30. Оправдание и возрождение

Следующие доктрины, над которыми будем рассуждать, — это оправдание и возрождение.

I. Учение об оправдании

За обращением следует оправдание. Если Писание полагает огромный натиск на учение об оправдании, то в ходе истории оно подвергалось величайшим извращениям и практически было отвергнуто. Поэтому слава Протестантской Реформации и состоит в том, что она возвратила этому учению его законное место. Правда, мы остаемся более или менее разочарованными, когда ищем у Реформаторов учение о возрождении и освящении; эти учения не получили достаточного освещения и изложения до дней Веслеева пробуждения. Однако, мы можем радоваться, что Реформация возвратила Церкви это фундаментальное учение об оправдании. Бесспорно, необходимо поразмышлять о некоторых аспектах учения об оправдании.

А. Определение оправдания

По своей природе человек является не только чадом зла, но еще и преступником и даже уголовником (Рим.3,23; 5,6-10; Ефес.2,1-3; Кол. 1,21; Титу 3,3). В возрождении человек приобретает новую жизнь и новую природу, а в оправдании — новое положение. Оправданием мы можем назвать такой акт Божий, посредством которого Он объявляет праведным того, кто верует во Христа. Ледд полагает, что «корень идеи оправдания заключается в провозглашении Бога, праведного Судии, что человек, который верует во Христа, каким бы он грешником ни был, является праведным, т.е. считается праведным, потому что во Христе он вошел в праведные отношения с Богом» (Ледд, «Богословие Нового Завета», стр.4 37).

Оправдание является декларативным актом. Оно не является чем-то, что может совершить человек, а чем-то, что можно возвестить о человеке. Оно не делает человека правым или праведным, но объявляет человека праведным. Обратим свое внимание на некоторые моменты оправдания.

1. Освобождение от наказания. Наказание за грех — смерть, духовная, физическая и вечная (Быт.2,17; Рим.5,12-14; 6,23). Но если человека надлежит спасти, то необходимо устранить это наказание. А устраняется оно в смерти и смертью Христа, Который понес наказание за наши грехи в Своем Теле на древе (Ис.53,5 и далее; 1 Пет.2,24). Так как Христос понес наказание человека за грех, то Бог ныне прощает человека в том случае, если он верует во Христа (Д.Ап.13,38 и далее; Рим.8,1 и 33 и далее; 2 Кор.5,21). Это и есть прощение грехов (Рим.4,7; Ефес. 1,7; 4,32; Колос.2,13).

Смерть Христова сделала прощение возможным, но не вынужденным, так как Христос умер добровольно, а не по нужде. Поэтому Бог все еще обладает правом сказать, на каких условиях человек может получить прощение. Он и сказал это, заявив, что Он прощает тех, которые раскаиваются и веруют в Его Сына. Давид сказал: «Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты» (Пс.31,1). Учение об оправдании означает, что Бог произнес эсхатологический приговор оправдания над человеком веры в настоящем, опережая последний суд» (Ледд» «Богословие Нового Завета», стр.446).

2. Восстановление для приобретения благоволения. Грешник не просто навлекает на себя наказание, но он еще и теряет благоволение Божие (Ин.3,36; Рим. 1,18; 5,9; Гал.2,16 и далее). Оправдание — это более, нежели освобождение от долга, освобождение от наказания — это одно дело, а восстановление для приобретения благоволения — это другое дело. Оправданный человек становится другом Божиим (2 Пер.20,7; Иак.2,23). Он становится наследни ком Божиим и наследником Христа (Рим.8,16 и далее; Гал.3,26; Евр.2,11).

3. Вменение праведности. Так как оправдание является вменением человеку праведности пред лицом закона, то грешнику следует простить не только его минувшие грехи, но следует облечь его и в положительную праведность прежде, чем он сможет общаться с Богом. Вот эта потребность и осуществляется во вменении праведности Христовой верующему. Вменять — это значит расплачиваться за кого-то. Павел просил Филимона считать долги Онисима на нем (Фил. 18). Давид объявляет человека блаженным, «которому Гос подь не вменит греха» (Пс.31,2). Павел говорит об этом так, что Давид называет человека блаженным, «которому Бог вменяет праведность, независимо от дел закона» (Рим.4,6). Но как же Бог может делать это? Вменяя верующему праведность Христа — «ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор.5,29). Христос «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор.1,30). Эта праведность Божия откры та в Евангелии, и она же побуждает человека переходить от веры в веру» (Рим.1,17). Мы можем заметить, что это не свойство праведности Божией, потому что у нашей веры нет ничего общего с нею, а с праведностью, которую Бог предусмотрел для верующего во Христе. Таким образом, Бог восстанавливает нас силою Своего благоволения, вменяя нам праведность Христа. Это те брачные одежды, которые уже готовы для каждого, кто примет приглашение на брак (Мф.22,11 и далее; см. Лк.15,22-24).

Поэтому у оправданного человека грехи его прощены, и он освобожден от наказания за свои грехи; он восстановлен для благоволения Божиего посредством вменения ему праведности Христовой. Он не является праведным по собственному существу, хотя прилагательное «дикаиос» относят порою для определения праведного поведения, но он праведен в судебном смысле, с точки зрения закона. Римо-католическая церковь определяет оправдание, как отпущение греха и сообщение новых благословенных привычек. Но таким образом оправдание рассматривается, как субъективное переживание, а не как объективная связь. Против этого взгляда на оправдание и боролась Реформаторская Церковь. Они утверждали, что оправдание — это нечто отличающееся от возрождения, от освящения, потому что оправдание является декларативным актом, который устанавливает и определяет отношения грешника к закону и справедливости Божией, а освящение является действительным актом, изменяющим внутренний характер грешника. И то, что это подлинно правильный взгляд, очевидно из многих мест Писания.

Б. Метод оправдания

Начиная от дней Иова, мы постоянно видим, что человек задается вопросом: «Как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым, рожденному женщиной?» (Иов 24,5). Псалмопевец умоляет Господа и говорит: «Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс. 142,2). К счастью, ветхозаветные искатели Бога не ожидали того момента, когда родится Павел, чтобы найти ответ на их вопрос. Павел напоминает нам, что Авраам был оправдан верою за 14 лет до того, как был обрезан (Рим.4,1-5 и 9-12; см. Быт. 15,6; 16,15 и далее; 17,23-26) и что Давид радовался от сознания и факта вменяемой праведности (Рим.4,6-8). Новозаветное учение об оправдании не является новшеством, это истина, которая была известна уже в ветхозаветные времена, и праведностью овладевали в те дни таким же образом, как и в период Нового Завета. Каков же метод оправдания?

1. Оно совершается не по делай закона. Негативно. Оправдание совершается не по делам закона. Верно, что Иисус обратил внимание молодого законника на закон, когда тот спросил, что ему надлежит делать, чтобы наследовать жизнь вечную (Мк.10,17-22), но вполне очевидно» что Он сделал это просто потому, чтобы доказать молодому человеку, что спасение невозможно на этой основе. Тот, кто был оправдан делами, должен был бы жить в соответствии с начертанными законами (Гал.3,10; Иак.2,10). Но этого еще никто не достиг и не сможет достичь. Павел же заявил, что делами закона не оправдывается никакая плоть в очах Божиих (Рим.3,20; Гал.2,16). Закон служит просто тому, чтобы обнаружить грех (Рим.3,20; 7,7) и чтобы побудить душу скорее обратиться ко Христу (Гал.3,24). В другом случае Иисус учил, что «дело Божие, чтобы все веровали в Того, Кого Он послал» (Ин.6,2 9). Люди не спасаются, делая самое лучшее из того, что они могут сделать, если эти дела не явятся верою в Господа Иисуса.

2. Оно совершается по благодати Божией. Предложим два места Писания: «Получая оправдание даром, по благодати Его искупле нием во Христе Иисусе» (Рим.3,24). «Чтобы оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Титу 3,7). Эти места показывают источник нашего оправда ния. Оно предлагается не по делам праведности, которые мы совер шили, а в соответствии с Его милосердием, в силу которого мы спасены (Титу 3,5; см. Ефес.2,4 и далее и 8). Таким образом, оправдание исходит из сердца Божиего. Сознавая не только отсутствие праведности у нас, но и нашу неспособность приобрести ее, Он в Своем милосердии определил предусмотреть праведность и для нас. Только благодать Его привела к тому, чтобы предусмотреть ее для нас, но Он не обязан был предусматривать ее. В Своей благо дати Он взирал на нашу вину, а в Своем милосердии — на нашу нищету.

3. Оно совершается Кровию Христовой. Верующий оправдывает ся не только благодатию, но и Кровию Христовой. Павел пишет: «Посему, тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасаем ся и от гнева» (Рим.5,9). Библия говорит далее: «Да и все почти по закону очищается кровию, и без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9,26). Вот так определяется основание нашего оправдания. Так как Христос понес наказание за наши грехи в Своем собственном Теле, Бог способен отменить наказание и восстановить нас для Своего благоволения. В оправдании грехи не изменяются, а наказываются в Личности Христа, Заместителя. Воскресение Христово является одним из доказательств, что смерть Христова на Кресте удовлетворила требования Божий, которые были воздвигнуты против нас (Рим.4,25; 1 Ин.2,2). Дар Святого Духа является другим доказательством. «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божий» (Рим.8,16; см. Гал.4,5 и далее).

4. Оно совершается верою. Библия говорит: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.5,1). «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10,10). Библия далее заявляет, что человек оправдывается «верою во Христа, а не делами закона» (Гал.2,16; см. Д.Ап.13,38 и далее; Рим.3,28; Гал.3,8 и 2 4). Вот таково условие нашего оправдания; оно не основывается на почве наших заслуг. «Если бы так именно было, тогда веру следовало бы рассматривать, как заслугу человека» (Беркгоф, «Систематическое богословие», стр.521). Апостол настойчиво сопротивлялся идее оправдания делами (Рим.3,27 и далее; Гал.2,16). Мы оправданы не для веры, а верою. Вера является не ценой за оправдание, а средством усвоения его. Вполне очевидно, что святые Ветхого Завета были так же, как и верующие Нового Завета оправданы (Д.Ап.13,38 и далее; Рим.4,5-12; Гал.3,8).

В. Результаты оправдания

Подытожим их кратко. (1) Освобождение от наказания (Рим.4,7 и далее; 2 Кор.5,19). Осуждения уже нет (Рим.8,1 и 33 и далее), теперь мир с Богом (Рим.5,1; Ефес.2,14-17). (2) Восстановление для благоволения Божиего (Рим.4,6; 1 Кор. 1,30; 2 Кор.5,31).(3) Вменение Христовой праведности (Рим.4,5). Верующий теперь облечен в праведность, но не в свою, а в предусмотренную для него Христом, а потому он и принят для общения с Богом. (А)Наследство. Павел говорит: «Оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит.3,7). (5) Существует также и прямой результат в практической жизни. Оправдание приводит к праведной жизни. Писание говорит, что верующие «исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (Филип. 1,11). Иоанн пишет: «Дети! Да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно, как Он праведен» (1 Ин.3,7). Эту же мысль подчеркивает и Иаков; он озабочен тем, чтобы у человека была такая вера, которая могла бы выразиться в делах, т.е. он говорит о живой вере (Иак.2,14-26). (6) Оправданный человек уверен, что он спасен от грядущего гнева Божиего (Рим.5,9; 1 Фес.1,10). (7) Верующий уверен также в грядущей славе (Мф.13,43; Рим.8,30; Гал.5,5). Все это результаты, непосредственно сопряженные с оправданием.

II. Учение о возрождении

Учение о возрождении логически следует за учением об оправдании.

A. Значение возрождения

Оправдание сочетается со взглядом на господство в жизни, о нем и говорится, как об «оправдании к жизни» (Рим.5,18). С Божией стороны, перемена сердца называется возрождением, новым рождением, с человеческой стороны, она называется обращением. 6 возрождении душа является пассивной, в обращении — активной. Возрождение можно определить, как сообщение душе жизни Божией (Ин.3,5; 10,10 и 28; 1 Ин.5,11 и далее), как одарение новой природой (2 Пет. 1,4) или новым сердцем (Иер.24,7; Иез.11,19; 36,26), как создания новой природы (2 Кор.5,17; Ефес72,1О; 4,24). Эта новая духовная жизнь воздействует на интеллект человека (1 Кор.2,14; Ефес.1,18; Колос.3,10), на волю (Филип.2,13; 2 Фес.3,5; Евр.13,21) и эмоции (Мф.5,4; 1 Пет.1,8).

Б. Необходимость возрождения

Писание неоднократно заявляет, что человеку надобно прежде родиться свыше, иначе он не сможет увидеть Бога. Эти требования Слова Божиего подтверждаются разумом и совестью.

Святость является необходимым условием для того, чтобы быть принятым в общение с Богом. Писание повелевает: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12,14). Однако, все человечество по природе извращено, и когда оно достигнет нравственной сознательности, оно увидит, что повинно в действительных преступлениях. Поэтому, по природному состоянию человечество не может иметь общения с Богом. Следовательно, эта нравственная проблема в человеке может осуществляться только посредством акта Духа Божиего. Он возрождает сердце и сообщает ему жизнь и природу Бога. Писание изображает это переживание, как новое рождение, посредством которого человек становится чадом Божиим. Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин.3,3; см. 1,12; 1 Ин.3,1). По природе все люди являются «tсынами противления» (Ефес.2,2), «чадами гнева» (Ефес.2,3), «сынами века сего» (Лк.16,8) и «детьми диавола» (1 Ин.3,10; см. Мф. 13,38; Д.Ап.13,10). Это последнее выражение Христа особенно относится к отвергающим Его (Ин.8,14). Только новое рождение способно производить святую природу в грешниках, которая способствует общению с Богом.

B. Средства возрождения

Писание представляет возрождение, как дело Божие. Однако в этом переживании наблюдается ряд факторов и средств.

1. Воля Божия. Мы родились по воле Божией (Ин. 1,13). Иаков пишет: «Восхотев, родил Он нас словом истины» (Иак.1,18).

2. Смерть и воскресение Христа. Новое рождение обусловлено верой в распятого Христа (Ин.3,14-16) и воскресение Христово равным образом вовлечено в дело нашего возрождения (1 Пет. 1,3).

3. Слово Божие. Иаков учит, что мы рождены «словом истины» (1,18; см. 1 Пет. 1,23). Павел говорит об очищении «банею вод ной» (Ефес.5,26; см. Тит.3,5). Некоторые рассматривают крещение как необходимый для возрождения пререквизит, но в таком случае спасение зависело бы от дел. Совершенно очевидно, что Корнилий родился свыше еще до того, как он был крещен(Д.Ап.10,47). Место Д.Ап.2,38 следует понимать в том смысле, что крещение совершается в силу прощения грехов, а не ради того, что они будут прощены; так и Иоанн крестил в силу покаяния, а не ради того, что крещенные покаются в будущем (Мф.3,11).

4. Служители Слова. Бог употребляет людей в искупительном процессе. Однако их содействие состоит просто в провозглашении истины и в призыве принять решение и оказаться на стороне Христа (Рим.10,14 и далее; 1 Кор.4,15; Филип.10; см. Гал.4,19).

5. Дух Святой. Действительно эффективным фактором в воз рождении является Дух Святой (Ин.3,5 и далее; Тит.3,5;Д,Ап.16,14; Рим.9,16; Филип.2,16). Истина, по существу, не понуждает воли; невозрожденное сердце ненавидит истину, доколе Дух Святой не воздействует на него.

Г. Результаты возрождения

Писание говорит, что существует ряд безусловных результатов, которые являются следствием возрождения. Они обладают такой природой, что служат в качестве испытания для души, чтобы установить, возрождена ли она. (1) Рожденный от Бога побеждает искушения (1 Ин.3,9; 5,4 и 18). Настоящее время всех этих глаголов указывает на жизнь привычной победы. Следовательно, возрожденный человек практикует праведность. Однако, такая жизнь не предполагает еще безгрешного совершенства. (2) Отношение возрожденного к жизни также является иным. Он по привычке любит братьев (1 Ин.5,1), Бога (1 Ин.4,19; 5,2), Слово Божие (Пс.118,97; 1 Пет.2,2), своих врагов (Мф.5,44) и погибшие души (2 Кор.5,14). (3) А возрожденный человек наслаждается также определенными привилегиями чада Божиего: удовлетворением своих нужд (Мф.7,11; см. Лк. 11,13), откровением воли Отца (1 Кор.2,10-12; Ефес.1,9) и охраной (1 Ин.5,18). (4) Рожденный от Бога человек является наследником Божиим и сонаследником Иисусу Христу (Рим. 8,17). Если фактическое обладание этим наследием в подавляющем большинстве является еще делом будущего, все же чадо Божие может усматривать и ныне знамение этого наследия в даре Святого Духа (Ефес.1,13 и далее). Конечно, ясно, что эти результаты не очевидны непосредственно для мира, но, тем не менее, они весьма реальны для того, кто родился в семью Божию.