VII. Экклесиология

В самых ранних повествованиях Писания не содержится никакого указания на организованную религиозную жизнь. Ближе всего к такой жизни оказалась семья. Отец, действовал, как священник и вождь в поклонении Богу. Так, вероятно, действовал Адам (Быт. 4,24 и далее), Ной (Быт. 6,18), Иов (Иов 1,5), Авраам (Быт. 12, 1-3), Исаак (Быт. 26,2-5) и Иаков (Быт. 28, 13-15).

Одновременно с организованностью народа при Моисее и религиозная жизнь Израиля тоже подвергалась переменам. Двенадцать колен организовались в народ — в народ Божий (Исх. 19,6). Эта теократия охватывала собой всю жизнь народа — политическую, социальную и религиозную. Бог был славным правителем, священники, цари и пророки были просто исполнителями воли Божией. Знамением этого завета явились обрезания, закон и богослужение сначала в скинии, а затем в храме.

Когда же пришел Христос, а Израиль отверг Его, Бог отодвинул Израиля в нынешнем веке и основал Церковь Иисуса Христа. Последующие главы посвящены таким вопросам, как основание, организация, установления и миссия церкви.

35. Определение и основание Церкви

В Новом Завете имеется ряд вещей, которые указывают на важность учения о Церкви. Например, Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Ефес. 5,25); главная цель Божия в нынешнем веке — созидание Церкви (Мф. 16,18; Деян. 15,14), Павел считал своим величайшим грехом то, что он преследовал Церковь (1 Кор. 15,9; Гал. 1,13 и 23; 1 Тим. 1,13); этот же Апостол и много пострадал ради Церкви (Колос. 1,24). Вот поэтому после учения о спасении приступаем к изучению того рода организованной жизни, которую Бог запланировал для Своего спасенного народа в нынешнем веке.

I. Определение церкви

Нам необходимо совершенно ясное понимание новозаветной концепции о Церкви. Во-первых, нам следует поразмыслить о том, чем не является Церковь, а затем, чем она является.

А. Церковь не является продолжением домостроительства Ветхого Завета

Хотя существует взаимосвязь между спасенными всех веков (Ин. 10,16; Рим. 11,16 и 24; 1 Пет. 2,9), хотя всегда существовал народ Божий в различные века и эпохи, христианство все же не является новым вином, которое находится в старых мехах. Скорее всего, это новое вино в новых мехах (Мф. 8,17). Бесспорно, Церковь не является продолжением старой системы, и об этом свидетельствуют некоторые аргументы. Во-первых, Израиль и Церковь не являются синонимическими выражениями. Павел производил различия между иудеями, язычниками и Церковью (1 Кор. 10,32). Далее, Павел говорит о Церкви, как о новом человеке (Еф. 2,15; см. Колос 3,11), она состоит из верующих Иудеев и верующих язычников, наконец, у Бога имеется будущее для Израиля. Павел в Рим. 11 устанавливает хронологию будущих действий Божиих по отношению к Израилю. Он является в настоящее время той ветвью маслины, которая отломилась, а вместо нее привилась ветвь дикой маслины. Но вот в это время ветвь дикой маслины является Церковью и инструментом Божиим на земле. И то, что царство Израиля не было установлено на земле во дни Христа, подтверждается вопросом учеников: «Не в сие ли время Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1,6). Совет Иакова на Иерусалимском соборе (Деян. 15,13-21) предполагает, что уже первая Церковь рассматривала сама себя, как нечто совершенно отличное от продолжения Израиля.

Б. Церковь не является продолжением синагоги

По общему признанию, существует заметное подобие между Церковью и синагогой, но существуют также и явные различия. Иисус сказал: «Я создам Церковь Мою» (Мф. 16,18). Слова эти не могли относиться к синагоге, потому что тогда она уже существовала. Когда же Апостолы проповедовали в синагоге, то проповедь их была евангельской, она призывала к покаянию и вере. Как следует из свидетельств Нового Завета, то ядро в синагоге, которое уверовало, образовало поместное тело верующих, которые совершенно обособились от синагоги. Далее, когда Церковь начинала свое существование, верующие собирались в сфере храма, а не синагоги.

В. Церковь не является конечной целью, которой предшествует промежуточный интервал

Этот промежуточный интервал начался и закончился в тот момент, который отличался от моментов происхождения и восхищения Церкви. Этот предшествующий интервал начался тогда, когда Господь был отвержен Своими, когда Он начал провозглашать цель и план Божий для грядущего века. Этот момент почти соответствует тому времени, когда Иисус начал провозглашать Свои притчи о тайнах Царствия (Мф.13). Этот же период закончится пришествием Господа во славе для установления Его земного Царства (Откр. 19), когда соберут и сожгут плевелы и когда останутся истинные сыны Царства, чтобы наслаждаться благословениями Тысячелетнего царства (Мф. 13,24-30 и 36-43). Церковь же обрела начало в день Пятидесятницы, спустя какой-то промежуток после начала «междуцарствия» (промежуточного интервала), а восхищение Церкви совершится во время великой скорби и тысячелетнему царствованию Христа. Мы приходим к выводу, что, хотя Церковь и является частью Царствия Божиего, она все же не равносильна ему. Ее нельзя вполне отождествлять с таинственной формой Царства, потому что в ней заключается доля более значительного Царства.

Г. Церковь не является деноминацией

Мы часто говорим о различных деноминациях, как о церквях, но такого употребления выражения «церковь» мы не находим в Писании. Некоторые из деноминаций притязают на то, что только они являются истинной Церковью, однако следует помнить» что Слово предостерегает нас остерегаться делений (1 Кор. 1,11-17). Существует много деноминаций, но существует одна только истинная вселенская Церковь. Все возрожденные в нынешнем веке являются членами единого духовного тела.

Д. О Церкви можно говорить в двух смыслах

Заметим» рассуждая позитивно, чем является Церковь. Выражение церковь» употребляется в двух смыслах — во вселенском смысле и в поместном смысле.

1. Вселенский смысл. Во вселенском смысле церковь состоит из всех тех, которые в нынешнем веке родились от Духа Божиего и тем же Духом крестились в Слово Божие, в Тело Христово (1 Кор. 12,13; 1 Пет. 1,3 и 22-25). Тот факт, что это выражение употреблено во вселенском смысле, очевиден из слов Христа: Христос говорил о созидании Своей Церкви, а не о создании церквей (Мф. 16,18); Павел скорбел от того, что преследовал Церковь (1 Кор. 15,9; Гал. 1,13; Филип. 3,6); сказано, что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Ефес. 5,25); наш Господь очищает и освящает Церковь (Ефес. 5,26 и далее); Он является Главой Церкви ( Ефес. 1,22; 5,23; Колос. 1,11); Он поставил в Церкви людей одаренных (1 Кор. 12,28); через Церковь стала известной начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия (Ефес. 3,10); и все собрание верующих в нынешнем веке называется Церковью первенцев, записанных на небесах (Евр. 12,23). Во всех этих местах Писания употреблено греческое слово «екклесия». По существу, это выражение обозначает просто тело избранных людей, скажем, собрание граждан в самоуправляющемся государстве; однако, Новый Завет наполнил его новым духовным содержанием, так что оно обозначает теперь людей, призванных от мира и от всего греховного. Хотя это слово встречается в Новом Завете более ста раз, в светском смысле оно употребляется только в Деян. 19,32 и 39 и 41, а в смысле собрания израильтян только в Деян. 7,38 и Евр. 2,12. Интересно отметить, что слово церковь» происходит от греческого слова «кириакос», что значит, «принадлежащий Господу». Это прилагательное только дважды встречается в Новом Завете: оно относится к Вечере Господней (1 Кор. 11,20) и к дню Господнему (Откр. 1,10). Вот поэтому мы можем предложить следующее вторичное определение выражения «церковь»: это группа людей, призванных от мира и принадлежащих Господу. Однако, первое определение более четко признает факт возрождения, как существенное требование для того, чтобы быть членами истинной Церкви. А членом человек становится не по наследству или по принуждению, а благодаря личному решению веры во Христа.

Эта вселенская концепция Церкви усматривается в образах, с помощью которых она представлена. Церковь названа строением Господним — 1 Кор. 3,9 и 18 и далее; 2 Кор. 6,16; Ефес. 2,20-22; 1 Тим. 3,15). Христос является краеугольным камнем этого строения (Мф. 16,18; 1 Кор. 3,11; 1 Пет. 3,6 и далее) и пребывает в ней Своим Духом (1 Кор. 3,16; 6,19). Верующий совершает священническое служение в этом храме (Бвр. 3,15 и далее; 1 Пет. 2,9; Откр. 1,6). Она называется также Телом Христовым (Рим. 12,4; 1 Кор. 12,12-27; Ефес. 1,22 и далее; 4,4;4,12; 4,16; 5,23 и 30; Кол. 1,18 и 24; 2,19; 3,15).

В этом образе Церковь представлена, как организм, который состоит в живой связи со Христом, который является единым, хотя состоит из Иудеев и язычников, в котором наблюдается многообразие даров среди его членов, который идеально сотрудничает в осуществлении единого и общего дела. Она названа также Невестой Христовой (2 Кор. 11,2 и далее; Ефес. 5,24 и далее и 32). Как Невеста Христова, Церковь обручена Ему, как таковой, ей надлежит быть прекрасной для Христа (Мак. 4,4), ей необходимо приготовиться к брачному торжеству (Отк. 19,7 и далее), ей необходимо сочетаться со Христом (Ин. 3,29) и царствовать с Ним (Отк. 19,6-20,6). Другими образами являются виноградная лоза (Ин. 15,1 и далее) и стадо (Ин. 10,1 и далее; Евр. 13,20; 1 Пет. 2,25).

2. Поместный смысл. В поместном смысле слово «церковь» употребляется для определения группы исповедующих верующих в какой-то местности. Так мы читаем о Церкви в Иерусалиме (Деян. 8,1; 11,22),в Ефесе (Деян. 20,17), в Кенхреях (Рим. 16,1) и в Коринфе (1 Кор. 1,2; 2 Кор. 1,1). Мы читаем о церкви в Лаодикии (Кол. 4,16) и в Фессалониках (1 Фесе. 1,1; 2 Фесе. 1,1).

Иногда это выражение употребляется в множественном числе, например, церкви Галатийские (Гал. 1,2), церкви в Иудее (1 Фесе. 2,14) и Асии (Откр. 1,4). Поместные церкви, взятые вместе, составляют верную модель истинной Церкви, вселенской Церкви.

Интересно, что образы, употребляемые для определения Церкви, употребляются для определения отдельного верующего, поместной церкви и вселенской Церкви.

Образы Невесты, Тела, строения и стада употребляются для определения вселенской Церкви (Ефес. 5,25; 1,23; 2 Коринф. 6,16; Евр. 13,20), поместной церкви (2 Коринф. 11,2; 1 Коринф. 12,12-27;1 Коринф. 3,16; Деян. 20,28) и отдельного верующего (Рим.7,1; 6,12; 1 Коринф. 6,19; Лук. 15,4-10).

II. Основание церкви

Так как основание вселенской церкви и поместных церквей является одновременным фактом, то мы в этом отрывке будем рассматривать этот факт обобщенно. На частные особенности одной и другой Церкви обратим внимание на определенном месте. В тесной взаимосвязи с Библейской концепцией природы Церкви находится идея времени и способа основания ее. Верующему необходимо уяснить себе оба эти элемента истины, чтобы приобрести себе подлинно Библейский взгляд на Церковь. Обратим свое внимание на несколько излагаемых здесь моментов.

А. Время основания Церкви

В этом отношении существуют некоторые недоразумения. Те, которые утверждают, что Церковь является духовным Израилем Нового Завета, т.е. продолжением ветхозаветного Израиля, непременно утверждают, что Церковь началась в ветхозаветные времена. Другие же утверждают, что началом ее явилась проповедь Христа. Однако, оба эти положения явно не соответствуют Писанию на основании собственных высказываний Христа. Христос сказал в Кесарии Филипповой, что Церковь является делом будущего, потому что тогда Он сказал: «На сем камне Я создам Церковь Мою» (Матф. 16,18). Те, которые утверждают, что Петр является этим камнем, вынуждены согласиться с тем, что она не существует от ветхозаветных времен, так должны считать и те, которые утверждают, что камнем является Петрово исповедание Христа Сыном Бога живого. Трудно думать, что Иисус просто полагал, что Он положит только новое начало в развитии Церкви, ведь Он решал вопрос основания Церкви, а не ее перестройки. Некоторые утверждают, что существовала Церковь периода Деяний и что нынешняя Церковь не является той Церковью. Некоторые полагают, что нынешняя христианская Церковь началась тогда, когда была закончена книга Деяний Апостолов; иные же учат тому, что она обрела свое начало тогда, когда Павел сказал в Антиохии Писидийской: «Вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13,46). Но чему же учит Писание?

Тот факт, что вселенная и поместные церкви основаны были в день Пятидесятницы (Деян. 2) вполне очевиден и подтверждается рядом вещей. Обратимся к высказыванию, касающемуся способа основания Церквей. Павел сказал о нем весьма коротко и сжато, когда писал: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно Тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все наполнены одним Духом» (1 Коринф. 12,13). Под Телом Павел подразумевает Церковь (ст. 28; Ефес. 12 и далее). Это крещение Духа помещает верующего в Церковь, в тело Христово. Это крещение упоминается во всех четырех Евангелиях и Деяниях. Четыре упоминания в Евангелиях (Матф. 3,11; Марк 1,8; Лук. 3,16; Ин. 1,33) по существу и практически являются одним и тем же, а именно: обетованием грядущего крещения. В Д.Ап. 1,5 Иисус повторяет это обетование и говорит, что оно исполнится через несколько дней, а в Деян. 11,15-17 Петр вновь возвращается к Пятидесятнице, как к исполнению этого обетования. Стих 1 Коринф. 12,13 касается этого крещения, как уже минувшего переживания. Таким образом, очевидно, что крещение Духом совершилось в день Пятидесятницы и что в этот день была основана Церковь. К тому же выводу мы приходим на основании того факта, что Церковь не могла быть основана до вознесения и возвеличения Христа (Ефес. 1,19-23). Поместная Церковь то же была основана в то же время. Мы читаем, что 120 человек, ожидающих обетования Духа, собрались вместе, когда наступил день Пятидесятницы. Эти 120 человек были первыми из тех, кто крещен Духом Святым, они и оказались основателями Иерусалимской церкви. В ответ на проповедь Петра и других Апостолов три тысячи приняли Слово, были крещены и приложились к Церкви (Деян.2,14 и 41). Несколько позже эта поместная церковь выросла до пяти тысяч (Деян.4,4). Совершенно очевидно, что некоторые верующие действовали, как корпоративное объединение. У них существовала определенная доктринальная норма — учение Апостолов; как у верующих, у них было общение друг с другом; они соблюдали установлениякрещения и Вечери Господней; они встречались для публичных богослужений; они содействовали удовлетворению нужд других (Деян. 2,42-44). Конечно, все это признаки организованной поместной Церкви, если даже эта организация была достаточно свободной.

Б Основание других поместных Церквей

Известно, что в Иудее возникли и другие такие поместные Церкви (Гал. 1,22; 1 Фесе. 2,14), хотя в Деяниях нет о них особых упоминаний. Такая Церковь и возникла в городе Самарии (Деян. 8,24) и, возможно, во многих деревнях Самарии. Скоро организовалась Церковь в Антиохии в Сирии (Деян. 11,20-30; 13,1). Эта Церковь оказалась домом-базой, откуда Павел отправлялся в свои миссионерские путешествия (Деян. 13,1-3; 14,26-28; 15,36-41; 18,22 и далее). В этой Церкви существовал ряд пророков и учителей, но они признавали необходимость советоваться с Иерусалимской Церковью в отношении тех условий, на которых можно принять язычников в общение (Деян. 15,1-35). Наконец, в результате миссионерских трудов Павла и других Апостолов, впервые христиане объединялись в поместные Церкви, которые возникли в Малой Азии, Македонии, Греции, Италии, Испании и других областях Средиземноморья. Вполне очевидно, что в некотором смысле первая Церковь евангелизировала свое собственное поколение.