Глава 16. Опасное сходство со свидетелями иеговы

Вступление: В каком свете рассматривать ложные учения шелковского движения о Христе и о Святом Духе? Почему эти учения находятся в этом движении? Каково их происхождение и

как относиться к такому явлению — снисходительно, осуждающе или с сожалением? Важно ли то, чему

мы верим или все равно чему ни верить, лишь бы верить?

Истоки, как ни странно, простираются далеко вглубь прошлого века! Первые Адвентисты были выходцами из различных течений, большинство

из которых были антитринитариями и отрицательно относились к истине о Троице — понятии

о трех Личностях Божества. Из 5<%14>0000 Адвентистов,

которые в 1844 году ожидали Христа в США — лишь

очень немногие стали Адвентистами седьмого

дня. Лишь считанные личности начали основательное

исследование истины с молитвой, постом

и слезами. И им-то Бог открыл все тайны прошедшего

разочарования, весть о святилище и о Христе

как Первосвященнике, о законе и субботе,

о состоянии мертвых, о реформе здоровья, о

пророческих цепях и других истинах. Но понятие

о трех Личностях Божества еще долго оставалось

непонятным и даже считалось ложным и языческим.

Таким оно было и для оставшихся Адвентистов

(их было более 3<%16>0000 человек) и далее почитавших

первый день недели и назначавших новые даты

Второго пришествия Христа (После 1844 года они назначили Второе пришествие Христа на 1874 год, исходя из того факта, что Христос при Своем Первом пришествии не сразу приступил к Своей деятельности, а лишь после 30 лет — якобы мудрое решение,- но целиком ложное).

Какое же отношение к арианскому понятию

о Христе имеют Свидетели Иеговы? — Самое непосредственное. Все свои идеи, начиная с назначения 1874 года как времени Второго пришествия Христа, так и многие другие пункты своего учения — о состоянии мертвых, о Святом Духе, об арианском понятии о Христе они восприняли,- а точнее их руководитель Рассел от Барбоура, тогдашнего руководителя Адвентистов первого дня недели, не присоединившихся к Адвентистам, соблюдающим закон Божий и субботу. Вот откуда это учение находится у Свидетелей Иеговы до настоящего времени!

Почему же это учение признается как верное в

шелковском движении? Здесь, кроме влияния Свидетелей Иеговы, было влияние личностей, выступивших против вести 1888 года, которая включала

в себя не только весть об оправдании верой, но и вопрос — об устранении арианского понятия о личности Христа и принятие вести о Личности и деятельности Святого Духа: «Как уже было неоднократно сказано, к 1888 году мы подошли с различными взглядами на вопрос

о трех Лицах Божества,- вечное существование Божества и равенство Христа с Отцом до Его воплощения; Его безгрешная природа во время воплощения; был ли Христос во время Своего пребывания на земле также Священником как и жертвой на Голгофе; а также вопрос о Личности и действиях Святого Духа. Все эти вопросы и сопутствующие им имели прямое и решительное влияние на весь ход обсуждений и решений 1888 года» («Движение, предначертанное Богом». 313 стр.).

К великому сожалению в 1888 году

не все делегаты восприняли весть о праведности через веру, не все оставили арианское учение о Христе, не все согласились, что Дух Святый является божественной Личностью. Особым противником этих вестей, переданных Небом, был Конради, который через своих сторонников оказывал влияние не только на Европу, но и на тогдашнюю Россию. Хотя основная часть служителей России приняла весть 1888 года, но все же среди работников были те, которые находились под влиянием Конради,- это Освальд, К. Шамков, Енифан Гнедин, Манжура и среди более молодых работников к ним очень близко примыкал В. А. Шелков, который в свою очередь был в очень близких отношениях со Свидетелями Иеговы, особенно во время своего пребывания в заключении. Об этом автору этих строк рассказал брат Коцур из Винницы, сидевший вместе с Шелковым. После пояснительного вступления в различных официальных документах будет представлено это опасное сходство понятий Свидетелей Иеговы и В. А. Шелкова, а также позиция Церкви АСД согласно Библии и Духа пророчества. Все это будет приведено не со злорадным духом, не для того, чтобы превозноситься над своими идейными противниками, а для внимательного рассуждения под влиянием Святого Духа,

чтобы все мы говорили одно и были готовы к воссоединению и единству. Пусть при дальнейшем изучении и сравнении всех фактов истины исполнится просьба апостола Павла: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы

все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и

в одних мыслях» (1Кор. 1:10).

I. Должны ли АСД и движение ВС АСД иметь арианское понятие о Христе?

1. Вот понятие ариан о Христе: «Ариане, последователи Ария, самого замечательного из еретиков, потрясавших церковь. Арий был пресвитером в Александрии. Впервые сформулировал свою доктрину во время споров со своим епископом Александром в 318 году. Он утверждал, что Сын

не вечен, не существовал до рождения, не был безначальным» (Ист. хр. церкви Робертсона, т. 1., 188 стр.). Вот о чем шла дискуссия на первом Вселенском соборе в Никее в 325 году: «Пресвитер Арий Александрийский не остановился на изложенном нами мнении древних отцов. Напротив, он подчинил

Сына Отцу не только вышесказанным образом, но прямо отказал Ему в божественной сущности и божественных свойствах, именно в вечности

и в бытии из Бога, как это видно из его главных положений,- «было время, когда Его не было» (Ист. христ. церкви Функа,

119 стр.).

В чем заключалась сущность всех этих дискуссий? — Был ли Христос Богом или нет. Что означает слово «Бог»?

Тот, Кто никем не сотворен, не рожден, не произведен <%2>другим. Все соглашались, что это относится к Отцу. И лишь после всестороннего, глубокого изучения на соборе в 325 году поняли, что это в равной мере относится ко Христу — Богу, имеющему вечную, самобытную, незаимствованную жизнь.

2. Понятие Свидетелей Иеговы о Христе: «Ясно, что Иисус не Бог Всемогущий» (Ты можешь жить вечно в раю на земле стр. 40). «Они верят в то, что единственным истинным Богом является Иегова. Иисус не имеет божественной сущности, а Святой Дух не является отдельным лицом, Высшего Божества… Свидетели, как и Рассел верят, что Иисус никогда не был равным Иегове» (Ангелы обмана, стр. 210-211). «Практически отрицание Святой Троицы «Свидетелями Иеговы» является ничем иным, как арианством, ересью, осужденной еще в IV веке на Вселенском соборе

в Никее… Отрицая догмат о Святой Троице, «Свидетели Иеговы» не верят и в то, что Иисус Христос — Бог» (Во что они верят. Г. Берри, стр. 64-65).

3. Понятие В. А. Шелкова и его движения: «Сын Божий есть единородный у Отца. Он имеет предвечное рождение — рожден от Отца прежде всякой твари. Иоан. 1:18; 17:5. 24; Псал. 2:7. 12; 109:3; Прит. 30:4; Кол. 1:15-17.

ПРИМЕЧАНИЕ: Все другие нравственные существа — ангелы, мирожители и первые люди нашей земли, в отличие

от Сына Божьего, не рождены, а сотворены Богом

через Сына Божьего. Кол. 1:15-17; Евр. 1:5.

4. Библия упоминает четыре рождения Сына

Божьего:

1. Предвечное Кол. 1:15. Притчи. 8:24-26.

2. По плоти на земле. Лук. 2:9-19. Римл.

1:3. Евр. 2:14. 17.

3. Духовное — свыше по духу святыни в

борьбе с искушениями (усовершенствование).

Лук. 2:40. 52. Рим. 1:4. Евр. 5:7-10.

4. Вестевое — в каждой новой вести.

Откр. 12:1-5. Мих. 4:10. Иоан. 1:1. 14.

Вот оно чисто арианское учение В. А. Шелкова.

Иисус Христос не имел никакого другого рождения, кроме воплощения на нашей земле!

5. Что говорит Библия и Дух пророчества о божественности Христа?

Библии чуждо арианское понятие о предвечном рождении Христа — то есть не имеющего вечного существования с Богом и Духом Святым. Библия говорит о Христе как о вечном Боге, не имеющем ни начала, ни конца дней. Евр. 7:3. Апостол Павел говорит о нем: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим. 3:16). Он — вечная Личность Божества. Об этом Христос сказал евреям: «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших, если не уверуете, что это Я. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий (Иегова), как и говорю вам» (Иоан. 8:24. 25). Тексты «Рожденный прежде всякой всякой твари» (Кол. 1:15), «закланный от создания мира» (Откр. 13, 8), и «первенец из умерших» (Кол. 1:18) — все эти тексты говорят о том, что все это было положено в плане спасения прежде нашей земли — что Он должен родиться в этом мире, быть закланным и воскреснуть. Библия знает только одно рождение Христа или воплощение

в нашем мире силою Отца и Святого Духа: «Ангел сказал ей в ответ: Дух Святый найдет на тебя и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божьим» (Лук. 1:35).

Со времени воплощения Христос получил два

имени: Сын Божий, как рожденный от Отца и Сын Человеческий — через воплощение от Марии. Именно во время воплощения исполнилось пророчество: «Ты Сын Мой, Я ныне

родил Тебя» (Пс. 2:7). В этот же момент Христу поклонились

все ангелы: «Также, когда вводит первородного

во Вселенную, говорит: «И да поклонятся Ему

все ангелы Божьи» (Евр. 1:5-6; Лук. 2:8-14). В приложении

к этой главе обратите внимание, как текст из Псал.

2:7 относится ко всей миссии Христа на земле.

А что говорит Дух пророчества о вечной сущности

Христа: «Христос обладает жизнью самобытной, незаимствованной, изначальной» (ЖВ.

530). В 1888 году Елена Уайт описывала Христа как «Величие неба… равного Богу» (ИВ. 1. 69). В 1888 году: «Князь неба, одно с Отцом во власти и могуществе» (ВБ. 498). В «Знамениях времени» за 27 ноября 1893 года: «Единосущный, с теми же свойствами, что и Отец». В 1895 году: «Единственный в Своем роде Сын Божий, Который от всей вечности был вместе с Отцом» (Основы христ. воспитания, 382). В «Ревью энд Геральд»

от 5 апреля 1906 года она писала: «Христос является Богом по существу и в самом высоком смысле этого слова. Он является Богом от всей вечности. Богом над всеми, благословенный навсегда, на веки вечные». Следовательно, Библия и Дух пророчества не признают арианского лжеучения шелковцев.

II. Является ли Святой Дух

третьей Личностью Божества?

1. Учение Свидетелей Иеговы: «Что касается Святого духа, так называемого третьего лица троицы, то мы уже увидели, что это не личность, а Божья действенная сила. Иоанн Креститель сказал, что Иисус будет крестить святым духом, как он сам крестил водой. Следовательно, как вода не является личностью, так и святой дух не является личностью (Матф. 3:11). Предсказание Иоанна исполнилось, когда после смерти и воскресения Иисуса святой Дух сошел на его учеников, собравшихся

в Иерусалиме. Библия говорит: «И исполнились все Духа Святого» (Деян. 2:4) «Исполнились» они личностью? нет, но они исполнились Божьей действенной силой… Как мог бы святой дух быть личностью, если 120 учеников исполнились им в одно и то же время? (Ты можешь жить вечно в раю на земле стр. 40-41).

2. Понятие шелковского движения о Духе Святом: «Природа Духа Божьего — Дух Божий, не имеющий личности и плоти («Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» Лук. 24:39), является третьим духовным лицом проявления основных свойств Бога Отца. Матф. 28:19; Ис. 48:16.

ПРИМЕЧАНИЕ: Дух Божий есть свет, сила, жизнь и божество, исходящее от Бога Отца. Не имея личности и плоти, будучи независимым от времени, места

и пространства, Он наполняет Собою всю необъятную Вселенную, творит и содержит все, энергируя, животворя, вразумляя и обожествляя и нет миллиметра пространства, не наполняемого

Им. Быт. 1:2. Иер. 23:24. Пс. 138:7-12″. («Основы», т. 1, 35 стр.)

3. Понятие Библии и Духа пророчества. Библия говорит: «Есть тела небесные и тела земные» (1Кор. 15:40). Бог есть Дух, но Он — Личность. Святый Дух — тоже Дух и тоже Личность. Согласно Библии, Дух Святой наравне с Отцом и Сыном упоминаются в формуле крещения (Матф. 28:18-20), и в апостольском благословении (2Кор. 13:13). Дух Святой имеет три главных свойства Личности: разум (Рим. 8:27), чувства (Ефес. 4:30; Рим. 5:5), и волю (1Кор. 12:7-11).

Дух пророчества весьма определенно говорит о Духе Святом как о Личности: «Греху можно сопротивляться и противостоять благодаря могущественному влиянию третьей Личности Божества, Духа Святого: (ЖВ. 671). Приводим

еще три ярких места из книги «Евангелизм»:

«Отец является всей полнотой Божества.

Он невидим смертному человеку. Сын — также полнота Божества. Он — явил Себя человечеству… Утешитель, Которого Христос обещал послать

после Своего вознесения на небо есть Дух, облеченный

всей полнотой Божества. Он открывает силу божественной благодати всем, уверовавшим во Христа и принявшим Его как своего личного Спасителя» (Евангелизм 614, 615).

«Небесная Троица состоит из трех живых Личностей; во имя этих трех великих сил — Отца, Сына и Святого Духа крестятся те, кто принял Христа живою верою, и эти силы будут сотрудничать с послушными: подданными неба в их усилиях — жить новой жизнью во Христе» (Евангелизм, 615).

«Вечные небесные Личности — Бог, Христос

и Дух Святой снабдили учеников более чем земной силой, чтобы вместе с ними могущественным образом продвигать работу и убедить мир во грехе» (Еванг. 616).

III. Две важнейшие объединяющие истины — Христос и Дух Святой — должны стать нашим достоянием

1. Почему больше всего в мире мы должны стремиться познать Бога и Христа? (Иоан. 17:3).

«Познание Бога и Христа, отраженное в нашем характере,- высшая цель, которая превосходит всякое сокровище на небе и на земле. Это самое высшее воспитание. Это ключ, который откроет перед нами врата небесного города» (СЦ. 8, 317).

Чем более мы будем познавать Христа, чем более полно будем отражать Его характер, тем ближе будем друг ко другу, тем скорее наступит воссоединение всех верящих во Христа и соблюдающих Его заповеди!

2. Как важно нам сегодня понять, что Дух Святой — божественная личность! Что от Него исходит знание, вера, мудрость,

дар пророчества, а также и сила и повседневное

руководство в нашей краткой многострадальной

жизни! В силе, ниспосылаемой Духом Святым,

заключается и могущество нашего свидетельства

о Христе: «Но вы примете силу, когда сойдет

на вас Дух Святый и будете Мне свидетелями»

(Деян. 15:8). Но прежде чем ученики получили

полноту Святого Духа, они покаялись перед

Богом и друг перед другом и какие же были славные последствия? Деян. 4:31-33. «После того, как они десять дней молились, смирились сердцем и сознались в своих грехах, небесное помазание в обильной мере сошло на них. Толпа пришла в смятение, все изумлялись и дивились, и тысячи людей обратились к Господу. Больные все исцелялись, лицемеры умерщвлялись ангелом Божьим; богохульники наказывались и те, которые хотели остановить дело Божье — были поражены… Тюремные двери отворялись и рабы Божьи освобождались. Даже безжизненные стены в зданиях, где собирались ученики,- тряслись вследствие великой силы Божьей… Когда мы будем молиться с верой и трудиться, как ученики, тогда Господь и для нас сделает подобное дело. Молитва и посвящение в апостольском

духе вызовет и апостольские времена» (Маслина — приложение, декабрь 1910 года).

Заключение: «Молитесь о том, чтобы могущественная

энергия Святого Духа со всей возрождающей,

укрепляющей и преобразующей силой, подобно

электрическому току проникла в вашу парализованную

душу, побуждая каждый нерв биться новой жизнью

и возвращая всего человека из состояния

смерти в состояние жизни и здоровья. Таким путем

вы станете причастником божественной

природы, избавившись от растления, господствующего

в мире, и в вашей душе отразится образ Того,

Кем вы исцелены» (СЦ 5, 267 стр.).

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ № 16

Давайте обратим внимание, как важно знать всесторонне, хотя бы один стих, относящийся к нашей главе:

«Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Пс. 2:7). Как широко

его значение: «Новый Завет относит это ветхозаветное предопределение к главным вехам Иисуса. Отметьте это в их последовательности:

1. Особенно это относится к воплощению

Иисуса. После цитирования Псалма 2:7, апостол, обращаясь к евреям, говорит: «Также, когда вводит первородного во Вселенную, говорит: «Да поклонятся Ему все ангелы Божьи» (Евр. 15:6),- относится ко времени рождения в Вифлиеме.

2. Этот стих имеет отношение и к воскресению Иисуса:

«Воскресив Иисуса, как и во 2 Псалме написано:

«Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Деян. 13:32.

33).

3. Имеет отношение и к Первосвященству

Христа: «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть Первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»; как и в другом месте говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр. 5, 5. 6).

Совершенно очевидно, что применение слов в

Новом Завете: «Я ныне родил Тебя»,- указывает на весь ход жизни Христа в человеческом теле,- Его рождение, воскресение и священство.

Все это тесно связано между собой и берет свое начало с момента Его рождения в человеческом теле,

потому что второй раз Он придет на землю как Сын Человеческий» (Движение, предначертанное Богом. 308-309 стр.).