Реформаторы и Пасха

Обзор, сделанный выше, некоторых языческих обычаев и суеверий, ассоциированных с Пасхой, помогает нам понять почему реформаторы обычно противились соблюдению Пасхи, Пятидесятницы и Рождества. «Кальвин считал ежегодный церковный праздник Пасхи настолько языческим, что с точки зрения некоторых, он не соблюдал ее «хотя Кальвин терпимо относился к соблюдению Пасхи, Пятидесятницы и Рождества, он рассматривал их установление как суеверие, потому что только Бог может устанавливать праздник. Лютер разделял эту же самую точку зрения. В своем «Трактате о Божьих действиях» он написал: «О Боже, как бы я хотел, чтобы в христианском мире не существовало святых дней кроме Воскресения». Martin Bucer также противился многим святым дням, потому что они часто имели языческое происхождение и казались посвященными скорее дьяволу, чем Господу.

Реформаторы рассматривали множество святых дней и праздники Марии, установленные католической Церковью, как указывающие на отступление, в которое впала Церковь. Для того, чтобы освободить Церковь от всех языческих суеверий, которые стали частью общепринятой набожности, реформаторы избавились от большинства ежегодных святых дней, сохранив только Пасху, Пятидесятницу и Рождество. Даже они скорее терпелись, чем поощрялись.

Позиция Лютера основывалась не только на его реакции против соблюдаемых суеверий множества святых дней, установленных католической Церковью, но также на делаемом им радикальном различии между Ветхим и Новым Заветами. В Большом катехизисе (1529), Лютер объясняет, что святые дни «всецело внешняя форма, подобно другим обрядам Ветхого Завета, которые связывались с особенными обычаями, личностями, местами и теперь были отменены посредством Христа.

Лютер избрал сохранить Воскресение не как библейское установление, а как удобный день «предписанный Церковью для блага несовершенных светских мирян и рабочего класса», которым необходим «по меньшей мере один день в неделю… для отдыха и… посещения богослужения». Прискорбно, что в своих усилиях очистить Церковь от языческих суеверий и законнических тенденция Лютер отверг даже те установления Ветхого Завета, которые могут помочь верующим понимать и испытывать то же самое «оправдание по вере», о котором он так воодушевленно учил.

Кальвин отвергнул радикальное различие Лютера между Ветхим и Новым Заветами, взамен, делая ударение на основополагающем единстве между ими двумя. Кальвину, как объясняет Winton Solberg, «схема спасения раскрывается в одной непрерывной последовательности сквозь два Завета. Один Завет объединяет народ Божий; Он разнится только формой управления, не сущностью. Христианская Церковь скорее, чем еврейская нация является обществом принятым Господом, и оба были связаны с Ним союзом, тем же законом и доктриной. Используя тот же самый экзегетический метод, что и в Послании к Евреям, Кальвин христианизировал Ветхий и сделал иудейским Новый Завет для того, чтобы они казались одним объединенным заветом.

Ожидание Кальвина к Ветхому Завету отражается в духовных уроках, которые он находил в ежегодных праздниках Израиля. Их назначением было научить народ верить в Бога и быть признательными за Его доброму к ним. Посредством этих праздников, евреи заставлялись осознать, что их благосостояние зависит от Божьих благословений, сие от их собственных усилий. Несмотря на духовную ценность уроков, которые находил Кальвин в ветхозаветных праздниках, он отвергнул их соблюдение, потому что он рассматривал их как часть еврейского церемониального закона отмененного Христом.

Кальвин придавал большую духовную важность Пасхе, которую он видел памятником освобождения израильтян из Египта также как символом освобождения христианина от греха. Он верил, что хотя Пасха была отменена как церемония, ее следует все еще соблюдать духовно для того, чтобы постоянно вспоминать несравнимую власть и милость Божию.

Попытка Кальвина сохранить духовное соблюдение субботы, Пасхи и других ежегодных святых дней в то же время отвергая их буквальное соблюдение, рисует неразрешимое противоречие. Как могут христиане духовно обогащаться святыми днями, которые им не полагается соблюдать? Как может Пасха соблюдаться духовно, как памятник нашего освобождения от рабства греха посредством Христа, нашего пасхального Агнца, в то время как ее буквально соблюдение отвергается? Разве христиане не нуждаются также как евреи в помощи действительного соблюдения Пасхи для того, чтобы испытать духовное освобождение, празднуемое праздником?

Прискорбно, что хотя Кальвин осознал основное единство Ветхого и Нового Заветов и духовную ценность ежегодных святых дней, он не попытался восстановить их истинное значение и соблюдение для христиан. Кальвин и другие реформаторы были настолько озабочены очищением Церкви от соблюдения суеверий множества святых дней, которым недоставало оправдания Писанием и дан повод языческому разгулу, что они игнорировали необходимость восстановления тех библейских святых дней, которые могли помочь христианам понять и принять реальность спасения.