27. Дело Духа Святого

Точно также, как важно дело Христово в завершении спасения, так важно и дело Духа Святого. О божественности и Личности Духа Святого мы рассуждали в главе о Троице. Там отмечено было, что Дух Святой является Божеством… Положение это доказывается тем фактом, что Ему приписываются свойства Божества, Он же совершает дела Божества; Божественность Его подтверждается также и Его отношением к другим членам Троицы. Далее отмечено было, что Дух Святой является Личностью. Для определения Его употребляется личное местоимение, Он наделяется именами личности, Ему же приписываются и свойства Личности. Он совершает личные акты, личным путем соединяется с другими Личностями Троицы и удостаивается личного обращения. Хотя наша первейшая цель в этом отношении — уяснить Его дело и как Он относится к делу спасения и христианского опыта, поэтому нам необходимо посмотреть на Его дело по отношению к миру, Священному Писанию и ко Христу.

I. Его отношение к миру

А. В сотворении и в сохранении

Весьма интересно, что дело сотворения приписывается всем трем Личностям Троицы. Отцу (Откр.4,11), Сыну (Ин.1,3) и Духу Святому.

В Быт. 1,2 наглядно показано личное участие Духа Святого в творении. Елиуй говорит Иову: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов 33,4); в свою очередь Иов отвечает Вилдаду: «От Духа Его — великолепие неба» (Иов 26,13). И псалмопевец предполагает дело Духа в творении: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его — все воинство их» (Пс.3 2,6). Дух не только участвовал в сотворении, но Он участвует и в сохранении творения. Об этих делах упоминается в Пс. 10 3,30: «Пошлешь Дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли». Пророк Исаия говорит об активном участии Духа: «Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа (Дух Господа» (Ис.40,7). Рассуждая о всей совокупности величия творческой и сохраняющей деятельности Божией, Исаия задается вопросом: «Кто уразумел Дух Господа и был советником у Него и учил Его!» (Ис.40,13). Кажется, что вполне очевидно, что такие выражения, как Дух Его, дуновение уст Его и другие, являются указанием на Духа Святого, на третью Личность Троицы (Иов.26,13; Пс.32,6; Ис.40,7; Гал.4,6; Деян.16,7).

Б. В делах неверующих

В дополнение к Своему провиденциальному управлению в творении Дух весьма активно проявляет Себя в трех главных сферах неверующего мира: Он активно трудится с помощью отдельных лиц в деле осуществления Своих целей, Он убеждает мир в его греховности и в необходимости спасения, Он ограничивает и контролирует направление зла. Бог помазал Кира, языческого царя Персии Духом Святым для того, чтобы он выполнил свое служение, хотя Кир и не знал этого (Ис.44,28 — 45,6). В отношении царя Саула Куйпер пишет следующее:

«У нас нет причин считать Саула избранным Божиим. После его помазания Дух Святой сошел на него, пребывал с ним, трудился над ним, доколе он оставался избранным царем Господним над Его народом. Однако, как только, благодаря сознательному непослушанию, он пренебрег расположением Божиим, Дух Святой оставил его, и тогда злой дух от Господа стал мучить его» (Куйпер, «Дело Духа Святого», стр.39).

Не удивительно, что Давид согрешив и зная, что случилось с Саулом, стал умолять Господа: «И Духа Твоего Святого не отними у меня» (Пс.50,11). Это дело Духа в Сауле и в Кире является совершенно чем-то отличающимся от возрождения. Нам следуеттакже знать, что Дух нисходил на верующих Ветхого Завета таким же образом для того, чтобы они могли выполнить свое особое служение (см.Веселиил — Исх.31,2 и далее; Гофониил — Суд.3,9 и далее; Иеффай — Суд.11,29).

В дополнение к этому суверенному служению как в неверующих, так и в верующих Писание говорит и о деле Духа в сердцах неверующих, чтобы побудить их обратиться к Господу. Для выражения этого служения употребляются различные обороты. Он назван Свидетелем. Петр и Апостолы сказали: «Свидетели Ему все мы и Дух Святой» (Деян.5,32). Иисус сказал о Своем свидетельском служении: «Дух истины… Он будет свидетельствовать о Мне»(Ин.25,26). Может казаться, что дело просвещения каждого человека (Ин. 1,9) и дело привлечения (Ин.6,44 и 12,32) имеют отношение к тому делу, которое Отец и Сын совершают через Дух. Наконец, Он убеждает. Иисус сказал о Духе: «Он, пришед, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин.16,8). Если неверующий относит эти дела Духа к деятельности сатаны, то это богохульство, это грех против Духа, это грех, за который нет прощения (Мк.3,29). Сознательный грех против познания истины — это оскорбление Духа благодати (Евр. 10,29). После того, как Дух боролся против злых людей в допотопный период, Бог сказал: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками» (Быт.6,3). Через 120 лет Бог погубил землю потопом. Сопротивляться Духу — это страшный грех. Всем известно, что совесть, дневной свет и правительство наряду с прочим служат ограничению зла. Присутствие благочестивых людей тоже ограничивает и подавляет зло. Удерживающий, о Котором речь в 2 Фесе.2,6-8, тоже как будто имеет некоторое отношение к Духу Святому: во время великой скорби служение Духа, ограничивающее зло и препятствующее откровению человека греха, будет отменено. Злу будет предоставлен безудержный ход.

II. Отношение к писанию и ко Христу

А. К Писанию

Дух Святой является и автором, и толкователем Писаний. Петр замечает по этому поводу: «Но изрекали его (пророчество) святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1,21). В заключении каждого из семи посланий Церквям в Откровении Иисус говорит: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит Церквам (2,7 и 11 и т.д.) «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… и будущее возвестит вам» (Ин.16,13). Такие утверждения, как: «Хорошо Дух Святой сказал отцам нашим чрез пророков Исаию» (Д.Ап.28,25) и «В Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде» (Деян.1,16), — ясно свидетельствует о том, что Апостолы признавали авторство Духа в Писаниях, которое принадлежит Духу Святому (см. также Евр.3,7; 10,15). Именно Он открыл Апостолам и пророкам Нового Завета дела, которых не может обнаружить человеческая философия или естественный процесс мышления человеческого ума (Ефес.3,5).

Но Дух Святой является не только автором Писаний, Он истолковывает также Писания. Павел молился о том, чтобы Бог дал ефесским верующим «Духа премудрости и откровения к познанию Его» (Еф.1,17). О том, что это Дух Святой, мы приходим к выводу на основании Ис. 11,2. Павел пишет также, что Бог дал нам «Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Коринф.2,12). Дух раскрывает также верующим слова Христовы (Ин. 16,14). Он учит нас также соображать духовное с духовным» — (1 Коринф. 2,13). Поэтому Иоанн напоминает своим читателям: «Вы имеете помазание от Святого и знаете все» (1 Ин.2,20); он пишет дальше: «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но… сие помазание учит вас всему» (ст.27). Таким образом, тот же Дух, Который написал Писания, Сам толкует их.

Б. Ко Христу

Дух весьма активно участвовал в жизни Христа. Следует обратить внимание на несколько вещей, которые относятся к земному служению Христа. Наш Господь зачат был от Духа (Лк.1,35). Он был помазан Духом при Своем крещении (Мф.3,16; см. Ис.61,1; Лк.4,18). Дух дарован был Ему не мерою (Ин.3,34). Он вооружил Его для мессианского служения и именно поэтому «Иисус начал Свое служение» (Лк.3,23). Непосредственно после крещения «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню, там сорок дней Он искушаем был от диавола» (Лк.4,1-2; см. Мф.4,1; Мк. 1,12). Петр рассказал Корнилию, как «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» (Деян. 10,30). «Именно Духом Иисус совершал Свои чудеса» (Мф.12,28). Далее. Дух активно действовал в Его распятии и в Его воскресении (Евр.9,14; Рим. 1,4; 8,11).

Когда Иисус вознесся, Он упросил Отца, чтобы Отец послал Духа (Ин. 14,16 и 26; 15,26). Дух занял место Иисуса, чтобы ученики Иисуса не были оставлены сиротами (Ин. 14,18; 16,7-15). Прежде, чем уйти, Иисус приготовил учеников, чтобы они могли принять Духа (Лк.24,49; Ин.20,22; Деян. 1,8). Куйпер обобщает этот вопрос:

«Этот же Дух Святой, Который совершил Свое дело в зачатии нашего Господа, Который бодрствовал над развитием Его человеческой природы, Который привел в действие в Нем каждый дар и каждую силу, Который посвятил Его на Его служение, на служении Мессии, Который вооружил Его для всякой борьбы и искушений, Который даровал Ему способность изгонять бесов и Который поддерживал Его в Его уничижении, страстях и горькой смерти, — был тот же Дух, Который совершил Свое дело в Его воскресении, так что Иисус был оправдан в Духе (1 Тим.3,16), это тот же Дух, Который обитает ныне в прославленной человеческой природе Искупителя в небесном Иерусалиме» (Куйпер, «Дело Духа Святого», стр.110).

III. Отношение к верующим

О служении Духа Святого верующим можно кратко высказаться по нескольким пунктам. Некоторые из этих доктрин будут рассмотрены более полно в последующих главах. Мы же рассмотрим прежде всего те, которые относятся к спасению, а уже затем те, которые относятся к христианской жизни.

А. Дело Духа в спасении

1. Он возрождает. Только благодаря служению Духа, человек рождается свыше (Ин.3,3-8), потому что только Дух дарует жизнь (Ин.6,63). Павел говорит об «обновлении Духом Святым» (Тит.3,5).

2. Он пребывает в верующем. С возрождающим служением Духа тесно сопряжено и Его пребывание в верующем. Касательно гряду щего Утешителя Христос сказал: «Вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14,17). Пребывание Духа столь весьма важно; если человек не обладает Им, он не принадлежит Христу (Рим.8,9). По поводу событий в коринфской Церкви Павел сказал: «И Дух Божий живет в вас (1 Кор.3,16; см.6,19). Пребывание Духа гарантирует воскресение (Рим.8,11).

3. Он крестит. Христос крестит верующего Духом в Тело Христово (Мф.3,11; Мк.1,8; Лк.3,16; Ин.1,33; Деян.1,5; 11,16). Павел пишет: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи ли или Еллины, рабы или свободные, и все наполнены одним Духом» (1 Кор. 12,13). Это крещение совершается в момент спасе ния. Обряд водного крещения символизирует крещение Духом (Рим.6,3 и далее; см. также Ефес.4,5; Колос.2,12).

4. Он запечатлевает. Бог запечатлевает верующего Духом Свя тым (Ефес.1,13 и далее; 4,30). Павел пишет, что Бог «запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор.1,22). Запечатление свидетельствует о нескольких вещах: о безопасности, принадлежности и гарантии. Дух — это Дух усыновления, Он же «свидетельствует духу нашему, что мы дети Божий» (Рим.8,16; см. Гал.4,6). Эти четыре великих дела Духа совершаются одновременно, в тот момент, когда мы поверим.

Б. Продолжающееся дело Духа в верующем

После обращения Дух продолжает активно трудиться в жизни верующего. Отметим несколько моментов.

1. Он наполняет. Верующим повелевается «исполняться Духом» (Ефес.5,18). В момент обращения Дух входит в верующего, чтобы пребывать в нем; в продолжение своей жизни человек нуждается, чтобы этот же Дух контролировал его. Такие мужи, как семь диаконов ранней Церкви в Иерусалиме (Деян.6,3) и Варнава (Де-ян. 11,2 4), были исполнены Духом. Создается впечатление, что в день Пятидесятницы исполнения Духом оказались событиями, которые сотрудничали вместе друг с другом (Деян.2,4; см. переживания Павла Деян.9,17), причем, первое из них — это переживание, совершающееся «однажды и навсегда», а второе — это путь жизни под контролем Духа. Исполняющее служение Духа можно разделить на общее исполняющее служение, которое сочетается с контролем, духовным ростом и зрелостью, и на собственно исполнение, которое сопряжено с особыми движениями Духа. Петр исполнялся Духом, когда проповедовал (Деян. 4,8; 13,9), но он, конечно, был исполнен Духом еще до того, как стал проповедовать в тот день. Можем предположить, что он жил жизнью, исполненной Духом, а в критические моменты он исполнялся Духом, единственным в своем роде и особым путем.

2. Он водит. Верующему повелевается ходить в Духе и водиться Духом (Гал.5,16 и 25). Вот поэтому он становится способным, с одной стороны, не исполнять повелений плоти, а с другой стороны, это хранит его от порабощения законностью (Гал.5,16-18; см. Рим.8,14). Ранняя Церковь наслаждалась водительством Духа; Дух поддерживал дисциплину (Деян.5,9), направлял (Деян.8,29), назначал (Деян.13,2), принимал решения (Деян.15,28) и запрещал (Деян. 16,6 и далее).

3. Он облекает силою. Верующий находится в постоянной борь бе: плоть восстает против Духа, а Дух восстает против плоти.Пребывающий в верующем Дух Божий обеспечивает победу (Рим.8,13; Гал.5,17). Дух является секретом победы. Это верно было уже во времена Ветхого Завета, потому что мы читаем: «не воинством и не силою, но Духом Моим говорит Господь Саваоф» (Зах.4,6). И Дух производит в нас плоды Духа (Гал.5,22 и далее; см. Ефес.5,9; Фил. 1,11).

4. Он наставляет. Иисус обещал, что грядущий Дух «наставит их на всякую истину» (Ин. 14,26; 16,13). У каждого верующего имеется Дух Божий, а потому он не нуждается в каком-то особом дополнительном откровении или в мистическом прозрении (1 Ин.2,20 и 27). Тот, Который вдохновил Писания, способен прос ветить умы духовных людей и даровать им понимание Писаний. (1 Коринф. 2,13).

В дополнение к сказанному выше заметим, что Дух суверенным образом подает духовные дары верующим (1 Коринф. 12,6-8; Ефес.4,11; 1 Петра 4,10 и далее). Он ходатайствует также за верующих пред Отцом (Рим.8,26). Дух Божий совершает блаженное дело в жизни каждого верующего, а потому верующие предостерегаются, чтобы им не огорчать Духа своими беззаботными прегрешениями (Ефес.4,30), чтобы им не искушать Духа ложью (Деян.5,9), чтобы им не угашать Духа, ограничивая Его служение (1 Фесе.5,19), чтобы им не оскорблять Духа, сводя к минимуму искупительное дело Крови Иисуса Христа (Евр.10,29) и не сопротивляться Духу, отказываясь повиноваться Его директивам (Де-ян.7,51).