VI. Сотериология

Сотериология — это учение о спасении. Изучая предмет антропологии, мы видели, что каждый человек по природе всецело грешен, что он виновен пред Богом и находится под наказанием смерти. Сотериология касается предмета предусмотрения спасения через Христа и применения его к человеку через Духа Святого. Это учение представлено будет с помощью двух главных категорий. Первые шесть глав (21-27) касаются вопроса предусмотрения спасения и посвящены таким темам, как план Божий и Личность и дело Иисуса Христа. Следующие восемь глав (28-34) касаются применения спасения к человеку. Этот раздел посвящен делу Духа Святого, великим доктринам спасения, как избрание, обращение, оправдание, возрождение, усыновление, а также другим доктринам, которые касаются христианского хождения, как освящение, стойкость и средства благодати.

21. Цель, план и метод Божий

Так как спасение является великим духовным делом Божиим по отношению к человеку, то вполне разумно верить, что у Него имеется определенная цель, план и программа. Это те три момента, которые мы рассмотрим в этой главе.

I. Цель Божия

Благодаря Своему предведению, Бог вполне сознавал, что человек впадет в грех и окончательно погубит себя. Он знал это еще до того, как Он сотворил его. Но Он сотворил его для Своей славы и цели, а потому и запланировал путь искупления для него, когда «избрал нас в Нем (во Христе) прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним» (Ефес.1,4). Эта цель обнаруживается и в человеческой природе, и в Писании.

А. В человеческой природе

Падение человека послужило поводом для потери его первоначальной невинности и святости, но не лишило его всего его духовного познания.

1. Познание Бога. Обычно признается интуитивное познание существования Бога или богов. У всех людей имеется какая-то идея или концепция о Боге, хотя у разных людей она может быть очень разной. Говоря о тех, которые называют себя атеистами, весьма сомнительно, будут ли они настойчиво и открыто признавать свою позицию в любых обстоятельствах. Писание заявляет, что у людей имеется это познание также по свидетельству голоса творения (Рим.1,20; Д.Ап.14,15-17; 17,22-31). Поэтому в цель Божию предусмотреть спасение для человека включен и остаток познания Бога, который Он попустил человеку сохранить.

2. Познание греха. Оно столь же является всеобщим, как и познание Бога (Рим. 1,31). Фактически, вполне можно встретить людей, которые заявляют, что они агностики, но они готовы согласиться с существованием греха. Наличие зла вокруг них является слишком сильным доказательством, чтобы его можно было отрицать. Даже и те, которые заявляют, что они «достаточно хороши» и не нуждаются в Спасителе, не окажутся столь неразумными, чтобы утверждать, что они никогда не совершили греха. У язычников, конечно, могут быть такие представления о грехе, которые не согласуются с Писанием, но и они верят, что некоторые вещи могут оскорблять божество, в которое они верят. «Далее, у всех людей имеются нравственные понятия, даже у современного человека, который в теории не верит в нравственность. Хотя нормы нравственных суждений могут быть гораздо ниже тех, которые установлены в Библии, все же нравственные суждения постоянно совершаются и высказываются» (Шеффер, «Смерть в городе», стр. 112).

Б. В Писании

Так как Новый Завет является исполнением и толкованием Ветхого, мы принципиально обратимся к Ветхому за откровением цели Божией. Он начинается предварительным Евангелием (Быт.3,15) и продолжает эту идею, пока не будут намечены общие контуры всей этой программы. Об этом откровении можно размышлять с точки зрения Закона и Пророков.

1. Закон. Под ним мы прежде всего подразумеваем Моисеево Законодательство, как оно изложено в Пятикнижии. Во-первых, теофании, или явления Бога Моисею, и даже весь Израильский стан, случалось, служили подтверждению и развитию веры в лично го Бога. Этой цели служили и различные чудеса, совершенные в Египте, а также во время странствований в пустыне. Во-вторых, особенности требований Божиих с провозглашенным одновременно наказанием, которое последует за отказом в повиновении, и они служили тому, чтобы возбудить признание виновности и страха за последствия греха. «Ибо законом познается грех» (Рим.3,20). Этот закон назван «детоводителем ко Христу» (Гал.3,24). В-треть их, установление системы жертвоприношений и священства для совершения их, оно указывало на необходимость и потребность в каком-то способе устранять виновность человека, а также на необходимость того, чтобы Сам Бог предусмотрел такой метод. Для этого необходимо обратиться к книге Левит, чтобы вполне понять послание к Евреям.

2. Пророки. С помощью голоса пророчества Бог возвещал Свои цели. Ясно предсказано было пришествие Христа. Во многих пророчествах имеется ввиду Его земное Царство, потому что и оно является частью Божией программы спасения, но сейчас мы размышляем о тех, которые говорят о Его уничижении ради цели избавления нас от греха. Отсеивая эти от многих других, заметим, что они скажут нам следующее: Христу надлежало: (а) «стереть» голову змею (Быт.3,15); (б) устранить нечестие от Иакова (Рим. 11,26 и далее; см. Ис.59,20); (в) понести грех многих(Ис.53,12); для того, чтобы совершить это, необходимо было (г) принести Свою душу в жертву за грех; (д) излить Свою душу до смерти и (е) быть причисленным к злодеям (Ис.53,10 и 12). Переживания креста наглядно изображены в Псалме 21.

Откровение Божие излагается также в многочисленных прообразах Ветхого Завета, в таких личностях, как Адам (Рим.5,12-21; 1 Коринф. 15,4 5), Мелхиседек (Евр.7,1-3) и Иисус Навин (Втор. 18,18; Д.Ап.3,22 и далее), в таких событиях, как медный змей (Ин.3,14-16) и в странствованиях в пустыне (1 Коринф. 10,6 и 11), в таких служениях, как пророков (Д.Ап.3,22), у священников (Евр.3,1) и у царей (Зах.9,9), а также в таких установлениях, как Пасха (1 Коринф.5,7) и в таких вещах, как фимиам (Откр.8,3) и завеса (Евр.19,20).

Павел говорит, что Бог открыл нам «тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроение полноты времен, даоы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Ефес.1,9-10); он говорит также о предвечном определении, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господенашем» (Ефес.3,11). Итак, у нас не остается никаких сомнений относительно того, что у Бога имеется определенная цель.

II. План Божий

Тот, Кто в определенном порядке трудился в природе, не предоставил дела спасения человека каким-то случайностям или непреодолимым экспериментам. Писание свидетельствует нам, что у Него имеется определенный план спасения. В этом плане заключаются и те средства, посредством которых и должно осуществиться это спасение, а также те цели, которые необходимо реализовать, те лица, которым следует помочь этим спасением, те условия, в силу которых оно окажется доступным, и те факторы и средства, с помощью которых можно воспользоваться этим спасением. Следует также заметить, что у Него имеется только один план и что все должны быть спасены одним и тем же путем, если они вообще должны быть спасены, несмотря на то, нравственными они или безнравственными были, образованны они или необразованны, иудеи они или язычники, живут ли они в период Ветхого Завета или в нынешнем веке.

А. Откровение плана Божиего

Писание необходимо исследовать в целом, если мы поистине хотим познать план Божий. Кто-то, например, может обратить внимание на то, что сказал Иисус пришедшему к Нему законнику: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф.19,17), а потому он может начать спасать себя хорошим поведением. Но это оказалось бы полнейшим непониманием истинного значения этого места. Библия является для богослова тем, чем природа является для ученого — источником неорганизованных или только отчасти организованных фактов, на основании которых он формулирует свои обобщения. Как небезопасно для ученого извлекать какие-то факты прежде, чем он сделает ряд научных вступлений, так и для изучающего Библию небезопасно формулировать доктрины обособленным образом, не обладая достаточными доказательствами. Нигде этот принцип не является более важным, нежели в изучении доктрины о спасении, потому что ни в одной из других областей нет больших расхождений о мнениях, и нет такой области исследования, где бы выводы имели большие последствия.

Б. Контуры плана Божиего

В план Божий включены вполне определенные моменты. Писание учит, что Бог предусмотрел спасение в Личности и в деле Своего Сына. Этот Сын родился для того, чтобы принять нашу плоть, чтобы умереть вместо нас, чтобы опять восстать из мертвых, взойти к Отцу, занять место силы одесную Отца и явиться пред Богом Ходатаем за верующих. Он придет опять, чтобы завершить искупление. Это дело Сына Божиего совершилось с той целью, чтобы спасти нас от вины, от наказания, от власти и окончательного присутствия греха. 6 этом плане заключается и искупление природы, которая покорилась суете по причине греха человека. Спасение предусмотрено было для мира в некотором общем смысле для избранных, которые веруют во Христа и будут ходить Его путями. Для спасения необходимо покаяние, а не просто какая-то подготовка сердца, как цена, которую необходимо уплатить за дар жизни. Вера является единственным условием спасения, а оно является даром Божиим. Дух Святой является фактором для применения спасения к отдельной душе. Он пользуется Словом Божиим, чтобы вызвать в человеке доверие, чтобы указать путь ко Христу и чтобы возродить душу. Он продолжает дело освящения в деле верующего. Спасение не оказывается завершенным, пока верующий не воскреснет и не будет представлен Христу святым и непорочным.

III. Методы Божии

Хотя у Бога имеется только один план спасения, но у Него имеются различные пути для общения с человеком, учитывая это спасение и эти пути — методы простираются на длительные периоды времени. Писание ставит в известность, что весьма необходим этот длительный период подготовки. Писание говорит: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону (Гал.4,4).

Предмет этого времени подготовки оказался трояким: раскрыть человеку истинную природу греха и те глубины греховности, в которые он пал, раскрыть ему его бессилие, сохранить или возвратить адекватное познание Бога или освободить себя от греха с помощью философии и искусства и научить его тому, что прощение и восстановление возможны только на почве заместительной жертвы. История свидетельствует о том, каким несовершенным образом мир изучил эти уроки. Бесспорно, частичное изучение их было необходимо уже до того, как Бог смог представить Спасителя в Его Личности. Поэтому и средства, которыми воспользовался Бог для осуществления этих целей, многочисленными являются. Хотя Сам Бог не изменяется, методы Его меняются часто. Он пользовался совершенным окружением, совестью, человеческим управлением, вдохновляющими обетованиями и Моисеевым законом. В настоящее время Он пользуется более полным откровением Нового Завета, а в будущем Он будет лично управлять жезлом железным. В эпоху каждого из этих заканчивалась судом. Так будет и с нынешним веком, так будет и с веком грядущим. Сказанное обнаруживается при более тщательном изучении Писания и особенно в его делении времени на периоды.

А. В эпоху Ветхого Завета

Бог поместил наших прародителей в Едемский сад, в самое совершенное окружение. Он сотворил их, не одарив их плотской природой, но все предусмотрел для их спасения, для их счастья и святости. Он подчинил их самому простому испытанию и предупредил их о последствиях непослушания. Он вошел в личное общение с ними. Однако, когда явился сатана в образе змея, Ева послушала его, вкусила от запретного плода, дала также и своему мужу, и он ел. В результате они оказались виновными пред Богом; природа их оказалась испорченной; они умерли духовно и последствия своего греха они перенесли на своих потомков. Они не сохранили истинного познания о Боге, но осуетились в умствованиях своих и омрачились безрассудные сердца их. Бог изгнал их из рая после того, как произнес проклятие на змея и на землю. Теперь совесть стала весьма активной, а человеку предложена была благоприятная возможность показать, что закона Божиего, начертанного в природе человека, достаточно для того, чтобы возвратить его к Богу. Однако сам Каин уже оказался убийцей, хотя в течение какого-то времени наблюдалось некоторое благочестие в линии потомков Си-фа, однако вскоре исчезла всякая богобоязненность. Всякая плоть извратила свой путь и все помышления сердца человека были «зло во всякое время». Уже никто не искал более Бога. Голоса совести совершенно недостаточно было, чтобы побудить человека взыскать Бога и Его путь спасения. Бог вынужден был посетить этот мир судом. Спаслись только Ной и его семья, остальные же погибли от потопа, который Бог послал, как посещение за его грех.

После потопа Бог предложил Ною некоторую информацию относительно человеческого управления. Убийц необходимо было казнить в законном порядке. Это была самая высокая функция управления, которая заключала в себе и всякую, менее значительную функцию. Человек должен был управлять для Бога, но, тем не менее, Бог направлял людей посредством справедливых и святых законов. Люди же, объединившись в великую федерацию, воздвигли башню с целью идолопоклонства. Слава и гордость человека оказались как будто главной целью в сооружении Вавилонской башни. Человек перестал управлять для Бога и начал управлять для себя. Бог, сообразно этому, снизошел в судах на непослушный род и смешал языки их. Затем люди рассеялись по лицу земли, так начали возникать народы. Правительства не помышляли о Боге, и человек деградировал к идолопоклонству.

Затем Бог призвал Авраама, предложив ему покинуть свою землю и последовать за Ним в Новую землю. Авраам повиновался Богу и Бог заключил с ним завет. Бог обещал даровать ему великое потомство и превратить его (Авраама) в благословение для всех народов. Последующее обетование простиралось в будущее, к пришествию Мессии, но оно не ограничивалось этим событием. Поэтому ему и его потомкам предназначалось быть духовным благословением для всех народов во все времена. Это обетование было повторено Исааку и Иакову. Иаков и его семья переселились в Египет. Исходом явилось преследование со стороны египтян и Божественное освобождение из дома рабства.

На горе Синай Бог предложил завет дел, и народ принял его. Они обещали выполнять все то, что приказал Господь (Исх.19,8). Однако вполне очевидно, что народ не учел греховности человеческого сердца, ни силы сатаны. Прежде чем Моисей вручил Десять Заповедей, начертанных на двух каменных скрижалях, народ уже сделал себе идола и начал поклоняться ему. История падения Израиля у Кадес-Варни, затем в эпоху Судей и, наконец, в эпоху Царей, хорошо известна. В эпоху Судей Бог несколько раз подчинял их порабощающим народам, затем, спустя короткое время, Он допустил, чтобы Северное царство завоевала Ассирия, а через 13 5 лет Южное царство покорил Вавилон. Около пятидесяти или шестидесяти тысяч вернулось из Вавилона, однако поведение их стало немногим лучше.

Когда явился Иисус, Мессия, они отвергли Его и потребовали, чтобы римляне распяли его. Наконец, Бог послал тех же римлян разрушить их город и храм и рассеять народ по лицу всей земли. Они исполняли закон лишь своими устами, а сердце их было далеко от Бога. Все это является доказательством того, что предписания закона не могут побудить человека искать Бога и, приносимые в жертву животные, не могут изменить сердца.

Б. В нынешнюю эпоху

6 нынешнее время произошло великое изменение методов Божи-их. Это эпоха Церкви. После всех прежних методов явился, наконец, Сам Спаситель. Своей смертью Он совершил искупление грехов как для верующих Ветхого Завета, так и для верующих Нового Завета (Рим.3,21-26). Ныне Бог предлагает каждому человеку спасение в Иисусе Христе. В предшествующем этой эпохе периоде, план спасения во многих случаях возвещался призрачно, неясно, ныне вся схема открыта для каждого человека, который хочет познать ее. Все, что требуется от любого человека — это принять все то, что Бог предусмотрел в Иисусе Христе. Если человек верою предлагаемую жизнь принимает, он рождается свыше Духом Святым. Дух Святой совершает дело, которое начато было в возрождении и усовершает святость в верующем. План этот прост и ясен, но вот Писание и наблюдение учат нас, что человек не отвечает с готовностью на приглашение Евангелия. Действительно, нам сказано, что по мере того, как будет приближаться конец, многие отпадут от веры и умножится беззаконие. Бог возьмет Свою Церковь к Себе, а остальную Часть населения земли Он предаст страшной великой скорби, которая грядет на землю. Однако и в эпоху Церкви неверие окажется безудержным, а вера — редкой.

В. В будущую эпоху

Еще более значительные перемены обещаны для грядущего периода Тысячелетнего царства. Христос должен царствовать в любой области, в которую проник грех. Он пришел однажды и предложил Израилю, что будет его Царем и Спасителем, однако большинство осталось глухо к Его предложению. Он опять придет во славе и силою овладеет этим миром. Как сын Давидов, Он установит земное Царство. Израиль окажется центром этого царства, а Иерусалим будет столицей его. Все народы придут и поклонятся на Сионе. Этот период начнется обращением всего мира, потому что Христос будет судить все воинства, которые выступят против Него у Армагеддона, Он будет также судить народы, которые послали эти воинства и свяжет сатану. Только спасенные от земли войдут в это Царство. Заметим, что в период Тысячелетнего царства многие еще родятся на земле, но не все будут истинными верующими. Некоторые проявят только притворное послушание. Но грех будет уничтожаться жезлом железным, а сообразование с Богом у многих окажется только внешним. К концу Тысячелетнего царства обнаружится лицемерие, потому что, когда сатана будет отпущен на малое время, он приобретет себе сторонников из числа половинчатых верующих. Суд постигнет этот новый мятеж, а сатана будет ввержен в озеро огненное. И Царство тоже достигнет успеха в деле превращения мира в праведный мир. Только благодать Божия способна в каждом отдельном сердце навсегда изменить жизнь в любую эпоху и в любом веке, и если не все примут благодать в каком-то веке, не все будут и спасены.