы? Наконец, предлагает ли нам этот взгляд известный тип параллелизма, необходимого между Адамом и Христом?

Относительно этого взгляда Мюррей говорит следующее: «Если мы осуждены и терпим смерть, потому что мы испорчены и по существу греховны, то может ли быть единственной аналогией или параллельно то обстоятельство, что теперь мы оправданы, потому что по существу мы стали святыми?» (Мюррей, «Послание к Римлянам», т.1, стр. 185). Мы, однако, оправданы праведностью Иисуса Христа.

Д. Федеральная теория

Этот взгляд утверждает, что Адам является естественным и федеральным главой человеческого рода. Это федеральное или символическое главенство является особой почвой вменения греха Адама. Когда Адам согрешил, он действовал, как представитель человеческого рода. Бог вменил ему в вину его первого греха всем тем, кого представлял Адам, т.е. всему человеческому роду. Поэтому, так как нам вменен грех Адама в силу непослушания Адама, то и праведность может быть вменена нам в силу послушания Христа (Рим.5,19). Те, которые придерживаются этого взгляда, утверждают, что Адам заключил с Богом завет дел, и что он говорил и действовал от лица всего человеческого рода. Однако в повествовании Бытия нет ни малейшего намека об этом завете. В силу федерализма Адам считается главой завета, и его грех вменяется и передается его потомкам; фактически весь же человеческий род согрешил в Адаме.

Против этого взгляда можно выдвинуть несколько возражений. Может ли человек нести ответственность за нарушение завета, в ратификации которого он не участвовал? Одно дело страдать от последствий чьего-то греха, но можно ли считать человека виноватым за грех другого? Далее, аналогия между Христом и Адамом не окажется вполне параллельной, если «один человек не может проявить послушания вместо других, чтобы спасти их, но один человек может проявить неповиновение вместо других, чтобы погубить их» (Шедд, «Догматическое богословие», т. II, стр.60). Выражаясь иначе, вполне могут существовать заместительные карающие страдания, но нельзя грешить заместительным образом. Грех или вина могут быть вменены достойным награды, но не безвозмездным образом. И у реалистической, и у федеральной теории вменение греха могут существовать как будто непреодолимые проблемы, которые сопряжены с ними, но и они решают определенные проблемы. Может быть, существует какое-то среднее положение, в котором могла бы содержаться идея представительства и идея естественных отношений к Адаму.

Е. Теория общей личности

Этот взгляд подчеркивает тесную взаимосвязь личности с группой, к которой она относится. Каждая отдельная личность может действовать, как представитель определенной группы. В Ветхом Завете имеются примеры такого представительства и ассоциации. Семья, например, может погибнуть за грех одного члена (См. Ахан. И. Нав.7,24-26). Имя семьи считалось весьма значительным. Ребенок мог почитать или не почитать имя семьи, родителей, но это имя можно было и отвергнуть (1 Цар.24,21). И единство религии или нравственности тоже вначале считалось общим, а не индивидуальным. Эта теория доказывает на основе этой корпоративной личности идею того, что грех был вменен. Додд предполагает, что «моральной единицей было общество… а не личность» (Додд, «Послание Павла к Римлянам», стр.79).

В послании к Римлянам 5,12 Павел не пытается разрешать философские проблемы, которые возникают в связи с реалистической теорией или в связи с федеральной теорией. Скорее всего, он пользовался еврейской концепцией о сплоченности рода. Беркувер пишет: «Павел имел ввиду неотрицаемую связь и сплоченность в смерти и в виновности. В то же время он нигде не пытался объяснить эту сплоченность теоретическими выражениями» (Беркувер, «Грех», стр.517).

Но с этим взглядом сочетается несколько проблем. Он сталкивается с теми же проблемами произвольного влияния, как и федеральная теория, а также с проблемой непроизвольного и несознательного согрешения, как это учитывает реалистическая теория. Конечно, в этом взгляде содержится определенная степень таких реалистических элементов, к тому же в ней содержится, в равной мере и репрезентативный фактор. Мы опять обратимся к Беркуве-ру: «У Павла существовала в уме так называемая «корпоративная идея», когда он смотрел на Адама и на Христа, в то же время эта «корпоративность» никогда не сможет обладать характером объяснения» (Беркувер, «Грех» стр.516).

Имеющиеся у нас аргументы как будто распределяются между реалистической теорией и федеральной теорией, а также каким-то средним положением. Некоторые полагали даже, что параллели между вменением греха и вменением праведности не следует считать параллельными, что вменение праведности является законным и судебным делом, тогда как непослушание Адама является исключительно личным и свойственным ему делом. Но факт остается фактом, что в силу непослушания Адама все мы являемся законными грешниками, а через послушание Христа верующий становится праведным. Писание не вполне объясняет, как совершается этот процесс, но оно говорит, что это именно так.