37. Установления Церкви

В Церкви существует два ритуала: крещение и Вечеря Господня. Эти ритуалы называются обрядами или таинством. В дополнение к двум принятым большинством Протестантских церквей Римо-католическая Церковь присоединяет еще пять: посвящение, конфирмация, бракосочетание, чрезвычайное помазание, епитимья. В римо-католическом богословии «каждое из таинств относится к освящающей благодати или умножает ее. Эту освящающую благодать называют еще сакраментальной благодатью, поскольку она влечет за собой право на сверхъестественную помощь, необходимую или полезную для достижения цели каждого таинства» (Кларксон, «Церковь учит», стр. 257). Реформированные Церкви приняли только два обрядя: крещение и Вечерю Господню, они тоже рассматривают их, как средства благодати. Беркгоф пишет: «Как знамения и печати, они являются средствами благодати, т.е. средствами укрепления внутренней благодати, которая производится в сердце Духом Святым» (Беркгоф, «Систематическое богословие», стр. 618). Чтобы избежать мистицизма и сакраментаризма, характеризующегося выражением «таинства» (сакрамент), лучше было бы пользоваться словом «обряд» для определения этих двух ритуалов Церкви. Обрядом можно назвать внешний ритуал, установленный Христом для того, чтобы он совершался в Церкви, как видимое знамение спасительной истины христианской веры. Ни в крещении, ни в Вечере Господней не наблюдается особых проявлений благодати, хотя, если мы повинуемся повелениям Христовым и вспоминаем Христа и Его жертву ради нас, мы должны возрастать в благодати Господа Иисуса Христа. Однако, это возрастание не достигается, благодаря самому обряду. Попытаемся теперь постичь сущность этих двух обрядов.

I. Крещение

Благодаря проповеди Иоанна Крестителя, а также благодаря историческим и доктринальным отрывкам Нового Завета читатель постоянно встречается с крещением. На него взглянем из нескольких перспектив.

А Установление его

Коротко, перед Своим вознесением Иисус повелел Своим последователям: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и

Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам» (Мф. 28,19 и далее; см. Мк. 16,15 и далее). Это именно ученики точно исполнили после сошествия Святого Духа (Деян. 2,41; 8,12 и 38; 9,18; 10,48; 16,15 и 33; 18,8). Призыв Петра звучит так: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа» (Деян. 2,38). Создается впечатление, что тогда, когда Апостолы проповедовали Евангелие и люди отвечали, они сразу крестили их. Таким образом, покаяние, вера и прощение с крещением тесно сочетались друг с другом. Совершенно очевидно, что крещение не производит спасения, оно, скорее, следует за ним. Корнилий был крещен после того, как принял Духа (Деян. 10,4 4-48). Брюс попутно отмечает: «В Новом Завете мы просто не встречаем идеи некрещенного христианина» (Брюс, «Комментарий на книгу Дея­ний», стр. 77),

Новозаветное крещение следует отличать от Иоаннова крещения (Деян. 10,37; 13,24; 18,25; 19,3). Крещение Иоанна Крестителя было крещением покаяния и подготовкой к хождению в обещанное царство, которое предсказано было пророками (Мал. 3,1; 4,8 и далее; Мф. 3,1-12; Мк. 2,1-8 Лк. 3,2-17; Ин. 1,19-36). Новоза­ветное крещение относится более к отождествлению верующего со Христом.

Б. Значение его

Обряд крещения является символом отождествления верующего со Христом в Его смерти, погребении и воскресении (Рим. 6,3 и далее; Кол. 2,12; 1 Пет. 3,21). В крещении верующий свидетель­ствует, что он пребывал во Христе уже тогда, когда Христос был судим за грех, что он погребен с Ним и воскрес в Нем для новой жизни. Оно символизирует, что верующий отождествляется со Хри­стом, потому что он крещен «во имя Господа Иисуса» (Деян. 2,38; 8,16). Крещение совершается, когда раскаивающийся призывает имя Господне (Деян. 22,16). Это открытое и публичное исповеда­ние Христа Господом (Рим. 10,9 и далее). Однако, крещению должно предшествовать наставление (Мф. 28,19), покаяние (Деян. 2,3 8) и вера (Деян. 2,41; 8,12; 18,8; Гал. 3,26 и далее), потому что водное крещение не производит отождествления, а только пред­полагает и символизирует его.

С виду кажется, что несколько мест учат тому, что крещение спасает. «Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать осужден будет» (Мк. 16,16). «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов — и получите дар Святого Духа» (Деян. 2,38). «Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 2 2,16). «Так и нас ныне подобное сему образу крещение… спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3,21). Однако, во всех этих случаях крещению должна предшествовать вера. Библейский порядок таков: «покаяние, вера, крещение». Заявление Иоанна: «Я крещу вас в воде в покаяние» (Мф. 3,11) — обладает той же самой греческой конструкцией, что и заявление Петра: «Да крестится каждый из вас… для прощения грехов» (Деян. 2,38). Бесспорно, Иоанн полагал, что покаяние предшествует крещению; равным образом, и прощение грехов предшествует крещению. Писание предельно ясно говорит, что очищение от греха не является результатом крещения (Деян. 15,9; 1 Ин. 1,9). Однако, акт крещения так же тесно сопряжен с актом веры, что часто они выражаются, как единый акт. Сауси утверждает: «Благословения Евангелия воспринимаются верою. Тем не менее, когда спасительная вера ищет своего выражения объективным образом через крещение, Бог пользуется подтверждением действительности спасения. Вера-тэт дельного человека и когда спасительные акты запечатлеваются и ратифицируются дополнительно силой для сердца верующего» (Сауси, «Церковь в программе Божией», стр. 198).

Но крещение не только символизирует отождествление обращенного со Христом, но оно является также видимым средством отождествления раскаивающегося с поместным телом верующего. Когда он становится членом Тела Христова, ему надлежит отождествить себя с поместным собранием. Когда человек отвечает на призыв спасения, он должен, как и все верующие Нового Завета, креститься и войти в христианскую общину (Деян. 2,41).

В. Способ крещения

В настоящее время предполагаются три способа крещения: окропление, обливание и погружение. В пределах этих трех форм наблюдается отдельная вариация, как, скажем, триединое крещение и крещение лицом вниз или лицом вверх. Существует общее согласие относительно того, что выражение «крестить» означает «погружать», а потому погружение более всего отражает смысл и значение этого выражения. Далее, и история высказалась в пользу погружения. Обливание или окропление совершали из-за недостатка воды или ради удобства в случае людей пожилых или немощных. Значение крещения, как символа нашего отождествления со Христом в Его смерть, погребение и воскресение, более всего отражается в погружении. Когда обращенный входит в воду и выходит из нее, он совершает погружение (Деян. 8,38 и далее; Мк. 1,10; Ин. 3,23). Нам необходимо быть весьма осторожными, чтобы не придавать образу крещения большей значительности, нежели той истине, которую оно символически представляет; если погружение более всего символически изображает наше отождествление со Христом» то, тем не менее, некоторые внешние соображения высказываются в пользу необходимости других способов крещения.

Г. Крещаемые

Крещение предназначается для тех, которые лично и добровольно отвечают на призыв спасения. В Новом Завете оно совершается для тех, которые приняли Слово (Деян. 2,41) и которые приняли Духа (Деян. 10,17). Отмечается, что крещены были и домашние (Деян. 10,48;16,15 и 33; 18,8; 1 Кор. 1,16), на этом основании приходят к выводу, что крещены были и дети. Полагают даже, что крещение младенцев, по своей природе, отвечает ветхозаветному обрезанию. В ответ на сказанное заметим, что под «домашними» нет необходимости подразумевать и младенцев; более того, в упомянутых выше случаях крестившимися были люди, которые слышали Слово (Деян. 10,44) и уверовали (Деян. 16,31 и 34). Писание нигде не учит нас тому, что надлежит крестить младенцев. Более, крещению младенцев следует предпочитать посвящение ребенка родителями Господу.

II. Вечеря господня

Этот второй обряд именуется несколькими именами. (1) В послании к Коринфянам он именуется Вечерей Господней (1 Кор. 11,20). (2) Его называют также «преломлением хлеба» (Деян. 2,4 2),это обычная фраза для определения участия в общей трапезе. (3) Его называют также «причастием», исходя из греческого слова «коинониа» в 1 Кор. 10,16: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой?» (4) Наконец, его называют «евхаристией», от греческого слова, определяющего «Благодарение», которое совершается еще до участия в этих элементах. Ту общую трапезу, которая совершалась до участия в этих элементах, называли «агапе», или «вечерей любви» (Иуды 12).

А. Установление

Павел пишет: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб» (1 Кор. 11,23) — а затем он переходит к изложению значительных деталей, касающихся Вечери Господней. Историческое повествование об установлении Вечери Господней можно найти в повествованиях трех евангелистов-синоптиков (Мф. 26,26-28; Мк. 14,22-24; Лк. 22,17-20). Хотя нам не сказано о практике этого обряда столько, как о крещении, он, тем не менее, не отсутствовал в жизни первой Церкви. Это была существенная часть жизни первой Церкви в Иерусалиме. Совершенно очевидно, что этот обряд сочетался с доктринальным учением, общением и молитвой (Деян. 2,42). В этом стихе каждая из четырех позиций превращается в определенную статью, позволяющую предполагать, что каждая из них составляет особую интегральную часть совместных собраний Церкви. Павел пишет, что он от Самого Господа принял то, что передал Коринфянам (1 Кор. 11,23). Сказанное позволяет узнать, что он ввел Вечерю Господню в установление Коринфской Церкви. Однако в послании Коринфянам Павел просто напоминает Коринфянам учение о Вечере, которое он предложил им, когда возникла эта Церковь. На основании сказанного можно прийти также к выводу, что Павел установил Вечерю Господню во всех Церквах, которые он основал, и нет сомнений, что и другие Апостолы поступали таким же образом.

Б. Значение

1. Она совершается в воспоминание Христа. Иисус сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11,24). Она совершается не в воспоминание Его смерти, не в воспоминание мученика, а в воспоминание Его, как живой Личности. Знаменательно и то, что верующие собирались в первый день недели, в день воскресения, для преломления хлеба (Деян. 20,7). Иисуса следует славить и вспоминать, как Того, Кто всегда жив и Кто всегда присутствует среди избранных Его (Мф. 28,20).

2. Это залог Нового Завета. Знамением Нового Завета является чаша. Она символизирует Кровь, которая пролита была нашим Господом в ратификацию Нового Завета. Иисус сказал: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк. 22,20; см. 1 Кор. 11,25). В Ев. Матфея мы читаем: «Ибо сия есть Кровь Моя, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26,28). Этот новый завет предусматривает для верующего проще ние грехов (Евр. 10,16-18). Это лучший, нежели древний завет Моисея (2 Кор. 3,16-18; Евр. 7,22; 12,24). Таким образом, участие в элементах Вечери заново напоминает нам о том совершен ном прощении, которое мы имеем во Христе.

3. Это провозглашение смерти Христовой. Павел пишет: «Ибо, всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьет чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор.11,26). Когда верующие собираются вместе для воспоминания Христа, они актив но провозглашают миру смерть Христа. Итак, члены Его Тела, когда участвуют в общей трапезе, возвещают факт Его смерти и ее значение.

4. Она является пророчеством о пришествии Христовом. Этот обряд следует совершать, доколе не придет Христос (1 Кор. 11,26). Этот обряд обращен не только в прошлое, к смерти Христовой, но и в будущее, к Его пришествию за искупленными. На последней Вечере Иисус сказал ученикам: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26,29). Гендриксен пишет следующее об этом установлении: «Итак, мы видим, что преломление хлеба обращено не только в прошлое, к тому, что Иисус Христос совершил для нас, но и в будущее, к тому что Он совершит для нас» (Гендриксен, «Толкование Евангелия от Матфея», стр. 911). Совместное участие напоминает верующему о радостном воссоединении и общем ликовании тогда, когда мы встретим Господа.

5. Это общение со Христом и искупленными Его. Это время уединения, когда искупленные собираются для общения вокруг Иисуса Христа. Стол напоминает поклоняющимся Господу о том, что Сам Христос приготовил тогда для избранных Своих. Мы сидим у трапезы Господней, а не у трапезы бесовской (1 Кор. 10,21). Христос является невидимым хозяином у этой трапезы. Далее, верующему напоминается о смирении Христовом, а также о нашей ответственности служить друг другу. Именно во время Вечери Иисус омыл ноги Своим ученикам, а это был акт уничижения, преданности и любви. Иисус сказал: «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13,14-15).

Если Христос присутствует в общении верующих во время служения хлебопреломления, то какова же природа Его присутствия?

По этому поводу высказано несколько взглядов. Римо- католическая Церковь учит, что в хлебе и вине проявляется присутствие буквального Тела и Крови Христовой. Такое толкование называют «пресуществлением», но его следует отвергнуть по нескольким причинам. (1) Христос действительно присутствовал, когда говорил, что эти элементы были Его Телом и Кровью. Ясно, что Он тогда пользовался образным языком. (2) Употребление глагола «есть» в выражении «сие есть Тело Мое» (1 Кор. 11,24) является образным и обозначает следующее: «Сие представляет Мое Тело». (3) Сам Иисус сказал, что есть Его тело и пить Его Кровь — значит, прийти к Нему и уверовать в Него (Ин. 6,35; см. ст. 23-58). (4) Эта идея буквального употребления человеческой плоти и человеческой крови была отвратительной для иудейского сознания. Бесспорно, Иудеи времен Иисуса резко отрицательно реагировали на такую мысль. Закон строго запрещал пить кровь (Быт. 9,4; лев. 3,17; Деян.

15,29). (5)И праздник Пасхи, по существу, от которого заимствованы эти элементы, был символическим праздником освобождения Израиля из Египетского рабства (Исх. 12). Таким образом, символизм элементов в служении хлебопреломления заключается в сохранении символизма, практикуемого в празднике Пасхи.

Другой взгляд на присутствие Христа называют «доказательством». Согласно этому взгляду, а такова позиция ЛютеранскойЦеркви, приступающие к трапезе приобщаются к истинному Телу и истинной Крови Христа и под образом хлеба и вина. По существу эти элементы остаются неизмененными, однако простое приобщение к ним после молитвы и посвящения сообщает участникам Христа в этих элементах. В таком случае можно говорить о буквальном причащении к Христу. Однако с этим взглядом сочетается та же проблема, которая сочетается и с пресуществлением. А Иисус изложил истинный принцип: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6,63).

Пытаясь избежать сакраментального и мистического значения присутствия Христова в этих элементах, некоторые утверждают, что служение хлебопреломления не является ничем более, как воспоминанием смерти Христовой. Хотя Христос присутствует духовно, фактическое употребление этих элементов означает, что участники веруют в Него и в Его искупительное дело. Этот взгляд отвергает телесное присутствие Христа в этих элементах.

Реформатская позиция занимает какое-то среднее положение между двумя последними взглядами. Каким-то образом осуществляется динамическое присутствие Христа в этих элементах в верующем, когда он приобщается к ним. Согласно Павлу, «чаша есть приобщение Крови Христовой», а хлеб — «приобщение Тела Христова» (1 Кор. 10,16). Эти элементы являются символами Его присутствия. Сауси пишет: «Поэтому участие в Его присутствии не является физическим ядением или питием, а внутренним общением с Его личностью, Которая пользуется этим внешним актом, как выражением внутренней духовной веры» (Сауси, «Церковь в программе Божией», стр. 224). Его присутствие в Вечере является подобным Его присутствию в Слове. Может быть, лучше всего рассматривать служение хлебопреломления в основном, как воспоминание, признавая в то же самое время присутствие Христа в нашей среде, когда мы приобщаемся к тем элементам, которые символически представляют Его Тело и Кровь. Конечно, принятие этих элементов может символизировать духовное принятие Христа и общение с Ним.

В. Участники

Условиями участия в Вечере Господней являются возрождение и жизнь послушания Христу. То, что возрождение является условием, очевидно из того факта, что Господь предложил этот обряд Своим ученикам (Мф. 26,27) и ученики соблюдали этот обряд между собой (Деян. 2,42 и 46; 20,7; 1 Кор. 11,18-22); каждому участнику предлагается испытать самого себя, обладает ли он или не обладает необходимыми качествами для участия в элементах трапезы (1 Кор. 11,27-29). И то, что жизнь послушания тоже является необходимым условием, очевидно из того факта, что впавшие в грех люди, отлучаются от Церкви (1 Кор. 5,11-13; 2 Фес. 3,6 и 11-15),как и те, которые учат ложным учениям (Тит. 3,10; 2 Ин. 10 и далее) и производят деления и распри (Рим. 16,17). Крещение предшествовало Вечере Господней в жизни первой Церкви, насколько нам это известно, однако нет явного повеления в этом отношении и нет никаких доказательств, что верующие исключались из участия в Вечере Господней, пока они не были крещены. Нет также доказательств, что для участия в Вечере необходимым условием является членство в поместной церкви. Это «трапеза Господня, а не трапеза церкви». И этс очевидно хотя бы из того факта, что человек призывается к самоиспытанию, чтобы он мог решить, может ли он приступить к трапезе; Церковь не уполномочена судить о верующих, за исключением случая беспорядочного поведения, лжеучений или участия, в несоответствующих Писанию, практиках.