38. Миссия и назначение Церкви

Размышляя об Церкви, ее основании, организации и обрядах полезно несколько поразмышлять и об ее миссии и назначении.

I. Миссия церкви

Трудясь в Церкви и планируя программу поместной Церкви, нам прежде всего необходимо задаться вопросом: какова миссия Церкви? Иначе, что надлежит делать Церкви? Каковы, соответствующие Писанию, полномочия, дарованные Церкви? В ответ на эти вопросы можно предложить несколько соображений.

А. Прославлять Бога

Главная цель человека — прославлять Бога. Сказанное не более верно в отношении отдельного человека, нежели всей Церкви в целом. Писание неоднократно указывает, что такова главная цель Церкви (Рим. 15,6 и 9; Еф. 1,5 и далее и 12 и 18; 3,21; 2 Фес. 1,12; 1 Пет. 4,11). Эта обязанность столь фундаментальна, что, если выполнить ее верно, она повлечет за собой и исполнение других целей Церкви. Как прославлять Бога? (1) Мы прославляем Бога, поклоняясь Ему (Ин. 4,23 и далее; см. Фил. 3,3; Отк. 22,9).(2) Мы прославляем Бога молитвой и славословием. Псалмопевец пишет: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня» (Пс. 4 9,24). (3) Далее, мы прославляем Бога, живя благочестивой жизнью. Иисус сказал: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Ин. 15,8). Петр заявляет, что мы призваны «возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2,9; см. Тит. 2,10).

Б. Наставлять самое себя

Павел говорит нам, что Бог поставил в Церкви Апостолов, пророков, благовестников, пастырей и учителей, «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе не придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинная любовь все возращает в Того, Который есть Глава Христос, из Которого все Тело, составляемое посредством всяких, взаимно скрепляющих связей, при действиях в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4,12-16). Ясно, что сказанное означает наставление членов Церкви, чтобы они могли достичь полного возраста Христова и противостоять окружающим, их ересям. Это и есть созидание Тела Христова (Кол. 2,7). Публичные церковные богослужения тоже претендуют на эту цель (1 Кор. 14,26), но отдельным членам тоже надлежит назидать самих себя в святейшей вере (Иуды 20 и возрастать в «благодати в познании Господа нашего Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 3,13). Павел призывает нас пользоваться истинным материалом для сооружения духовного храма Божиего (1 Кор. 3,10-15) и предупреждает нас не пользоваться несоответствующим материалом. Таким образом, Церкви надлежит наставлять своих членов, развивать в них благодать христианской жизни, учить и сотрудничать друг с другом в служении Христу.

В. Очищать себя

Христос предал Себя за Церковь, «чтобы освятить ее, очистив ее банею водной посредством слова; чтобы представить ее Себе славной Церковью, не имеющий пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5,26-27). Конечно, существует то освящение, которое производит Отец (Ин. 15,2), главным образом, посредством наказания Божиего (1 Кор. 11,32; Евр. 12,10). Существует и очищение, которое совершает и сам верующий (1 Кор. 11,28-31; 2 Кор. 7,1; 1 Ин. 3,2), но существует также и то очищение, которое надлежит осуществлять поместной Церкви (Мф. 18,17). Первая Церковь предлагает нам примеры осуществления церковной дисциплины, и нынешняя Церковь не освобождается от этих обязанностей (Деян. 5,11; Рим. 16,17;1 Кор. 5,6-8 и 13; 2 Кор. 2,6; 2 Фес. 3,6 и 14; Тит. 3,10 и далее; 2 Ин. 10). В Писании сказано, что наказанию следует подвергать за ереси, деления, безнравственность и т.д. Дисциплина является частью приготовления Невесты (Отк. 19,7).

Г. Воспитывать своих членов

Как мы видели выше, дары Божий Церкви в виде Апостолов, пророков, благовестников, пастырей и учителей предложены к «совершению святых, на дело служения» (Еф. 4,12). Иисус даровал великое поручение не только для того, чтобы люди становились учениками и крестились, а прежде всего для того, чтобы «соблюдать все, что Он повелел им соблюдать» (Мф. 18,20). Поэтому не может быть сомнений относительно того, что Церкви надлежит осуществлять особую программу для наставления и обучения своих членов, молодых и пожилых. Церковь должны наставлять своих членов в истине Божией. Она должна быть предана Апостольскому учению. Павел так направляет членов в Филиппах, чтобы они проявляли интерес ко всем типам достойного познания. Он говорит: Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4,8; см. 2 Тим. 2,2).

Д. Евангелизировать мир

Великое поручение направляет Церковь пойти по всему миру, чтобы все народы превратить в учеников Христовых (Мф. 28,19; Лк. 24,46-48; Деян. 1,8). Писание не предлагает нам обратить мир, а евангелизировать его. Под выражением этим подразумевается та мысль, что Церковь является должником всего мира, т.е. Церковь обязана предложить всему миру благоприятную возможность услышать Евангелие и принять Христа. Мы знаем, что не весь мир ответит на призыв Евангелия, но Церковь обязана предложить всему миру благоприятную возможность познать Его и принять Его спасение. Бог призывает сегодня из среды язычников народ во имя Свое (Деян. 15,14), и Он делает это посредством Церкви и Своего Духа. Так будет продолжаться, «пока войдет полное число язычников» (Рим. 11,25). Никто не знает, когда это случится, однако, существует определенная цель у Христа, в осуществлении которой должна принять участие и Церковь Христа. Евангелизация начинается с изучения нужд (Ин. 4,28-38; см. Мф. 9,36-38), а потому каждая Церковь должна изучать миссии. Дело это найдет свое выражение в миссионерском ходатайстве (Мф. 9,38), в содействии миссионерскому делу (Флп. 4,15-18), в посылании миссионеров (Деян. 13, 1-3; 14,26; Рим. 10,15), в отправлении на миссионерские поля (Рим. 1,13-15; 15,20).

Е. Действовать, как ограничивающая и просвещающая сила в мире

Иисус сказал: что верующие являются солью и светом земли (Мф. 5,13 и далее). Своим влиянием и свидетельством они удерживают Божий суды из-за присутствия благочестивых среди порочных (Быт. 18,22-33). Верующим надлежит возвещать праведные требования Божий, предъявляемые человеку и необходимость в покаянии и возрождении. Для этой цели Бог превратил Свой народ в хранителей истины. (2 Кор. 5,19; Гал. 2,7; 1 Тим. 1,11; 3,15). Людям всегда необходимо искать истину о Боге и о духовных вещах в Писании, если только они хотят познать эти вещи. Но более этого Церкви надлежит возвещать миру Слово жизни (Флп. 2,16) и сражаться за истину (Иуды 3). Мирские общества сознают истинную ценность народа Божиего в своей среде. И, конечно, не многие бы из нечестивых хотели бы жить в мире, в котором не ощущалось бы христианское влияние.

Ж. Способствовать всему, что хорошо

Если верующему надлежит отказаться от всякого союза с миром (2 Кор. 6,14-18), то, тем не менее, ему необходимо поддерживать все, что пытается содействовать социальному, экономическому, политическому и образовательному благополучию общества. Павел сказал: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6,10). Здесь нам и следует обратить внимание на то, что у нас имеются первейшие обязанности по отношению к остальному миру. Весьма необходимо уяснить себе место этого служения по отношению к миру. Практика Иисуса является самым лучшим примером для следования. Он всегда подчинял физическую или какую-то другую материальную помощь духовной. Он ходил, делая добро и исцеляя всех, одержимых нечистыми духами, хотя Он никогда не терял из поля зрения Своей основной миссии (Деян. 10,38-43). Дело Реформации, включая и благотворительность, необходимо вполне определенно подчинить делу евангелизации. Христианину надлежит проявить все свое милосердие, и любовь, свидетельствуя о Христе. Иисус мог накормить пять тысяч, и это было гуманным делом, но Он прежде всего и главным образом совершил это дело в качестве свидетельства о Своей собственной силе и силе Божией. Когда Иисус превратил воду в вино, Он оказал любезность брачующейся чете, но Он также явил и славу Свою (Ин. 2,11). Очевидно, что Он исцелил слепорожденного, чтобы приобрести Его душу (Ин. 9,35-38). Короче, христианин должен совершать все свои добрые дела, чтобы свидетельствовать о Христе,

II. Назначение церкви

Детали этого назначения будут обсуждаться тогда, когда будет изучаться вопрос эсхатологии, однако здесь следует упомянуть о перспективах Церкви в будущем.

А. Церковь не должна обращать мир

Согласно Писанию, Церковь не приобретет всего мира для Христа, она не должна занимать в мире влиятельного положения в вопросах социальной, экономической и политической жизни. Писание предсказывает, что беззаконие будет умножаться в мире,,и «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24,12). Павел пишет: «Дух же ясно говорит, что в последние дни отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4,1; см. 1 Тим. 3,1-9). Не будет массовых обращений к Господу, и жизнь будет совершаться своим обычным чередом. Об этом и говорит Иисус Христос: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег». Смотрите также притчу о плевелах (Мф. 13,24-30 и 36-43) и притчу о неводе (Мф. 13,47-50). Добро и зло будут продолжать свое существование до конца века.

Б. Церковь займет благословенное и почетное положение

Писание предлагает нам вполне определенное учение в поддержку этого взгляда.

1. Церковь соединится со Христом. Церковь называется Неве стой Христовой (2 Кор. 11,2; Еф. 5,27). А в Откровении предсказан ее союз со Христом и брак Агнца (19,7). Сказанное может единственно обозначать, что она войдет в самые тесные отношения с Ним. Идея общения и сообладания заключаются в этой концепции (Рим. 8,16 и далее).

2. Церковь будет царствовать со Христом. Как Его Невеста, она будет рядом с Ним и будет разделять Его власть в Его, охватывающем весь мир, Царстве на земле (1 Кор. 6,2; Отк. 1,6; 2,26 и далее; 3,21; 20,4 и 6; 22,5). Она будет также иметь часть в осуждении ангелов (1 Кор. 6,3). Пострадав вместе со Христом в день Его Отвержения, Церковь будет царствовать с Ним в день Его славы (2 Тим. 2,11-13). Страдающие вместе с Ним и будут царст вовать вместе с ним (Рим. 8,17). Продолжительность этого царст вования составит прежде всего тысячу лет (Отк. 20,4-6), а затем сказано, что будут царствовать с Ним во веки веков (Отк. 22,5).Итак, они будут царствовать вместе с Ним тысячу лет, т.е. в Тысячелетнем царстве, но это только начало того царствования, которое будет продолжаться всю вечность.

3. Церковь будет вечным свидетелем. Она будет свидетельство вать всю вечность о премудрости и благости Божией (Еф. 3,18 и 21). Одно только ее присутствие со Христом будет свидетельствовать о Его благодати и силе, проявившейся в спасении и сохранении посреди злого и развращенного мира. Таким образом Христос навеки будет прославлен среди Церкви.