Пасхальное Воскресение и языческий символизм

Изменение с простого соблюдения Пасхи к пасхальному Воскресению не было только изменением даты с 14 нисана на следующее Воскресение, это также была смена значения и опыта. Первичная христианская Пасха, как мы увидели, следовала во многом еврейской Пасхе. Обе праздновали трагедию спасения, хотя фокусом христианской Пасхи было не освобождение народа Божьего из Египетского рабства, но их освобождение от рабства греха через жертвоприношение истинного пасхального Агнца.

Уменьшающееся влияние евреев-христиан и возрастающее влияние христиан из язычников привели не только к принятию новой даты, пасхального Воскресения, для того, чтобы не было «ничего общего с мерзкой еврейской толпой», но также к принятию языческих спекуляций и мифов плодородия, которые являются чуждыми библейскому значению Пасхи.

В своей научной книге «Библия и литургия» известный иезуитский исследователь Jean Danielou в главе 17 изучает значение «Песаха» в размышлениях Отцов (термин, использующийся для указания на руководителей Церкви первых пяти столетий). То, что бросается в глаза в его исследовании является попыткой руководителей Церкви из язычников объяснить значение Пасхи на основе философских спекуляций о космических мифах скорее, чем на основании библейской пасхальной истории. В этом исследовании мы можем цитировать только несколько примеров. В своем «Трактате о Пасхе» историк Евсевий объясняет, что Пасха празднуется весной, потому что это то время, когда «солнце начинает бежать первую часть своего пути, и луна в своей стороне, в своем полном блеске, изменяет весь ход ночи на светлый день. Завершаются неистовства бурь зимы, закончились длинные ночи, закончили приливы».

Евсевий продолжает приводить доводы в пользу того, что Пасха соблюдалась весной также потому, что это годовщина творения: «Это время было именно тем, которое возникло в момент первого создания мира, когда земля произвела ростки, и появились звезды; в это время Господь праздновал таинство Своего первого праздника и, как большая звезда, появился, чтобы освещать весь мир лучами религии и таким образом напоминать годовщину космоса».

Подобные философские спекуляции о космическом значении Пасхи часты в трудах Отцов. Хороший пример находится в «Пасхальной проповеди» Gadentus of Brescia (около 400 г. по Р. Х.), который говорит: «Господь Иисус провозгласил, что благословенный праздник Пасха следует праздновать в надлежащее время, после осеннего тумана, после зимней грусти, и прежде летнего зноя. Потому что, в действительности, Христос Солнце Праведности, должен был рассеять тьму иудаизма и лед язычества, прежде жара будущего суда мирным светом своего Воскресения и вернуть в мирное состояние своего происхождения все, что было покрыто Князем тьмы».

Несмотря на имеющую большое воображение реторику, эти аргументы чужды библейскому пониманию и происходят из языческих спекуляций о Весне и солнечном цикле. Нигде Писание не обращается к идеальному весеннему времени как к причине для того, чтобы относить Пасху к определенному времени. Время Пасхи связывается не с космическими спекуляциями, а с историческим событием, когда ночью Бог освободил Свой народ из египетского рабства.