36. Основание Церкви, способ основания, организация Церквей

В этом отношении следовало бы рассмотреть несколько тем: основание Церкви, способ ее основания и новозаветная организация Церквей.

I. Основание церкви

Итак, рассмотрим вопрос основания вселенской и поместных церквей.

А. Вселенская Церковь

Иисус сказал Петру: «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16,18). Этот стих ясно свидетельствует о том, что Церковь является Господней, потому что Он называет ее «Моей Церковью». Это та Церковь, которую Он «приобрел Кровию Своей» (Деян. 20,28). Она называется Церковью Иисуса Христа, и Он является Главой ее (Ефес. 5,23; Кол. 1,18). В Откровении Иисус изображен Господом Церквей, ходящим среди светильников (Откр. 1,20-22), обладая властию «сдвинуть» поместную Церковь (2,5) или сдвинуть находящихся в ней (2,16).Ясно, что, Церковь, как новое творение Божие, покоится на Личности и деле Иисуса Христа (Сауси, «Церковь в программе Божией», стр. 60).

Христос сказал, что Он создаст Свою Церковь на «сем» камне. Заметим, что весьма разнообразны мнения относительно того кто или что является этим камнем. Предполагаются следующие возможности: (1) Выражение «камень» относится к Петру. Христос, конечно, является главным основанием и основанием, но вот Петр является тем, кого Христос уполномочил основать Церковь. (2) Другие полагают, что выражение «камень» относится ко всем Апостолам и что Петр упомянут здесь просто, как представитель всей группы. (3) Иные же чувствуют, что в свете таких стихов, как Рим. 9,33; 1 Коринф. 10,4 и 1 Пет. 2,8 это может относиться только к Самому Христу, как к истинной скале (см. Матф. 7,24-27).(4) Но встречаются и такие, которые считают, что этим камнем является Петрово исповедание Божества Иисуса Христа. Таким образом, новозаветная Церковь построена на исповедании, что Иисус есть Христос. Тот взгляд, что этим камнем является Петр, как будто лучше всего обоснован. В пользу его можно предложить несколько аргументов. (1) Имя «Петр» значит «камень». Господь назвал его и вторым именем — «Кифа», что значит «камень»; Кифа — это греческая форма имени Петр. Доказывают, что и Христос называется в Писании скалой, а потому сказанное относится к Нему — значит игнорировать тот факт, что «камнем», скалой, могут называться различные лица, как «светом» называются верующие (Матф. 5,14) и Сам Христос (Ин. 9,5). (2) В историческом отношении Бог действительно употребил Петра для основания Церкви. Он открыл дверь Евангелия для Иудеев (Деян. 2,14-41), для самарян (Деян. 8,14-17) и для язычников (Деян. 10,24-48). (3) Христос пользовался мужской формой существительного «камень», именуя Петра, и женской формой, говоря об основании Церкви. Это обстоятельство послужило причиной того, что некоторые доказывают, как будто камень и Петр — это не одно и то же. Однако, необходимо в лингвистическом отношении объяснить этот факт, потому что женская форма существительного «камень» говорит о почве или гальке; именуя же человека, Христу необходимо было воспользоваться мужской формой для мужчины. Наконец, (4) и об Апостолах говорится, как об основании Церкви (Ефес. 1,20), причем Сам Иисус является главным краеугольным камнем. Итак, мы приходим к выводу, что «камень», на котором Христос, как предсказал, создаст Церковь Свою, относится к Апостолу Петру, как к лидеру и представителю остальных Апостолов (Сауси, «Церковь в программе Божией», стр. 63). Согласиться с тем положением, что Петр является этим камнем, — это не отвергать тот факт, что Христос является главным и конечным основанием. Но Христос употреблял людей для основания Церкви. Далее, это значит отвергать факт важности исповедания Христа. Человек, лишенный такого исповедания, не может быть членом Тела Христова. Всякий, кто пожелает быть таким камнем (1 Пет. 2,5) в этом живом храме, должен исповедовать Божество Христа, как это сделал Петр.

Какую бы позицию не занял Петр в этом дискуссионном вопросе, необходимо уяснить себе три момента: Сам Христос создаст Свою Церковь, Он употребляет человеческие инструменты и эти инструменты должны исповедовать Божество Иисуса Христа. Власть связывать и развязывать дарована была не только Петру, но и остальным Апостолам (Матф. 16,19; 18,18; Ин. 20,23). Это, должно быть, та декларативная власть, весьма похожая на ту, которой обладал Иеремия (Иер. 1,10).

Б. Поместная Церковь

Само собой разумеется, что в день Пятидесятницы в Иерусалиме основаны были и вселенская Церковь и поместная и что в ту пору они фактически представляли одно и то же. Когда же ученики направились в Другие области, основаны были и другие поместные церкви. Когда люди обращались к Господу в различных областях, они соединялись Друг с другом и образовывали местные тела верующих. Эти тела возникали, благодаря тем верующим, которые проповедовали Евангелие и основывались на Христе. Павел пишет Коринфской церкви: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Коринф. 3,10-11). Таким образом, Павел заявляет, что то основание, которое он положил, — это Иисус Христос. Иисус Христос должен быть основанием. Слово Божие должно быть направлением для веры в практической жизни, а Дух Божий должен быть управителем. Только тем, которые свободно исповедуют, что Иисус есть Христос, разрешается быть членами такого поместного тела. Только те, которые по всей видимости являются членами вселенского Тела, могут присоединиться к поместной Церкви.

II. Способ основания

Вселенская или истинная Церковь не является результатом усилий человека. Она не была организована, она родилась. В поел. Евр. 12,23 эта Церковь названа «Церковью первенцев». Это значит, что новое рождение является первым условием в основании этих Церквей. Вторым условием является крещение Духом. Писание заявляет: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно Тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Коринф. 12,13). Это крещение совершилось первоначально в день Пятидесятницы. В Деян, Ап. 1,4 и далее; 2,1 и далее; 11,15-17 видно, что только Один Господь может крестить Духом Святым (Марк 1,8) и Он Один может присоединять к этой Церкви (Деян. 2,47; см. 5,14; 11,24). И все те, которые уверовали в нынешнем веке, крещены в эту Церковь, в Тело Христово.

Поместная Церковь возникла самым простым образом. Вначале не было никакой организации, а существовал только простой союз любви, общения, учения и сотрудничества. Постепенно, однако, эти ранние простые объединения эпохи Апостолов начали заменяться более тесной организацией. Так как члены поместных Церквей являлись уже членами истинной Церкви, они испытывали побуждение так организовать поместные церкви, в которых невидимые действительности Христовы могли бы проявляться для общего блага и спасения погибающих. В самом начале была только одна поместная Церковь, церковь в Иерусалиме. Создается впечатление, что собрания устраивались в различных домах, но это была одна церковь. Число членов ее возросло до трех тысяч, а затем до пяти тысяч, потому что Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2,41 и 47; 4,4; 5,14). Апостолы же были руководителями этой Церкви.

Позже были основаны и другие поместные Церкви в новых местах, по мере того, как провозглашалось Евангелие и как обращались люди; так эти Церкви возникли в Иудее и Самарии (Деян. 8); нет сомнений, что они формировались по образу Иерусалимской. У нас нет никаких сведений относительно точного способа основания. Павел, например, говорит Титу, чтобы он «поставил по всем городам пресвитеров» (Титу 1,5) и слово это как бы указывает на то обстоятельство, что там, где возникали группы верующих, они образовывали общины, в которых поставлялись пресвитера (см. Деян. 14,23). В первой Церкви, когда человек отвечал на призыв Евангелия Иисуса Христа, он прилагался к Церкви. При этом не возникало никаких вопросов относительно того, должен ли он присоединиться к поместному собранию; факт этот воспринимался сам собою.

III. Организация церквей

Нам очень мало сказано об отношениях, существовавших между церквями; но мы располагаем значительной информацией об организации поместной Церкви.

А. Факт существования организации

Существует несколько указаний относительно того, что самая первая Церковь в Иерусалиме отличалась весьма свободным родом организации, но существует также весьма убедительное доказательство, что вскоре поместные церкви начали организовываться весьма определенным образом. Заметим, что целый ряд вещей свидетельствует о том, что Церковь в Иерусалиме обладала простой формой организации. Все верующие твердо придерживались определенных доктринальных норм (Деян. 2,42), собирались для духовных общений, объединялись в молитве, практиковали крещение, соблюдали Вечерю Господню, хранили свое членство, собирались для публичных богослужений, оказывали материальную помощь из их числа (Деян. 2,41-46). Апостолы были руководителями в этой Церкви, но они вскоре избрали еще семь человек для того, чтобы заботиться о бедных (Деян. 6,1-7). В день Пятидесятницы все они собрались в верхней горнице (Деян. 1,13; 2,1), хотя мы и не знаем, где она была расположена. Чаще всего они, однако, собирались в некоторых домах христиан (Деян. 2,’46; 12,12), хотя для некоторых служений они собирались в храме (Деян. 2,46; 8,1). Все эти факты указывают на начала определенной организации в Иерусалимской Церкви.

7. У них были Церковные служители. Кроме примера первой Церкви, существует еще много других указаний, что Писание требует соблюдения приличий и организации местных групп в церкви. Павел и Варнава, уходя из Дервии, рукоположили пресвитеров в каждой церкви (Деян. 14,23). Оригинальный текст позволяет предполагать, что рукоположение совершалось с помощью возложения рук по апостольским указаниям. Павел просил и Тита поставить пресвитеров (Титу 1,5). Далее, Иерусалимская церковь назначила людей, которые беспокоились бы о нуждах бедных (Деян. 6,1-7). Бесспорно, существовал какой-то способ регулировки, который определял бы, кто фактически обладает правом высказываться по этому вопросу. В Бфесской церкви это были старейшины (Деян. 20,17), в Антиохийской церкви — пророки и учителя (Деян. 13,1), а в церкви в Филиппах — епископы и диаконы (Филип. 1,1). Позже и в церкви в Ефесе тоже избраны были епископы и диаконы (1 Тим. 3,1-8).

2. Они устанавливали время собраний. Ученики собирались в первый день недели непосредственно после последовавшего воскресения Христа (Ин. 20,19 и 26). В 1 поел, к Коринфянам Павел предлагал своим читателям откладывать в первый день недели часть средств по мере того, сколько Господь уделил каждому (1 Коринф. 16,2), а это значит, что в этот день в Церкви собирали пожертвования. Во время своего последнего путешествия в Иерусалим Павел остановился в Троаде и встретился там с учениками в первый день недели (Деян. 20,7). В Откровении Иоанн говорит, что он был в духе в день Господень (в день воскресения) (Откр. 1,10). Должно быть, были предприняты какие-то действия с учетом соблюдения того дня, а деловые связи предполагали наличие организации связи.

3. Они регулировали Церковный этикет (1 Коринф. 14,26). Они осуществляли церковную дисциплину. Иисус предложил особое наставление для того случая, когда верующий откажется смириться пред частным увещеванием, тогда это дело следует вынести на Церковь и подвергнуть виновного церковной дисциплине (Матф. 18,17). Павел просил Коринфян самым определенным образом соблюдать церковную дисциплину (1 Коринф. 5,13). Подобные наставления он предлагает и церкви в Риме (Рим. 16,17; см. 2 Фесе.3,6-15). В 3 Иоанна 9 и далее сказано, что Диотреф действовал весьма своевольно в вопросе церковной дисциплины. Здесь опять предполагается наличие организации, потому что необ ходимо здесь провести в таких делах разделяющую линию между теми, которые обладают правом высказываться, и теми, у которых нет этого права. Создается впечатление, что голос большинства управлял делами дисциплины (2 Коринф. 2,6).

4. Они собирали средства на дело Господне. Направляя послание Коринфской церкви из Ефеса, Павел сказал, что он уже распоря дился» отдав повеление церквам Галатийским, проявить участие в собрании пожертвований для святых (1 Коринф.16,1 и далее). Им следовало жертвовать систематически, пропорционально тому, что они имели, и целесообразно. Им надлежало жертвовать в первый день недели, сообразно благословения каждого для святых. Во 2 послании к Коринфянам Павел настаивает, чтобы они делали это добровольно (2 Коринф. 8,7-9; 9,6) и по расположению сердца (2 Коринф. 9,7). Он хвалит Церкви в Македонии за их большую свободу в этом отношении (2 Коринф. 8,1-5), он призывает Коринфскую церковь последовать их примеру (2 Коринф. 8,6 — 9,5). В послании к Римлянам Павел говорит о пожертвованиях, которые он берет с собою и Иерусалим (15,25-28). Выступая перед Феликсом, Павел касается этих пожертвований, которые он принес для своего народа (Деян. 24,17). Таким образом, Церкви в Галатии, Македонии и Ахаии проявили организованные усилия для собирания пожертвований для бедных в Иудее.

5. Они посылали рекомендательные письма 6 другие церкви. Так поступили, когда Аполлос покидал Ефес, отправляясь в Коринф (Деян 18,24-28). Упоминание о них заключается и в саркастическом вопросе Павла, не принесли ли ему рекомендательных писем, когда он вернется в Коринф (2 Коринф. 8,1). В Рим. 16,1 и далее содержится, вероятно, пример такого письма касательно Фивы. По мере того, как все более умножались подобные практики, появилась необходимость убеждать церкви относительно тех, которые достой ны подобных писем. И в подобной процедуре наблюдается наличие организации. Иерусалимский Собор принял определенное решение касательно тех условий, в силу которых можно принимать язычников в общение и снабжать их подобными письмами (Деян. 15,22- 29). И это дело также предполагает наличие организации определенного рода.

Б. Служители Церкви

Наличие организации предполагает и наличие Церкви. Вначале все это было весьма просто; в ранней Церкви существовало, может быть, два или три служителя. Подтверждение этому мы получаем отчасти путем упоминания о служителях Церкви, а отчасти с помощью учения, касающегося назначения и обязанностей служителей.

1. Пастырь, старейшина, епископ. Эти три выражения определяют одно и то же служение в Новом Завете. В Деян. 20,17

старейшинам в Церкви в Ефесе сказано, что они поставлены блюстителями, чтобы пасти Церковь Господа. Здесь выражения «старейшины, епископы и блюстители (пастора)» относятся к одним и тем же людям. В 1 Пет. 5,1 и далее обязанности пастора приписываются старейшинам. А это значит, что пастор и старейшина — эти одно и тоже. И Иоанн (2 Иоанна 1; 3 Ин. 1), и Петр (1 Пет. 5,1) были Апостолами, но и они называют себя старцами (старейшинами). Конечно служение старейшины не является более низким служением, нежели служение пастора или епископа. В поел. Титу 1,5-9 выражения « пресвитер» и «епископ» употребляются попеременно. Греческое выражение «пастор» встречается несколько раз п Новом Завете, однако только в поел. Ефес. 4,11 оно переведено словом «пастор». Подлинное значение его — это значение пастыря овец (см. Матф. 3,36; 26,31; Лук. 2,8; Ин. 10,2; Евр. 13,20; 1 Пет. 2,25). Как уже было отмечено, пресвитерам и епископами и Церкви в Ефесе было вверено дело пасти стадо, а это значит, что они были пастырями в Церкви. Павел обращается к церкви и Филиппах и говорит: «Всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами» (Филип. 1,1). Если бы еще в этой Церкви находились еще пресвитеры и пастыри, отличающиеся от епископов, тогда Иавел обращался бы только к определенной части служителей, а это невероятное предположение.

2. Диаконы. Это слово происходит от греческого слова «диаконос» (Филип. 1,1; 1 Тим.3,8). Обычно оно употребляется в общем смысле — служители, слуги (Марк.10,43; Ин. 2,5; 12,26). Глагольная форма этого слова переводится словом «служитель» (Матф. 4,11; 20,28; Рим. 15,25). Это выражение употребляется также нетехническим образом в отношении некоторых служителей Евангелия (1 Коринф. 3,5; 2 Коринф. 6,4; Ефес. 6,21; Колос. 1,7; 1 Тим.4,6). Но выражение это употребляется также и техническим образом, и тогда оно обычно переводится словом «диакон». Особое значение его обнаруживается в Флп. 1,1; Тим. 3,8-13и, может быть, в Рим. 16,1. Возможно, что и те семь человек, которые были избраны обслуживать бедных вдов в ранней Церкви, следует считать первыми диаконами, но этого нельзя утверждать вполне определенно. Знаменательно, что диаконы должны были обладать теми же высокими духовными качествами, как и епископы (1 Тим. 3,8-13). Поэтому можно полагать, что диаконам следовало помогать в духовном деле Церкви, как и в материальном.

Функции диаконского служения не уяснены в Писании, однако, весьма вероятно, что оно было сопряжено с оказанием помощи нуждающимся. Пресвитеры несли ответственность за духовные нужды общины верующих, а диаконы заботились прежде всего о физических нуждах. Однако, квалификации, необходимые для этого служения, похожи на квалификации пресвитеров, за исключением требований обладать способностью учить и оказывать гостеприимство; правда, требования, предъявляемые пресвитерам, не предъявляются диаконам. Обстоятельство это позволяет предполагать, что пресвитеры не несли ответственности диаконов. Диаконам повелевалось не быть «корыстолюбивыми», а это обстоятельство позволяет предполагать, что диаконы имели отношение к финансовой деятельности Церкви. Итак, можно с уверенностью сказать, что требования, предъявляемые диакону, должны, в частности, соответствовать удовлетворению материальных и финансовых нужд организации.

3. Диакониссы. Совершенно ясно, что в ранней Церкви некоторые женщины совершали особого рода служение. Фива названа служительницей, диакониссой (Рим. 16,1), в своих рассуждениях о церковных служителях (1 Тим. 3,1-13) Павел перечисляет и женщин (ст. 11). Совершенно верно, что определенные женщины заботились о бедных, заботились об устройстве общих трапез, участвовали в раздаче милостыни, — в общем, помогали там, где лучше всего можно было использовать роль женщины.

Различным образом толкуют и понимают выражение «жены» в 1 Тим. 3,11. Некоторые усматривают в них жен диаконов. Но если это так, тогда странно, что здесь не упоминаются жены пресвитеров. Так как жены пресвитеров упоминаются в Павловых рассуждениях о диаконах, тогда весьма вероятно, что эти «жены» могут составлять вспомогательную группу в пределах расширенного диа-коната. Далее, интересно отметить, что здесь употреблено слово «равно», как и в случае диаконов («также»: ст. 8; см. ст. 2), которое указывает, что эти жены совершали особое служение в Церкви. Да и требования, которые предъявляются этому служению, строго параллельны требованиям, предъявляемым диаконам.

Итак, мы приходим к выводу, что диаконы прежде всего несли ответственность за материальные и финансовые нужды церкви, а определенные жены, называемые диакониссами, сотрудничали с диаконами в тех областях, где функции их более приемлемы, нежели услуги мужчин. Так как диаконат не является управляющим телом, то женщины могли принимать в нем участие.

В. Управление Церковью

Существует три основных типа Церкви: епископальный, пресвитерианский и конгрегациональный. Епископальный тип — это управление Церковью, осуществляемое епископами; в действительности оно осуществляется тремя различными порядками служителей: епископами, священниками и диаконами. Пресвитерианский тип управления церковью осуществляется пресвитерами и старейшинами. Обычно он предусматривается для таких случаев: заседания, пресвитериат, синод и генеральная ассамблея. Здесь существует тот порядок служения, а именно: пастора, управляющие, пресвитеры и диаконы. И пасторы, и управляющие пресвитеры принимают участие в собраниях пресвитериата, синода и генеральной ассамблеи. Конгрегациональный тип управления Церковью облекается всей законодательной властью в поместной церкви.

Районные и главные организации обладают консультативной ролью и установлены с той целью, чтобы сотрудничать в миссионерском деле, воспитательном, образовательном и т.д.

Каждая из этих форм управления ищет себе оправдания в Писании. Епископальная форма находит себе оправдание в тех местах, которые свидетельствуют о власти Апостолов или их посланников (Деян. 14,23; 20,17 и 28; Титу 1,5). Но теперь нет уже больше Апостолов, нет и их посланников, которые обладали бы Апостольской властью. В нашем распоряжении имеются только их наставления по управлению Церковью, которые содержатся в Писании. Пресвитерианская форма управления Церковью ищет себе оправдания в таких делах, как проведение Иерусалимского собора (Деян. 15,6) и посвящение Тимофея (1 Тим. 4,14). Но даже в этих случаях имеются указания, что в управление вовлечено все собрание. Ранняя форма управления Церковью представляет собой сочетание конгрегациональной и пресвитерианской форм. Собрание избирает своих руководителей, которые действуют в соответствии с директивой и правом управления народа. В Деян. 6 содержится информация относительно избрания служителей (ст. 1-6). Употребленное в Деян. 14,23 выражение «рукоположивши» означает фактически возложение рук. Впрочем, вполне очевидно, что Павел и Варнава предложили какую-то форму конгрегационального голосования в деле избрания пресвитеров. Даже на Иерусалимском Соборе в процессе принятия соответствующего решения участвовали Апостолы, пресвитеры и собрание. Попутно следует упомянуть и о тех нескольких моментах, которые указывают на конгрегациональное управление ранней Церковью. (1) Каждая Церковь избирала себе своих собственных служителей и уполномоченных (Деян. 6,1-6; 15,2 и далее). (2) Каждая Церковь обладала властью осуществлять свою собственную церковную дисциплину (Матф. 18,17 и далее; 1 Коринф. 5,13; 2 Коринф, 2,6; 2 Фес. 3,6 и далее). Церковь вместе со своими служителями принимала решения (Деян. 15,22), принимала делегатов (Деян. 15,4; 18,27) и посылала своих посланных (2 Коринф. 8,19) и миссионеров (Деян. 13,3 и далее; 14,26). Поместное собрание активно участвовало во всех делах Церкви. Заметим, однако, что какой бы ни была форма управления Церковью, она никогда не пренебрегает нуждами тела.