Глава 3. Реформационных движений — могло бы не быть!

(1Кор. 5:6; Втор. 32:29)

Вступление: Где причина, что корни реформационных движений, вышедших из церкви АСД, проявились сначала в Центральной Европе, а впоследствии в России? Если мы глубоко вникнем в духовное состояние верующих Адвентистов седьмого дня в этих частях мира — нам все станет ясным. Реформационных движений могло бы не быть и

не было бы!

1. Вся сущность вопроса —

в праведности через веру

1. Почему для народа Божьего так важна праведность через веру?

Можно иметь знание всех тайн, всех доктрин,

знание плана спасения, но знание надмевает.

Успехи в покорении людей истине могут льстить нам подобно красноречивому Аполлосу, а сердце может оставаться пустым и холодным. Мы сами и приобретенные нами люди не будут приготовлены к бурям жизни и различным потрясениям, чтобы отстаивать и защищать в страданиях принципы закона Божьего. Конечно, бывает, когда люди в слепом фанатизме могут пожертвовать своей жизнью, отдать даже тело на сожжение,- но если все это будет совершаться без Духа Христова,

без характера Христова в нас — без Его прощающей любви — тогда такой поступок, согласно вдохновенному высказыванию апостола Павла — ничто! (1Кор. 13:1-3.)

2. Заметим самое важное: в течение 44 лет

(от 1844 по 1888 год) были восстановлены все принципы

истины, попранные папством в течение Средневековья: миссия Христа как нашего Первосвященника

и Ходатая; перед глазами всего мира представлена

важность небесного святилища как истинного, единственного центра поклонения, в котором должны поклоняться истинные дети Божьи; заделан пролом в законе Божьем и на свое место снова были поставлены вторая и четвертая заповеди (Ис. 58:12-14); раскрыта истина о состоянии

мертвых; истина о суде и трехангельской вести — последней вести предостережения погибающему

миру; перед всем миром была раскрыта важность

близости Второго пришествия Христа — как

кульминации всего плана спасения. Но недоставало

самого важного — полноты силы Святого

Духа, недоставало полноты характера

Христова,- недоставало движущей силы

для мощнейшего продвижения дела Божьего — прежде

всего в личном сердце, в христианском служении

церкви и в завершении проповеди трехангельской

вести во всем мире. Вот почему в завершении

44-лет восстановления принципов истины Небо

на Миннеаполисской Конференции даровало

церкви весть о праведности через веру — движущую

силу, мощную жизненную силу. Небо очень метко

словами Духа пророчества охарактеризовало

ее значение: «Наши общины умирают из-за отсутствия

учения о праведности, приобретенной через

веру во Христа» (Служ. Еван. 301 стр.).

3. В чем же сущность вести о праведности через веру?

Весть о праведности через веру требует всестороннего рассмотрения. Некоторые недооценивают ее, считая, что закон Божий должен занимать первое место в спасении. При этом они ссылаются на следующие места Писания: Втор. 6:24-25; Мф. 5:17. Другие наоборот, прикрываясь вестью о праведности через веру пускаются во вседозволенность, умаляют закон Божий. Их понятия сводятся к

тому, что дела не имеют никакого значения

в плане спасения,- важна только вера. И в свою очередь также ссылаются на Писание: Ефес. 2:8-9.

Как же разрешить эти кажущиеся противоречивыми понятия о праведности через веру? Но практически в этой вести нет противоречий, только все надо поставить на свои места.

Место человека в этой вести. Пс. 8:4-7.

С одной стороны до грехопадения Бог даровал человеку высокое и ответственное положение, даровал праведность,- он был облечен в одежды света. Человек имел преимущество лично общаться с Богом и ангелами. И с другой стороны — его жалкое положение после грехопадения. Ис. 64:6. Нет праведного ни одного. Рим.3:10. Поэтому, подобно Иову, мы не сможем оправдаться перед Богом даже наилучшими из наших дел. Иов. 42:1-6.

Место Бога в этой вести. Иоан. 3:16. Он любит

нас не потому, что мы делаем или не делаем, но вследствие того, что Он — есть любовь. ! Иоан. 3:1. «Такая любовь не имеет себе равной. Мы имеем право называться детьми небесного Царя! Какое драгоценное обетование! О, слова и тема, достойные самых глубоких размышлений! Какая непревзойденная любовь Бога к миру, который ненавидел Его!

Эта мысль смягчает душу и покоряет мысли воле

Божьей. Чем больше мы изучаем божественный характер во свете креста, тем больше мы видим милосердие, любовь и прощение в сочетании со справедливостью и правосудием; тем яснее мы видим бесчисленные доказательства любви, которая не имеет предела». (ПХ. 15 стр.).

Место закона в этой вести. Пс. 118:172; Еккл.

12: 13. 14. Итак, закон дан, как зеркало, мерило характера и определитель греха. Рим. 7:7. Закон открывает грех, но не очищает нас от греха. Это Его место в плане спасения — указать на грех и совершенство, которого необходимо достичь: «Праведность определяется мерилом закона Божьего, как он выражен в десяти заповедях, данных

на Синае» (ПХ. 61). «Бог имеет закон, который является великим мерилом праведности. Каждый, кто в своей самоуверенности уповает на милость и нарушает закон Божий,- будет судим согласно своих дел» (СП. 448 стр.).

Место Христа в вести о праведности через веру. 1Кор. 1:30. «В Нем есть все, что только может вдохновить надежду, веру и мужество. Он — наша праведность, наше утешение и радость… Отвратите свой взор от себя; смотрите на Иисуса, говорите

о Его бесподобной любви. Созерцая Его образ,

вы будете преображаться в Его подобие»

(СЦ. 5. 199. 202). «Когда мы покоряется Христу,

наше сердце соединяется с Его сердцем,

наша воля сливается с Его волей, ум приходит

в единение с Его умом, мысли пленяются Им и мы начинаем жить Его жизнью. Вот, что означает быть одетым в одежду

Его праведности» (НУХ. 312).

Роль Духа Святого в этой вести. Рим. 8:3-4.

Миссия Святого Духа — открыть красоту истины

(Иоан. 16:13), красоту Божьего характера любви,

открыть Бога и Христа на Голгофе; помочь нам увидеть

и возненавидеть грех; стать новым творением

во Христе,- вот та величайшая миссия, которую совершает Святой Дух в нашем спасении, чтобы нам получить оправдание от Бога и быть Его детьми.

Место веры и дел. Иак. 2:12-24. Нужна ли вера

в этой вести? А дела — тоже нужны. Только

дела должны проявиться не как заслуги для получения спасения, а как плод истинной веры, свидетельствуя,

что наша вера — истинная. «Праведность — совершение праведных дел, ибо согласно своим делам все будут

судимы. Наш характер открывается тем, что

мы делаем. Дела показывают, является

ли наша вера истинной» (НУХ. 312).

Итак, есть ли противоречие между законом и Евангелием, провозглашающим весть о праведности через веру? (Рим. 3:31.) Следовательно, закон — указывает на грех (Рим. 7:7), а Евангелие — указывает на

кровь Иисуса Христа как средство очищения от греха

(1Иоан. 1:7). О спасенных, которые достигнут вечности, сказано: «Они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца» (Откр. 7:14). «И дано было

ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон

же есть праведность святых» (Откр. 19:8). Вот в общем

все, что говорит Библия о праведности через веру.

4. Кратко подытожим, что совершает эта весть в нашей жизни:

1. Повергает нашу гордость в прах: «Что такое оправдание по вере? — Это действие Божье, при котором гордость человека повергается во прах» (СП. 456). Повержена ли наша гордость? Не любим ли мы, чтобы нас хвалили? Не любим ли мы первенствовать? Не стремимся ли блеснуть своим внешним видом, своей изысканной модной одеждой? Гордость — это многоголовое чудовище. Она проявляется в показном пении и музыке,

в обидах, в проявлении национализма — среди всех народов. Победили ли мы свою гордость — ибо гордость наиболее неисправимый грех. Но его можно победить — место казни гордости на Голгофе. Откр. 12:11.

2. Праведность через веру совершает то, что не может сделать человек: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:5). «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). (Псалом Сиона № 53).

3. Силою Святого Духа устраняет

все греховное. Ис. 61:1-3. Почему Христос жил безгрешной жизнью? — С помощью и влиянием Святого

Духа.

4. Вместо всего греховного — греховных

мыслей, слов и действий — в нашем сердце воплощается

жизнь Христа, Его любвеобильный, святой, милосердный, добродетельный характер. Твердость в принципах как сталь и с другой стороны — кротость, смирение, вежливость и любовь. Вот в чем могущество праведности через веру, которое приносит жизнь в наши общины.

5. Праведность через веру — мощная сила в проповеди Евангелия: «Весть о праведности Христовой должна прозвучать от одного конца земли до другого, приготавливая путь Господу.

Это явится откровением славы Божьей и завершением работы третьего ангела» (СЦ. 6:19).

6. Поможет выдержать время скорби и встретить

в готовности пришествие Христа во славе: «Только

те, которые будут облечены в одежды праведности,

смогут выдержать славу Его присутствия, когда

Он явится с силой и славой великой» («Ревью»,

9 июня 1908 г.).

7. Важнейшее значение праведности через веру

в судьбе мира и церкви: Небо, открывая эту последнюю, важнейшую из всех истин через Ваггонера, Джоунса и Елену Уайт, открыло перед всем миром возможность познать эту истину и получить спасение. Небо поставило печать на Своем водительстве истинной церкви, на истинности дара пророчества, который вел церковь правильным курсом, независимо от противодействия самой влиятельной части Генеральной Конференции того времени — в лице президента Батлера, Урия Смита и других, которые впоследствии осознали свою ошибку

и публично заявили об этом. (Урия Смит в 1891 г.,

а Георг Батлер в 1893 г.).

III. Вся причина появления реформационных движений в духовной закваске Л. Р. Конради

Что мы можем сказать о Луисе Ричарде Конради?

С одной стороны это был талантливый проповедник, способный администратор, много сделавший для продвижения адвентистской вести в Европе. Он также много сделал для становления трехангельской вести в России, где во время первого посещения и организации нескольких общин был заключен в Перекопскую тюрьму. После 40-дневного заключения был освобожден царским правительством по настоянию американского консула.

Но наряду с положительными чертами в его характере развивались отрицательные черты, главная из них — противодействие Святому Духу, мания величия, гордость, дух немецкого национализма (национализм любой окраски — русский, польский или украинский в одинаковой мере гибелен для людей). Р. Шварц, один из писателей, говорит: «Переводя и пересматривая «Историю субботы», написанную Д. Н. Эндрюсом, Конради глубоко вникал в произведения протестантских реформаторов. Его все больше

и больше захватывала идея, что фактически трехангельскую весть возвестил Лютер. В результате миллеритское движение в Америке потеряло для него свою ценность. Вполне возможно, что его идеи подхватили некоторые члены церкви, зараженные духом немецкого национализма, который преобладал в его рабочем окружении в период, предшествовавший первой мировой войне. Некоторые считали, что авторитет Елены

Уайт перестал существовать для Конради, ибо

она не подходила на роль доброй немецкой «фрау», согласной занимать подчиненное положение в церковных делах» (Р. В. Шварц, «Носители света церкви остатка», стр. 475).

Но каким же образом Конради мог повлиять на трагическую судьбу событий в те злополучные дни первой мировой войны?

IV. Три роковых греха Л. Р. Конради

1. Презрение к вести о праведности через веру.

Мы читаем об этом в книге: «Движение, предначертанное

Богом» на стр. 677 под заглавием: «Конради — трагический конец жизни человека, который с насмешкой

отверг весть 1888 года». На Генеральной Конференции

в Миннеаполисе в 1888 году Л. Р. Конради

был одним из самых отъявленных насмешников

торжественной вести праведности через

веру, представленную доктором Е. Ж. Ваггонером,

как об этом впоследствии писал К. Е. Макрейлондс

в 1930 году: «Как уже было отмечено, около

25 делегатов, включая и всю делегацию из штата

Айова, расположились в одном большом доме. И там ни утром, ни вечером не было слышно ни молитв, ни служения, а только циничный смех и критика, особенно со стороны Конради. Над многими нависла мрачная тень подавленности». Несомненно, он принадлежал к числу тех «некоторых», которые оказали открытое сопротивление и отвергли эту весть («Движение, предначертанное Богом». 249).

2. Ожесточенная борьба против Духа пророчества:

«Так как выступления доктора Ваггонера

пользовались со стороны Елены Уайт сильной поддержкой,

то начиная с этого момента, неприязнь и озлобление

со стороны Конради все увеличивалось, пока,

наконец, не вылилось в ожесточенную борьбу

против Духа пророчества» («Движение,

предначертанное Богом», 677). Вот как описывает

позицию Конради его биограф доктор Рандольф — баптист

седьмого дня: «Хотя в период своего обращения

он (Конради) полностью считал себя Адвентистом

седьмого дня, но до 1888 года сознавал, что в корне

не согласен с учением госпожи Уайт, признанной

пророчицы и лидера, что касалось, в частности,

и некоторых доктринальных положений.

Действительно, ни в коем случае нельзя предположить, чтобы он когда-либо полностью принимал утверждения Елены Уайт. И даже не похоже на то, чтобы он когда-либо придерживался крайних взглядов (по понятиям Рандольфа), которые характеризовали

линию поведения госпожи Уайт и других руководителей АСД. Становится очевидным и тот факт, что люди, обращенные в Адвентистское учение под руководством Конради, имели несколько другое воспитание,

чем те, кто принимал это учение под руководством

других. Он полностью отвергал Елену Уайт». («Субботний вестник». Приложение, 4 марта 1940 г. стр. 8.)

«Мое (Конради) отделение от фундаментальных

учений веры Адвентистов седьмого дня обосновывалось на моем неверии в видения госпожи Уайт» (Там

же, стр. 9).

3. Отвержение истины о святилище: «Всевозрастающая враждебность Конради очевидным образом открылась

в его последних книгах — таких как «Тайна

разоблачена» (1911 г.) — с явным отступлением

от доктрин. Его последний взрыв обрушился через

брошюру «Основатели организации

АСД» (1939 г.) — спустя семь лет после того,

как он оставил нас. Этот его труд, носящий общий характер,

изобилует обвинениями, искажениями,

дерзким отречением от фундаментального

учения Адвентизма — особенным образом

против Духа пророчества и нашего учения

о святилище, что всегда было обычной мишенью

для нападений» («Движение, предначертанное

Богом», 679 стр.). Следует заметить: «заключительный аккорд его печального образа действий прозвучал

в особенно наглых и едких заявлениях, в его

небольшом труде на 79 страницах — «Основатели организации АСД», изданном в 1939 году,

в год его смерти. Действительно, он умер как раз перед

тем, как отпечатанные экземпляры издательством «Баптистов седьмого дня» в Америке, были переправлены для него в Германию» (Там же.

стр. 677).

V. Реформационных движений

могло бы не быть

1. Мы часто терялись, размышляя, почему именно в Центральной Европе и в России проявились реформационные движения? После созревания посеянного семени, выражавшегося в недоверии и даже отрицании истинного центра богослужения — небесного святилища, презрения к величайшему дару Духа Святого — дару пророчества и к наиболее важной вести — вести о праведности чрез веру,- что можно было ожидать

от служителей и членов церкви в Центральной Европе и России — где большинство служителей были из немцев и влияние Конради на них было огромным?

2. Поэтому, если бы проповедники и рядовые члены того времени от всей души восприняли весть о праведности через веру, силу свыше Духа Святого, были рождены свыше и освящены,- как бы по иному выглядела история церкви АСД и реформационных движений не было бы вообще, ибо настоящая реформа происходит внутри церкви, без всякого отделения. А сколько лет было потеряно, задержалась и проповедь трехангельской вести из-за недоразумений, споров и доказательств?!

3. Судьба руководителей церкви АСД и реформационных движений, отвергших весть о праведности через веру?

-Во-первых, трагический конец Л. Р. Конради — он оставил церковь, презрев основные пункты спасения, ушел к баптистам седьмого дня и умер — в заблуждении!

-Каким же трагическим был и конец первоначальных руководителей реформационных движений, вышедших из церкви АСД? Из них ни одного не осталось

на руководящем посту! Уже в 1920 году А. Г.

Даниэльс в связи с трудами вышедших из церкви, спрашивал, где находятся авторы представленных трудов. Оказывается, что Гермс, автор труда «Громкий клич», уже был исключен; Госфельд — тоже исключен. Эдмонд Диршхлер — закончил свои дни в психиатрической больнице. Ч. Шпанкнебел стал нацистом и погиб в неверии. А какова вечная судьба этих людей? «О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!» (Втор. 32:29).

4. Какой вывод извлечем мы для себя — члены

церкви АСД и реформационных движений? Принимаем ли мы от всего сердца весть праведности через веру? Имеем ли мы доверие к Духу пророчества

и поклоняемся ли мы в едином центре богослужения? — Если ответ будет «да» — тогда мы вскоре объединимся!