Глава 25. Праведность через веру — самая важная объединяющая истина

(Евр. 10:37-39)

Вступление: Праведность через веру — самая дорогая, самая важная весть, которую нам необходимо воспринять. Как выразился один из теологов — ее можно представить теоретически, но самое важное — пережить ее на личном опыте. Да, это глубокий опыт сердца! Это могущественное перерождающее влияние, это опыт, когда мы становимся причастниками божественной природы, а затем и наследниками вечной и бессмертной жизни. Об этой величественной истине много спорят, много написано книг, но наша задача понять ее просто и определенно, чтобы она стала

для нас реальной духовной жизнью.

Как же нам наиболее доступно объяснить

эту великую истину? Однажды маленькая девочка подошла к Елене Уайт и от имени многих детей попросила: «Не можете ли вы передать служителю, чтобы он говорил нам просто, доступными словами, которые мы могли бы понимать? Ведь мы не понимаем таких сложных слов как «оправдание». Мы не знаем, что оно означает» (Советы родителям, учителям, учащимся, стр. 254). Каким образом можно объяснить смысл «оправдания» или праведности через веру, чтобы эта истина стала доступной

не только взрослым, но и детям?

I. Опасность собственной праведности

1. Сцена плача Христа при виде Иерусалима. Лук. 19:41-44.

«С вершины Елеонской горы Иисус смотрел на Иерусалим. Было время Пасхи и со всех концов страны сюда собирались сыны Иакова на этот великий национальный праздник. «И когда приблизился к городу, то, смотря

на него, заплакал о нем» (Лук. 19:41). Величие

неба в слезах! Сын Безграничного Бога сокрушен

от душевной скорби! Эта сцена наполнила все небо

изумлением. Все это должно говорить нам о чрезвычайной

греховности греха; как трудно было даже для Безграничного

могущества спасти беззаконника от последствий

нарушения закона Божьего. Проникая вглубь

веков и смотря на последнее поколение, Иисус

видел мир окутанным тем же обманом, который в

свое время послужил причиной гибели Иерусалима.

Величайшим грехом иудеев было отвержение

Христа; а величайший грех всего христианского мира заключается в отвержении закона Божьего как основания Его правления на небе и на земле» (ВБ. 17-23).

2. Каковы же были причины отвержения Христа? Матф. 5:20.

Вся сущность заключалась в собственной праведности израильского народа. Они мнили себя выше всех народов мира, гордились своим положением, высоким светом, а фактически перед Богом они находились в жалком, печальном состоянии.

Они не понимали, что служит их миру и благосостоянию. Стремясь к национальному величию, они отвергли Своего Искупителя и единственного законного Царя!

3. В чем была причина неудач Израиля?

Ведь они очень много молились. Матф. 23:14.

Были очень усердными миссионерами. Матф.

23:15.

Были весьма верны и точны в десятине. Матф. 23:23.

«Религия иудейской Церкви состояла

из теории, без служения сердца. Это была религия

форм и церемоний, прекрасных обрядов, религия производящая сильное впечатление своей архитектурой с выразительным богослужением,- но

там не было религии, которая изменяла сердца

и формировала жизнь в согласии с божественными предписаниями. Это была религия собственной праведности, дела без любви; холодная, рассудительная философия вместо горячей, трепещущей веры» (Ранний и Поздний дождь, стр. 51). Посему Христос сказал: Мф. 23:37-38.

4. Наш урок: 1Кор. 10:11, 12. Из этих опытов есть урок и для нас

и горе остатку церкви, если мы не примем серьезно

к сердцу урок древнего Израиля! Дух пророчества ясно говорит, что те же искушения и несчастья, которые угрожали церкви в каждом столетии будут угрожать и нам. Лаодикийская Церковь

не исключение. Господь обличает ее относительно духа собственной праведности: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», но Бог говорит: «Ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17).

Исходя из человеческой точки зрения нам есть

чем хвалиться: Мы имеем нашу церковную организацию, наиболее эффективную в мире. Мы имеем учебные заведения и некоторые из них оказывают всемирно известное влияние. Мы совершаем миссионерские труды, которые являются восхищением для всех, знакомых с нашей работой. Нашей щедрости в дарах и жертвенности в христианской работе возможно нет равной в сравнении с членами других вероисповеданий. Мы имеем систему религиозной веры, которая так прочно основана на Священном Писании, что она выдержала все нападения заблуждений и греха на протяжении всех лет. Но

мы имеем многое, чем могли бы хвалиться, исходя

из человеческой точки зрения; и мы боимся,

что к несчастью этот дух хвастовства, дух собственной праведности овладел многими верующими во Второе пришествие Христа.

Нам сказано: «Постоянный прогресс нашей работы и благоприятные условия (то есть технические приспособления, удобства), наполняют сердца и мысли многих из нашего народа удовлетвореньем и гордостью, которая, чего мы опасаемся, займет место любви Божьей в душе» (СЦ. 4. 535).

«Они более склонны к активной работе, нежели

к скромному благочестию,- более склонны заниматься во внешнем религиозном служении, чем во внутренней работе, касающейся сердца. Размышление и молитва пренебрежены из-за спешки и показной пышности» (Там же). «Для многих внешность составляет сущность религии» (СП. 196).

5. Мы не можем спасти самих себя…

Как бы много мы ни сделали, мы не сможем спасти самих себя. Ни соблюдение субботы, ни выполнение обязанностей, связанных со многими жертвами — не спасет нас. Наша щедрость не спасет нас, хотя бы мы отдали все наше добро, чтобы накормить бедных

и отдали тело на сожжение. Путь в небеса не покупается. Мы можем достичь целей, поставленных церковью,

но это не принесет нам спасения. Соблюдение субботы, щедрость, достижение целей, все это является на своем месте необходимым, но не означает спасения. Конечно, дети Божьи будут верны в добрых делах, но их дела будут естественным плодом их любви ко Христу. Все, что христианин в состоянии сделать — это не его заслуги — честь принадлежит только Христу! Надпись на памятнике Джону Уэсли, после перечисления его трудов для Господа, заканчивается словами:

«Читатель, если ты желаешь наследовать благословение, воздай Богу славу!»

Во всех наших успехах, отраженных в статистических данных, в перечислениях нашей верности

в десятинах и дарах, в различных воспитательных достижениях,- если мы только полагаемся

на такие дела и гордимся ими,- мы только расписываемся в своем собственном несчастье, как об этом сказано

в вести к Лаодикийской Церкви.

6. Есть ли надежда для Лаодикии? Откр. 3:18. 19.

«О, да, конечно, есть надежда, но не на самих себя.

Бог не указывает на грех, чтобы сделать нам язвительное замечание или высмеять несчастное жалкое состояние. Поэтому Он приготовил также и путь избавления из нашей тюрьмы греха. Таким образом, есть надежда даже для бедной, хвалящейся собственной праведностью, Лаодикии. Бог

не оставил Своего народа. Лаодикийская церковь является последней из всех церквей. Она не будет заменена никакою другой церковью или другим движением. Бог приготовил средство от ее болезни и Его милость является лекарством, которое совершит свою определенную работу» (Ранний и Поздний дождь, 55 стр.).

Как важны три предложенных Богом средства для восполнения трех печальных нужд Лаодикии: нищеты, наготы и слепоты: «Золото, огнем очищенное, рекомендуемое Великим Врачем,- это вера и любовь… Белая одежда, это чистота характера, праведность Христа, в которую облекается грешник. Воистину этот виссон состоит из небесных тканей, его можно купить только у Христа. Глазная

мазь, это та божественная мудрость, которой мы

сможем различить добро от зла и разоблачить грех,

под каким бы видом он ни скрывался» (СЦ. 4:88).

В этих важнейших средствах неба нуждается

как Церковь АСД, так и реформационные движения — для духовного состояния и воссоединения

в единую семью.

II. Праведность через веру —

наиболее важная объединяющая истина

1. Эта весть ставит всех нас на одинаковое положение, ибо все согрешили. Римл. 3:23.

«Что такое праведность через веру? Это действие Божье, при котором гордость человека повергается во прах» (СП. 456).

Гордость — многоголовое чудовище — наиболее распространенный грех. Это гордость собой, своей внешностью, своей одеждой, своим положением, своими знаниями, своим духовным превосходством. Посмотрите на фарисея и мытаря. Для окружающих людей фарисей был порядочным, благочестивым человеком. «Он оставил мирской образ жизни

и сосредоточил свои действия и свои мысли на

духовном. Но он не пошел дальше. Он очистил так сказать

свои внешние поступки, но не стал «нищим духом», фактически оставаясь духовным гордецом,- этот человек возгордился духовным благочестием» (Джордж Найт).

Для истинного христианства нет ничего опасней духовной гордости. Как говорит Елена Уайт: «Нет ничего столь чуждого Богу и столь опасного для души человека, как гордость и самоуверенность.

Из всех грехов этот — самый безнадежный и неизлечимый» (НУХ. 154). Это верно, потому, что «гордый ни в чем

не нуждается и потому закрывает свое сердце

для Христа и Его неисчислимых благословений»

(ПХ. 30 стр.). Стоя лицом к лицу с этим первым действием

праведности по вере, нам необходимо быть честными

и признать — есть ли гордость в среде Церкви

АСД? Есть ли проявление гордости в реформационных движениях? В нас лично? О чем нам надо молиться, чтобы быть оправданными перед Богом? Не помолиться ли нам молитвой мытаря: «Будь милостив ко мне грешному?»

2. «Праведность через веру делает то, что не в состоянии сделать человек» (СП. 456). Иоан. 15:5. Филип. 4:13.

«Если Бог даст нам силу, мы будем трудиться, чтобы зарабатывать на жизнь (Втор. 8:18). Если Бог будет поддерживать биение нашего сердца — мы будем жить, «ибо мы Им живем и движемся, и существуем» (Деян. 17:28). «Потому что Бог производит в

нас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13). Фактически все духовные действия

в нашей жизни совершаются силою неба, действием Святого Духа. Силою Святого Духа происходит рождение свыше, обращение, освящение и

в итоге мы становимся причастниками Божеского естества. «Только происшедшая работа преобразования или реформы может свидетельствовать о полном раскаянии. Если грешник выполняет

данный им обет, возвращает взятое, исповедует

свои грехи и начинает любить Бога и своих ближних,- тогда он может быть уверен в том, что он нашел мир с Богом!»

(ВБ. 27 гл.). Какой великий переворот совершит

рождение свыше, реформа жизни и освящение

в нашей духовной жизни? Мы станем любить друг друга,

а это сблизит нас и сделает близкими и родными

в единой духовной семье.

3. Праведность через веру, а не от дел закона даст нам величайший опыт объединения в единую семью. Фил. 3:7-12.

Праведность через веру — это глубокий опыт нашего сердца. Это не праведность от закона, праведность от дел. Почти весь мир — все религии, в том числе и реформационные движения подвержены праведности от закона, праведности от дел. Таким был апостол Павел, который был сильнейшим врагом Церкви Иисуса. Как же, каким путем Бог мог привести в единство Савла со Своим народом? — Иисус Христос лично встретился и помог Савлу уразуметь сущность праведности через веру во Христа — глубокий опыт сердца. И ап. Павел свой опыт передает словами: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для

Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил. 3:8-9). Чем ближе мы будем ко Христу, находясь в Церкви АСД или в реформационных движениях, но если мы воспримем праведность Христа по вере, мы, подобно апостолу Павлу, станем настолько близкими друг ко другу, что после в итоге всего мы воссоединится в единой Церкви Господа Иисуса Христа…

Посмотрите на этот глубокий внутренний опыт: «Праведность — это жизнь Христа! Праведность — это Христос! (Иер. 23:6). Праведность Христа это не одежда, которая покрывает неисповеданный и непрощенный грех; это принцип жизни, который преобразовывает характер и управляет поведением человека. Святость, цельность или совокупность всего человека, отдавшего себя Богу; это означает полную отдачу сердца и жизни небесным принципам, нашедшим свое постоянное место в человеке» (ЖВ. 555 стр.).

III. Праведность через веру —

глубокий опыт сердца

Простое изложение истины об оправдании

верой. Различают два вида праведности: «Праведность,- которой мы оправдываемся — вменяется нам; праведность, которой мы освящаемся — наделяется

нам. Первая — дает нам право на небо; вторая — приготовляет нас к небу» (ВМ. 35 стр.). Проанализируем

более четко эти два вида праведности:

1. Сущность вменяемой праведности — это оправдание через веру, право на небо. Римл. 3:24. Римл. 4:2-4.

При вменяемой праведности через веру происходят следующие действия благодати: рождение свыше, покаяние, исповедание грехов, принятие Христа как личного Спасителя.

«Праведность Христова вменяется грешнику

при покаянии во грехах через веру во Христа и

послушание совершенному закону Божьему.

Она становится его праведностью и его имя записывается в книгу жизни у Агнца» (СЦ. 3. 371).

Наглядный пример: «Жили два брата. Один

из них был благочестивый, а другой — вел беззаконную жизнь. Однажды после убийства за ним устремилась погоня. Он вбежал в дом своего благочестивого брата и просил скрыть его. Тот по окровавленной одежде понял все, что произошло. Он быстро снял

свою одежду и отдал ему, а его окровавленную одежду одел на себя. Настигшая погоня по одежде сразу же уличила убийцу и после суда, на котором он взял все на себя,- приговорила его к смертной казни. Незадолго перед казнью он написал своему брату письмо, полное любви и увещания, которое заканчивалось словами: «Я умираю в твоей запятнанной одежде, а ты обратись к Иисусу и живи достойно в моей неоскверненной грехами одежде». Его брат побежал к судье и хотел сам умереть за свои преступления, но казнь уже свершилась… Все же он исполнил завещание брата: принял Христа как своего Спасителя и жил благочестивой христианской жизнью. Так и Христос умер за нас и просит, чтобы мы, приняв Его одежду праведности, жили благочестивой жизнью».

2. Сущность наделяемой праведности,- это наделение чертами характера Христа — в течение всей жизни. Это освящение через веру — пригодность для неба. Это непрерывное преобразование

или реформа жизни: «Итак, кто до Христе, тот новая

тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор. 5:17).

«Преобразование или реформа не принесет

доброго плода праведности до тех пор, пока не

будет соединена с возрождением от Духа

Святого. Возрождение и преобразование совершит свою определенную работу и совершая ее, сольются» (ХС. 42).

«Мы можем приготовиться к небу только через действия Святого Духа на сердце, ибо мы должны получить праведность Христа, как наше удостоверение, чтобы иметь доступ к Отцу. Чтобы получить праведность Христа, нам необходимо ежедневно преобразовываться под влиянием Святого Духа, стать причастниками Божеского естества» (Изб. вести, т. 1. 374 стр.). Это работа, которая однажды совершилась

в жизни Еноха: «Наша великая нужда сегодня — нужда в мужах, крещенных Духом Святым, нужда в мужах, которые ходили бы с Богом подобно Еноху»

(СЦ. 5. 565).

Наделяемая праведность — это непрерывный христианский рост (2Петр. 3:18). «Преобразовательная работа от нечестия к святости — это постоянный процесс. Изо дня в день Бог работает над освящением человека и человек должен сотрудничать

с Ним, воспитывая в себе добрые привычки и склонности.

Он должен прибавлять благодать к благодати

и Бог в Свою очередь обильно благословит его» (Деян.

532 стр.).

3. Как достичь такой праведности (Рим. 1:16).

«Дух Божий запечатлевает истину в сердце.

Евангелие названо силой Божьей ко спасению, ибо только Бог может сделать истину силой, способной освятить душу» (Е. Уайт. К. АСД т. 7. 340 стр.).

Это возможно всем. 1Тим. 2:3. 4. «Никто не должен сомневаться в том, что в кругу своей деятельности он сможет достичь совершенства христианского характера» (ДА. 531).

IV. Плоды праведности через веру во

Христа

1. Божественный мир. Римл. 5:1-2.

2. Истинное соблюдение закона. Римл. 8:3-4. Праведность — это закон в сердце и в жизни.

Ис. 51:7.

«Это жизнь, которая приводит человека во

внешнюю и внутренюю гармонию с великим мерилом праведности — законом Божьим» («Ревью», 4 июля 1895 г.).

3. Плод праведности выразится в благочестивом характере — в духовном мышлении, словах, в кротком и смиренном поведении, одежде и во всех поступках. Гал. 2:20.

«Когда мы покоряемся Христу, наше сердце соединяется с Его сердцем, наша воля — сливается с Его волей, ум приходит

в единение с Его умом, мысли пленяются Им и мы начинаем жить Его жизнью. Вот что означает быть одетым в одежду Его праведности» (НУХ. 312). «Наиболее драгоценный плод освящения — кротость. Когда это качество преобладает в душе — посредством его формируется характер. В таком состоянии человек всецело полагается на Бога, в полном послушании Его воле… Кротость смягчает и покоряет сердце и приготовляет ум к принятию Слова Божьего. Она приводит мысли в послуние Иисусу Христу» (Освященная жизнь, 14-15 стр.).

4. Единство: «Единство, которое мы чувствуем среди детей Божьих, является доказательством того, что мы рождены второй раз и что мы оправданы через Христа» (Вот это путь, 7 глава).

5. Имеющие праведность Христа — возвестят о ней по всей земле. Откр. 18:1. Откр. 14:12.

«Если мы желаем иметь дух и силу трехангельской вести,- мы должны представить вместе закон и Евангелие, ибо они идут рука об руку» (Служ. Еванг. 151 стр.).

«Весть о праведности Христовой должна прозвучать от одного конца земли до другого, приготавливая путь Господу. Это явится откровением славы

Божьей и завершением работы третьего ангела» (СЦ. 6. 19).

6. Они смогут устоять во время скорби. Откр. 3:5. 10.

11.

«Если вы надеетесь устоять во время

скорби, тогда вы должны знать Христа и принять Его

дар праведности, который Он вменяет раскаявшеюся грешнику» («Ревью», 22 ноябр. 1892 г.).

7. Таковые будут готовы встретить Христа во славе.

Откр. 16:15. Откр. 19:8.

«Только те, которые будут облечены в одежды праведности, смогут выдержать славу Его присутствия, когда Он явится с силой и славой великой» («Ревью», 9 июня 1908 г.).

Заключение: «Итак, будьте совершенны,

как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48).

«Слово «итак» указывает, что теперь последует вывод из всего прежде сказанного. Иисус уже описал своим слушателям бесконечную любовь и милосердие Божье и теперь призывает их к совершенству…

Он требует, чтобы мы были совершенны, как Он, то есть в той же пропорциональности. В нашем небольшом кругу мы должны быть таким же светом, как Он является для всей вселенной. В нас нет ничего собственного, но сияющий в нас свет Его любви должен быть отражен нами. Совершая добро силою благодати, данной нам, мы можем быть совершенными в своем роде, как Бог в Своем» (Нагорн. проп., 53-54).